0
1302
Газета Идеи и люди Интернет-версия

13.04.2000 00:00:00

Издержки партстроительства

Эдуард Борисов

Об авторе: Эдуард Сергеевич Борисов - доктор юридических наук, профессор
Людвиг Мнацаканович Карапетян - доктор юридических и философских наук, профессор

Тэги: партия, демократия


Рисунок Вадима Мисюка

НАКАНУНЕ выборов в Госдуму в 1995 г. мы пытались обратить внимание на безосновательность эйфории партийного строительства и призывали отказаться от отдававшегося партийно-политическому структурированию общества приоритета (см. "Независимая газета", 11.02.94; "Свободная мысль", 1995, # 3). Наш призыв встретил воинствующее неприятие со стороны ортодоксальных партократов, но все же не остался гласом вопиющего в пустыне. Волна партстроительства несколько уменьшилась, в результате чего к началу 1999 г. в РФ зарегистрировано 139 политических партий и объединений вместо 236 в 1995 г.

Вместе с тем подавляющее большинство существующих партий, будучи "верхушечными" объединениями, создаваемыми в кабинетах чиновников, охватывают узкий круг политической бюрократии и их служителей.

Есть, однако, и другие партии, организованные как политические фаланги, которые на место патриотического единения на основе согласования интересов всех слоев общества и во имя общего блага привносят политический раскол, а принципу эволюционного развития противопоставляют идею революции и сопровождающих ее социальных потрясений. Не потому, что там малосимпатичные люди, - такова природа этих партий и таковы вытекающие из нее правила политической игры, которые неизбежно определяют поведение игроков.

В связи с этим закономерно возникает вопрос: насколько подобные партии отвечают объективным закономерностям социального прогресса? В чем их назначение и в какой мере они способны аккумулировать интересы народа и отражать их в законодательстве, во всей организации государственной власти и ее практической деятельности?

*══*══*

Заметим, что эта проблема в политико-правовой мысли существовала давно. На опасность функционирования политических партий и партийной демагогии уже в ранний период их появления обращал внимание Томас Гоббс. К примеру, в "Левиафане" (1651 г.) он называл партии преступными организациями по отношению к государству. А первый президент США Джордж Вашингтон в прощальном послании американскому народу (1796 г.) в политических партиях усматривал готовое оружие для подрыва власти народа и узурпации правительственной власти.

Политические партии в царской России, частью которой были нынешние государства СНГ, возникли в конце прошлого и начале нынешнего веков. С самого начала становления они вели легальную и нелегальную борьбу не только против существующего строя, но также между собой. И политический, и идеологический монизм, неприятие всякого инакомыслия в рядах даже собственной партии, утвердившиеся с победой партии большевиков, социологически и психологически были подготовлены их предшествующей борьбой против государства и межпартийной борьбой. Победа партии над государством в государственно-правовой сфере вылилась в уголовное или административное преследование любых проявлений политической, социальной или духовной активности, которые не вписывались в установленные партией, следовательно, и государством рамки или выходили из-под их контроля. В основе этого, если отвлечься от иных факторов, лежала партийность самого государства.

Нечто подобное повторялось в так называемый перестроечный и постперестроечный периоды. Наивная вера в созидательный сам по себе характер политического плюрализма и основанное на ней формирование многочисленных и во многом искусственных образований, именовавшихся партиями, и их борьба за ведущее положение в новой власти в немалой мере обусловили разрушение многовекового союза народов. Это, в свою очередь, привело к появлению множества трудноразрешимых экономических, территориальных и иных проблем как в самих странах СНГ, так и в отношениях между ними, а также к взрыву межнациональных конфликтов.

Политические партии в условиях демократии и политического равенства, когда они делают только первые шаги и не гарантированы должным образом от отката назад, а общество не выработало иммунитета от тоталитаризма, нередко эволюционируют от организаций по мобилизации масс для проведения выборов до их превращения в неотъемлемый компонент политической системы. Раскол общества обусловливает и превращение любой политической партии, и ее руководства и актива во фракционную крепость, полную сектантского духа. При этом логика партийной борьбы ведет к упрощению, схематизации общественного мнения, поглощая или маскируя разнообразие, нивелируя различные мнения в рамках общей партийной идеологии. Вместо открытых парламентских дискуссий и формирования благодаря им баланса интересов общества судьбы страны определяют партийные коалиции или даже узкие партийные элиты, а порой и отдельные вожди, фактически сводящие участие общества в управлении к формальности.

Весьма показательно в связи с этим решение съезда одной из партий предоставить право формирования списка кандидатов в депутаты от этой партии на прошедших выборах Госдумы своему лидеру. К сожалению, принцип вождизма получает поддержку и законодателя. В п. 11 ст. 51 федерального Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 г. установлено, что в случае выбытия одного или более кандидатов, занимавших первые три места в общефедеральной части закрепленного федерального списка кандидатов (за исключением некоторых экстраординарных ситуаций), ЦИК отказывает в регистрации федерального списка кандидатов либо отменяет ее. Так сам закон способствует олигархическому построению политических партий, иных общественных объединений, участвующих в выборах в качестве избирательных объединений, избирательных блоков.

Анализ диалектики современного развития общества показывает, что многочисленные политические партии, узурпировавшие (или стремящиеся к этому) суверенитет народа, на деле не имеют достаточно широкой социальной базы; более того, они не отвечают объективным тенденциям социального прогресса и не могут претендовать на выражение действительной воли и интересов народа. Если КПСС и контролируемое ею государство в рамках своих программных установок и провозглашаемых целей не могли не учитывать, особенно на последних этапах существования, общественных ожиданий, то многие решения постперестроечной власти под эгидой "реформаторско-демократических" партий выглядят как вызов общественному мнению. Власть от служения обществу, как это декларировалось на начальных этапах реформирования отечественной государственности, удивительно быстро перешла к господству над обществом, во многом утратила социальную полезность и порой стала просто опасна для общества и для человека. А принадлежность к власти, как и всегда, является гарантией места у кормушки. Не поэтому ли с легкостью необыкновенной во имя победы на выборах, стало быть, и места у кормушки партии меняют свои политические и практические ориентиры, нещадно эксплуатируют идеи, от которых в действительности очень далеки.

И не случайно, ситуация с новым партстроительством изменилась накануне прошедших выборов. Многие "диванные" партии, обнаружив несостоятельность и абсолютную очевидность невозможности для них преодолеть пятипроцентный барьер, стали сколачивать совместные блоки, хотя фундаментальные положения их партийных программ были далеко не идентичными.

Накануне прошедших выборов была создана новая партия власти - "Единство", которая молниеносно по рейтингу обошла намного раньше созданные партии и объединения. Подобные прецеденты также свидетельствуют об утрате места и роли традиционных политических партий: "Если за три месяца можно создать партию, которая преодолела пятипроцентный барьер, то какова же цена остальным партиям, существующим почти десятилетия?" (В.Третьяков, "НГ", 18.12.99).

Создается впечатление, что старых и новых архитекторов партстроительства вовсе не интересует проблема по существу. Для них главное - не объединение определенных социальных слоев в целях позитивного воздействия на общественные процессы, а стремление занять высокие должностные кресла. Ярчайший пример - желание бывшего генсекретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева и его окружения создать партию. А ведь еще в первые годы перестройки в ЦК поступали десятки тысяч писем с рекомендациями реорганизовать Компартию в социал-демократическую и тем самым отступить от утопии коммунизма и носителя его идеологии. Однако эти рекомендации отметались от порога. Теперь же, спустя более десяти лет, пришло запоздалое прозрение: создается социал-демократическая партия России (которая по счету?) во главе с Горбачевым.

Проблема, конечно же, не в партиях как таковых, проблема в партийности самого государства, в идеологической ограниченности и политической ангажированности власти. Но несомненно и то, что именно в результате деятельности политических партий, особенно построенных по принципу так называемых массовых партий, отличающихся от кадровых в том числе высокой степенью идеологизированности своих требований и организационной обособленностью, основная часть населения в условиях даже всеобщности и равенства избирательного права вытесняется из активной политической жизни и становится объектом манипулирования со стороны партийной элиты.

Впрочем, традиционное типологическое деление политических партий на массовые и кадровые, принятое во всем мире, для нас не годится. Есть немало партий, созданных политическими браконьерами во имя удовлетворения собственных амбиций или политического самосохранения и умело пользующихся отсутствием у народа иммунитета от лжи и социальных спекуляций. И только общество может и должно определиться, в какой мере дальнейшее существование и деятельность таких политических партий соответствует диалектике социального прогресса или хотя бы здравому смыслу. Мы же, опираясь на исторический опыт, полагаем, что преобладающей объективной тенденцией социального прогресса в большей мере становится не сохранение олигархически структурированных политических партий с пагубной практикой их деятельности, а такие объединения разных социальных слоев, которые вырастают на базе общности профессиональных, региональных, этнических, экономических, духовных и, разумеется, политических и иных интересов. Можно полагать, что такие объединения не будут "бороться за власть" любыми средствами, а вполне цивилизованно будут выбирать получивших общественное признание своих представителей в систему народного (а не партийного) представительства; речь в этом случае должна идти не о борьбе за власть (узурпацию власти), а за участие во власти при сохранении ее надпартийного характера и ее служения всему обществу.

Бесспорно, проблема перехода к надпартийному парламенту сложна и значительна. Но ясно одно: потребности социального прогресса обусловливают необходимость того, чтобы само государство, все органы публичной власти и должностные лица носили надпартийный характер, не превращались в делегированных во власть партийных функционеров или доверенных приказчиков действительных хозяев жизни.

В этом аспекте первостепенное значение приобретает обеспечение самого широкого представительства различных социальных слоев в парламенте и надпартийного характера деятельности парламента страны. Достижение такой цели прежде всего предопределяется демократической избирательной системой, которая призвана обеспечить становление и эффективное функционирование гражданского общества и правового государства, а не политической системы, доминирующим элементом которой будут одна или несколько партий.

Могут возразить: ведь избирательная система западных демократий предусматривает участие партий в выборах и формирование правительства в зависимости от победы на выборах какой-либо из них. Однако не следует забывать, что суть политической системы этих стран определяется главным образом не победой партий на очередных выборах, а стабильно действующей Конституцией и закрепленной в ней системой разделения властей. А место и роль политических партий в жизни общества меняется в зависимости от результатов выборов. Закрепленная же Конституцией социально-политическая и экономическая система в своей сути не изменяется, она лишь совершенствуется в процессе научно-технического и общественного прогресса. Поэтому центральное место в демократической избирательной системе должна занимать не проблема "проходимости" в парламенте политических партий, а обеспечение надпартийности выступающего от имени народа органа народного представительства.

В условиях постиндустриального общества и исчезновения былых классовых различий закономерно сужается социальная база политических партий. В современном обществе иной расклад социальных сил и иное сопряжение их интересов. В условиях научно-технического прогресса и свободных рыночных отношений общество становится более социально однородным. Под воздействием этих объективных факторов у различных социальных слоев общества формируется общее понимание проблемы организации власти, движителей общественного прогресса без политических партий. Постепенно преодолевается навязанная обществу в начальный период политических реформ и особенно в период подготовки и принятия Конституции РФ 1993 г. "иллюзия партии" как главного организатора жизнедеятельности общества. Как обычно, мы взяли принцип, то есть провозгласили политический плюрализм, и только теперь спохватываемся, что забыли о системе обеспечительных средств; пределы такого плюрализма должны быть точно очерчены и гарантированы от того, чтобы данный демократический принцип не взорвал саму демократию.

Стремление различных политиков к созданию "своих" партий отражает нынешнее смутно-анархическое состояние общества, чрезмерно политизированного "сверху" и столь же деполитизированного "снизу". Очевидно и то, что устремления к сохранению старых и созданию новых партий в не меньшей степени объясняются необузданными амбициями состоявшихся пристоличных карьеристов. Нетрудно заметить их стремление любыми средствами сохранить в обществе господство партийно-политической структуры, стало быть, самим оставаться кукловодами, а не избирать дееспособный и эффективно функционирующий парламент, иные представительные органы, отражающие интересы всех слоев общества.

Факты свидетельствуют о том, что требованиям социального прогресса отвечает не извечная борьба сектантских политических партий за власть, а деятельность общественных объединений (как бы они ни назывались), опирающихся на широкие социальные слои и выражающих их стратегические интересы. Политические партии в современной России нередко обладают олигархической структурой и тесно переплетаются с государственной бюрократией либо даже контролируют ее или стремятся к такому контролю. Многие средства массовой информации находятся под административным контролем либо в абсолютной финансовой зависимости и давно перестали быть зеркалом общественного мнения. Партии не отражают и внутренней динамики развития общества, и существующих в нем интересов. В силу этого они не обладают иммунитетом от перерождения в тоталитарные политические организации, предполагающие модернизацию общества методом социальной инженерии.

Именно поэтому магистральный путь к самоорганизации общественной жизнедеятельности лежит не через усиление партийно-политической системы. Фундаментальные интересы всех слоев общества может выразить и практически обеспечить избранный народом представительный орган - политический по определению, но не являющийся при этом проводником узкопартийных интересов.

В сегодняшней России складывается новая политическая ситуация. На арену пришли крупные избирательные объединения, движения и союзы, представляющие интересы десятков миллионов граждан, а не узкопартийные интересы. Это естественный процесс, обусловленный изменениями в социальной структуре общества, которая не может теперь быть охарактеризовано хрестоматийной в недавнем прошлом формулой - "два класса и одна прослойка". Да и граждане России, хочется верить, в своем большинстве отошли от наивного восприятия выдвигаемых партиями лозунгов и обещаний. Теперь труднее обмануть людей легендами о светлом будущем, прелестях либерализации и приватизации, радостях капитализма. Но не невозможно. Десятки миллионов людей нуждаются в самом необходимом и готовы голосовать не сердцем даже, а желудками. Это является во многом прямым результатом деятельности делегированных различными политическими силами во власть политических комиссаров, присвоивших государство и руководствовавшихся в своей деятельности не действительными интересами народа, а в лучшем случае абстрактными политическими идеалами.

В таких условиях даже самый совершенный закон без контроля общества не способен обеспечить действительную свободу выбора. Честные и чистые выборы возможно и необходимо обеспечить не только в борьбе против рвущихся во власть коррумпированных лиц или экстремистских элементов, готовых во имя своих программных целей пожертвовать государством или насильственно облагодетельствовать общество, но и в союзе всех тождественных конституционному строю социальных и политических сил и при их соперничестве в рамках Конституции и права, честно освещаемом средствами массовой коммуникации, на которых лежит великая демократическая функция. Не Конституция и закон должны подчиняться политике, но политика должна осуществляться на основании Конституции и закона; не партии должны руководить государством, но государство должно определять организационные и функциональные параметры их существования и деятельности.

В этом случае есть надежда, что развитие общественно-политической жизни в РФ пойдет по пути действительной демократизации и становления некриминальной рыночной экономики, возрождения страны и создания достойных условий жизни для всех народов и каждого гражданина. Разумеется, при этом не исключается обновление Конституции, особенно в части, касающейся организации государственной власти, распределения полномочий ее органов и должностных лиц, действенного контроля за их деятельностью, формирования гарантий общества от самодурства власти и самого государства - от разрушительного воздействия различных общественных сил. Государство - огромная социальная ценность, которая не может присваиваться той или иной политической силой и которой нельзя распоряжаться как партийной или фамильной собственностью.

Разумеется, из сказанного не следует, что в настоящее время волевым способом можно и нужно "закрыть" реально существующие политические партии. Однако общество должно вновь вернуться к обсуждению вопроса о пределах политического плюрализма и гарантиях от использования демократических институтов против самой демократии и основ российской государственности, ответственности политических партий, частью которого является вопрос об избрании депутатов по партийным спискам или путем выдвижения ими кандидатов в депутаты только по территориальным округам, формировании правительства парламентским большинством, места и роли главы государства в политической системе, содержания его гарантийной функции, и т.п.

Без решения этих вопросов в соответствии с волеизъявлением народа трудно преодолеть узкопартийную ангажированность властей, деление ими политических сил исключительно по идеологическим критериям на союзников и противников. Такая ангажированность - непреодолимая помеха формирования баланса интересов всех социальных слоев нашего общества. Не в ней ли одна из главных причин того, что значительная часть населения разочарована в самой идее демократии и утратила доверие к власти и ее носителям?

Но здесь тут же встает проблема организации сил для защиты права народа. Ни для кого не секрет, что депутатский корпус генерируется деньгами и властью. Мало быть умным и порядочным человеком, обладающим соответствующими знаниями и профессиональными навыками. Для избрания, в том числе, разумеется, на должность в системе исполнительной власти, необходимо обладать большими деньгами или (и) властью. Каким образом в этих условиях противостоять проникновению во власть криминалитета, цинично разворовавшего накопленную трудами многих поколений публичную собственность и теперь озабоченного созданием условий для безбоязненного пользования разграбленным? Речь идет не об уличном хулигане или человеке, укравшем чужую курицу, проблема состоит в том, чтобы успешно противостоять узурпации власти народа узким слоем так называемой политической и экономической элиты, которая контролирует исполнительную власть во многих ее звеньях, а теперь готова и парламент превратить в правление собственной фирмы.

Каким образом гарантировать народное представительство и от формирования его исполнительной властью, в результате чего законодательная власть, по существу, утрачивает представительный характер и становится придатком исполнительной власти, а разделение властей превращается в демократическое украшение Конституции? Ан и мы не лыком шиты, и у нас демократия! Демократия ли? Отчуждение народа, якобы являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, от этой самой власти стало еще более значительным, чем прежде, а бесконтрольность бюрократии и ее безнаказанность - нормой жизни. Попробуй только заговори хотя бы о праве избирателей отозвать недостойного депутата. Тут же найдется множество аргументов против этого якобы антидемократического института, не соответствующего стандартам демократии. Тем самым в противостоянии гражданской индифферентности и бдительного общественного контроля даже записные демократы отдают предпочтение первому.

Кое-кто иронизирует по поводу того, что у нас субъектами предвыборной борьбы еще недавно были общественные организации и объединения, утверждая при этом, что во всем мире только партии являются субъектами предвыборной борьбы (см. "НГ" от 14.02.94). Правда, при этом авторы подобных пассажей забывают, что в этих же самых странах предусмотрены ответственность политических партий, одержавших победу на выборах (например, формирование правительства, которое не может по мановению державной руки быть отправлено в отставку), и механизм бдительного контроля общества за их деятельностью. Главное, однако, в том, что в нашей стране деятельность партий приводит, по замечанию выдающегося русского исследователя роли партий в системе демократии М.Острогорского, к подмене "истинного управления", основанного на превосходстве ума и характера, "политическим машинизмом".

Но верен ли исходный тезис? Мировая практика как раз свидетельствует, что субъектами предвыборной борьбы выступают не только политические партии. В этой борьбе участвуют и все больше в нее включаются предпринимательские, экологические, этнические, благотворительные, профессиональные и иные организации, объединения и движения. В демократическом мире признается их конституционный статус, на основании которого они не могут быть лишены права активного участия в предусмотренных законом формах и пределах в предвыборной борьбе. Тем более что многие из них представляют куда больше объединенных граждан, чем иные политические партии и группы. Благодаря их участию в выборах представительных органов выявляются и включаются в политическую жизнь все слои общества. Именно они составляют основную базу формирующегося гражданского общества. Иными словами, эволюция социально-политической жизни многих стран мира показывает, что, с одной стороны, произошла глубокая трансформация самих политических партий, с другой стороны, в политику вовлекаются общественные объединения и движения, представляющие определенные социальные слои и выражающие их интересы. Они получают признание в народе потому, что возникают в процессе "естественного отбора" в соответствии с потребностями развития общества.

Не случайно первым шагом на пути к демократии и гражданскому обществу в нашей стране стали выборы с участием общественных организаций и объединений, в результате чего в парламент страны впервые за десятилетие его существования были избраны действительно представлявшие волю и интересы всего общества депутаты. Именно этот состав депутатов выступил инициатором глубоких формационных преобразований во всех сферах общественной и государственной жизни. Но, к сожалению, в очередной раз право силы оказалось могущественнее силы права, и влиянием именно партийных пристрастий было развалено становящееся на демократический путь развития государство, а вскоре разогнан и российский парламент, а на просторах России утвердился цезаризм. И по сию пору энергия разрушения никак не может уступить место энергии созидания, в том числе и постольку, поскольку существующие политические партии во многом не тождественны конституционному строю и в своей организационной структуре и деятельности взращивают семена тоталитаризма. В свою очередь, власть сверх меры идеологизирована, по существу, сама стала элементом гражданского общества и активно играет на поле, принадлежащем именно политическим партиям.

Некоторый оптимизм в переломе создавшейся ситуации вселяет участие на прошедших выборах в Госдуму крупных общественных объединений. Даже самая крупная и старая партия - КПРФ шла на выборы в объединенном блоке "За победу". Но в то же время вновь раздаются голоса о превращении некоторых объединений в политическую партию.

Неужто "опыт" скоропалительного волевого создания таких партий власти, как ПРЕС, НДР, "Блок Рыбкина", и их столь же быстротечное поражение на последующих выборах ничему не учит? К такому же финалу пришли десятки других политических партий, провозглашенных именитыми политиками. Можно ли говорить об их жизнеспособности, если, к примеру, на последних выборах 17 таких партий совместно получили всего 7,76% голосов избирателей? Трудно также обеспечить жизнеспособность и эффективное функционирование парламента, если созданные объединения и движения после выборов расходятся по партийным квартирам, если они строят работу по принципу сиюминутной политической целесообразности. Убедительное подтверждение тому - наметившийся кризис в первый же день работы нового парламента.

Будущее страны нужно связывать не с рождением все новых политических партий или их укрупнением (для демократических стран это пройденный путь). Нужен эффективный механизм преодоления узурпации власти - и законодательной, и исполнительной, - в том числе политическими партиями, торгующими (иногда в прямом смысле в форме взыскания денег за включение в список кандидатов) общественным благом под флагом демократии. Необходимы обновление самой природы политических партий, освобождение от психологии гражданской войны и социального противостояния. Глубоко был прав выдающийся отечественный мыслитель П. Новгородцев, когда говорил, что мудрость политиков, воспитавших свою мысль на старых партийных программах и спорах, тут не поможет. И если сегодня в Российской Федерации наряду с десятками федеральных партий зарегистрировано более ста общественных объединений, то данный факт нужно рассматривать как обнадеживающую социальную базу для демократических выборов и движения к гражданскому обществу. Не это ли путь к возвращению гражданину власти над государством и восстановлению действительных целей государства? Разумеется, при условии, что сам парламент обретет в политической системе место, достойное по своим функциям и полномочиям, в том числе контрольным, органа представительства многонационального народа Российской Федерации, который никто не сможет шантажировать или использовать в своекорыстных интересах.

Не пора ли теперь отрешиться и от сложившихся столетие назад представлений о политических партиях, ориентированных в основном на революцию или модернизацию общества методом социальной инженерии? Во всяком случае, если основная деятельность существующих политических партий будет направлена на борьбу с государством и друг с другом во имя установления господства в обществе на базе своей идеологии, а не на содействие путем участия во власти эволюционному социальному прогрессу, страна и в будущем не сможет быть защищена от социальных потрясений, а народ так и будет оставаться бесправным объектом социальных экспериментов и бессовестных политических манипуляций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
539
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
306
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
574
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
363

Другие новости