0
1373
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.04.2000 00:00:00

"К нам попасть не просто"

Тэги: пожары, огнетушитель, пожарные


В 85 случаях из 100 пожар начинается из-за неосторожного обращения с огнем.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

- ПРИХОДИТСЯ ли вам сталкиваться с какими-то типично московскими проблемами, с которыми ваши коллеги из других городов не знакомы?

- Конечно. Ни в одном российском городе нет такого количества приезжих. Мы поддерживаем очень тесные контакты с разными службами ГУВД, поскольку на пожарах много погибает людей, работающих здесь без оформления регистрации и даже порой без паспортов. Организации, принимающие приезжих на работу, расселяют их в зданиях, не приспособленных для жилья и с точки зрения противопожарной безопасности не выдерживающих никакой критики. Вот сейчас погибли двое мужчин из Таджикистана - отец и сын, работавшие в столице. Их закрыли на ночь в небольшом ангаре на два замка, и, когда возник пожар, они не смогли выбраться наружу.

Немало хлопот нам доставляют бомжи, большинство из которых тоже приехали из других регионов. Раньше много людей без определенного места жительства погибали в огне на чердаках и в подвалах. А сейчас, когда городские власти стали строже следить за порядком в домах, бомжи начали перебираться в подземные коммуникации. Они пользуются там открытым огнем, происходит возгорание, обгорает кабель. А из-за этого в домах выходит из строя связь и отключается электроэнергия.

- Есть ли еще какие-то отличия от других регионов?

- Ни в одном городе России нет такой разветвленной сети подземных сооружений, как в Москве. Из-за этого мы в отличие от пожарных других регионов не можем перейти на воздушные противогазы с часовым защитным действием. Потому что если произойдет пожар в нашем метро с его длинными туннелями, нашим сотрудникам может не хватить часа. Нам нужны кислородно-изолирующие противогазы, защищающие органы дыхания на четыре часа. Кроме того, в столице очень много "высоток", подобраться к последним этажам которых не так-то просто.

- Из-за чего в основном происходят пожары в Москве?

- В 85 процентах случаев из-за неосторожного обращения с огнем, а затем уже идут по убывающей: нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, шалости детей... Реже всего возгорания происходят в результате взрывов и поджогов.

Процентов 70 погибших - это люди, находившиеся в нетрезвом состоянии. Обычная история: выпил, закурил, уснул и не проснулся. Сейчас в Москве пьют не меньше, чем раньше. Но нам удается не допускать роста числа погибших благодаря тому, что мы проводим большую работу с населением - объясняем, какие меры предосторожности надо соблюдать, чтобы не возник пожар, и что делать, если возгорание все-таки произошло. Этот вопрос у нас стоит на первом месте.

В конце прошлого года в Москве резко возросло число людей, погибших на пожарах, потому что у нас не было возможности обращаться к населению через средства массовой информации, - все были заняты выборами. Поэтому если в 1998 году в огне погибли 316 человек, 182 из которых были в нетрезвом состоянии, то в 1999 году - уже 361 человек, 220 из них - в нетрезвом состоянии.

- Много ли вам известно случаев, когда люди сами справлялись с огнем?

- В конце прошлого года их количество резко возросло. А в этом году было уже 37 случаев, когда люди, не имеющие никакого отношения к нашей службе, не только тушили пожары, но и вытаскивали пострадавших из квартир. Хотя, я считаю, это небезопасно. Такими вещами надо заниматься в рамках разумного, потому что можно и задохнуться. Мы рекомендуем населению - если нет огнетушителя, лучше закрыть двери и окна, выйти из помещения и ждать пожарных. Но, как правило, люди выбегают, оставляя окна и двери открытыми, из-за чего пламя моментально переносится с одних вещей на другие.

- Чем можно объяснить возросшую активность москвичей? Они стали более бесстрашными?

- Теперь просто им есть чем тушить. Если в 1998 году Москва закупила всего лишь 8 тысяч огнетушителей, то в прошлом году - 126 тысяч. А в этом году мы уже приобрели 32 тысячи.

- Были ли в этом году крупные пожары?

- В этом - нет. Крупным пожаром считается тот, на котором погибает пять человек и более, или же тот, на котором десять человек и более получают травмы. К крупным пожарам относят и те, материальный ущерб от которых составляет 285 536 рублей. Эта цифра рассчитывается сотрудниками Министерства внутренних дел, которые опираются на международный стандарт и учитывают при этом особенности нашей страны. В прошлом году у нас было несколько крупных пожаров.

Но бывают ведь еще и сложные пожары. В прошлом году была крайне сложная обстановка в 24-й горбольнице. Нельзя было отключать от электроэнергии отделение реанимации, поэтому пожарные работали с риском для жизни. Часть людей эвакуировали, а самых сложных больных оставили в реанимационном отделении, хотя это и запрещено инструкцией. Но этот пожар потушили очень быстро. В феврале этого года загорелась 57-я больница - и тоже нельзя было обесточивать здание.

- Что чаще всего горит?

- Квартиры в жилых домах. В первом квартале этого года мы зарегистрировали в жилом секторе 2899 пожаров. На них погибли 67 человек, и 78 пострадали в той или иной степени. И при этом, что интересно, люди активно разворовывают пожарные краны, находящиеся в жилых домах. На 1 января 1999 года в Москве было разворовано 47 тысяч пожарных кранов, 33 тысячи из них мы уже укомплектовали, осталось еще 14 тысяч. Пожарные рукава воруют кто для чего - кто-то на дачу везет, чтобы огород поливать, кто-то мебель с их помощью переносит. Не так давно милиционеры вышли на две группы, которые из рукавов делали поводки для собак, а потом продавали.

- Во многих квартирах стоят железные двери, удается ли их открывать?

- Открыть можно любую дверь, но весь вопрос в том, сколько на это потребуется времени. Недавно вот пожарных вызвали в квартиру на третьем этаже с железной дверью. Наши ребята, чтобы сэкономить время, поставили на улице десятиметровую трехколенную лестницу, влезли в окно и, открыв дверь изнутри, вывели хозяина на лестничную клетку.

- Где еще чаще всего происходят пожары?

- На втором месте после возгораний в жилых домах у нас стоят пожары на транспорте - в первом квартале их было 297. Затем по убывающей идут пожары на предприятиях торговли, промышленности и в административных зданиях.

- Что подразумевается под пожарами на транспорте?

- Надо сказать, здесь у нас крупных случаев не бывает, только мелкие. В основном это возгорания двигателей. Нас очень беспокоят частные машины, владельцы которых не возят с собой огнетушители, хотя и должны это делать. Многие гаражи и стоянки тоже не обеспечены ими. И даже водители троллейбусов не всегда возят с собой огнетушители, хотя в каждом троллейбусе их должно быть не менее двух. А ведь это может привести к трагическим последствиям. Несколько лет назад на Дмитровском шоссе рядом с троллейбусом перевернулся бензовоз, и погибло очень много пассажиров. Но к бензоколонкам у нам нет нареканий - те, которые не отвечали требованиям противопожарной безопасности, давно были закрыты.

- А как обстоят дела на метрополитене?

- В прошлом году там было два случая задымления тормозных колодок при торможении - никто просто не мог понять, откуда идет дым, и на всякий случай вызвали пожарных. Был как-то раз случай, когда в подсобке загорелся скопившийся мусор. Но вообще на метрополитене очень хорошо отлажена система противопожарной безопасности. Там работает специальная система обнаружения пожаров в метро, которая реагирует на малейшее задымление.

- Часто ли приходится вашим людям отвлекаться на тушение горящих помоек?

- В прошлом и позапрошлом годах в весенне-летний период, а особенно в дни субботников количество таких выездов доходило порой до 600-700 в день, в этом же году их количество сократилось до 60-70. Дело в том, что московское правительство разрешило нам в этих случаях требовать возмещения убытков. Теперь после того, как наших людей оторвали на тушение помойки, мы предъявляем иск работникам жилищно-коммунального хозяйства или представителям управы, которые не хотят вовремя вывозить мусор. И они возмещают затраты на горючее, воду, оплачивают работу личного состава, платят за амортизацию техники. Помимо этого, мы еще имеем право применять к ним штрафные санкции.

- Используются ли в практике тушения пожаров новейшие научные разработки?

- Перед нами стоит задача - свести к минимуму потери от последствий тушения. Если мы справимся с огнем на начальной стадии, значит, мы меньше зальем помещение водой. Московский авиационный институт, Ижевский и Тульский оружейные заводы разработали установки импульсного тушения. Они действуют по следующему принципу - под давлением из установки выходит вода и образуется облако, которое обволакивает очаг возгорания. То есть происходит распыление водяной струи.

Дело в том, что в основном люди погибают при небольшой площади возгорания - полтора-два метра. Загорается кресло или диван, происходит сильное задымление квартиры, температура воздуха намного повышается, и человек гибнет. А ведь для того, чтобы потушить мебель, достаточно небольшого количества воды.

И, кроме того, для нас больше всего важны первые 6-10 минут. Среднее время прибытия пожарных машин - 6,67. Плюс еще требуется время на протягивание шлангов с водой. У нас есть два пути - либо использовать пожарный кран, находящийся на этаже, либо протягивать рукава из наших машин. Но поскольку пожарные краны часто оказываются разворованными, этот путь отпадает. Протягивание же рукавов из машины на девятый или одиннадцатый этажи по лестничным клеткам займет не одну и не две минуты. А эти установки можно с успехом использовать до разворачивания основных сил.

В этом году у нас появилось десять установок импульсного тушения, которые уже применяются на практике. И правительство Москвы выделило из городского бюджета еще 20 миллионов рублей на приобретение таких установок - на эти деньги можно купить больше сотни комплектов.

- Всегда ли удается машинам добраться до нужного места за шесть минут? Ведь на столичных дорогах часто образуются "пробки".

- Практически всегда. Все время следования пожарной машины от получения сообщения до ее прибытия на место четко фиксируется. И сейчас среднее время прибытия сокращается за счет того, что идет реконструкция дорог, строятся эстакады, возрастает средняя скорость движения. Больше всего "пробок" в центре города, и поэтому там находится одиннадцать пожарных депо, тогда как в некоторых отдаленных районах может быть три или четыре депо. Правда, вторая пожарная часть в Рыбном переулке, рядом со Сретенкой, уже несколько лет находится на реконструкции. И мы вынуждены перекрывать этот район за счет других частей, а это несколько отражается на времени прибытия. Но ее в ближайшем будущем должны уже открыть.

- Хватает ли в городе пожарных частей?

- Сейчас не хватает. По существующим нормативам надо было построить 47 пожарных депо, 20 из них город уже построил. Но проблема нехватки частей решаема. Мы устанавливаем пожарные машины с боевым расчетом в самых отдаленных точках от частей и таким образом как бы строим новые части.

- Сотрудники столичного ГУВД давно отказались от своих старых "уазиков", не собираетесь ли и вы переходить на более современные машины?

- Наш парк автомобилей изношен почти на 50 процентов. В прошлом году город подарил нам 45 машин многоцелевого назначения. Они сделаны на базе "ЗИЛов". В них есть и средства тушения, и вода, и необходимое оборудование. В некоторых странах уже давно используются автомобили многоцелевого назначения. Новые машины меньше старых, и это очень важно - они могут войти в любые дворы. Автомобили же старого образца не входят в арочные дворы, и пожар на Лесной улице в очередной раз доказал, что наша техника слишком громоздкая. Округа уже закупают эти автомобили многоцелевого назначения.

Пора уже и лестницы менять - причем они нужны разной длины. Если бы в Самаре было побольше маломерных лестниц - людей спасли бы. Благодаря тому что в при пожаре в 7-этажном здании Морфлота мы применяли для спасения людей лестницы всех типов, нам удалось спасти около девяноста человек только по внешним лестницам. Всего же из горящего здания вывели более ста человек. Это, наверное, первый случай в мировой практике, когда при таком сложном пожаре никто не погиб.

- Есть ли проблемы с кадрами?

- Проблема офицерских кадров, можно сказать, уже решена - в августе офицерские должности будут полностью укомплектованы. Что же касается личного состава - из одиннадцати тысяч человек четырехсот пока не хватает. Не все еще понимают, что работа в пожарной охране престижна. Некоторые до сих пор считают, что, если их отовсюду выгнали, противопожарная служба - их последняя надежда устроиться на работу. Но к нам попасть не так-то просто. Мы стараемся не засорять наши ряды. К кандидатам предъявляются очень жесткие медицинские требования и, кроме того, их очень тщательно проверяют и изучают, прежде чем взять на работу. Те ребята, которые пришли в пожарную охрану в последние годы (а их около четырех тысяч), - настоящие энтузиасты своего дела.

- Ходят разговоры, что некоторые пожарные, уходя с места тушения, забирают с собой то, что плохо лежит...

- Я уже четыре года возглавляю управление, и за все это время мне не стало известно ни об одном таком факте. Надо создавать такие условия, чтобы не было возможности воровать, и мы их создали. В наших сводках пишется, на кого возложена охрана имущества на месте конкретного пожара. И если что-то пропадет, этот человек будет нести ответственность. При крупных пожарах охрана имущества возлагается, как правило, на руководителей в чине полковника или генерала.

Да и о каком воровстве может идти речь? У нас работают особенные люди. Спасая людей, они получают увечья и гибнут. Когда я был в командировке в составе правительственной делегации Москвы в Лондоне, в это время в Швеции горела дискотека. По телевидению через каждые пятнадцать минут делали прямые включения с места события. И мы были свидетелями того, как шведские пожарные стояли и наблюдали за гибелью мальчиков и девочек. Одна из женщин, которая входила в состав нашей делегации, сказала: "Наши пожарные не будут так стоять и спокойно наблюдать за происходящим. Они будут рисковать своей жизнью, но спасут людей".

- И они действительно погибают, спасая людей?

- Вот, например, один наш пожарный ценою своей жизни спас 12-летнюю девочку-инвалида. И я могу вспомнить не один подобный случай... На днях погиб еще один наш сотрудник. Горевшую квартиру полностью обесточили, а когда он попытался отогнуть ломом металлическое основание люстры, его ударило током. Оказалось, что в этой квартире была скрытая проводка, которая шла, минуя счетчик.

- А как вы решили стать пожарным?

- После окончания школы я поступил в Гродненский сельскохозяйственный институт. Но потом приехал мой старший брат - курсант Свердловского пожарно-технического училища, и он меня переубедил. Я за одну ночь передумал и повез документы в Свердловск. Поступил я в это училище в 1965 году и в марте 1968 года закончил его. У нас был самый дружный выпуск, и мы до сих пор общаемся. Сейчас мой старший брат уже на пенсии, но двое младших братьев, которые пошли по нашим стопам, еще работают пожарными. Так что можно сказать, у нас пожарная династия...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
588
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2312
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1523
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1152

Другие новости