0
1336
Газета Идеи и люди Интернет-версия

19.07.2000 00:00:00

Сложится ли антипутинский фронт?

Андрей Федоров

Об авторе: Андрей Владимирович Федоров - председатель фонда "Политические исследования".

Тэги: Путин, политика


ОЧЕРЕДНОЕ политическое лето в Российской Федерации далеко от того, чтобы быть спокойным и размеренным. Противостояние различных групп и сил принимает все более разнообразные и изощренные формы и имеет вполне очевидные долгосрочные последствия как для участников процесса, так и для страны в целом.

Сегодня речь уже открыто идет о том, каким образом должен произойти разрыв (фактический и юридический) с эпохой Ельцина и какие именно силы станут определять развитие страны в стратегической перспективе.

Совершенно понятно, что президент Владимир Путин вынужден спешить со своими предложениями по реформированию вертикали власти. Время однозначно будет работать против него, и позитивные ожидания, доминировавшие среди населения в ходе выборов, уже этой осенью в значительной степени сменятся разочарованием, прежде всего на бытовом уровне, когда рост цен станет все серьезнее бить по карману потребителя.

Если говорить конкретнее, то еще до конца года Путину нужно предъявить обществу такой весомый список сделанного в политике и особенно в экономике, который не позволит никому поставить под сомнение его ключевую и доминирующую роль в жизни общества.

Задача более чем трудная, так как Путин начал борьбу сразу на нескольких фронтах. А как известно, война даже на два фронта может привести к поражению. Тем более что пока даже большинство сторонников президента России не до конца понимают, чего же он хочет лично и чем все может закончиться.

Естественно, что "боевые действия" со стороны Путина, порой действительно не слишком продуманные и проработанные юридически, рождают противодействие.

До определенного времени оно носило своего рода точечный характер, однако события последних недель позволяют говорить уже о самоорганизации противодействия президенту. Поэтому вопрос об "антипутинском фронте", на мой взгляд, сегодня переходит из разряда журналистских дискуссий в повестку дня политической жизни. Уже сейчас объективно создаются все необходимых составляющие - политические, финансово-экономические и информационные - для того, чтобы такой фронт стал реальностью.

Формы организации и методы действий антипутинского фронта могут быть (и, видимо, будут) весьма разнообразны прежде всего в силу многообразия составляющих его сил. Этот фронт, думается, скоро перестанет действовать в режиме "стихийной самоорганизации". Он будет обрастать своего рода "идеологией сопротивления" и стремиться к определенной структуризации своих действий.

Хотелось бы выделить несколько ключевых, на мой взгляд, особенностей нынешнего процесса и его основные элементы.

Первое. Было бы наивно ожидать, что сопротивления планам Путина не будет вообще. В равной степени было бы наивно думать, что это сопротивление, если оно появится, может быть легко сломлено под девизом "народного мандата" недавно избранного президента России.

Само избрание Путина - и методами, и результатом - объективно толкало значительные сипы к противостоянию ему как политику (даже без наличия у него программы). Появление же сегодня у президента определенной программы, хотя и более чем размытой по содержанию, только стимулирует часть политиков и бизнесменов задуматься над тем, как действовать в новых условиях и нужно ли искать согласие с властью. А нажим с ее стороны заставляет их не только думать, но и действовать.

То есть "антипутинский фронт" есть просто объективная реальность, востребованная именно сейчас прежде всего в связи с теми действиями, которые предпринял президент.

Второе. Вместе с тем то, что может быть уже в ближайшее время названо "антипутинским фронтом", не есть пока оппозиция лично Путину. По крайней мере сегодня и в ближайшей перспективе. Это - оппозиция по отношению к неопределенности и противоречивости планов Путина и его команды, когда не видно логики шагов и, что самое главное, не определен конечный результат (цель) прокламируемых преобразований.

В отношении лично Путина, даже при неприятии его планов, у ряда политиков сохраняется своего рода надежда на его "корректируемость" через те или иные каналы (как внутренние, так и внешние).

Но как только эта надежда начнет исчезать, то произойдет быстрая персонификация сопротивления и именно Путин (как это было с Ельциным) будет поставлен в центр критики и ответных действий.

Третье. Особенностью формирования этого фронта есть и будет то, что, по всей видимости, концентрация сил произойдет не вокруг какой-то политической фигуры, рассматриваемой как альтернатива Путину, а вокруг комплекса действий, которые отвечают интересам достаточно широкого круга политиков и бизнесменов.

Это будет, на мой взгляд, своего рода "консолидация по интересам", позволяющая каждому из участников "фронта" быть достаточно гибким в проведении и собственных планов.

Четвертое. Помимо этого, принципиально важным является то обстоятельство, что борьба будет носить структурно общенациональный (общефедеральный) характер. Совершенно ясно, что начинающееся противостояние затрагивает и интересы региональных элит, а не только какой-то небольшой группы московских политиков, традиционно живущих (и выживающих) в условиях московского политического противостояния.

Это обстоятельство, кстати, одна из самых реальных угроз Путину. Никто не в силах сейчас предугадать, откуда могут начаться неприятности - из Владивостока или из Калининграда.

Пятое. В рамках фронта возможно сегодня то, что никогда практически было невозможно ранее в России - объединение усилий законодательной и исполнительной властей, прежде всего на региональном уровне. Фактически есть возможность построить с десяток "линий Мажино", преодолеть которые федеральному Центру будет невозможно без тяжелейших потерь.

Ведь во многих случаях вопрос открыто встанет о том, что это сопротивление нужно будет ломать силой. А таковой, на мой взгляд, у президента пока что реально нет.

Особенно в ситуации, когда институт представителей в федеральных округах начинает обрастать "хозяйственным жирком" и все больше концентрироваться на создании базы для бюрократического аппарата "нового типа" (то есть фактически действующего вне рамок Конституции РФ и имеющегося законодательства), а их функции остаются достаточно неопределенными.

Кстати, превращение "окружкомов" в один из объектов борьбы будет полностью отвечать всей логике действий "антипутинского фронта", ибо на этом уровне доказать неэффективность политики президента может оказаться весьма легко.

Шестое. Мощным стимулом в развитии "антипутинского фронта" является то обстоятельство, что совершенно ясно одно - преобразованием Совета Федерации дело не закончится. На очереди будет Государственная Дума, затем избирательная система, а потом (при благоприятной обстановке) и изменения в Конституции Российской Федерации.

То есть на каждом новом этапе фронт будет рекрутировать в свои ряды все большее число действующих лиц. И здесь прямо встанет вопрос о критической массе - нельзя доводить дело до того, чтобы количество выдавливаемых из системы политиков и бизнесменов превысило определенный уровень. Да, можно вытеснить с арены власти губернаторов, фактически отрезав их от процесса принятия решений в стране. Можно вытеснить того или иного депутата. Но в целом нельзя разрушать "до основания" нынешнюю систему государственного устройства страны и систему власти. Ибо никто еще не гарантирует того, что новая система не приведет к саморазрушению государства, с чем мы уже столкнулись десять лет назад.

Седьмое. "Антипутинский фронт" получит достаточно широкую информационную поддержку. Причем как на федеральном уровне (где пока с реальной критикой выступают, пожалуй, только НТВ и известная лишь в узких кругах "Новая газета"), так и на региональном уровне.

Остановить этот процесс невозможно. Он идет объективно и, что самое главное, любая попытка бороться с ним "методом топора" обречена на поражение. Если можно "прижать" тот или иной орган СМИ в Москве, то сделать это на региональном уровне будет просто невозможно в случае, если тот или иной руководитель субъекта Федерации объективно будет ощущать себя частью "антипутинского фронта".

В такой ситуации может начаться информационная война Центра и регионов, которая будет иметь самые негативные последствия.

Восьмое. Нельзя сбрасывать со счетов и ситуацию в Чечне и вокруг Чечни. Настроения в обществе все же начинают меняться. Нет той действительно общенациональной поддержки контртеррористической операции, что была еще полгода назад. Война в Чечне сегодня воспринимается обществом и значительной частью региональной власти с чувством усталости и, если хотите, даже безысходности.

Президенту, по всей видимости, будет все труднее и труднее доказывать свою правоту в этом вопросе. Развитие ситуации в Чечне по ее нынешнему сценарию - ни победы, ни поражения - будет все больше толкать различные силы к тому, чтобы перейти от давления на Путина к противодействию ему.

Девятое. Тема взаимоотношений Путина с Западом заслуживает особого рассмотрения. В контексте же нынешней проблемы следует отметить, что внешний фактор "антипутинского фронта" значит очень много. Ни для кого не секрет, что на Западе (как в США, так и на европейском континенте) нет единого видения Путина. Присутствует весь спектр - от славословия до откровенного неприятия. Это довольно естественно, учитывая чеченский фактор и многое другое.

Но даже те, кто не принимает Путина, пока что воздерживались (по разным причинам) от каких-либо активных действий. Во многом это связано было именно с тем, что им не была понятна собственно ситуация в России.

Однако, как только они почувствуют, что противодействие Путину начинает приобретать достаточно организованный характер и что это противодействие имеет перспективу, внешний фактор "антипутинского фронта" приобретет огромное значение. Ибо процесс преобразований в стране обречен на неудачу, если он пойдет в рамках концепции самоизоляции России.

Есть еще один момент, на который в этой связи нужно обратить внимание. По крайней мере внешне все делается таким образом, чтобы показать прежде всего Западу, что власть сегодня не слишком волнует реакция за пределами страны. Арест Владимира Гусинского в начале президентского турне по Западной Европе, наступление на крупнейшие компании накануне встречи "восьмерки" на Окинаве, видимо, ориентированы именно на то, чтобы продемонстрировать жесткость новой власти под крышей "диктатуры закона".

Однако на практике происходит, к глубокому сожалению, обратное. На Западе действия эти, особенно в СМИ, воспринимаются не столько как жесткие, сколько как жестокие, и именно это служит главным фактором того, что фондовый рынок лихорадит, а потенциальные инвесторы вновь и вновь откладывают новые проекты в долгий ящик.

То есть президент вынужден постоянно доказывать на различных уровнях, что "все идет нормально", в то время как на Западе в этом вновь начинают все более сомневаться.

Таким образом, все составные политические элементы налицо, и независимо от того, вступит ли пакет президентских законов по укреплению вертикали власти в силу или нет, ситуацию уже изменить нельзя. Ведь в конечном счете не отступят от своих идей ни президент, ни те силы, которые или противостоят ему уже сейчас, или еще подвержены колебаниям.

Но совершенно очевидно, что нынешняя стадия "буферности" будет достаточно краткой по срокам, ибо главные действующие лица, имеющие порой более богатый политический опыт, чем президент РФ и его команда, прекрасно понимают, что фронтальному наступлению может быть противопоставлено лишь фронтальное сопротивление, носящее прежде всего организованный характер.

Организация в наших условиях, как известно, может быть эффективной только в рамках действующих структур, то есть преимущественно в рамках Государственной Думы и Совета Федерации, с привлечением всех уровней региональной власти.

Видимо, именно по этому пути и пойдет основная линия развития, так как и там, и там есть значительное число достаточно влиятельных лиц, которые могут, сорганизовавшись, повести за собой и колеблющихся, и тех, кто откровенно не видит для себя возможности органично вписаться в новую систему власти.

Думается, что в конечном счете не останутся в стороне от фронта и основные политические партии (за исключением "Единства"), ибо предлагаемые со стороны президента шаги в конечном счете ударят и по левым, и по правым (хотя и в силу разных причин).

В конечном счете мы можем из различных структур законодательной и исполнительной власти получить мягкую редакцию Верховного Совета образца весны 1993 г., но с одним принципиальным отличием - на этот раз оппозиционно настроенные законодатели (прежде всего в лице членов Совета Федерации) и их сторонники в исполнительной власти и в бизнесе получат поддержку значительной части региональной законодательной и исполнительной власти и, что самое серьезное, со стороны многих влиятельных СМИ. Бороться нынешней власти с такой достаточно разветвленной структурой "новой оппозиции" может быть совсем непросто.

Но при этом есть одно важное обстоятельство. Как бы ни развивались события, "антипутинский фронт" будет оставаться фронтом элиты, а не фронтом улицы. Улица (в широком понимании этого термина) останется, по всей видимости, в стороне от противостояния, как это уже было в российской истории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1841
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1152
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
845
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1134

Другие новости