Министру по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ Александру Викторовичу Блохину
Уважаемый Александр Викторович!
Лет 12 назад газета ЦК КПСС "Социалистическая индустрия", громившая старательское движение в угоду очередной партийной кампании, называла меня его отцом-основателем, вкладывая в это какой-то криминальный смысл.
Сегодня время все расставило по своим местам. Доказано, что "капиталистическая" форма труда - старательство - на протяжении десятилетий была наиболее прогрессивной. Эффективность работы наших артелей в 4-5 раз превышала показатели государственных предприятий, а оплата труда (от валового дохода) была, хоть и самой высокой в стране, но справедливой.
И я по праву горжусь тем, что стал основателем старательского движения. Что не только добыл вместе со своими людьми свыше 400 тонн золота для СССР, создавая высокоорганизованные предприятия от Колымы до Карелии, но и обеспечивал весьма достойные заработки десяткам тысяч бульдозеристов, шоферов, геологов, слесарей, рабочим других специальностей, имеющим золотые руки и чистую совесть.
И все бы хорошо, если бы не тревожные мысли о том, куда движется теперь наша Россия и что с нею будет дальше.
Россияне - народ артельный. Мне это известно, думаю, больше, чем другим. И вот последние лет десять, чувствую - мается наш народ без большого общего дела.
В чем состоит единая общероссийская национальная идея?
Не потому ли до сих пор нет в стране текста государственного гимна, что главная идея до сих пор не сформулирована?
Лично мне кажется, что достойна внимательного рассмотрения такая мысль: извечная и главная задача России - это прочное освоение ее гигантской территории.
120 миллионов россиян живут в европейской части, включая Уральский хребет. И лишь 20 с небольшим - от Урала до Колымы и Камчатки. В то время как все основные богатства страны в виде природных ресурсов сосредоточены в Сибири и на Дальнем Востоке.
Запасы пятидесяти видов минерального сырья, уже разведанные детально и переданные на баланс российского правительства, эквивалентны почти 30 триллионам долларов США! И более 80% из них залегают на востоке страны.
Пять лет назад я обращался уже к Борису Ельцину с письмом, в котором предлагал конкретные пути и способы разработки крупнейших сибирских месторождений, однако ответа так и не получил.
Допускаю, что было не до того. Шел раздел богатств России, был разгар приватизации, и над северянами, как дамоклов меч, висел лозунг, выдвинутый Егором Гайдаром: "Север неэкономичен!"
Да, неэкономичен, если строить города в вечной мерзлоте, затягивать туда сотни тысяч людей, из которых как минимум две трети - дети и матери семейств.
Однако я и мои товарищи жизнями своими доказали, что есть замечательно экономичный способ добычи полезных ископаемых в труднодоступных и малоблагоприятных для жизни людей районах. Это экспедиционно-вахтовый метод.
За тысячи километров от цивилизации, в глухой тайге мы создавали базы, предназначенные лишь для одного: обеспечить высокоэффективный труд и полноценный отдых людям, прибывающим на сезонную работу из самых разных уголков страны.
Это были, можно сказать, острова в море всеобщей бесхозяйственности, на которые высаживались люди, которые желали и умели заработать.
Это ужасная беда, что за последнее десятилетие производственного кризиса наши люди разучились работать. Точнее - отвыкли. Но, поверьте, я это хорошо знаю: сотни тысяч самых работящих маются сейчас от безделья по всей стране возле развалившихся или еще разваливающихся заводов и строек.
Им нужно, просто необходимо дать работу!
И хотя всю жизнь были у меня довольно сложные отношения с советской, особенно с партийной, властью - начинаю думать сегодня, что не совсем они были дураками. Если на каждые пять лет придумывали для народа новые "стройки коммунизма", оттягивая из европейской части страны миллионы людей.
Особенно хочу сказать про БАМ, который строили в общей сложности 5 миллионов человек.
Его уже нет как такового. Магистраль разделили между Восточно-Сибирской и Дальневосточной дорогами. И грузы идут южнее - по Транссибирской магистрали. А на БАМе рельсы ржавеют и опускаются в болото.
Кто-то очень хитрый и вредный для России придумал обозвать БАМ самой большой стройкой застоя, дорогой, построенной в никуда...
Нет, дорога построена туда, куда надо!
Не говоря уже о ее стратегическом значении (с Китаем нам еще предстоит разбираться в ближайшие 20-30 лет) Байкало-Амурская магистраль подведена вплотную к самым богатым и перспективным месторождениям Сибири и Дальнего Востока.
Маленький пример: в поселке Чара, пока ведутся бесконечные разговоры о целесообразности разработок местных месторождений, молодой предприниматель получил лицензию на добычу, вгрызся в сопки на расстоянии километра от станции и завалил антрацитом и Чару, и другие ближние поселки.
У меня такое ощущение, что кто-то специально ведет сейчас дискуссию о неэкономичности и бесперспективности развития Бамовской зоны. Чтобы сбить цену на все тамошние богатства и потом сесть на них.
Как бы сведущие экономисты гайдаровской школы говорят: цены на сырье на мировом рынке уже сложились, и не следует их ломать - иначе нас накажет мировой капитал.
Но правильно ли, сообразуясь с этим аргументом, закупать бокситы в Гвинее, как это определил Егор Гайдар, подписав соответствующий договор в начале 90-х годов, в то время как только Тиманское месторождение в Республике Коми способно обеспечить сырьем алюминиевую промышленность России на тридцать лет?
Что такое - "сложившиеся цены"? Неизменная в бесконечности величина? И не являемся ли мы свидетелями того, скажем, как известная компания "Де Бирс", ради сложившихся (при ее прямом участии) цен стремится сократить (и даже уничтожить) алмазодобывающую отрасль России?
При наших гигантских запасах минерального сырья - мы должны непосредственно влиять на мировые цены. С пользой для России.
А что касается того, что станем сырьевым придатком, то если сегодня же не начнем по-хозяйски распоряжаться подземными кладовыми России, часть сырья обменивая на современные технологии (а не на зерно и говядину с курятиной), - то действительно лет через 15 превратимся в котел, из которого самые вкусные куски будут вытаскивать другие.
Есть еще аргумент, который приводят "патриоты": "Мы оставим без природных ресурсов наших потомков!"
Да если так пойдет дальше, то никаких наших потомков скоро не останется в Сибири и на Дальнем Востоке! На фоне всеобщего сокращения численности россиян, особенно быстро численность их сокращается в этих регионах. Обнищавшие, потерявшие в условиях инфляции все свои сбережения северяне и дальневосточники интуитивно тянутся в европейскую часть страны, не усматривая никакой перспективы в местах их нынешнего проживания.
Кому же достанутся наши богатства?
Японцам? Китайцам?
Учитывая, что вопросы миграционной политики находятся теперь в ведении вашего министерства, хочу предложить вам, Александр Викторович, подняться над текущими неотложными проблемами в этой области. Наметить сверхзадачу, решение которой растянется естественным образом не на один десяток лет.
Условным названием этого проекта может стать такое: "Великое переселение".
Насколько естественным для России является это движение с запада на восток, наглядно подтверждает вся наша история, начиная с похода Ермака.
В начале XX века - Петр Столыпин. Если бы не его ранняя гибель и последующие исторические катаклизмы, населенность пустующих ныне земель на востоке была бы достаточно высокой для того, чтобы цивилизация там давно достигла уровня европейской. А при плотности 1 чел. на квадратный километр должного развития не в состоянии получить никакая территория.
В середине века - миграция на "стройки коммунизма". К сожалению, в значительной мере за счет заключенных и ссыльных.
И все равно: если бы экономика социализма не была столь затратной, если бы интерес людей, работающих там, не ограничивался северными надбавками к зарплате и хорошей рыбалкой, а подкреплен был еще собственностью на землю и возможностью развернуть частный бизнес, построить свой крепкий дом - Сибирь и Дальний Восток сегодня процветали бы.
К тому же тогдашние "князья" - первые секретари обкомов часто наносили трудновосполнимый ущерб: протаскивали через ЦК и Совмин всякие ненужные, но "величественные" прожекты. Строили дворцы для коров. Или, скажем, паромную переправу "Материк - Сахалин", которая обошлась в миллиарды рублей, а потом выяснилось, что с острова вывозить нечего.
От всей души приветствую шаги Владимира Путина по ограничению беспредельной по существу власти новых наших "князей" - губернаторов и президентов автономий, которые распоряжаются теперь (хотя формально и не имеют права) природными ресурсами на своих территориях, допускают или не допускают к ним те или иные компании. В результате чего не по одному разу поменялись уже хозяева-акционеры, скажем, самого крупного месторождения золота Сухой Лог в Иркутской области (около 1200 тонн), а по-настоящему за 10 лет там никто лопаты земли не бросил.
Владимир Путин, кажется, в начале весны в одном из своих выступлений произнес слово "инвентаризация". Вот это правильно! Необходимо срочно проверить, кому формально или напрямую отошли богатства России, и сколько их осталось непосредственно в руках государства, у федеральной власти. И если выяснится, что новые владельцы специально тормозят развитие производства, открывая дорогу нашим конкурентам, - немедленно все отобрать.
Вот пусть это и будет частью работы президентских наместников в их новых огромных округах.
Но кроме политических и административных мер по скреплению федерации необходимы и экономические, способные придать России центростремительные силы.
Нужны крупные межрегиональные проекты. Все то же большое общее дело.
Позволю себе крамольную мысль: даже если на первых порах дело это будет казаться нерентабельным - государство все равно должно в нынешних условиях идти на это. Как, к примеру, американцы начали выходить из "великой депрессии" 30-х годов? Строили вроде бы ненужные дороги на Западе.
Нам необходимо создать экономическую разность потенциалов между европейской частью страны и ее восточными регионами. Для того чтобы и в Сибирь, и на Дальний Восток потекли людские ресурсы, финансовые средства, техника и т.д., что откроет экономические "кровотоки" России.
Нужно разработать и внедрить мощную систему инвестиционных и налоговых льгот для восточных регионов. Вплоть до того, чтобы "туда" транспортные тарифы были вдвое ниже, чем "обратно".
Нужно пересмотреть отношение к БАМу и вернуться к идее создания десяти, кажется, мощных промышленных комплексов в его зоне. Не верю, чтобы при советской власти проекты эти готовились совсем уж с кондачка... Тем более что десятки тысяч строителей еще живут вдоль трассы. А это были отборные мастера.
Нужно произвести инвентаризацию военных городков вдоль российско-китайской границы, которые были фактически брошены после подписания договора Михаилом Горбачевым в Пекине, когда договорились взаимно отвести войска на 100 километров. И заселить их по возможности нашими людьми. Китайцы, кстати, так и поступили.
Гражданам, уезжающим с Крайнего Севера, следует предлагать "спуститься по меридиану" в южные районы Сибири и Дальнего Востока.
Для норильчан, к примеру, строить жилье не в Подмосковье или под Воронежем, а в Хакасии, где прекрасный резко континентальный климат, полно плодородной земли, рыбалка, охота... Как говорил Володя Высоцкий - "там Ленин любил горячий хлеб обмакивать в свежую сметану" (в Шушенском).
Если мы говорим, что мы единое государство, - не означает ли это, что все народы России имеют право на свою долю природных богатств Сибири и Дальнего Востока? В том числе и народы Северного Кавказа?
Почему бы уже сегодня, вместо того чтобы давать чеченцам деньги напрямую, не предложить им организовать несколько предприятий по заготовке леса и других стройматериалов для восстановления Грозного?
Подобным образом можно было бы решать огромную проблему безработицы на юге - экспедиционно-вахтовым методом, оттягивая оттуда часть населения на сезонную работу.
И не нужно строить городов в вечной мерзлоте. Нужно развивать те, что есть уже в зонах умеренного климата в восточных регионах. И именно оттуда выбрасывать "десант" рабочих в труднодоступные районы.
Следовало бы все федеральные социальные программы сориентировать в какой-то мере на восток. К примеру, программу "Жилье для военных, ушедших в запас". Это уже проверено опытом, проведенным в Саяногорске: 80% офицеров, которым было предложено, согласились получить квартиры там, вместо того чтобы годами дожидаться где-нибудь в Краснодарском крае.
Уважаемый Александр Викторович! Я не экономист и не социолог. Но я почти сорок пять лет возглавлял большие коллективы самых работоспособных и отчаянных наших людей. Большая часть из них ехала к нам на один сезон - заработать. И лишь единицы не втянулись на долгие годы в очень трудную, но яркую, полную смысла жизнь.
Можете в полной мере считать, что не я один пишу вам это письмо, но и они вам пишут.
Мне, разумеется, по возрасту уже не придется увидеть результатов той масштабной работы, которую назвал я "великим переселением". Но в том, что они будут исторически оправданными, - я уверен.
Если мы хотим сохранить Россию в нынешних ее пределах - надо начинать. Если мы хотим иметь перед собой великую цель - пора ее обозначить.
Сам Бог ждет, когда мы наконец придем на гигантские просторы, к подземным сокровищам, которыми он наделил наше Отечество.
Вадим Иванович Туманов,
президент АО "Туманов и компания"