0
3489
Газета Идеи и люди Интернет-версия

15.09.2000 00:00:00

Восточный взгляд двуглавого орла

Тэги: Россия


ДВУГЛАВЫЙ российский орел издавна смотрит в две стороны - на Запад и на Восток. Однако традиционно внимание России фокусировалось именно на Западе. Не зря наши предки прорубали "окна в Европу". Это должно стать для нас уроком государственного подхода к отечественным делам и в политической, и в экономической областях.

Россия занимает одно из ведущих мест в рейтинге самых богатых природными ресурсами государств. Ее природно-ресурсный потенциал, на который приходится 80-85% национального богатства, оценивается в 340-380 трлн. долл., и на душу населения его приходится в 2 раза больше, чем в США, в 6 раз больше, чем в ФРГ, в 22 раза больше, чем в Японии. В то же время по доле ВВП на душу населения Россия в относительно благополучном 1996 г. занимала 40-е место в мире. И главная задача экономического развития России состоит в преодолении этого несоответствия. Следует обратить внимание на старую истину: богат не тот, кто обладает богатством, а тот, кто умеет им распорядиться эффективно.

Усиливающаяся взаимозависимость мира и современная интернационализация знаний дают шансы на развитие новым регионам мира. И мы уже видим, как вдогонку за Западной Европой и Северной Америкой устремились экономики Восточной Азии: Японии, Китая, Южной Кореи, Тайваня, стран АСЕАН. Между Западом и Востоком постепенно становится все меньше противоположностей. Для России открываются новые, назовем их "восточные", возможности при имеющихся "западных" перспективах.

В современном мире геополитические тенденции развития как отдельных государств, так и целых регионов мира таковы, что:

- АТР становится центром мирового экономического развития, демонстрируя в предшествовавшие финансовому кризису годы рост ВВП на уровне 5-6% в год, внешней торговли - 9-10%;

- новые индустриальные страны (Юго-Восточная Азия и государства АСЕАН (рост ВВП - около 7%, внешней торговли - 14%) - это сегодня одни из самых динамично развивающихся стран в мире.

Так что очевидно - в ХХI в. возрастет роль АТР в мировом хозяйстве. Уже в настоящее время АТР представляет собой весомую часть мирового хозяйства. На него, включая Россию, приходится около 60% мирового ВВП, 50% объема внешней торговли, 40% населения земного шара.

Азиатские ветры перемен уже почувствовали и жители, и политические и хозяйственные элиты дальневосточных и сибирских регионов России. Яркий тому пример - ставшие традиционными Байкальский и другие экономические форумы, проводимые на востоке нашей страны, на которых обсуждаются в основном перспективы внешнеэкономических связей со странами АТР. Федеральный же центр, по крайней мере до недавнего времени, времени активных поездок нового президента России Владимира Путина в восточные страны, продолжал пассивно наблюдать за тем, что происходит к востоку от Москвы.

В геополитическом измерении Россия является частью АТР и уже по одной этой причине не может оставаться в стороне от происходящих здесь процессов.

Политическое присутствие России в АТР позволяет ей поддерживать статус партнера стран региона по политическому диалогу и тем самым практически участвовать в создании новой региональной архитектуры безопасности.

В экономическом аспекте для России жизненное значение имеет использование азиатско-тихоокеанских капиталов, рынков и интеграционных дивидендов в интересах подъема российской экономики. В связи с этим для России становится крайне важным усиление собственного присутствия в этом регионе. Для любого государства внешнеэкономические связи априори являются мощным стимулирующим фактором всестороннего развития. Однако в настоящий момент на долю России приходится лишь 3-4% ВВП АТР, примерно такова же наша доля и в региональной внешней торговле. Не лучшим образом обстоят дела и во внешнеэкономическом сотрудничестве самой России со странами АТР.

Очевидно - Россия должна быть в АТР. И Россия уже сделала шаг на Восток, став в 1998 г. участником форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Но пока еще чисто формально. На пути интеграции России в АТР сегодня стоят препятствия внутреннего и внешнего происхождения.

Первое препятствие - общеэкономического характера, связанное с отсутствием надлежащих финансовых и иных условий для экономического развития и освоения природных ресурсов России и ее Сибирского и Дальневосточного регионов. Политика сдерживания инфляции за счет создания дефицита денег и безработицы за счет сохранения формально работающих предприятий и увеличения управленческого аппарата подрывает два главных фактора производства - капитал и труд.

Формально ориентируясь на зарубежные экономические модели, мы позволяем себе сохранять на болезненно низком (для экономики) уровне количество денег в обращении (14-15% ВВП против 70-80% на Западе, 120% в США, 130% в Китае) и долю средних мелких предприятий в создании ВВП (12% против 50-60% на Западе). Кроме того, отсутствие активной научно-технической политики подрывает важный фактор производства - научно-технические знания. Без макроэкономического маневра, который позволил бы насытить экономику деньгами и перевести армию служащих и формально занятых в сферу мелкого и среднего бизнеса, России будет очень трудно преодолеть дефицит госбюджета, падение инвестиций, наличие бартерных операций и т.д. Без инвестиций в человеческий капитал и науку не поспеть за новыми технологиями, захватывающими мировой и азиатский рынки. А без этого не создать нормальной экономической базы для равноправного участия в азиатско-тихоокеанской интеграции.

Второе препятствие - отсутствие эффективной региональной политики федерального Центра. Сибирь и российский Дальний Восток, непосредственно граничащий с тихоокеанской Азией, наследовали от СССР сильную экономическую, финансовую и административную зависимость от мер, принимаемых Центром. Но это наследие может иметь и позитивные моменты: возможность концентрации потенциала и усилий для решения глобальных задач. В 90-е гг. ослабели механизмы реализации этой зависимости, тогда как альтернативы поставкам и дотациям из Центра созданы не были. В результате региональная экономика оказалась в тяжелейшем кризисе, приведшем к подрыву социально-политической стабильности. Регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока России вынуждены самостоятельно, спонтанно, зачастую мешая друг другу, искать в соседних азиатских странах источники для экстренного покрытия местных дефицитов, связанных с просчетами экономической политики, вместо создания механизмов долгосрочного интеграционного сотрудничества с азиатско-тихоокеанским рынком. И эти попытки успехов не имеют.

Возникает задача - изменить где-то и вектор внешней политики, чтобы можно было использовать механизмы согласования видения российских интересов в АТР с двух разных уровней: федерального и регионального.

К внешним препятствиям интеграции России в АТР в кратко- и среднесрочной перспективе относятся негативные явления в развитии тихоокеанской Азии. Это вызвано следующими факторами.

1. Последствия азиатского финансового кризиса не исключают вероятности повторения обвалов на азиатских рынках валют и капитала.

2. Определенную озабоченность вызывает успех нового этапа экономических реформ в Китае, нацеленных на расширение сферы деятельности частного сектора экономики, приватизацию и одновременно повышение эффективности управления сохраняющимися в государственной собственности промышленностью и банковскими институтами.

3. Не преодолена до конца стагнация экономики Японии, оказывающая тормозящее воздействие на восстановление азиатских экономик, переживших кризис в 1997-1999 гг., и на региональную экономическую интеграцию.

4. Негативно влияет на азиатский имидж нашей страны сохраняющееся восприятие азиатскими странами России если уже не как врага, то в принципе как далекой от Азии страны. Экономически нас в Азии не знают.

5. Дают о себе знать и традиционные факторы нестабильности - российско-японский территориальный вопрос, корейская и тайваньская проблемы и т.д.

В поисках новой парадигмы нашего государственного и общественного развития, в том числе новой экономической стратегии для России, было бы нерационально не учитывать уникальность геоэкономического положения страны между Востоком и Западом. Своим западным, более развитым и густонаселенным крылом Россия примыкает к европейскому экономическому пространству, ядром которого является ЕС. А восточным - к Северо-Восточной Азии и в более широком контексте к АТР, где интеграционные процессы находятся сегодня на начальной стадии. При этом стратегической слабостью российского Дальнего Востока является разительный дисбаланс между богатыми природными ресурсами и большим ресурсным потенциалом экономического развития региона, с одной стороны, и его малонаселенностью - с другой. Этот дисбаланс не позволяет рассчитывать на формирование емкого дальневосточного рынка и собственных накоплений, необходимых для создания современной экономической инфраструктуры и использования природных ресурсов для социально-экономического развития региона.

Интеграционное взаимодействие азиатских государств начинает формироваться на двух уровнях в рамках форума АТЭС и на уровне субрегиональных интеграционных группировок - реально существующих (АСЕАН) или только обсуждаемых и намечаемых к созданию (общий рынок стран Северо-Восточной Азии).

Говоря о первом интеграционном уровне, нужно заметить, что в практическом аспекте процесс институализации АТЭС идет крайне медленно, встречая противодействие со стороны стран-участниц форума, которым далеко не всегда удается согласовать между собой индивидуальные видения путей развития азиатско-тихоокеанской экономики. В этих условиях активизируется поиск идей и концепций развития субрегиональной экономической интеграции. Обобщая появившиеся в конце 90-х гг. во многом под воздействием азиатского финансового кризиса сценарии азиатского регионализма, можно проследить три основных подхода к проблеме.

Первый рассматривает общеазиатскую экономическую и финансовую интеграцию в качестве альтернативы американскому и западноевропейскому доминированию на мировых и азиатских рынках. Переход ряда стран ЕС на единую валюту и закончившаяся финансовым крахом, как считают многие в АСЕАН, чрезмерная зависимость азиатских экономик от американского доллара подтолкнули сторонников "азиатизации Азии", в основном из ее юго-восточной части, к разработке различных концепций создания единой азиатской валюты и единого азиатского рынка.

Второй подход, разделяемый японскими экономистами, также трактует азиатско-тихоокеанскую экономику как в перспективе единое экономическое и финансовое пространство, не противостоящее, однако, североамериканской или западноевропейской интеграции, а способное в будущем стать своего рода азиатским дополнением к ЕС и НАФТА, что позволит в еще более отдаленной перспективе перейти к единому мировому рынку. Япония, например, предлагает в качестве первого шага на пути реализации модели азиатского регионализма создание азиатского валютного фонда - регионального аналога МВФ.

Третий подход основывается на поэтапном развитии азиатской экономической интеграции на субрегиональных уровнях. Руководители АСЕАН (до финансового кризиса 1997-1998 гг.) видели именно свою ассоциацию в качестве некоего первопроходца азиатского регионализма. Однако азиатский кризис, подорвавший экономику Юго-Восточной Азии, и вызванная кризисом сохраняющаяся нестабильность в Индонезии, геоэкономическом и политическом лидере АСЕАН, ставят под сомнение надежды стран Ассоциации стать субрегиональным эпицентром азиатско-тихоокеанской экономической интеграции.

Отвечая на азиатский вызов, можно было бы еще раз сказать, что в свете экономической глобализации и развития азиатского регионализма как регионального среза глобализации долгосрочные экономические интересы России состоят прежде всего в адаптации российской экономики к нынешней экономической ситуации в АТР и использовании "восточных" возможностей в интересах российской дальневосточной экономики и в интересах российских граждан.

Теоретически возможным вариантом адаптации может быть продолжение нынешнего курса на пассивное и спонтанное участие России в делах АТР или вообще игнорирование нарождающихся здесь объединительных экономических процессов. Однако в силу решающей роли внешнего фактора в развитии российской дальневосточной экономики такие сценарии вряд ли будут на пользу России и российским гражданам.

Другим вариантом ответа на азиатские вызовы является реальное участие России в углубляющейся экономической интеграции стран в Северо-Восточной Азии и в АТР, которое позволило бы России уже сегодня, не имея пока шанса стать финансовым или политическим локомотивом интеграционных процессов в АТР, сыграть роль по меньшей мере конкурентоспособного источника интеллектуальной инициативы в поиске оптимальных и взаимно устраивающих вариантов становления единой азиатской экономики.

С точки зрения экономической политики России, приоритетными представляются следующие направления взаимодействия России и АТР, имеющие не только сиюминутное, но и стратегическое значение.

1. Развитие нефтяных и газовых ресурсов российского Дальнего Востока и Сибири и сооружение сети нефте- и газопроводов, а также линий передачи электроэнергии, которые бы стали основой будущей экономической интеграции России в АТР. Наиболее перспективными партнерами здесь представляются страны, имеющие большие потребности в российских энергоносителях и/или средства для их освоения. Это Китай, Япония, Южная Корея, США. Задача российской экономической дипломатии, как представляется, состоит в том, чтобы нейтрализовать влияние тех политических сил в США и странах АТР, которые видят угрозу своим национальным интересам в чрезмерной завязке азиатско-тихоокеанской экономики на российские ресурсы. И одновременно использовать интерес к сотрудничеству с Россией у тех, у кого он есть или объективно может появиться.

2. Использование "геотранспортного" положения России как естественного моста между Европой и Азией. При этом ставку целесообразно сделать не на реконструкцию существующей железнодорожной магистрали, а на создание новых суперсовременных сверхскоростных железнодорожных и автомобильных путей, соединяющих наш Дальний Восток с Калининградской областью. Задача Центра видится в том, чтобы привлечь к проекту японские, южнокорейские и американские капиталы и убедить наших потенциальных партнеров в относительной выгодности этого проекта по сравнению с проектами "шелкового пути" в обход России, находящимися сегодня в стадии активной разработки на Западе и в ряде стран СНГ.

3. Привлечение иностранной рабочей силы для освоения малонаселенных российских дальневосточных регионов. Главными партнерами России здесь являются Китай и Северная Корея. Существует отчасти обоснованная тревога: а не приведет ли наплыв китайских рабочих к постепенной "оккупации" этой части России? Действительно, нелегальная рабочая сила из Китая создает юридические и социальные проблемы. Однако это уже задача для российской дипломатии и для российских властей, отвечающих за соблюдение внутреннего правопорядка.

Корректировка экономической стратегии России, как представляется, должна строиться на понимании того очевидного факта, что интеграция России в мировую экономику происходит по двум направлениям: европейскому и азиатско-тихоокеанскому. Учитывая географическую отдаленность западной и восточной частей России друг от друга, а с другой стороны, принимая во внимание различия между европейской и азиатско-тихоокеанской экономиками, трудно ожидать, что одними и теми же механизмами и приемами удастся одинаково успешно решить две разные стратегические экономические задачи, условно говоря,"европейскую" и "азиатско-тихоокеанскую".

Новые акценты в стратегии экономического развития Сибири и Дальнего Востока имеют и внешнеполитическое, и стратегическое измерение. В годы холодной войны царил подход - "безопасность на основе баланса сил" двух военно-политических блоков. После краха социализма в Европе он трансформировался в новую формулу - "безопасность через сотрудничество" бывших противников. Теперь же, в эпоху глобализации международных отношений и при условии активного участия России в этих процессах, речь резонно вести о новом прочтении содержания понятия безопасности как "безопасности через развитие".

Будем надеяться, что нам удастся решить упомянутые выше непростые задачи и со временем, но непременно превратить наши Сибирь и Дальний Восток из фактора беспокойства и озабоченности в фактор стабильности и процветания России, ее интеграции и, следовательно, в фактор азиатской региональной безопасности и со-развития. В этом, можно сказать, и заключена философия восточного взгляда двуглавого орла.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1120
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2937
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2060
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1638

Другие новости