Острота глобальных проблем человечества во многом усугубляется низкой образованностью людей, недоступностью или отсутствием образовательных программ, неэффективностью инвестиций в образование. По тому, насколько часто и интенсивно обсуждаются вопросы профессиональной подготовки, просветительства, развития информационных технологий, можно вполне объективно судить о перспективности различных социальных систем и соответствующих им политических режимов.
ШКОЛА - ВСЮ ЖИЗНЬ
Значительная часть взрослого населения России демонстрирует устойчивую заинтересованность в развитии профессиональных навыков и повышении уровня знаний. При этом если ценность профессиональных знаний и навыков была очевидна почти всегда, то рост интереса к специальным знаниям в таких областях, как здоровый образ жизни, сбалансированное питание, индивидуальная деятельность в сельском хозяйстве или восстановление окружающей среды, начался сравнительно недавно.
Помимо этого, в последние годы резко возросла потребность в дополнительном образовании по таким направлениям, как изучение второго и третьего языков, овладение основными жизненными навыками, умение вести диалог с представителями иных ценностных предпочтений, стремление к постоянному (автономному) самообразованию, работа в команде, трансформация и преодоление конфликтов на всех уровнях и, конечно, свободное владение письменным словом.
По данным Института образования ЮНЕСКО, в развитых странах мира число взрослых участников образовательных программ намного превышает число обучающихся детей и подростков. Причем в этих же странах различной образовательной и просветительской деятельностью охвачено до 40-50% взрослого населения. Смещение от первичного (начального, среднего, высшего) образования к непрерывному, продолжающемуся на протяжении длительных периодов взрослой жизни, отмечается в мире почти повсеместно. При этом под "образованием взрослых" обычно понимают любую организованную и поддерживаемую в течение определенного времени образовательную деятельность, направленную на развитие потребностей, навыков и знаний в период самостоятельной жизни человека.
Непрерывное образование взрослых, о котором идет речь, уже давно не является предметом заботы федерального Министерства образования. Между тем грамотность и образованность составляют суть современной жизни, позволяя человеку осмысленно выбирать цели своих действий.
Степень включенности большинства населения планеты в образовательную среду оставляет желать много лучшего. Даже в тех странах, где декларировано всеобщее право на 10-летнее образование, примерно 25- 40% жителей испытывают трудности при чтении, письме и счете, а также в проведении рутинных социальных действий - таких, как голосование, заполнение анкет, понимание инструкций, чтение расписаний, не говоря уже о навыке самовыражения через письмо или речь.
В 1958 г. ЮНЕСКО определяло неграмотного как "человека, не владеющего чтением и письмом настолько, чтобы понимать простые и краткие сообщения, касающиеся его повседневной жизни". Два десятилетия спустя в обиход вошло более развернутое определение функциональной неграмотности как "неспособности осуществлять действия по чтению, письму и счету, необходимые для соответствующей жизнедеятельности и развития как самого человека, так и всего его социального окружения".
В широком смысле под "новой неграмотностью" надо понимать неспособность людей адекватно ответить на изменяющуюся ситуацию на рынке труда и вообще в своем микросоциуме. Уровень грамотности сегодня определяется количеством специальностей или рабочих мест, на которые человек в состоянии претендовать. Можно четко указать те категории взрослых, которые уязвимы к происходящим переменам и, следовательно, более всего нуждаются в реабилитирующем образовании. Это женщины, иммигранты, пожилые работники, лица с ограниченными возможностями, представители национальных меньшинств и другие.
НЕРАВЕНСТВО - НАВСЕГДА?
С одной стороны, экономика, основанная на информационных технологиях и непрерывном обучении работников, создает предпосылки для становления "обучающегося общества", в котором знания и профессиональные навыки имеют вполне значимую цену. С другой стороны, возникает недоступность знаний и даже враждебность к ним среди тех категорий населения, которые оказываются вне систем образования и переподготовки. По данным Института образования ЮНЕСКО, чем больше времени учащиеся проводят в школах, колледжах, университетах в юности, тем больше у них возможностей в дальнейшем участвовать в образовательных программах для взрослых. Вообще неравенство в получаемом на протяжении жизни образовании имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Этому способствуют и отсутствие официального признания самого факта существования людей, имеющих недостаточный уровень начального образования и нередко функционально неграмотных, и одномерность (линейность) сложившейся системы профессиональной подготовки, при которой такому человеку невозможно "перепрыгнуть" сразу через несколько ступенек образовательной лестницы.
В результате - в первом случае общедоступность многих образовательных институтов остается для значительного количества людей лишь на бумаге. Во втором случае лица малообразованные и имеющие низкую квалификацию не в состоянии повышать свои профессиональные навыки со скоростью, которая диктуется потребностями стремительно трансформирующегося рынка труда. Этот эффект получил название "взбитых сливок": люди, имеющие более "высокие" дипломы, всегда стоят первыми в рядах претендентов на новые рабочие места. Они как бы "отталкивают", вытесняют людей с низким уровнем образования и с недостаточной квалификацией (как правило, это низшие слои пролетариата) в конец "очереди", туда, где образование и переподготовка уже никому не доступны. Конечно, сами по себе образовательные институты не создают новых рабочих мест. И часто, окончив курсы повышения квалификации и освоив новую профессию, человек не может найти подходящую работу. Но такое положение дел свидетельствует, скорее всего, не о малой эффективности образовательных программ, а о том, что получаемый уровень квалификации недостаточен для успешного вхождения на рынок труда.
Постоянное повышение квалификации через образование является сегодня одним из важнейших ресурсов экономического и социального развития общества. В этой связи многие эксперты отмечают необходимость государственной поддержки и признания неформального самообразования, к которому относится не только классический тип так называемого "самоучки", но и достаточно недавно появившиеся и признанные юридически в ряде стран обучающиеся организации (команды, коллективы, группы, сообщества). Перед лицом трудно предсказуемого будущего (как в экономическом, так и отчасти в политическом контексте) обучающиеся организации становятся коллективными субъектами образовательного процесса, которые благодаря правильному распределению ресурсов учатся своевременно и адекватно реагировать на изменяющиеся обстоятельства и новые вызовы среды.
В последнее время стали больше обращать внимания на неформальное образование взрослых, при котором знания и навыки приобретаются вне стен образовательных учреждений. Обычно здесь выделяются два направления.
Первое - это так называемое самообразование, которое имеет различные цели: от продвижения по служебной лестнице до самоутверждения и интересного проведения досуга. Скажем, специалист по компьютерному программированию самостоятельно берет платные уроки на дому, чтобы овладеть одной из последних и наиболее сложных версий бухгалтерской отчетности. Расширяя таким образом круг своих профессиональных навыков, он вправе рассчитывать на повышение заработка или на большую конкурентоспособность на рынке труда. Разумеется, при этом он не получает никакого свидетельства об образовании, и работодатель вправе по своему усмотрению решать вопрос о новой тарификации специалиста. Проблема в данном случае заключается в правовой асимметрии между формальным (оформленным) и неформальным (не оформленным) образованием. Парламенты ряда европейских стран сейчас рассматривают законы, уравнивающие в правах держателей образовательных сертификатов и тех, кто демонстрирует такие же профессиональные навыки без соответствующих образовательных документов.
В российской законотворческой практике этот вопрос пока не нашел своего решения. Между тем признание неформального профессионального образования нередко имеет место де-факто со стороны частных работодателей (что, впрочем, не афишируется). Государственные инстанции, в свою очередь, при лицензировании и аккредитации таких фирм или предприятий принимают во внимание лишь наличие у сотрудников свидетельств о формальном профессиональном образовании.
Другим эффективным направлением в неформальном образовании считается информированное участие в общественных движениях и гражданских инициативах. Считается, что малообразованный человек не может внятно выразить свои требования и ожидания. Поэтому он оказывается оттесненным на обочину общественной жизни, а его мнением можно легко манипулировать. Именно в таком смысле образование и просветительство рассматриваются как практика освоения свободы и умения пользоваться гражданскими правами. Поэтому цель народного неформального образования заключается в обучении трудящихся тому, как самим посредством тех или иных гражданских действий организовать социальную среду жизнедеятельности.
РОССИЙСКИЙ КОНТЕКСТ
Перспективность образования взрослых в России определяется рядом факторов, среди которых в порядке убывания значимости можно назвать ожидания взрослого населения и развитие нормативно-правовой базы.
Ожидания взрослого населения в отношении образовательных программ остаются у нас пока не выясненными. На местном уровне существует множество различных поставщиков образовательных услуг, как правило, оплачиваемых за счет самих учащихся. В большинстве случаев имеет место сертифицированное дополнительное профессиональное образование, в результате которого обучаемые получают новые специальности - кстати, необязательно востребуемые на рынке труда. Среди наиболее заметных поставщиков таких услуг - общество "Знание", которое через свои областные организации обеспечивает как профессиональное, так и досуговое, часто неформальное, образование десяткам тысяч граждан. Помимо этого, существует значительное число общественных организаций, любительских oбъeдинeний, которые неформально обучают своих членов тому, как адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Оценивая перспективность неформального образования как наименее изученной формы образовании взрослых, важно понять структуру мотиваций и ценностных предпочтений людей. Скажем, в правозащитной деятельности доступность основных юридических знаний и умение применять их в различных жизненных ситуациях, как показывают опросы руководителей и лидеров правозащитных организаций, являются наиболее существенными из ожидаемых эффектов.
В последнее время все чаще и чаще приходится говорить о мониторинговом сопровождении управления образованием в нашей стране на любом уровне исполнительной власти. Эго одно из немногих средств оптимизации деятельности всех структур, связанных с образованием.
Второй фактор - это законодательная база и основанная на ней политика государственных органов. Разумеется, образование взрослых в России должно в первую очередь получить правовой (легальный) статус, которого оно пока не имеет. Вплоть до настоящего времени на федеральном уровне нет соответствующего закона или законодательного акта. Проект Федерального закона "О дополнительном профессиональном образовании", лоббистом которого является Министерство общего и профессионального образования РФ, не предусматривает легитимного доступа к дополнительному профессиональному образованию граждан, которые нуждаются в нем как раз более всего. Речь идет об инвалидах, безработных, беженцах, заключенных, лицах без базового образования или недостаточно хорошо владеющих русским языком.
При этом, во-первых, в теоретическом плане предстоит определить, что, собственно, есть образование взрослых в российском контексте. Совсем неочевидно, что при этом следует в первую очередь говорить об образовательных правах человека (как на этом настаивает ЮНЕСКО) или, напротив, числить взрослого учащегося пассивным участником стихийных рыночных отношений. На наш взгляд, следует интенсивнее использовать возможности реализации образовательными методами как личных, так и групповых целей и задач. При этом нормативно-правовая база - помимо прямого, "директивного" регулирования отношений субъектов образования - должна поощрять познавательную, просветительскую и иную образовательную активность населения в отношении как профессиональных, так и досуговых, любительских, гражданских знаний и навыков.
Во-вторых, в практическом плане необходим социологический анализ динамики ожиданий и мотивации населения в отношении различных форм образования. Имеет смысл уделить внимание изучению препятствий к участию в образовательных программах. Для этого целесообразно проводить опросы с учетом стандартных методик и инструментария, рекомендованных ЮНЕСКО и уже апробированных в ряде стран. Это позволит выяснить место России в международном и прежде всего европейском сообществе в решении задачи демократического реформирования социальных институтов, так или иначе связанных с образованием, просветительством, распространением знаний.
В-третьих, образование взрослых является исключительным по своей эффективности и низкой себестоимости ресурсом, использование которого в процессах адаптации населения трансформирующегося общества становится весьма актуальным. Иначе говоря, путь общественной модернизации, на который вступила Россия, предполагает поиск и интенсивное привлечение новых, невостребованных прежде ресурсов, в том числе таких, как непрерывное образование взрослых. Положительным фактором здесь является то, что начинать приходится не на пустом месте - систему формального образования, сложившуюся в стране в 50-80-е гг., по праву можно отнести к числу серьезных достижений прежней общественной системы.
"Новая неграмотность", с которой сегодня сталкивается российское общество, - это вызов времени. Ответ на этот вызов заключен в освоении новых образовательных технологий, помогающих человеку на протяжении всей его жизни.