Проблема определения сущности и содержания военной организации государства имеет принципиальное политическое и практическое значение по ряду причин. Во-первых, в условиях разрушения и дезорганизации государства вопросы организации и организованности выходят на первое место. Во-вторых, фактически любая так называемая силовая структура в условиях обострения противоречий может стать или самостоятельной политической силой, или мощным оружием какой-то определенной политической силы. Эта политическая тревога отодвинула на второй план государственную целесообразность структур, предназначенных для обеспечения безопасности и обороны государства. В-третьих, легковесные и ошибочные подходы к военной организации уже принесли огромный ущерб государству. В-четвертых, неудачные попытки военной реформы во многом объясняются полным непониманием связи военной организации и военной реформы.
Для исправления положения необходимо:
Первое. Преодолеть разночтения в понимании военной организации. Для этого необходимо определиться в понятиях. Военная организация государства - это совокупность вооруженных, а также военно-политических, военно-экономических, военно-научных и других органов, организаций и учреждений государства, занимающихся военной деятельностью.
Деятельность военной организации обеспечивает поддержание на необходимом уровне обороноспособности государства, его военной мощи и боевой мощи Вооруженных сил (ВС). Основной элемент военной организации - вооруженная организация государства, ядро которой составляют ВС. У нас кроме ВС в вооруженную организацию государства также входят погранвойска, внутренние войска и другие вооруженные формирования, предусмотренные государственным законодательством, а также военно-административные, военно-правовые органы и учреждения.
Второй элемент - система жизнеобеспечения вооруженной организации государства. Ведущее звено этой системы - ОПК и часть других отраслей экономики и науки, преимущественно работающих в военной области.
Третий элемент - органы и учреждения государственной власти и управления, политические органы и организации, непосредственно занимающиеся вопросами обороны и безопасности страны, в том числе разработкой и осуществлением военной политики, военного строительства и др.
По нашему мнению, следует различать понимание военной организации государства в широком и узком (специальном) смысле. В широком смысле военная организация государства - это целенаправленная и жестко управляемая деятельность, направленная на подготовку и ведение войны всем государством. В этом смысле охарактеризовать военную организацию - это значит определить, как государство реагирует на войну: стихийно или осознанно, организованно, по заранее разработанному и утвержденному порядку.
Однако признаками военной организации являются не только планы, но и способность их воплотить в жизнь. Следовательно, в широком смысле военная организация государства - это особым образом организованная деятельность по подготовке и ведению войны данным государством.
В узком смысле под военной организацией понимаются определенная структура, госинститут, непосредственно предназначенный для ведения войны. Классическим примером здесь является армия, ВС. Они специально предназначены для ведения современной войны. Что же касается других специальных организаций, таких, как ФПС, МВД, то они превращаются в "чисто" военную организацию только на период военного времени или в момент выполнения непосредственно военных задач. При этом главные задачи, для которых они предназначены, с них не снимаются.
Второе. На основе этого понимания выстроить всю систему военной организации и определить органы управления, порядок принятия решений и технологию их выполнения, режимы функционирования (мирное и военное время), способы обеспечения материальными, интеллектуальными и моральными ресурсами.
Третье. Определить основные противоречия мирового, регионального и локального характера, способные привести к конфликту с применением военной силы против России; уяснить облик современной войны, тенденции развития военно-политической обстановки вплоть до 2015 года, варианты и масштабы развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов против России; охарактеризовать состояние и реальные возможности наших ВС и других структур вести современную войну; оценить состояние и возможности ОПК в обеспечении новейшими образцами боевой техники и вооружения как в мирное, так и в военное время; оценить эффективность госуправления в кризисных ситуациях и отношение населения к обороне страны.
Четвертое. Исходя из облика будущей войны, логики развития международной обстановки и внутренних возможностей государства, разработать замысел совершенствования военной организации и проведения военной реформы.
Для реализации этого, под патронажем президента, необходимо:
а) создать госкомиссию, на которую возложить обязанности по анализу противоречий и конфликтов и выработке предложений по реагированию на них, в том числе и с использованием военной силы. Особое внимание сосредоточить на поиске невоенных средств обеспечения военной безопасности.
б) исходя из полученных результатов, уточнить и оформить соответствующими правовыми нормативными актами государственные интересы и стратегию России до 2015 года, конкретизируя их в ежегодном послании президента Федеральному собранию;
в) сформировать при Генштабе ВС (Минобороны) межведомственную комиссию, возглавляемую начальником Генштаба (министром обороны), на которую возложить аналитическую проработку облика будущей войны, а также расчет необходимых сил и средств для отражения военной агрессии.
На этой основе разработать проект задач всем структурным компонентам военной организации государства по предотвращению агрессии и отражению нападения с любого направления и любого масштаба на период до 2015 года;
г) сформировать при правительстве межведомственную комиссию по оценке состояния и прогноза (на 2-4 года) развития экономики страны по отраслям, прямо или опосредованно связанным с обороной. Выводы и предложения этой комиссии рассматривать на Совете безопасности и утверждать президентом как плановые экономические задания;
д) на основе анализа облика будущей войны, утвержденных плановых экономических и финансовых заданий комиссии при Генштабе (Минобороны) уточнить перспективный облик военной организации государства, и прежде всего ВС, их качественные и количественные параметры.
Пятое. На основе изложенного разработать программу развития военной организации государства, госпрограмму вооружения, программу финансово-экономического обеспечения военной реформы на период до 2015 года и другие сопутствующие документы.
Военную реформу, которая никак у нас не может начаться, рассматривать как способ совершенствования военной организации государства. А на случай снижения возможностей бюджета создать оборонный государственный резервный фонд.
Общая продолжительность реформирования - 16 лет (до 2015 года). Осуществляется в четыре этапа: 2000-2003 годы; 2004-2007 годы; 2008-2011 годы; 2012-2015 годы.
Такая этапность скоординирована со сроками полномочий президента, исполнительной и законодательной властей. Первый и второй этапы синхронизированы с временными параметрами Договора СНВ-2. Это позволит президенту и органам госвласти детально спланировать все мероприятия военной реформы на определенный этап, осуществлять их реализацию, а также нести персональную ответственность за исполнение собственных решений.
Каждый этап военной реформы должен иметь свое содержание и свои основные задачи. Главная задача первого этапа - создание научных и материальных предпосылок для успешного осуществления военной реформы. С этой целью в течение 2000-2001 годов проводятся интенсивная научная проработка и оценка военно-политической обстановки и возможностей государства по отражению военной агрессии; приоритетное положение занимают исследования новых способов вооруженной борьбы и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию и модернизации перспективных вооружений и военной техники (В и ВТ); принимаются и утверждаются решения, планы проведения текущих и перспективных мероприятий; налаживается организация системы управления военной реформой, устанавливаются порядок и сроки контроля исполнения, осуществляется оценка текущих и промежуточных результатов, налаживается система отчетности и персональной ответственности за выполнение задач; начинается интенсивное перевооружение новыми и модернизированными В и ВТ частей постоянной готовности; восстанавливается полномасштабная оперативная и боевая подготовка; завершается реструктуризация ОПК; завершается создание системы управления военной организацией государства; корректируются боевые задачи для стратегических ядерных сил - СЯС; завершается разработка законодательства в области обороны; разрабатываются и утверждаются конкретные планы второго этапа военной реформы.
Военная безопасность на первом этапе обеспечивается главным образом ядерным сдерживанием. Результатом данного этапа должна стать способность России к обороне в двух-трех одновременных военных конфликтах на разных направлениях. На данном этапе исключаются всякого рода крупномасштабные эксперименты по сокращению и так называемой оптимизации видов и родов ВС, а также непродуманная конверсия и другие инициативы, чреватые полным разрушением обороны страны.
Главная задача второго этапа состоит в начале качественного преобразования всей системы военной организации государства. На этом этапе осуществляется: завершение основной части приоритетных НИОКР, развертывание серийного производства новейших образцов В и ВТ; продолжается перевооружение новейшими образцами В и ВТ частей постоянной готовности; корректировка планов оперативной и боевой подготовки с учетом поступающих новейших образцов В и ВТ; продолжение работ по оперативному оборудованию территории России; уточнение боевых задач для СЯС; оценка эффективности законодательства в области обороны с последующим уточнением; разработка и утверждение детальных планов военной реформы для третьего этапа.
Результатом должна стать способность к обороне в локальной войне и одновременно идущих одном-двух военных конфликтах на различных направлениях.
Главная задача третьего этапа заключается в интенсивном преобразовании всей системы обороны, выходе ее на принципиально новые формы организации и управления. Осуществляется: полное завершение "прорывных" НИОКР и полномасштабное серийное производство новейших образцов В и ВТ; завершение перевооружения новейшими образцами В и ВТ частей постоянной готовности; начинаются единичные поставки новейших В и ВТ в другие части; изменяется содержание планов оперативной и боевой подготовки с учетом поступающих на вооружение новейших образцов В и ВТ; постоянное присутствие групп кораблей ВМФ на всех океанских ТВД; завершение переговоров по созданию на всех океанских ТВД российских пунктов базирования и баз для ВМФ, Дальней авиации; систематические дальние полеты стратегической и тактической авиации с дозаправкой на океанские ТВД в районы нахождения кораблей ВМФ. Периодическое проведение перегруппировок войск в объемах, разрешенных фланговыми ограничениями; завершение разработки единого плана обороны, применения войск и сил для стран СНГ; разработка и утверждение детальных планов военной реформы для четвертого этапа.
Результатом должна стать способность к обороне в рамках одновременно одной-двух локальных войн и одного-двух военных конфликтов на различных направлениях.
Главная задача конечного этапа - в выходе на новые качественные параметры всей системы обороны, способной быстро реагировать на динамику военно-политической обстановки и эффективно защищать интересы государства в любой точке земного шара.
На данном этапе осуществляется: утверждение и законодательное обеспечение новых форм организации, управления, способов комплектования, боевой подготовки и подготовки кадров; открытие новых НИОКР по разработке новых форм военного противоборства и систем вооружения; завершение в основном перевооружения новейшими образцами В и ВТ войск (сил) России; начало поставок новейшего вооружения в союзные государства; завершение развертывания войск (сил) сообразно плану 2015 года; завершение создания военной организации государства; постоянное присутствие групп кораблей ВМФ на всех океанских ТВД и в пунктах базирования и базах на территориях иностранных государств; систематические дальние групповые полеты стратегической и тактической авиации с дозаправкой на океанские ТВД в районы нахождения кораблей ВМФ; проведение совместных (с союзными государствами) учений в разрешенных международными договорами масштабах; завершение создания единого (с союзными государствами) оборонительного пространства; корректировка боевых задач для СЯС; уточнение и ввод в действие планов оперативной и боевой подготовки сообразно облику войск (сил) 2015 года; разработка перспективного плана совершенствования системы обороны до 2030 года.
Результатом данного этапа должна стать способность России к обороне в рамках крупномасштабной войны с одновременной обороной в одной-двух локальных войнах на различных ТВД.
На всех этапах обеспечивается ядерное сдерживание на уровне, исключающем нанесение по России ядерного удара любым государством или их коалицией. Заключаются и реализуются такие международные договоры, в том числе и в области СНВ, которые гарантированно обеспечивают безопасность России.
А если оформить сказанное в виде выводов, то получим:
1. Предложенный вариант этапов военной реформы представляет возможность более предметно и системно подойти к совершенствованию военной организации государства, что позволит верховному главнокомандующему полностью и непрерывно владеть ситуацией, управлять процессом совершенствования военной организации государства.
2. Наглядное представление качественных этапов проведения военной реформы позволяет видеть конкретные очертания объема работ и т.п. Это, в свою очередь, позволяет правильно произвести расчеты и гарантировать обеспечение всех мероприятий.
Последовательная реализация этапов военной реформы позволит создать современную военную организацию государства, способную подготовить страну к отражению возможной агрессии и успешному ведению современной войны.