МНОГО о чем пишут в наших газетах и время от времени касаются вопроса, вынесенного в заголовок. Ответы даются самые разные: мы работаем хуже, у нас законы плохие, территория уж очень большая, культура слишком низкая. Но остаются вопросы: а почему работаем хуже и культура ниже, какие основные, важнейшие факторы в истории России, в характере народа привели к существующему состоянию.
Ответы на эти вопросы весьма важны для нас самих: размышляя, мы сами меняемся. Ответы - фрагменты мозаичной картины наших представлений. И, возможно, анализ этой картины поможет потом ответить на следующие вопросы: а можем ли мы жить не хуже, чем они, и что для этого нам предстоит сделать.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Чтобы картина не превратилась в беспорядочную груду камней, ее элементы надо располагать в плоскости единых понятий, общих адекватно воспринимаемых значений используемых терминов.
Мы - это граждане нынешней России, Они - жители, скажем, Западной Европы и Северной Америки. Труднее дать определение качества жизни приемлемого, если не для всех, то для большинства. Конституции различных стран близки по составу провозглашенных в них прав и свобод: право на жизнь, здоровье, труд; свобода мысли, слова, передвижения... Качество жизни можно было бы оценивать по степени реализации в обществе этих декларируемых основных прав и свобод. Какие-то параметры этой оценки можно выразить количественно: средняя продолжительность жизни, число насильственных смертей, скажем, на тысячу жителей, количество энергии или жилой площади на душу населения и т.п. Какие-то параметры приходится оценивать интуитивно: право на здоровье - по численности очередей к врачу, право на социальное обеспечение - по числу смеющихся стариков в ресторанах и экскурсионных автобусах и т.д. Думается, что тезис "мы живем хуже них" будет поддержан большинством из имевших возможность сравнивать. К сожалению, подавляющая часть граждан России еще не смогла воспользоваться своей свободой передвижения из-за отсутствия денег, что также характеризует качество жизни. "И люблю мою бедную землю, оттого что иной не видал".
Этот тезис можно если не доказать, то проиллюстрировать физической аналогией. В природе причина естественных явлений переноса - перепад чего-либо: давления, температуры, концентрации. По интенсивности переноса можно судить о величине перепада. Так вот, число жителей, покинувших Россию навсегда, очевидно, выше количества приехавших к нам. А сколько вокруг нас тех, кто мечтает и готовится уехать?
В ЧЕМ ЖЕ ПРИЧИНА?
Каждый из нас имеет свой жизненный опыт, представления о мире, свои ответы на этот вопрос и, в зависимости от избранной специальности, общей культуры и остроты ума, может сформулировать ответы. Это и могло бы стать содержанием дискуссии, в которой для кого-то выявились бы новые подходы и точки зрения. Со своей стороны, я, ограниченный узкотехнической специализацией, провел предварительную селекцию ответов, встречавшихся в известной мне литературе, и хотел бы предложить вниманию наиболее, по моему мнению, основательные, не претендуя на систематическое изложение или на окончательное решение.
У нас нет порядка. На эту тему Алексеем Константиновичем Толстым даже написана веселая поэма. Но тут надо еще уточнить, что подразумевается: благоустроенность, правильность расположения, гармоничность или система управления, государственный строй.
С тем, что наша жизнь хуже благоустроена, чем за рубежом, и наша экономика далека от гармонии, согласится большинство. Причины этого видятся в огромных потерях продукции из-за размеров нашей территории (хотя не намного большей, чем в США или Канаде) и в том, что ответственность за эти потери мы возлагаем на мэров, правительства, президентов, но не на самих себя. За годы Советской власти мы очень криминализировались, потеряли внутренние запреты. Взяточничество и казнокрадство процветали и прежде, а "борьба с коррупцией" стала каким-то заклинанием, речевкой власти последних лет. И недостаточно принятия законов для борьбы со всеми этими явлениями. Где они есть, нет механизмов их исполнения и наступления ответственности за их нарушение. А где есть механизмы, они не работают, так как мы работаем плохо (к этому еще вернемся).
Что же касается недостатков государственного строя, то Россия жила и живет при сильной верховной власти. И в периоды, когда скипетр держала не железная рука Ивана, Петра или Сталина, его поддерживали ежовые рукавицы временщиков, жандармов или КГБ, управлявших по понятиям, а не по законам.
Борьба с беззаконием была лейтмотивом съездов и демонстраций 1989 г. Тогда казалось: вот - умные люди, они напишут хорошие законы, и наступит порядок. С тех пор люди еще поумнели, законов написали множество, и они в целом не такие уж плохие. Но выяснилось три обстоятельства: судебная власть слаба и малочисленна, у исполнительной власти не хватает денег на реализацию созданных законов, но самое главное - мы с вами оказались незаконопослушны. Как жили без законов и правил, так и живем.
В конечном счете все начинается с конкретного человека. Законы, правила - это перила, рамки, за которые, живя в обществе, не рекомендуется выходить. И есть два способа держать общество в этих границах: самосознание или бич погонщика. Под бичом мы жили всю свою историю, может быть, поэтому и не родилось самосознание. И причины отсутствия порядка в государстве - в каждом из нас.
Мы работаем хуже. Этот тезис доказывается тем, что на тех же широтах, что и в Канаде, у нас собирают меньшие урожаи, надаивают меньше молока и получают низкие привесы скота. Тем, что у нас практически нет своих персональных компьютеров, а престижные автомобили импортируются. Тем, что для оценки качества строительства мы используем приставку "евро", а не "сибиро". В спорах на эту тему мелькают имена Левши, Кулибина как символов российских умельцев. Но к чему блохе подковы, не знал и сам Левша, а судьба изобретений Кулибина, положенных под сукно царскими бюрократами, похожа на участь других изобретений, использованию которых мешали сталинские или брежневские чиновники. Такой был порядок, он существует и сейчас.
Разумеется, есть области, где наша продукция не уступает зарубежной, только жаль, что на ум приходят ракеты, атомные бомбы и автоматы - то, что не повышает, а косвенно понижает качество жизни.
Таким образом, мы рассмотрели несколько ответов, но их нельзя признать исчерпывающими, так как возникает вопрос: почему мы такие?
ПОЧЕМУ МЫ ТАКИЕ?
Тут сразу много расхожих ответов, все они правильные, но не полные, поэтому дополняют друг друга.
Ну, во-первых, рабство, крепостной строй отменили менее чем полтораста лет назад. Но в США освобождение рабов произошло в тот же период. При этом симптоматично, что там за освобождение шла гражданская война, а у нас рабство пало "по манию царя".
Во-вторых, в XX веке мы участвовали в двух великих разрушительных войнах, проходивших на нашей территории. Но Германия и Франция, Италия и Чехия также участвовали в них, а Германия даже проиграла обе войны.
Но ни одна страна не осуществляла геноцид собственного народа. В Германии он был направлен против евреев, цыган, а у нас - против лучшей и наиболее образованной, выдающейся части народа и в масштабах, сравнимых с потерями в войнах. Сняв сливки, получили обрат, и все мы - потомки членов общества с обедненным генофондом.
И опять выстраивается цепочка вопросов: почему стал возможен геноцид, почему брат убивал брата самозабвенно, почему величие наших полководцев пропорционально числу сотен тысяч погибших солдат их армий. И здесь не надо далеко ходить за ответом, мы найдем его в самих себе. "В нищей стране никто вам вслед не смотрит с любовью..." Мы не любим себя и поэтому не ценим других: жизнь сама по себе не драгоценна, а ее ценности определяются званиями, степенями, пользой для общества и т.п., то есть личность не имеет собственного достоинства.
И опять можно спросить: почему у них имеет, а у нас не имеет. И для ответа обратимся на тысячу лет назад. Когда народ Киевской Руси объединяла власть князя и страх перед соседями, понадобилась дополнительная сила, образующая общество,- религия. К тому времени христиане были разделены на две Церкви и, естественно, была выбрана ближайшая - православная. Выбрана и навязана народу "для его пользы".
Подчеркну. В Европе христианство было выбором личности, каждый сам боролся за свою веру и нес ответственность за выбор. А у нас христианство насаждали сверху (как впоследствии картофель при Екатерине). В Европе даже не стоял вопрос об отделении Церкви от государства: Церковь сразу строилась отдельно. Папы боролись со светской властью с переменным успехом. У нас же Церковь всегда была пристегнута к стремени князя и если боролась с ним, то с постоянным фиаско. С этого угла зрения основное отличие православия от католичества было не в идейных, культовых, обрядовых вопросах, а в направлении вектора воздействия Церкви на личность. Католичество собирало людей из мира в Церковь, православие выпускало из Церкви людей в свет. Католическая Церковь синтезирована из самостоятельных, разнородных мирян. Православная состояла из послушников, членов одной семьи.
Впоследствии протестантизм еще более усилил роль личности и, как показал Макс Вебер, это повлияло на экономику, политику и, в конечном счете, на качество жизни. Именно западное христианство создало важнейшие политические доктрины прав человека и гражданина, разделения властей, где каждый гражданин самоценен и самодостаточен, а восточное - идеал нации-семьи, государства-собора, в котором все взаимозаменяемы и ценны лишь как часть целого. Это обстоятельство представляется коренной причиной ответа на вопрос, поставленный в заголовке.
ИТОГ
Результат размышлений обескураживает. Ведь если причины коренятся в историческом прошлом, то их устранить можно лишь в исторической перспективе. А нам хотелось бы переломить ситуацию разом: поменять начальство, принять, а еще лучше отменить пару законов и т.п. Собственно, для того и писалась эта статья, чтобы показать сложность проблемы и невозможность ее решения в 500 дней или 29 лет.
Понимание проблемы, осознание проблемы, включение ее в мировоззрение - это первый шаг в нужном направлении. Я старался избегать ответов на вопросы: что делать или чего не делать. Их надо искать сообща, но не как мы привыкли, "всем миром", то есть положившись на дядю, вождя или пастыря, а самому, лично. Единственный рецепт: начать с себя и сегодня же!