Деньги и оружие на войне равноценны. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
РОССИЯ попала в чеченский капкан, выхода из которого не видно. Не может позволить себе Россия вести в Чечне партизанскую войну несколько лет. Но не может позволить ей и стать независимым, то есть бандократическим государством на своей границе в самом неспокойном ее районе.
В прошлом году в "НГ" был опубликован проект председателя ЛДПР Владимира Жириновского решения чеченской проблемы на основе объявления независимой (самоуправляющейся) Чечни национальным анклавом для всего чеченского этноса, по крайней мере для всех чеченцев, проживающих в России. В ситуации до августа 1999 г. это было, может быть, наилучшим решением. Увы, августовские события полностью перечеркнули возможности такого решения. Сейчас Российская армия стоит в Чечне. И под каким бы предлогом ни был осуществлен ее вывод, это будет воспринято всеми в России и мире как поражение России, как крушение ее государственности.
ВЫХОД ЕСТЬ, НО ОН В ДРУГОЙ ПЛОСКОСТИ
Так что, выхода из этого капкана вообще не существует?
Есть. Но искать его нужно в совершенно иной плоскости - в денежно-финансовой.
Современный мир практически полностью "деньгизирован". Большая часть удовлетворения потребностей современного человека осуществляется при посредстве денег. Это же касается и осуществления бандитской и террористической деятельности.
Оружие, боеприпасы, амуниция, продукты питания, медикаменты, зарплата боевикам, наркотики и многое другое может быть получено только посредством денег. И эти деньги к бандформированиям поступают из России, из-за рубежа, расхищаются в самой Чечне.
Ясно, что если бы удалось прекратить этот денежный поток, то бандитизму пришел бы конец в самое кратчайшее время.
Увы, это практически нереализуемо.
Но можно поставить эту же задачу по-другому. Не прекратить поток бандитских денег, а поставить под контроль ВСЕ или большую часть денежных потоков на ВСЕЙ территории Чечни. Тогда, естественно, под контролем оказались бы автоматически и потоки денег на обеспечение бандформирований и на ведение партизанской войны.
Можно ли это сделать?
Можно, но только поняв саму институцию денег в современном мире. К сожалению, этого понимания нет даже в кругах денежных властей России. Как пример мы можем привести ст. 29 из закона о Банке России: "Банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством платежа на территории РФ".
Заметим, что самая главная форма денежного обращения в современном мире - счетная денежная форма - этим законом ставится фактически вне закона. Вне закона эта статья ставит все банки, ибо именно использование счетов (безналичная, безбанкнотная и безмонетная форма денег) как формы платежа и есть главная функция любого банка, в том числе и ЦБ. Таким образом, закон о ЦБ России делает сам ЦБ незаконным.
Весь мир стремительно идет в направлении превращения денег в чисто счетную, безналичную институцию, а российский закон о ЦБ объявляет именно эту устаревающую и все более выбрасываемую из сферы использования форму денег единственной в России.
Легко видеть, что счетная форма денег находится под полным потенциальным контролем общества. И государства в рамках его законоустановленных полномочий.
А вот наличная форма денег, в которой все денежные операции имеют сугубо бинарный характер, является практически полностью бесконтрольной. Именно поэтому криминал, бандитизм, терроризм, наркобизнес основаны на использовании наличных денег.
Таким образом, вопрос контроля над денежными потоками в Чечне есть проблема максимального сокращения движения и использования на ее территории, в ее связях с остальной Россией и заграничным миром именно наличной формы денег. Конечно, наилучшим способом была бы реализация подобных мероприятий во всей России. Но здесь мы столкнемся с большим сопротивлением заинтересованных лиц. А в Чечне ситуация настолько критическая, что речь идет фактически о том, что в ней решается судьба самого существования России как политического организма современного мира. И особое положение в Чечне позволяет ввести соответствующий комплекс мероприятий даже без парламентского утверждения, а одним президентским указом.
КОНКРЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В Чечне создается Банк ЧР. Отличие его от обычного республиканского банка как отделения Банка России состоит в том, что он должен иметь с банком России не филиальные, а чисто корреспондентские отношения. Такой характер отношений позволит максимально отделить денежное обращение на территории Чечни от движения денег в остальной части России. Любое хищение или иное нарушение в денежной области на территории Чечни будет локализовано в самой Чечне и не будет распространяться на всю страну, как это было, к примеру, в эпоху так называемых чеченских авизовок, которые использовали именно филиальный характер связей между ЦБ и Банком ЧР и другими филиалами ЦБ на территории Чечни.
Все финансовые потоки между Россией и Чечней должны проходить исключительно через канал денежной связи: ЦБ - Банк Чечни. Для этого необходимо запретить открытие в Чечне любых отделений и филиалов российских и иностранных банков. А все банки на территории Чечни, которые могут быть созданы, должны иметь единственный корреспондентский счет в Банке Чечни. Этим самым все безналичные денежные потоки в Чечню и из Чечни будут проходить по единственному каналу денежной связи и находиться под полным контролем банковских, административных и правоохранительных властей на территории Чечни. И если даже допустить возможность открытия в Чечне отделений банков России, то и они должны иметь связь филиала со своим банком не напрямую, а через этот же канал денежной связи.
Для денежного обслуживания населения Чечни создается Сбербанк Чечни, который, однако, не должен иметь никакой денежной связи со Сбербанком России. Сбербанк Чечни открывает в населенных пунктах свои отделения, которые являются, по существу, просто сберкассами, так как выполняют исключительно функции приема денежных средств у населения и их выдачу, а также зачисления во вклады перечисленных денежных средств. Впрочем, функции Сбербанка Чечни можно возложить и на сам Банк Чечни.
Для денежного обслуживания физических лиц всем физическим лицам на территории Чечни открывается единственный счет в Сберегательном банке. Счет открывается по предъявлении паспорта, из которого данные вносятся в базу данных Банка, а также вносятся дополнительные данные о месте проживания владельца счета. А в паспорт ставится отметка о номере счета и месте его открытия. Этим самым полностью ликвидируется возможность открытия нескольких счетов, и данные о каждом жителе Чечни попадают в соответствующую базу данных. Банки обслуживают исключительно владельцев счета в этом банке. Этим самым незарегистрировавшийся в Сбербанке человек оказывается почти полностью отрезанным от денежной системы.
Вводятся ограничения на сумму выдаваемых и принимаемых наличных средств на одно лицо, например в месяц, а также на сумму хранимых у физического лица наличных денежных средств. При обнаружении у физического лица большей суммы, последняя конфискуется. Отметим, что на сумму хранящихся на счете средств никаких ограничений не накладывается.
На территории Чечни вводятся ограничения на стоимость продаваемых по наличному расчету товаров. Все дорогостоящие товары, например, автомобили, недвижимость, строительные материалы свыше определенной суммы, дорогая мебель, бытовая техника и т.п. могут продаваться исключительно по безналичному расчету.
На территории Чечни вводится запрет на выдачу зарплаты и иных вознаграждений физическим лицам наличными деньгами. Все зарплаты должны перечисляться на счет работника в Сбербанке. Всем юридическим лицам на территории Чечни, кроме предприятий розничной торговли и сберкасс, вообще запрещается использовать и даже хранить наличные деньги.
Ввоз на территорию Чечни и вывоз с ее территории наличных денежных средств ограничивается. В авиабилете и железнодорожном билете за пределы Чечни делается особая предупредительная запись об этом, а также о возможности проведения досмотра на предмет обнаружения сверхквотной денежной суммы с немедленной конфискацией ее. Вывоз денег за пределы Чечни и ввоз их в пределы Чечни по безналичному переводу, а также с помощью денежных карточек не ограничивается.
Наконец, на территории Чечни вводится тотальный запрет на использование и хранение любой иностранной валюты в наличной форме. Любая обнаруженная наличная валюта подлежит безоговорочной конфискации вне зависимости от ее происхождения и владельца. Будь это физическое или юридическое лицо или даже государственный орган.
В то же время в любой сберкассе может быть открыт любому гражданину валютный счет. Вывоз и ввоз валюты на территорию Чечни возможен исключительно в безналичном виде. Использование иностранной валюты в самой Чечне ограничивается исключительно перечислением валюты между близкими родственниками. Обмен российских денег на иностранную валюту в наличной форме не допускается. Такой обмен может идти только по безналичному переводу средств с рублевого счета на валютный и обратно.
В связи с особым положением в Чечне вводятся ограничения на банковскую тайну. Президентским указом вводятся особые правила доступа правоохранительных органов к банковским данным.
Не допускается на территории Чечни открывать счет в банке физическим лицам и юридическим лицам, не имеющим законных прав на пребывание на этой территории. Этим самым иностранные наемники вообще отрезаются от денежной системы и вынуждены будут сами покинуть Чечню.
ДОСТИГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате этих мер практически все жители Чечни будут вынуждены зарегистрироваться в Банках для получения доступа к денежной системе. И этим самым будут находиться под определенным контролем правоохранительных органов. А зарегистрировавшийся бандит - нонсенс. Финансирование бандитской и вообще криминальной деятельности на территории Чечни станет почти невозможным. Становится невозможным финансирование бандитских формирований из-за пределов Чечни, привлечение наемников. И это позволит в кратчайшие сроки нормализировать обстановку в Чечне без применения вооруженной силы.
Ясно, что данные мероприятия связаны с чрезвычайным положением и могут иметь ограниченный срок действия, до полной нормализации обстановки.