0
1251
Газета Идеи и люди Интернет-версия

15.09.2000 00:00:00

Идиоты возвышенного


Мераб Мамардашвили.

...ВСПОМНИТЕ страдающую идеальность, которая все мыслит в терминах идеального, чистого, законного и вынуждена, каждый раз принимая ситуацию как она есть, данность ситуации, ее почву, метаться скачками вперед к какому-то никогда не исполняющемуся идеалу и криком "Держи вора!" разрывать себе душу. Чаще всего этот крик выглядит нелепо, потому что кто же вор? И более того, неясно, почему безнравственно воровать? Чаще всего такого рода ситуации организованы так, что все живое и помеченное здравым смыслом может реализовываться только через нарушения законов. Более того, мы с каким-то отвлеченным чувством неловкости воспринимаем именно самых чистых и нравственных. В них есть что-то мертвящее и неживое, ригидное. И хотя мы умом понимаем, что они правы и душа у них больна справедливостью, но что-то - не в тон. Идиоты возвышенного, о которых я говорил прошлый раз, как раз полны этой очистительной страстью, неся в душе образ предмета любви, которому этот предмет должен соответствовать. За предметом любви не признается никакой самобытности, никакого самодостаточного бытия. Почему я и говорю о том, что этот поиск очищения производит на нас мертвящее впечатление.

Мы не можем владеть тем, что действительно живо. Живое всегда уходит от нас в какую-то даль своих самодостойных целей и самоценного существования. Для идиотов возвышенного невыносим уход предмета любви в эту даль. <...>

Отсюда перед ним возникает задача - не отпускать детей слишком далеко, не дай бог, они могут заблудиться ("не ходите, дети, в Африку гулять"). А ребенок - это образ бессознательного человека, то есть человека, не знающего самого себя - что хорошо ему и что плохо. Здесь зафиксировано вокруг огороженной территории какое-то опасное шевеление самостийной жизни. Дети рискуют уйти из-под твоего взгляда. Но то, что я называю взглядом, есть мышление, часто очень напряженное. Я не случайно называл его страдающей идеальностью. Окончательное счастливое будущее всегда оказывается ненаступившим, ни одной своей частью, ни одним своим элементом здесь не присутствуя. Присутствуют только его сюрреальные отображения, с которыми мы должны обращаться как с реально существующими. Мы должны ездить по дороге, которой нет, жить в непостроенном доме и т.д. Мы обречены жить в том, что мы слышим, даже если глаза наши этого не видят. В старом Тбилиси был один персонаж городского фольклора (сейчас уже нет таких) - Нияз Диясамидзе, остроумный, любящий выпить. Его остроты до сих пор помнятся тбилисcкими горожанами. И вот однажды в солнечный день на проспекте Руставели, когда большие деревья бросают пеструю тень (светлое пятно, темное пятно), он примостился к одному известному критику сталинских времен. Нияз, пойдя впереди, стал перепрыгивать со светлого пятна на светлое - как будто это были дождевые лужи, и очень близорукий критик тоже стал перепрыгивать. Этот образ можно использовать и для нашей жизни: мы тоже часто перепрыгиваем через несуществующие лужи.<...>

[Наш ум] болен страдающей идеальностью. Жаждет истины, жаждет закона, который исполняли бы люди. Здесь еще есть неклассическое усложнение ситуации, то есть вторжение некоторых дублей и образов из антимира. Они усложняют нашу задачу. <...>

Напоминаю вам "Мертвые души". Чичиков - плут, но какой плут? Предмет его плутовства - мертвые души. Ничего характерологически плутовского нет и не может быть. Я возвращаюсь к нашей ситуации. Мыслим ли мы, говоря, что "законы должны выполняться", "взяток быть не должно", "нельзя воровать"? Сомневаюсь.

Или возьмем такой пример. При обществе автолюбителей образовалась мастерская.<...> В мастерской прекрасно наладили дело, естественно, брали дороже за свою работу, потому что приходилось самим искать запчасти и т.д. Возникла организация, в которой появились люди, занимавшиеся не ремонтом, а организацией. Дело лопнуло, их арестовали за взятки и прочее. Пострадали и рабочие за то, что неоправданно большие деньги брали за свою работу. Здесь фигурируют понятия "справедливая оплата", "кража", "привилегия". Как и понятие "общественного труда", отличаемого от "индивидуального труда", они наглядно говорят о том, что наша экономическая система недалеко ушла от крепостного права. И это отражается в словах, то есть самосознании, в котором мы сами себя не знаем. Что значит, работать на общество? <...> Людей, которые хорошо чинили машины, обвинили в нетрудовых доходах. Еще и понятия трудовых и нетрудовых доходов! Нетрудовыми тогда должны считаться лишь доходы, извлекаемые из монополии на орудия производства и на доступ к реализации своих денег (можешь ты купить товар или не можешь). Только так мы можем ставить вопрос. Тогда станет бессмысленным обсуждение "законных" цен на масло или запчасти. Если доступ к реализации законной цены возможен в мере и в зависимости от доступа к монополии власти, то ты чиновник или аппаратчик, пользующийся закрытым распределителем. Все сошло с рельсов или, как пел Высоцкий: "все не так, как надо".

Но я задаюсь вопросом, какие условия должны выполняться, чтобы наш взгляд установился и видел, как есть на самом деле? Это ведь не логический акт мысли, не получается. И более того, чем логичнее мыслим, тем в больший абсурд и противоречие мы впадаем. Лишь акт выпадения, полной мысленной смены всей почвы ситуации, выход из нее являются начальным условием установления взгляда и нашего мышления.

То есть мы мыслим потому, что уже антимыслим! Мыслить мы обязаны, чтобы спасти душу, раздираемую крючьями этой идиотской логики. Даже воздух, которым я дышу, может оказаться краденым. Мы еще не начали мыслить, а есть образы, отклоненные от реальности, в которых уже задействовано то, что мы собираемся помыслить. И дело еще и в том, что позади нас нет прецедентов, бытийных образцов, на которые мы могли бы ориентироваться. Это и есть отсутствие мыслительной традиции. Ее создание будет нашей задачей. Но этого нельзя сделать: нельзя взять и начать мыслить <...> [Необходимо] cпонтанное, свободное явление. Устойчивое существование на своих собственных основаниях, на которых оно вспыхивает, фонтанирует. И мы начинаем мыслить (или начинаем историю), только попав в это свободное и автономное явление.<...>

И я должен допустить, что есть некое неименное сознание, являющееся условием имен и свободное от любого предметного выражения. Оно как бы само себя понимает.

Тем самым я придаю ему черты абсолютности. Это некое не сравнительное, не относительное сознание (или мысль). В другой связи я определял эти связующие представления бесконечного многообразия. И то, что я называл непрерывным полем, - пример такого многообразия возможных значений. Бесконечность как таковую мы пройти не можем, но она как бы представлена (и поэтому можно говорить о пространстве представлений) связностью. Мы мыслим только во всесвязи. Не перечисляя разрозненные элементы, мелькающие перед нашими глазами, не оставаясь в ситуации, окружающей нас (той же ситуации "законных" цен), а сумев подключиться к всесвязи. Нас интересуют образования, не приуроченные ни к какому предметному языку. <...> Наше мышление есть некое качество-измерение. И мы мыслим, потому что подобные качества нас вынимают и отстраняют от нашего мира, от нашего заданного бега по его магнитным силовым линиям. И уже не слова и значения властвуют над нами, а мы над ними. Гипноз спадает. Мы ведь чаще живем в глубоком интеллектуальном обмороке, потому что уставились в блеск сияющих истин и не можем отвести глаз. И одним из средств выхода из этого состояния является обращение к беспредметным и бессодержательным абсолютам, в которых мы осознаем во всесвязи, в том числе - во всесвязи человечества. <...>

Такого рода образования в нашем сознании позволяют нам не впасть в логику мышления из идей и понятий, которые всегда задают какую-то содержательную перспективу. Возьмем логику государственного дела. Чтобы оно было выполнено, требуется какая-то логика, какие-то правила и циклы самого этого дела. Скажем, мы - справедливое общество, у нас есть его картина, и мы как разумные существа должны подбирать какие-то средства и шаги (и последовательность шагов) для осуществления этого дела. У декабристов, к примеру, было революционное дело - освобождение крестьянства и свержение самодержавия и т.д. Имея соответствующую теорию, им приходилось действовать так, чтобы диктуемое ею выполнилось в реальности. Достижение очень многих вещей в реальности требует определенных средств, которые предполагают обман самого себя и других, выбор бесчестных средств для достижения честной цели и т.д. И мы движемся в логике этого дела. Внутри этого перестаем мыслить. А мы сохраняем возможность мышления, как ни странно, если мыслим из абсолюта, например - чести. У многих декабристов, попавших в руки следователей, действовали рациональные соображения; во-первых, продвижение вперед своего революционного дела. Пестель мог для этого фактически предавать людей, называя тех, кто потенциально должен был участвовать, но не участвовал (этим он хотел, с одной стороны, подтолкнуть их на правое дело, а с другой - испугать власть большим числом декабристов, чем та предполагала, и тем самым вынудить ее к реформам). В такой же ситуации Лунин, который не имел никакого отношения ни к теории, ни к тайным кружкам декабристов, поддерживая, однако, дружеские отношения с ними (из-за чего и попал в переделку), был одним из немногих мыслящих тогда в России. Произошло это по следующей причине. Когда ему предлагалось передать содержание разговора с NN или даже назвать NN, он отвечал просто: это противоречит чести. И, придерживаясь этой бессодержательной, я подчеркиваю, общечеловеческой ценности, он избежал безнравственных последствий слишком логичного декабристского мышления, никого не предал и - более того - мог понять то, чего русская революционно-демократическая мысль не поняла. У него появились новые возможности мышления, недоступные другим. <...>

Декабристы и их следователи, разделенные столом, принадлежали одному классу, часто имели между собой родственные отношения (что имело большое значение для аристократического сословия), разделяли одно и то же представление о чести и бесчестии и т.д. Это сознание общности развязывало языки. Похожее происходило и в сталинское время. К сожалению, у нас нет настоящей литературы о лагерях. Художественная литература имеет свою ценность, я не собираюсь отрицать ее. Я говорю о литературе, из которой извлекался бы какой-то духовный урок, осмыслялся сам этот опыт. О немецких концентрационных лагерях написаны такие книги. У нас же такая необходимая нравственно-философская работа осмысления не делается. И нет гарантий, что это не повторится снова. Если мы останемся в плену чувственных реакций, сантиментов (даже очень благородных), то мы будем делать то же самое во внешне непохожих ситуациях. Чувств здесь недостаточно.

То есть сейчас я делаю еще один шаг - то, что я называл метафизическими матрицами, есть матрицы извлечения опыта. Научиться извлекать необратимым образом. Метафизичны они в том смысле, что их нельзя получить из опыта. Нельзя, сотню раз попробовав, стать честным. В матрице (посредством матрицы) мы можем извлечь опыт. Увы, на громадных пространствах нашей культуры разыгрался злой гений повторений. Одного и того же. Мы ничему не научаемся. То, что я называл извлечением опыта, я теперь назову разрешением от бремени, беременности. Россия - страна вечной беременности. А есть абортивные рождения, рождение неродившегося и т.д. В личхунском диалекте грузинского языка есть одно слово "уганочено". Это ругательство, которое можно перевести так: "ты даже не родившийся". Извлечение опыта предполагает артикулированную, организованную жизнь гражданского общества, в котором вещи называются, создавая пространство эха называния, когда внутри называемое может стать тем, чем оно назвалось. То есть родиться, а не абортироваться. Неназванное не может статься.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1850
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3849
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2890
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2364

Другие новости