Половина несчастий на свете происходит от недостатка мужества, позволяющего говорить и выслушивать правду - спокойно и в духе любви.
Гарриет Бичер-Стоу
ВОЙНА в Чечне приобретает все более угрожающий характер. При анализе происходящих здесь событий невозможно обойти вопрос нарушения прав человека, который является главным негативным политическим фактором, приведшим к углублению кризиса в Чеченской Республике.
Словосочетание "нарушение прав человека" вызывает у чеченцев горькую иронию по причине полного отсутствия таковых. Ежедневные захваты людей в заложники стали в Чечне обыденным явлением. При задержании не предъявляется обвинение, не составляется протокол, не сообщается, кто и куда доставляет задержанного. Заканчивается захват по одному из трех сценариев. Родственникам предлагается выкупить заложника (в лучшем случае избитого, в худшем - искалеченного) или труп (как правило, изуродованный). В крайнем случае человек пропадает без вести.
Речь идет не об отдельных фактах. Ежедневно в Чеченской Республике заложниками российских военных становятся десятки, а иногда и сотни граждан. Так, только за один день в селе Гехи были задержаны около 200 граждан. Трупы 18 из них были вскоре найдены местными жителями у сельского кладбища.
Жертвами подобных акций становятся не только рядовые граждане, но и политические деятели. Например, заложником правоохранительных органов с мая этого года стал спикер демократически избранного парламента Чечни Руслан Алихаджиев. Его "вина" в том, что он, с одной стороны, не принимал участия в войне, а с другой - пытался остановить ее, обращаясь с предложениями к президенту России Владимиру Путину и спикеру Государственной Думы Геннадию Селезневу о совместных действиях по достижению мира. Все попытки адвоката Алихаджиева установить место его содержания оказались тщетными. Стоит ли после этого говорить о существовании каких-либо прав у чеченцев?
Федеральные силы, по сути, осуществляют геноцид населения, превратив Чечню в классическое гетто времен Второй мировой войны. Это стало возможным и из-за потворствования войскам со стороны федеральных органов власти. Иначе как объяснить, что ни в одном из принятых с начала ввода войск в Чечню документов не упомянут приоритет прав человека, несмотря на участие Российской Федерации в различных международных конвенциях, членство в Совете Европы, устав и резолюции которого Россия обязалась выполнять.
Объявленную амнистию население воспринимает как издевательство, ибо те несколько десятков членов вооруженных формирований, кто поверил властям и сдался им, погибли или пропали без вести. По отношению же к представителям федеральной военной группировки, совершившим тягчайшие преступления, амнистия работает безотказно.
Слабые попытки создать противовес вакханалии насилия в лице спецпредставителя президента по правам человека несостоятельны по двум причинам. Во-первых, не определен правовой статус спецпредставителя, без которого он - бесправный наблюдатель. Во-вторых, создание института по защите прав человека даже с большими полномочиями не принесет желаемого успеха из-за искусственно нагнетаемых в обществе античеченских настроений, которые в условиях войны делают военнослужащего мстителем. Заставить же военных соблюдать права человека в экстремальных условиях не в состоянии ни один из существующих гражданских институтов.
При существующем положении дел есть лишь один радикальный способ защитить население от массовых убийств и насилия - остановить армию. Предположения генералов о возможной передышке не имеют под собой почвы. Боевые отряды чеченцев контролируют всю горную Чечню и рассредоточены по всей республике, федеральные же силы контролируют лишь места дислокации своих войск. Яркий пример отсутствия контроля за ситуацией со стороны армии - ежедневные боевые столкновения в Грозном, наиболее защищенном и милитаризованном районе Чечни.
Рассуждение об эффективности "зачисток" также не выдерживает никакой критики. Трудно представить чеченца, который вооружился до зубов лишь для того, чтобы его схватили как жертвенного барана, без надежды остаться живым. Действия федеральных сил в Чечне привели к увеличению численности чеченских вооруженных формирований до 15 тыс. человек, большинство из которых не участвуют в ежедневных локальных боях и находятся в резерве на случай проведения широкомасштабных операций.
Контртеррористическая операция зашла в тупик. Для осмысления и изменения политики России в Чеченской Республике прежде всего необходим мир. Переговоры с руководством чеченского сопротивления во главе с президентом Асланом Масхадовым актуальны как никогда, и пропагандистские выкрутасы не могут изменить существующий юридический статус-кво президента и парламента, демократически избранных и легитимных. Тезис о слабости или зависимости Масхадова неприемлем, поскольку его действия в эти трагические дни определяются волей нации, а не кучкой радикалов, не имеющей ничего общего с интересами республики. В случае продолжения войны в Чечне и развития античеченской истерии в России радикализация чеченского общества станет неотвратима.
И без того слабо осуществляющие свои функции правовые институты, призванные защищать конституционные права граждан, в случае с чеченцами вообще отказываются что-либо предпринимать.
Особо распространилось социально-экономическое ущемление чеченцев. Отказ в приеме на работу по национальному признаку, закрытие без объяснения причин предприятий, принадлежащих чеченцам, стали обыденным явлением. Отказ государства от применения по отношению к чеченцам конституционных и других правовых норм не оставляет народу иного пути, кроме следования примеру властей, то есть всеми доступными способами отказаться от существующего сегодня "социального контракта" между гражданами России чеченской национальности, с одной стороны, и государством - с другой.
Еще немного - и в вооруженное противостояние с Россией будет втянуто абсолютное большинство чеченцев, в том числе и из числа противников отделения Чечни от России, поскольку продолжение политики российского государства как в самой Чечне, так и за ее пределами не оставляет чеченской нации шансов на выживание. Чеченцы не хотят такого развития событий, но им не предоставляют права цивилизованного выбора. Только осознание того, что наш общий враг - не имеющий национальности международный терроризм, который укрепляет свои позиции во время бессмысленной схватки русских и чеченцев, укажет выход из тупика.
Неизбежное послевоенное восстановление экономики Чечни невозможно без крупных капиталовложений. По разным экспертным оценкам, для социально-экономического восстановления Чеченской Республики потребуется от 8 до 10 млрд. долларов США в течение 5-7 лет.
Но очевидно, что в России нет финансовых ресурсов, необходимых для социально-экономического восстановления Чеченской Республики. Восстановление возможно только за счет привлечения иностранных инвестиций и долгосрочных кредитов в рамках реализации долгосрочной международной экономической программы, одним из главных элементов которой должно стать создание международного национального коммерческого банка и обеспечение режима налогового кредитования. Богатая углеводородным сырьем, имеющая выгодное географическое положение, Чечня, несомненно, имеет хорошие перспективы для экономического развития и эффективного участия в мирохозяйственной системе.
Но прежде нужен мир.