НАС ПОРАДОВАЛИ букетом международных инициатив. Тут и Стратегия безопасности, объявившая единственными союзниками России Китай и Индию. И Концепция внешней политики, в очередной раз присягнувшая многополярному миру. И Военная доктрина, пропитанная неприязнью к сообществу развитых государств.
Дальше - больше. Визит в КНДР. Усиление давления ради полного снятия с Ирака санкций ООН. Заявление о готовности продавать оружие Ливии. Политическая температура нынешним летом во всех отношениях повышенная - до озноба.
И не потому, что кому-то до сих пор любезнее либеральная внешняя политика. И не оттого, что ответ предвыборного съезда республиканской партии США не заставил себя ждать. Причем после беспрецедентного участия в его работе делегации гостей из прокремлевской партии.
Нет. Просто общеизвестно, что межстрановые отношения - продолжение внутренней политики иными средствами. Они всегда обслуживали прежде всего экономические интересы. Так было и на Древнем Востоке, когда бились за воду, плодородную почву и караванные пути, и в ХХ веке, во время борьбы за сферы влияния.
Сейчас, в стадии глобализации, экономическая подоплека активности правительств на международной арене стала только более очевидной. Чтобы не отстать от событий, Россия должна руководствоваться теми же мотивами.
Так ли на самом деле? Если судить по вояжному и документному залпам - сомнительно. Затем и неуютно.
Ведь состояние отчизны таково, что шанс на достойное (а вовсе не великодержавное, как нас продолжают зомбировать) будущее может быть получен только в итоге ускоренного экономического роста. Это - около 10% ВВП ежегодно. А не 5-6%, как планируется (что-то еще будет выполнено?). Пока же сегодняшние 1,6% доли в мировом ВВП (это где-то в середине второго десятка среди штатов США) могут в ближайшее время снизиться до 1,2%.
Если так пойдет дело и дальше, то лет через 15 мы вполне можем оказаться на 2-6 позиции уже среди провинций Китая, а его совокупный ВВП будет превосходить отечественный в 25 раз. Тогда коррекция территории в пользу сильнейшего практически неизбежна. Если наши вожди, заявляя о вечной дружбе с Поднебесной, этого не учитывают - совсем грустно. Заклинаниями соседа здесь не поможешь.
Ясно - только с опорой на собственные силы, что тоже не преминул провозгласить президент, нам не выбраться. Тем более что автаркия теперь бесперспективна для любой экономики.
Чтобы добиться повышенных темпов роста, России предстоит жестко бороться за размещение своей продукции и привлечение инвестиционных и технологических ресурсов. Собственно, только что названные две категории исчерпывающе описывают типы наших стратегических партнеров на обозримую перспективу.
Во-первых, о рынках сбыта. Среди стран, покупающих наши товары, еще сохраняют значение Индия, Китай, Иран, Ирак, Сирия, некоторые районы Африки, СНГ и Прибалтика. Но вовсе не с ними развивается рынок наивысшего уровня - технологий и услуг. Старты коммерческих спутников с космодромов "Байконур" и "Плесецк" выполняются для ЕС и Японии. Новая орбитальная станция строится совместно с США. С ними же заключено соглашение на запуски с мыса Канаверал. О плавучем космодроме - с консорциумом фирм "семерки". Контракты на поставку вооружений (включая модернизацию) и развитие атомной энергетики в ЦВЕ, ЮВА и АТР тоже намного более объемны, чем заказы тех, кого опять навязчиво предлагают считать лучшими друзьями. При том что я специально не упоминаю об энергоносителях - перевес очевиден.
Во-вторых, об источниках финансовых вливаний и технологий. Тут уж кроме лидирующих экономик рассчитывать особенно не на кого.
Да и 150 млрд. долларов частных средств, легально вывезенные из России, осели и работают не в Ливии и Северной Корее, а в США, ЕС, Канаде, Японии, АТР и Корее Южной. Следовательно, если уж объявлено о служении государства гражданам, надо идти за их интересами.
В общем, как ни считай, - главными нашими контрагентами должны быть страны "семерки" и ориентированные на них государства. Таков объективный национальный интерес. Он должен прийти на смену экзотическим капризам. Но мало признать реальность. Хотя и это для начала совсем не помешало бы.
Мир надлежит убедить в серьезности намерений. Добиться этого можно только путем позитивных последовательных шагов во внешней политике. На фоне, замечу, сохранения обособленности на международной арене и недоверия интернационального экономического сообщества к перспективам русского прогресса. Которые последними кульбитами были только усугублены.
Нужно отрешиться от закомплексованной риторики, иллюзий о перспективности умиротворения сомнительных режимов. Роскошь поддержки своих, используя слова одного американского президента, сказанные по другому поводу, "сукиных детей", нам теперь не по карману.
Не только назвать стратегическими союзниками на западе ЕС и его сателлитов, а на востоке - США, Канаду, Японию и быстро растущие экономики АТР. Но быстро и публично развернуть всю политику в их сторону. Продуктивно сотрудничать в вопросах прав человека. Не только активно продвигать создание новой общей с Европой и США оборонной системы, а на деле открыться союзу с НАТО. Такой выбор - не дело вкуса. Он всего лишь критичен для жизни. Русской жизни.
Конечно, еще придется убыстренным темпом улучшать национальный экономический климат, оздоровлять банковский сектор, строго следовать жестким нормам гарантий безопасности личности и равных правил игры на рынке. Вырастить гражданское общество. Свято уважать право частной собственности. Создать правовое государство, где закон прежде всего не техника, но принцип управления. А скрупулезное следование ему институтами власти - непререкаемый императив и условие мандата на руководство. Понять, что сильно не то государство, что разбухло от полномочий регламентировать все и вся. А то, которое эффективно исполняет свои функции - по необходимости немногочисленные. Пересмотреть всю военную политику, сделав акцент на, безусловно, боеспособную и компактную по численности армию. Максимально сблизить, где возможно, свои стандарты с натовскими. Отказаться от развития любых компонентов ВС, кроме высокомобильных: авиации, флота, подвижных наземных ядерных комплексов, частей быстрого развертывания сухопутных войск.
Это позволит сразу интенсивно нарастить критическую массу доверия в сегментах, где уже сейчас кооперация с Россией более чем востребована, - борьба с незаконным оборотом оружия и наркотиков, терроризмом, религиозным экстремизмом, региональными конфликтами и сепаратизмом, распространением традиционных и новых видов ОМП, эскалацией вооружений пороговыми и постпороговыми странами.
А в перспективе - привести в хозяйство достаточные для резкого рывка вверх капитал и технологии, принять участие в формировании региональных рынков в Европе и Азии, интегрироваться в мировую экономику, минимизировать связанные с этим риски, включить русские компании в межнациональные производственные цепочки. Тогда пригодятся пока не имеющие особого значения экономические договоренности в рамках Содружества. Единый рынок СНГ может стать связующим звеном между европейской и азиатской структурами, складывающимися в ходе процессов глобализации. И тем самым обрести понятный всем смысл и привлекательность.
Притом не тешить свою гордыню миражами великодержавия. Оно нам светит нескоро. Если вообще подобная постановка проблемы еще будет актуальна в политике к тому моменту, когда, надеюсь, Россия войдет в режим устойчивого прогресса.
Пока же стоит понять, что в ближайшие десятилетия на мировых рынках нам предстоит конкурировать с развивающимися странами. А ассортимент типов развития ограничен (на выбор) моделями модернизации, реализуемыми в Латинской Америке, Юго-Восточной и Восточной Азии, Африке. Глядишь, пригодится-таки евразийская спесь. Если постараемся научиться чему-нибудь полезному не у Ирака либо "стражей исламской революции", а у молодых "азиатских тигров".
Движение по этому пути дает шанс, едва ли не последний, лет через пятнадцать вплотную приблизиться к среднемировому уровню жизни. Добиться, чтобы средний класс составлял бoльшую часть общества, располагающую превалирующей долей национального дохода. Ориентиры эволюции, на мой взгляд, следует определить так: среднемесячный семейный доход в 300 долларов (через 3-5 лет), достижение стандартов качества жизни среднеразвитых государств (в течение 10-15 лет), завоевание надежных позиций среди развитых экономик ко второй четверти XXI века.
Чем, кстати, не национальная идея? Хватит кормить народ сказками. Люди от них устали. И, если уж вдохновятся какой-то целью, то только чем-то вполне осязаемым на их веку. Тем более что любая национальная идеология во всякое время была в основе своей сугубо материальна. К каким бы психологическим изыскам и логическим узорам ни прибегали ее создатели.
К сожалению, в настоящее время Россию продолжают вести в противоположном направлении. Такое впечатление, что власти предержащие с упорством, достойным лучшего применения, тянут ее на кладбище. И ледяное дыхание склепа с каждым днем ощущается все больше.