0
1225
Газета Идеи и люди Интернет-версия

30.09.2000 00:00:00

Соседи на коммунальной кухне

Тэги: русский, СНГ


В НАЧАЛЕ июня в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания "О развитии образовательных связей с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и Прибалтики". Общая панорама выступлений оказалась крайне неутешительной: русский язык с подачи лидеров СНГ изгоняется из всех значимых сфер государственной и общественной жизни. Больше того: судя по проекту постановления Кабинета министров Украины "О дополнительных мерах по расширению сферы функционирования украинского языка как государственного", Украина рассматривает вопреки желаниям и потребностям большинства своих граждан русский язык как враждебный, угрожающий культуре украинского народа - и потому подлежащий изгнанию. В проекте встречаются оценки, которые имеет смысл процитировать: "Негативный баланс в пользу русскоязычной продукции сложился на рынке украинской прессы┘ Преимущественно русскоязычной остается сфера обслуживания. В то же время некоторыми политическими силами гражданам Украины навязывается ПОРОЧНАЯ ИДЕЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДВУЯЗЫЧИЯ, делаются попытки воспрепятствовать утверждению украинского языка КАК ОСНОВНОГО И ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ (выделено мной. - Н.А.) на всей территории Украины┘" Оставим на совести авторов проекта такое изобретение, как "русскоязычная продукция", - видимо, это книги и газеты на русском языке, и заметим, что до сих пор считалось (по крайней мере в Европе), что человек сам вправе выбирать себе язык для средства общения, тем более что "на всей территории Украины" живут люди разных национальностей, которые считают русский язык своим родным языком. Следовательно, тотальная украинизация есть прямое нарушение их прав. Как, впрочем, и самих украинцев, поскольку больше половины населения Украины, как показывают социологические исследования, предпочитают общаться на русском языке, и сами граждане Украины считают, что нужно русскому языку придать статус второго государственного языка. Но, видимо, власть предпочитает бороться и с собственными гражданами, не говоря уже о "москалях": совершенно беспардонно нарушаются дух и буква Большого Договора России и Украины - и события во Львове при столь долгом молчании официального Киева показывают, что такая ситуация вполне устраивает верховную власть.

Разумеется, не везде действуют столь откровенно - и недавно в Москве, во время саммита глав государств СНГ, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, преследующий у себя на родине и русских, и русский язык, вдруг предложил создать фонд защиты русского языка на территории СНГ, заявив, что "русский язык нужен для казахов как хлеб каждый день". При этом президент РК в который раз вопреки фактам заявил с похвальной последовательностью: "Проблемы русских в Казахстане нет". Проблемы русских нет, а проблемы с русским языком почему-то есть. Честно говоря, пугает и идея под кодовым названием "фонд" - можно предположить, что это будет фонд нового выкачивания денег из России под видом всеобщей заботы о русском языке - без всяких положительных последствий для русских в странах СНГ и для их образования. Аналогичные случаи уже происходили на наших просторах, когда, например, Таджикистан получал российские кредиты "под" помощь русским общинам - и тут же "забывал" об этой помощи, а российские деньги, говоря словами первого президента России, девались черт знает куда. Напомним, что с фондом для переселенцев и беженцев в рамках СНГ не вышло ровным счетом ничего, а ведь он был бы как нельзя кстати, поскольку и сегодня всю финансовую нагрузку в этой сфере несет Россия. Да и к чему фонд, если русские в странах Содружества являются послушными налогоплательщиками - и уже вследствие этого имеют право на свои школы и вузы, а с учетом долгов наших партнеров России любая местная власть могла бы эту проблему при желании давно закрыть. Может быть, фонд русского языка планируется создать для того, чтобы братья-казахи могли обучаться русскому языку (за счет России, естественно), после того как русские школы в Казахстане на протяжении многих лет закрывались, то бишь объединялись с казахскими? Тогда это действительно великолепная мысль. Хотя можно действовать и без всяких фондов: просто соблюдать права человека и двусторонние соглашения с Россией. Однако эта простота никак не дается нашим партнерам. В итоге количество русских школ в странах СНГ с русским языком обучения резко уменьшилось - в Туркмении более чем на 71 процент, в Молдавии - на 65 процентов, в Казахстане - почти на 60 процентов. Другие страны не намного отстают от стран-призеров в этом печальном первенстве. Что же касается ежедневной потребности казахов в "хлебе", то есть в русском языке, то эта загадочная фраза - на фоне разгромленного образования в РК - может отчасти расшифровываться так: казахская элита решила для себя, что ей нужен русский язык. Доказательством тому может послужить выступление на парламентских слушаниях заместителя председателя комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Георгия Тихонова, который, недавно побывав в Астане, привел любопытный пример: депутация Госдумы посетила элитную школу, куда отбор, по словам директора школы, идет весьма жесткий, причем из 120 детей российские парламентарии увидели только двух славянского происхождения. На вопрос директору: "Неужели у вас нет одаренных детей среди русских, украинцев, белорусов?" депутаты услышали ответ: у нас в элитной школе обучение стоит от 3 до 4 тысяч долларов в год за одного ребенка. Нетрудно предположить, что обнищавшее русское население Казахстана вряд ли может найти и 300 долларов за обучение своих детей - таким образом, оно обречено на интеллектуальную деградацию. Русских детей загоняют в угол бесперспективности и искусственным путем: по данным Казахстанской ассоциации учителей русских школ, русские дети "не всегда" получают заслуженные первые места на олимпиадах, конкурсах: так, после введения три года назад отличительного знака "Алтын бельп", который позволял лучшим ученикам поступать в вуз без экзаменов, в первый же год русские школьники, видимо, "по недосмотру", составили больше половины из общего числа победителей, но потом уже этой ошибки в Казахстане не допускали. Жесткий неестественный отбор в пользу "коренного населения" наблюдается и в вузах РК, особенно престижных, где русских почти нет, - так, из недавних 57 выпускников Дипломатической академии оказался (видимо, опять по недосмотру) всего один русский. Резко сократился набор (для русских) и в аспирантуру. Таким образом, совершенно очевидно, что существует продуманная вертикаль выживания русских из всех престижных и интеллектуальных сфер, и назарбаевский "хлеб" (русского языка и русской культуры) распределяется в Казахстане среди самих русских так же справедливо, как хлебные карточки в блокадном Ленинграде┘

Какова же сегодня позиция России по отношению к своей собственной культуре и языку в ближнем зарубежье? Увы, ее нет - и этот многолетний рефрен сопровождается другим, таким же привычным рефреном: нет денег. Позволительно заметить, что когда нет осмысленной политики по защите прав соотечественников, то тогда и количество денег не спасает, тем более что они есть в странах СНГ, как уже говорилось, в виде невыплаченных долгов России. Возвращать долги порядочные люди и страны обязаны - вот и надо обязать наших партнеров платить по долгам, включая в эту строку русский язык и русскую культуру. Невозможно на протяжении целого десятилетия оставлять наших соотечественников "без языка" - и тем самым соучаствовать в их ежедневном унижении. Пока в странах СНГ нет ни одного примера, когда бы нарушения политических и гражданских прав русского и русскоязычного населения не сопровождались нарушениями в сфере русского языка и культуры, - и пример такого "единства" наиболее ярко предоставляют сегодня Украина, Казахстан, Молдавия и другие страны Содружества, которые, как это ни парадоксально, на политической арене формально выступают иногда и как союзники России. Поэтому если нашу верховную власть все-таки одолеет мысль о создании какого-либо Фонда русского языка в СНГ, то нужно будет в который раз задать себе два российских вопроса: кому это выгодно - раз, куда пойдут бесконтрольные российские деньги, которые вряд ли попадут к русским, - два. Безусловно, русская культура и русский язык в странах СНГ нуждаются в поддержке со стороны России, в том числе и финансовой, но вопрос этот не следует решать с кондачка, чтобы он не превратился в очередную фикцию. Механизм финансовой поддержки русского языка и культуры должен быть очень четко продуман.

Следует, на наш взгляд, обратить внимание на главный общий тезис участников парламентских слушаний: при политике русофобии в странах СНГ, массовом нарушении гражданских и политических прав русского населения не может в принципе решаться "отдельный" вопрос о русском языке или об образовании - как заметил один из участников слушаний, при таком развитии событий, как на Украине, "там скоро некому будет образовываться". Следовательно, наши соотечественники пока живут (существуют, выживают) в странах Содружества "без языка", о чем свидетельствуют материалы и выступления на парламентских слушаниях, которые мы сочли необходимым опубликовать в сокращении (в ряде случаев возникла необходимость в некоторой правке устных выступлений).

"РОССИЙСКИЕ ФЛАГИ ЖГЛИ НА СТУПЕНЯХ УКРАИНСКОГО ДОМА┘"

Валентина Ермолова, писатель, председатель Украинского общества русской культуры "Русь", председатель Русского совета Украины (Киев)

Только что самая крупная организация Украины - Общество русской культуры "Русь" - отпраздновала свое 10-летие. Рождение этой организации совпало с сжиганием российских флагов на ступенях украинского дома, где проходила наша первая конференция, а наше 10-летие совпало с антирусским шабашем во Львове, который начался из-за гибели львовского композитора и привел к разгрому русских кафе. Сейчас "патриоты" активно ищут продавцов русских книг и русской литературы┘ Ощущение такое, что мы живем на вулкане.

Мы никогда не знаем, что еще произойдет и какие тенденции победят в украинской этнополитике. Бытовало у нас утверждение, что сам факт "наличия" русского языка и культуры можно приравнять по негативным последствиям для национальной безопасности Украины к пропаганде насилия. Было и вполне толерантное заявление президента Украины, что русский язык и русская культура не чужие на Украине... Сегодня мы слышим достаточно серьезные и просто угрожающие высказывания о том, что русская книга, русские газеты на Украине - это русская агрессия против независимости Украины. Что будет дальше - неизвестно, и это нас очень тревожит.

Определенно ясно только одно: политика власти в области образования на русском языке достаточно последовательна и недвусмысленна. Мы понимаем, что была, видимо, своя логика в том, чтобы переделать русскоязычные школы в украиноязычные, если бы при этом соблюдались права человека. Однако права человека не соблюдаются. Сегодня налицо резкое сокращение школ с русским языком обучения: из 22 тысяч общеобразовательных школ осталось всего 2300. И уже появились области, где нет ни одной русской школы┘ Трансформация русскоязычных школ в украиноязычные происходит без учета мнения родителей, что является прямым нарушением существующего законодательства на Украине, а именно 10-й статьи Конституции, провозгласившей обязательное изучение и поддержку русского языка, и двух статей - 25-й и 27-й Закона "Об образовании", в соответствии с которым каждый ученик имеет право выбирать по собственному вкусу язык обучения. Дети вынуждены идти в украиноязычные школы, где русский язык или не изучается, или изучается с 5-го класса один час в неделю. Русская литература вошла в курс "международной", где на Толстого, например, отведено всего 2 часа┘ Сегодняшние учебники истории тенденциозно трактуют факты общей истории России и Украины, они заставляют детей видеть в России врага Украины, что отчуждает их от России┘

У нас есть главный вопрос, который мы постоянно задаем часто сменяемым руководителям в сфере образования: сколько останется русских школ и останутся ли они вообще? Нам всегда отвечают: один Господь Бог знает об этом. Но вот недавно мы получили ответ из роно города Киева: нам сказали, что в Киеве будет достаточно и четырех школ. Сегодня их 10 - при том что русские на Украине составляют 22 процента населения. Оказывается, 10 школ для такого населения - тоже много, и вполне достаточно будет четырех!

Тревожные факты есть и в сфере высшего образования. Сократилось число кафедр русистики. Началась перестройка кафедр филологии в нашем национальном университете имени Шевченко, и мы подозреваем, что в результате этой перестройки две русские кафедры языка и литературы исчезнут вообще.

Мы подошли к некоей критической черте, некоему рубежу, за которым - обвальное сокращение образования на русском языке, манкуртизация русских детей, вытеснение русских из интеллектуальных сфер труда. Я думаю, что все, что происходит сегодня, происходит не случайно. Идет строительство мононационального государства в полиэтнической стране - и вытеснение русских. Самое страшное, что может произойти - необратимая потеря русской элиты, в то время как Украина сегодня очень бережно пестует "свою" элиту.

Ликвидации перекоса в такой этнополитике могли бы способствовать некоторые меры. Мы считаем, что Украина - все-таки специфическая страна, где должны учитываться и количественные параметры русских, и качественные параметры той мощной русской культуры, которая пока на Украине есть и которую нельзя насильственно оторвать от украинской культуры.

Мы считаем, что на государственном уровне на Украине следует принять программу сохранения и развития русской культуры. Эту программу разработала "Русь" (она была одобрена в прошлом году на первом съезде русских Украины), и в ней предусматривается сохранение вертикали русского образования на Украине. Без помощи России, конечно, эта задача мало реальна. Нам очень хотелось бы, чтобы наша историческая родина выстроила бы наконец решительную, четкую и прагматичную политику по отношению к Украине.

Сегодня необходимо проанализировать исходя из новой реальности договорную базу с государствами СНГ. При подготовке двусторонних, межгосударственных и межведомственных договоров РФ должна отстаивать интересы русского и русскоязычного населения, основываясь на принципах свободного национального, языкового, культурного самоопределения. Мы считаем. что непременно должны быть вовлечены в цепочку этих связей крупные общественные организации соотечественников - как для разработки всевозможных документов, так и для их реализации. Но что получается на практике? Когда из России приезжают представители образовательных или иных ведомств, они встречаются, по сути, с душителями русского образования и русской культуры, но при этом никто не встречается с нами - общественными крупными организациями, у которых есть уже и многолетний анализ ситуации, и знание проблемы, и есть четкие, научно обоснованные предложения.

Мы, например, зарегистрировали Русский университет имени Мономаха. К нему благосклонно отнесся даже президент Украины, но все нас спрашивают: "А Россия вам помогает в этом деле или нет?" К сожалению, нет. Мы хотели бы, чтобы нам была оказана практическая помощь в поддержке этого пилотного проекта русского неправительственного вуза. Мы также просили бы Министерство образования России выделять стипендии для лучших выпускников русских школ Украины и для переподготовки учителей русского языка и преподавателей-русистов.

Говорят, что на Украине сегодня приходится всего по две русские книги на человека. Катастрофически не хватает методической литературы, учебников, и мы давно ставим вопрос о том, что на Украине необходимо создать русский издательский центр, который бы занимался выпуском и методической литературы, и учебников, и детских книг.

Мы считаем, что целесообразно было бы подготовить и подписать все соглашения на уровне глав государств СНГ по обеспечению функционирования в этих странах русского языка в качестве языка международного, межгосударственного и межнационального общения, ибо сегодня очень трудно отстаивать русский язык в странах СНГ. Нам кажется, что необходимо было бы создать в системе исполнительной власти РФ специальную структуру по работе с российскими соотечественниками. Кроме того, мы хотели бы иметь возможность как члены Совета соотечественников при ГД РФ встречаться с президентом России Владимиром Путиным. Только системная помощь России может помочь нам смотреть в будущее с оптимизмом, иначе мы просто потеряем то, что имеем сейчас.

С РУССКИМ ЯЗЫКОМ В МОЛДАВИИ РЕШИЛИ ПОКОНЧИТЬ НА КОРНЮ

Евгений Охрименко, директор русского лицея # 11 г. Кишинева (Республика Молдова)

В РЕСПУБЛИКЕ Молдова проблема образования регулируется двумя законодательными актами: Законом "О функционировании языков" и Законом "Об образовании". Формально эти законы вполне либеральны, они предусматривают свободное использование русского языка во всех сферах жизни человека и получение образования на русском языке, начиная с дошкольного и кончая вузовским. Но то, что красиво написано на бумаге, значительно расходится с реальной жизнью. Ситуация в Молдавии была наиболее острой среди многих республик в начале 90-х годов, когда как раз принятие Закона "О функционировании языков и лишении русского языка государственности" стало одной из причин приднестровского конфликта. Начало 90-х годов отмечалось массовым закрытием русских школ или, как тогда официально говорили, "реорганизацией". В этих условиях мы действительно провели большую работу, чтобы сохранить образование на русском языке. Но и сегодня, как говорится, тихой сапой делается все для того, чтобы образование на русском языке становилось все более проблематичным. И происходит это потому, что различные политические силы, приходя к власти, едины в одном: покончить с русским языком и русским образованием надо на корню!

В результате дошкольного образования на русском языке почти нет. Поэтому дети приходят в школу практически неподготовленными. В учебных программах, как и в программах начальной школы, идет планомерное снижение часов русского языка. Поэтому российские учебники, которыми мы в принципе могли бы пользоваться, уже под эти программы не подходят. И мы, по сути говоря, остались без учебников - нет ни молдавских, ни российских. Поскольку у нас в Молдавии практика такая: сначала издаются учебники на румынском языке, затем они переводятся на русский язык, а уж потом они только доходят до нас. В этом году мы получили учебники для 1-3-х классов, переведенных с румынского. И что же? Преподаватели ими не пользуются, поскольку ими невозможно пользоваться. Методический уровень этих учебников просто не поддается определению - о них даже нельзя сказать, что он "оставляет желать много лучшего". В сфере высшего образования тоже нет ничего оптимистического: в этом году закрывается кафедра русского языка и литературы в Госпединституте. Высшее образование сводится только к частному для русских. В бюджетных группах вузов обучаются в среднем около трех процентов студентов - представителей русскоязычного населения, в то время, как в частных вузах обучается до 50 процентов русских. Но ко второму и третьему курсу обычно обучение уже переводится на румынский язык, и дипломы в последние годы приходится защищать в основном на румынском языке. Мы предлагали открыть в Молдавии Славянский университет, с учетом положительного опыта Киргизии, обращались с этим предложением и в Думу, и в МИД России, но, к сожалению, оно, видимо, потонуло в ворохе бумаг. Финансовые проблемы тоже могли бы решиться, но почему-то об этом, когда речь идет об образовании на русском языке, никогда не спрашивают нас. Когда недавно проходили переговоры о молдавских государственных долгах России, то обсуждали все, кроме вопросов образования. Я хочу напомнить, что Россия подписала с Молдовой 140 договоров. Из них всего одно(!) касается образования. Но отражения реальных проблем образования на русском языке в нашей республике ни в одном из этих документов нет. И если бы в основном Договоре между Россией и Молдавией, который сейчас готовится, были бы затронуты вопросы образования и гуманитарного цикла, статуса русского языка как второго государственного, то это было бы решением многих проблем.

Есть еще один вопрос, о котором нельзя не сказать. Если мы не сделаем так, чтобы образование на русском языке было бы престижным, то Россия все больше и больше будет терять свое влияние в странах СНГ. Рядом с моим лицеем находится российское посольство. Там постоянная очередь на получение гражданства - в несколько тысяч. Ежемесячно подают прошения о российском гражданстве более полутора тысяч человек. Эти люди - все кандидаты на выезд. В таком случае проблемы с русским языком и русским образованием решатся сами собой: нет русских - и нет проблемы.

Но что говорить о русском языке, когда Молдавия сегодня, наверное, единственное государство в мире, которое не изучает собственную историю. Мы изучаем историю румын, но не историю молдавского государства. Причем подлинная Россия в этом контексте вообще выпадает, и если вы возьмете новый учебник по всеобщей истории и истории румын, то увидите, что история России представляется как история государства с варварским прошлым, с постоянной тенденцией к "оккупации" - и это все русские дети должны учить. Вот вам и национальное самосознание...

СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - ПРИЗНАК "СЕПАРАТИЗМА"?

Александр Караман, вице-президент Приднестровской Молдавской Республики

Наша стратегическая цель в развитии системы образования - интеграция в образовательное пространство России, переход на государственные образовательные стандарты РФ в учреждениях образования всех уровней. Это не только, на наш взгляд, гарантия высокого уровня образования, но и гарантия постоянной нашей духовной связи с Россией. В Приднестровье сегодня живет почти 80 тысяч граждан России, с чьими интересами и правами следует считаться независимо от того, живут ли они в "признанной" республике или "непризнанной", поскольку все гуманитарные права граждан, живущих в "непризнанных" регионах, закреплены в международных документах - вне зависимости от статуса региона.

Духовная связь с исторической родиной начинается с первых ступеней образования. У нас все школы Приднестровья - абсолютно все, и русские, и молдавские, - работают и функционируют по российским общеобразовательным стандартам. При этом мы не просим у России учебников - мы покупаем их сами: только за последний год мы закупили в России учебники 102 наименований на общую сумму 250 миллионов российских рублей.

Активно развивается сотрудничество между средними и высшими учебными заведениями России и Приднестровья - у нас заключены договора о сотрудничестве с рядом крупных научных и образовательных центров России: Московским экономико-статистическим институтом, МВТУ имени Баумана, Московским государственным областным педагогическим университетом. Духовная поддержка России много для нас значила в самые тяжелые времена. Так, ведущий вуз Приднестровья - Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко - в самый тяжелый для нас час, в период агрессии 1991-1992 годов, был принят в Ассоциацию вузов России. В 1991 году Всероссийский фонд образования заявил себя учредителем нашего университета, а в 1996 году подтвердил сохранение учредительских полномочий. При активной поддержке Московского государственного университета в 1999 году Приднестровский государственный университет (ПГУ) стал полноправным членом Евразийскихой Ассоциации классических университетов. Диплом нашего вуза по решению Коллегии Министерства образования России призван эквивалентным российским аналогам. Завершены работы по открытию Приднестровского научного центра в Российской Академии естественных наук, подписано положение о научно-методическом центре МГУ в ПГУ, и создана организационная структура этого центра.

Казалось бы, сложившиеся связи и контакты с ведущими научными и образовательными центрами России позволяют нам открыть Славянский университет в Тирасполе. Этот вопрос мы поднимаем с 1996 года и уже не раз заявляли, что берем все расходы на себя. Но, к сожалению, все наши просьбы все время упираются в сопротивление со стороны Министерства иностранных дел, которое всегда дает отрицательную резолюцию в ответ на наше предложение, суть которой сводится к тому, что само открытие и поддержка идеи открытия Славянского университета в Тирасполе означала бы┘ признание Приднестровской Молдавской Республики, а значит - и сепаратизма! Трудно понять эту логику - и трудно как-то комментировать эту позицию. Хочу повторить, что в соответствии с международными документами право на образование и духовное развитие должно быть гарантировано всем гражданам независимо от того, в каком регионе они живут, - "признанном" или нет. Надо полагать, профессиональные дипломаты об этом прекрасно знают. Дискуссии о статусе Приднестровья продолжаются почти десять лет - что же, нашим гражданам и гражданам России, живущим в Приднестровье, еще десять лет ждать разрешения на открытие Славянского университета?

Другая важная для нас проблема - получение образования в России. Молдове, например, выделена квота - 30 мест - для поступления в вузы РФ. Нам - ни одного, и снова говорят: обращайтесь в Кишинев, просите у него, вам там должны будут хотя бы два места предоставить... Это же парадокс, если не сказать больше!

Здесь говорилось об Украине, и я вам скажу, как она поступает в данном конкретном случае: ежегодно Украина через наш "Союз украинцев Приднестровья" (25 процентов населения Приднестровья составляют украинцы) предоставляет 50-60 мест в своих вузах! Украина направляет своих специалистов, выпускников украинских вузов для преподавания в украинских школах Приднестровья, обеспечивает их бесплатно программами и учебниками. Этот пример свидетельствует о том, что нельзя духовные устремления наших граждан к России и Украине, их естественное желание получить образование на русском или украинском языке искусственно увязывать с политической процедурой определения статуса Приднестровья. Поэтому у нас есть просьба к российским парламентариям и российской власти: во-первых, содействовать открытию Славянского университета в Тирасполе, что будет естественным и логичным продолжением наших научно-образовательных связей, а во-вторых, предусмотреть в системе высшего образования России квоты и для Приднестровья, поскольку у нас тоже созданы общественные объединения соотечественников. Наши дети тоже должны получать достойное образование.

ВРЕМЯ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ

Юрий Мерзляков, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Казахстан

В настоЯщее время правительством РК предпринимаются меры для преодоления последствий проводившейся в Казахстане в течение ряда лет политики "оптимизации"-сокращения школ и средних профессиональных учебных заведений. Последние понесли особенно сильный урон: в 1996 году профтехшкол было 404, сейчас - 28. Сокращается сеть образовательных учреждений в сельской местности. По официальным данным областных управлений образования, 573 малых населенных пункта не имеют ни одной общеобразовательной школы. Наибольшее количество сел без школ расположено в областях, где компактно проживает русскоязычное население, - Восточно-Казахстанской, Кустанайской, Северо-Казахстанской. Сейчас на исправление ситуации нацелено постановление правительства РК от 25 февраля 2000 года "О гарантированном государственном нормативе сети организаций образования". Для ее реализации потребуется порядка 5 млрд. тенге.

В 1999 году более 55 тысяч выпускников общеобразовательных школ (примерно четверть от общего количества) не смогли трудоустроиться и продолжить учебу. В случае с нашими соотечественниками трудности с поступлением на работу после окончания средних учебных заведений становятся дополнительным, причем серьезным фактором усиления миграционных настроений. В посольство России в Казахстане регулярно поступают заявления этнороссиян, в которых содержатся просьбы предоставить статус вынужденного переселенца прежде всего в связи с проблемами получения образования и отсутствием перспектив в трудоустройстве.

В соответствии с положениями Декларации о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие, в Алма-Ате организованы и действуют две российско-казахстанские гимназии. Их создание оформлено, однако, не двусторонним межправительственным или межведомственным документом, а решением акима (руководителя администрации) Алма-Аты. В дальнейшем полагали бы целесообразным ориентироваться именно на подписание межведомственных соглашений и протоколов.

Нельзя не отметить, что уровень владения населения Казахстана русским языком постоянно снижается. Повсеместным становится употребление неправильных грамматических форм. Язык более активно, нежели в самой России, засоряется жаргонизмами криминального происхождения...

Уровень высшего образования за последние годы резко упал. В последние годы создано немало частных вузов, появилось много сомнительных учебных заведений, не выдерживающих самой простой проверки. В местной печати регулярно публикуются сообщения об отзыве лицензий на ведение образовательной деятельности┘ С серьезными трудностями сталкивается создание в Казахстане совместного российско-казахстанского вуза, что предусмотрено положениями Декларации о вечной дружбе и союзничестве. Сейчас взят курс на учреждение Евразийского технологического университета на базе Московского института стали и сплавов и Казахского национального технического университета имени Сатпаева.

Представляется целесообразным использовать опыт внедрения в систему образования РК ряда зарубежных стран, в частности Турции, при содействии которой учреждено 26 казахстанско-турецких лицеев. Широкую известность получила деятельность Международного казахстанско-турецкого университета имени Х.А. Яссави. Ежегодная помощь Анкары МКТУ составляет 10-15 млн. долларов. В университете работают 535 преподавателей, из которых 317 имеют ученую степень. Главный вывод, который можно сделать на основе анализа опыта работы зарубежных стран в образовании РК, таков: помимо политической государственной поддержки здесь необходимы крупные финансовые вливания.

В контексте укрепления образовательных связей с Казахстаном и расширения возможностей для получения образования нашими соотечественниками полагали бы целесообразным осуществить следующее: во-первых, начать работу над Федеральной целевой программой "Образовательное присутствие России в странах СНГ и Прибалтики", в которой важно продумать возможное финансовое обеспечение нашей образовательной политики на постсоветском пространстве. Во-вторых, предусмотреть налоговые и иные льготы для российских предпринимательских структур, финансирующих образовательное присутствие России в СНГ. В-третьих, вести постоянную и целенаправленную работу с российскими компаниями, действующими в Казахстане, в плане приоритетного предоставления рабочих мест этнороссиянам, получившим образование в России. В-четвертых, учредить специальные государственные стипендии для представителей этнороссиян (по 2-3 в каждом российском вузе). В-пятых, разработать типовые положения и уставы совместных гимназий и совместных университетов с целью согласования с органами образования стран СНГ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1289
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
819
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
584
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
816

Другие новости