Павел Бородин. |
- ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ, как бы вы охарактеризовали изменение своего "амплуа" управленца-хозяйственника на интегратора России и Белоруссии?
- По моему глубокому убеждению, чтобы квалифицированно участвовать в сложных интеграционных процессах двух государств, необходимо иметь за плечами хорошую школу, используя терминологию заданного мне вопроса, именно управленца-хозяйственника. Это убеждение основывается на моем многолетнем трудовом опыте, на практике руководителя многих хозяйственных структур. После окончания института, так уж получилось, я занимал руководящие должности то в строительстве, то на административной работе. И в любой сфере мне, как говорится, с колес приходилось постигать азы налаживания взаимоотношений между различными хозяйствующими или административными субъектами. Другими словами, с начала трудовой деятельности я стал заниматься развитием интеграционных связей, если можно так сказать, на микроэкономическом уровне.
Выделю особо период работы мэром восточносибирского города Якутска с 260-тысячным населением. Хотел бы пояснить, что Якутск стоит на вечной мерзлоте, расположен в экстремальных территориально-природных условиях, ограничен транспортными возможностями и связями с "материком". В то же время этот город играет важную для всей России народнохозяйственную роль. Здесь добываются основные объемы алмазов, а также золота для промышленных нужд и экспорта в качестве конкурентоспособных товаров на мировом рынке и пополнения российской казны в виде драгоценных камней и слитков, которые зачастую даже имеют имена и хранятся в Гохране и Алмазном фонде Кремля.
Так вот, чтобы обеспечить и нормальную жизнь большого города, и содействовать расширению "ручейка", а точнее, "потока" алмазов и золота "из глубины сибирских руд" в общероссийскую копилку, от якутского мэра требовалось умение быть интегратором во всех ипостасях. Пришлось выстраивать самые разнообразные интеграционные схемы между предприятиями самого Якутска, между хозяйственными единицами города и субъектами Республики Саха - Якутия, а также развивать необходимые нам кооперационные связи с хозяйствующими субъектами по всей России и в странах ближнего зарубежья.
Семь лет я работаю в Москве. Все эти годы приходилось участвовать в решении сложнейших структурных, экономических, финансовых вопросов, в том числе на международном уровне. Думаю, опыт работы в Москве достаточен, чтобы разбираться и квалифицированно участвовать в интеграционных процессах обеих наших стран.
Для сведения читателей "НГ" добавлю, что вместе с Борисом Николаевичем Ельциным я участвовал во всех встречах на высшем уровне с президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко. А началось это 21 февраля 1995 года, когда два лидера заключили первый в постсоветской российско-белорусской истории Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на десять лет. Все последующие годы я с большим интересом не только наблюдал за ходом интеграции наших стран, но и постоянно выполнял определенные задания нашего президента в экономической сфере российско-белорусских отношений. Поэтому мое назначение на нынешнюю должность государственного секретаря нельзя считать случайным.
- В чем заключается работа государственного секретаря Союзного государства?
- 26 января 2000 года на первом заседании Высшего государственного совета Союзного государства меня утвердили в должности государственного секретаря на четырехлетний срок. В соответствии с Договором о создании Союзного государства моя главная функциональная обязанность - руководство Постоянным комитетом. Государственный секретарь входит в состав Совета Министров на правах заместителя председателя этого главного исполнительного органа Союзного государства.
Поскольку формирование рабочих органов Союзного государства, в том числе и Постоянного комитета, еще не закончено, а этот процесс, естественно, требует определенного времени, в мои задачи как государственного секретаря входят: подготовка проекта организационной и функциональной структуры Постоянного комитета, определение круга функциональных обязанностей его основных структурных подразделений, определение, исходя из поставленных задач, рационального числа сотрудников аппарата, их размещение на рабочих местах, материально-техническое обеспечение рабочего процесса и многие другие задачи, связанные со становлением новой структуры. Другими словами, за короткий срок от меня потребовалось подготовить все предложения по формированию оптимального и самодостаточного аппарата Постоянного комитета. Такая работа уже проделана, соответствующие проекты и предложения направлены для рассмотрения председателю Высшего государственного совета Союзного государства Александру Григорьевичу Лукашенко и председателю Совета Министров Союзного государства Михаилу Михайловичу Касьянову. По-видимому, Владимир Владимирович довольно часто встречает в газетах, как и мы все, поскольку читаем одни и те же газеты, провокационный тезис: российско-белорусский союз - это "союз бюрократий, а не союз двух народов". При обмене в Кремле 26 января 2000 года ратификационными грамотами о вступлении в действие Договора о создании Союзного государства Владимир Владимирович Путин сказал, что наш Союз "воплощает стремление народов двух стран жить и работать вместе ради улучшения жизни самого простого человека - россиянина и белоруса". Эту оценку невозможно опровергнуть, как бы кое-кому ни хотелось.
В ежедневной работе мы должны всегда помнить, что всесторонняя интеграция своим конечным результатом предполагает решение социальных проблем, включая создание достойных условий жизни и одинаковый уровень социальной защищенности граждан стран-союзниц. Отрадно отметить, что в этой сфере, особенно в части обеспечения равных прав гражданам Белоруссии и России в области образования, медицинского обслуживания, трудоустройства и других социальных гарантий, удалось продвинуться достаточно далеко. Разработана Концепция развития в союзных странах системы образования, подготовки и переподготовки кадров, определены базовые подходы к минимальным денежным доходам населения и основные отрасли стандартизации социально-культурной сферы. Они включены как обязательные в системы государственных минимальных социальных стандартов в Республике Беларусь и в Российской Федерации. В обеих странах осуществлены меры, направленные на обеспечение одинаковых принципов социальной защиты.
Один из главных приоритетов нашей социальной политики - совместные действия Белоруссии и России по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.
Что же касается критики реального состояния дел, то ради справедливости и истины следует отметить, что не все журналисты "с кондачка" критикуют состояние дел в нашей интеграции. Достаточное количество публикаций, на мой взгляд, довольно метко попадает нашим интеграторам "не в бровь, а в глаз". С такими именно журналистами и их творческими подходами к проблемам нашей интеграции я полностью согласен. И, надеюсь, совместными усилиями мы построим Союзное государство, конечно же, не как "союз бюрократий".
- Какие задачи предстоит выполнить России и Белоруссии при создании Союзного государства?
- Две наши страны, их народнохозяйственные комплексы можно художественно сравнить как два берега у одной реки. Такая река - это разорванные хозяйственные связи, нарушенные родственные отношения, таков, как оказалось на деле, главный итог развала СССР. За пять интеграционных лет начиная с весны 1995 года высшие руководители двух стран при поддержке абсолютного большинства своих народов сумели выйти на исходные рубежи, то есть на берега упомянутой нами реки, чтобы уже совместно построить крепкий, рассчитанный на века мост. Только в этом случае можно, на мой взгляд, построить реальное российско-белорусское Союзное государство. Ведь надо признать, до сих пор и россиянам, и белорусам приходится барахтаться в разделяющей нас реке и "вплавь" соединять порванные хозяйственные связи. Вот почему нам требуется построить такой мост. Такой связующий элемент, как доказала жизнь, в конструкции Союзного государства просто необходим, ведь это прежде всего переход между двумя национальными экономиками, которые к тому же до сих пор функционируют по разным моделям.
Правда, во время обсуждения стоящих перед Союзным государством проблем лидеры Белоруссии и России заявили, что их не пугает это обстоятельство, что они признают определенные различия в темпах проведения экономических реформ, в структуре рыночной экономики. Владимир Владимирович Путин призвал не драматизировать этот факт. А Александр Григорьевич Лукашенко заметил, что определенные расхождения в экономических структурах России и Белоруссии будут иметь место и в дальнейшем, но два государства заключили договор как раз для того, чтобы унифицировать эти процессы.
Как государственный секретарь, я глубоко убежден, что наша первейшая задача на новом этапе интеграции - скрупулезно проанализировать опыт рыночной трансформации экономик Белоруссии и России. Видимо, России следует использовать опыт Белоруссии, которая, как известно, следует канонам государственного регулирования национальной экономики и непосредственного участия государства в экономических процессах. Благодаря разумному проведению экономических реформ без излишней спешки в этом деле и с ключевой ориентацией национальной стратегии на социальные факторы белорусское руководство, надо признать, сумело сохранить почти всю народнохозяйственную инфраструктуру и поэтому страна добивается каждый год самых высоких экономических показателей среди постсоветских стран. С другой стороны, Белоруссии, по-видимому, не помешает изучение как положительного, так и отрицательного (чтобы ни в коем случае не повторять) опыта либерализации российской экономики.
На мой взгляд, только сближение экономических моделей двух стран приведет к скоординированной и целенаправленной работе над российско-белорусской интеграцией на новом ее этапе, поможет установить рациональные межстрановые макроэкономические пропорции, проводить единую структурную политику и на деле соединить необходимыми хозяйственными нитями две экономики. Однако чтобы управлять всеми этими процессами, нам потребуется система многоуровневого стратегического планирования.
Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства, на мой взгляд, дает полный ответ на поставленный мне вопрос. Без всякого сомнения, единение наших народов в социально-экономическом плане означает приоритет социальных факторов в совместно разработанной стратегии, согласование политики в области социальной защиты населения и пенсионного обеспечения. Для достижения этих ключевых целей программа включает следующие стратегические направления нашей интеграционной деятельности в ближайшие годы:
унификацию гражданского законодательства и определение основ создания собственности Союзного государства;
введение единой денежной единицы;
унификацию налогового законодательства и проведение с 2001 года единой налоговой политики;
формирование и исполнение бюджета Союзного государства;
проведение единой торговой и таможенной тарифной политики;
формирование общего рынка ценных бумаг;
проведение единой политики в области ценообразования;
объединение энергетической и транспортной систем;
формирование единого научно-технического пространства и другие важные мероприятия.
Естественно, сближение Белоруссии и России потребует выработки совместной политики в области обороны, охраны границ, деятельности правоохранительных органов.
- Как идет формирование союзных органов, какой будет, по вашему мнению, их реальная структура?
- Преемственность - ключевой принцип для трансформации старых и формирования новых рабочих органов Союзного государства. Подчеркну, что очень важно сохранить в интересах дальнейшей интеграции такую преемственность. Кроме того, необходимо, по моему мнению, в полной мере учитывать как наработанный интеграционный опыт двух стран, так и мировую интеграционную практику.
Формирование союзных органов осуществляется в полном соответствии с Договором о создании Союзного государства. Следует, однако, признать, что на принятие решений по каждому рабочему органу, особенно когда дело касается непосредственно сроков их создания и законодательного утверждения, зачастую влияют вполне объективные причины, в том числе выборы депутатов Государственной Думы и президентская выборная кампания в России, смена главы правительства и предстоящие в этом году выборы в парламент в Белоруссии.
После утверждения на заседании Высшего государственного совета Положения о Постоянном комитете, а также решения всех вопросов, касающихся его функционирования, возглавляемая мной структура приступит к работе в полном масштабе. В организационно-функциональные задачи Постоянного комитета входят следующие направления: координация работы отраслевых и функциональных органов Союзного государства и их взаимодействие с национальными органами государств-участников, осуществление контроля за выполнением принятых вышестоящими органами Союзного государства решений, регулярное информирование Совета Министров о положении дел в сферах деятельности отраслевых и функциональных органов Союзного государства, внесение предложений в Совет Министров по развитию Союзного государства.
Кроме того, Постоянный комитет является ответственным за подготовку заседаний Высшего Государственного Совета и Совета Министров. Скорее всего, число специалистов в аппарате Постоянного комитета не будет превышать 250 человек.
Наряду с решением задач по формированию Постоянного комитета меня как государственного секретаря, конечно, никто не освобождал от решения каждодневных текущих вопросов. Естественно, этот процесс не прерывается ни на минуту, несмотря на период трансформации рабочих органов управления. К примеру, пару недель назад мне пришлось в Ярославле решать оперативные вопросы поставок дизельных моторов с местного моторостроительного предприятия для Минского автомобильного завода, участвовать в обсуждении мер, каким образом усовершенствовать кооперационные связи российских и белорусских предприятий-партнеров в рамках их сотрудничества в межгосударственной финансово-промышленной группе "БелРусАвто".
Естественно, я нахожусь в центре всех "интеграционных дел" российско-белорусского экономического пространства. Признаюсь откровенно, порой нелегко, как и моим предшественникам в прежних исполнительных органах Союза, найти единственно правильное решение. В частности, одна из таких задач связана с реализацией целевой программы "Союзный телевизор". Известно, сколько копий уже сломано в ходе ее выполнения. Уверен, что в конце концов россияне и белорусы решат совместно и эту задачу, и мы составим достойную конкуренцию зарубежным аналогам телевизионной техники.
- Вы начинаете новый этап жизни в качестве межгосударственного международного чиновника и вы же открываете новый этап российско-белорусской интеграции. Каков, по вашему мнению, достигнутый уровень интеграции двух стран, с которого начинается ваша работа во главе Постоянного комитета Союзного государства?
- Прежде чем давать оценку достигнутому уровню нашей интеграции, хотел бы выделить особую роль в осуществлении этой уникальной работы наших президентов. Как мне видится, объективные факторы целесообразности единения двух братских народов стали основой для проявления лидерами Белоруссии и России твердой политической воли. Не на словах, а на деле они начали нелегкий процесс формирования сначала Сообщества двух стран, затем их Союза, теперь подвели нас к самому сложному и ответственному, на мой взгляд, новому этапу нашей интеграции. Наши высшие руководители как бы запустили объединительный механизм.
По моему мнению, предыдущие пять лет российско-белорусской интеграции были подготовительным периодом для начала строительства непосредственно Союзного государства. Как профессионал-строитель могу сказать, что за эти годы фактически подготовлена строительная площадка, выполнен, как говорят в строительстве, "нулевой цикл" для возведения самого здания, в котором хотели бы совместно жить россияне и белорусы.
Вы спрашиваете мою оценку достигнутого уровня интеграции. Естественно, крайне некорректно давать оценку работы предшественников в интеграционных исполнительных структурах. Со многими из них я продолжу работать на новом этапе интеграции. Однако в интересах опять же дела мне хотелось бы отметить некоторые важные, на мой взгляд, черты интеграционного процесса.
По моему мнению, главный положительный результат российско-белорусской интеграции - это интенсивное восстановление разорванных хозяйственных связей на межгосударственном и межрегиональном уровнях, установление прямых торгово-экономических отношений между субъектами Российской Федерации, их межрегиональных ассоциаций с областями Республики Беларусь. Сразу отмечу, что я не считаю правильным восстановление в полном масштабе абсолютно всех утраченных хозяйственных связей. Имеет смысл восстанавливать только те, которые исключительно важны для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования самого механизма взаимодействия мощного и многоотраслевого народнохозяйственного комплекса России и многопрофильного, развитого еще с советских времен и уникального производственного комплекса Белоруссии.
О нынешнем уровне хозяйственных связей двух стран-союзниц можно, по-видимому, судить, хотя бы ориентировочно, по цифрам их взаимного товарооборота. К примеру, накануне развала Советского Союза в 1991 году объем торговли между Россией и Белоруссией составлял 28,7 миллиарда доллара. В самом благоприятном для двух экономик 1997 году этот показатель оценивался только в 9,5 миллиарда долларов. В дальнейшем, правда, вследствие, главным образом, негативного воздействия российского финансового кризиса (в августе 1998 года) произошло снижение взаимного товарооборота до 9,2 миллиарда долларов в 1998 году и 7 миллиардов долларов в 1999 году. Таким образом, нынешний объем торговли между двумя странами имеет, грубо говоря, четырехкратное сокращение.
Что нам следует предпринять, чтобы преодолеть негативную тенденцию, возникшую в наших торгово-экономических отношениях? Что должно быть в центре экономической стратегии, ключевым элементом нашей дальнейшей интеграции? Эти вопросы, конечно, требуют всестороннего осмысления и тщательного анализа.
Обратимся к мировому опыту. Основу современной экономики, как свидетельствует мировая практика, образуют крупные транснациональные корпорации в форме транснациональных финансово-промышленных групп (ФПГ). В странах Запада крупные и сверхкрупные производственные компании органически переплетены с мощными и разветвленными финансовыми учреждениями (банками и страховыми институтами), транспортными, торговыми и информационными структурами. Такие интегральные образования располагают громадными производственными и финансовыми возможностями. Им под силу разворачивать масштабные научные исследования и разработки, осуществлять крупные инвестиционные проекты. Они показывают свою жизне- и конкурентоспособность. На Западе давно поняли, что формирование ФПГ, концентрирующих инвестиции, является ключевой предпосылкой экономического роста и прорыва на экспортные рынки.
Поэтому, по моему глубокому убеждению, интеграция у нас по-настоящему даст весомые плоды только тогда, когда становым хребтом наших взаимодействующих экономик будут транснациональные российско-белорусские финансово-промышленные группы, но при одном условии - они должны быть созданы и функционировать по мировой классической схеме. На эти аспекты я вынужден обратить внимание с особым беспокойством в связи с тем, что на одном из февральских заседаний правительства Белоруссии деятельность девяти существующих совместных ФПГ была охарактеризована как "бутафория". Сейчас я разбираюсь в причинах такой оценки, чтобы в рамках Постоянного комитета кардинально воздействовать на ситуацию в ФПГ.
Однако, только что приступив к работе в новой должности, я и сам убеждаюсь, что разрозненные однопрофильные предприятия России и Белоруссии зачастую не сотрудничают, а конкурируют друг с другом ради получения сиюминутной экономической выгоды. Убежден, их кооперирование в рамках названных мной транснациональных ФПГ под эгидой Союзного государства поможет выйти им на внешние рынки, чтобы получить многократно более высокий результат.
Глубоко убежден, что транснациональные российско-белорусские ФПГ - это мост для интеграции Союзного государства в мировое экономическое пространство. Мой оптимизм основывается на том, что совсем недавно я провел ряд предварительных переговоров с руководителями некоторых известных корпораций Евросоюза. Упомяну здесь только об одном проекте. К примеру, еще три года назад лидеры ведущих стран Европы предложили нам построить транспортный коридор Европа-Белоруссия-Россия-Азия, то есть соединить скоростной железной дорогой Париж, Берлин, Рим и другие европейские столицы с Китаем, Сингапуром, Индией, Ираном и другими государствами Персидского залива. Оказывается, доставка грузов по этому коридору стоит на 5-10 долларов за тонну меньше, нежели по традиционному морскому пути через Суэцкий канал. Для Союзного государства транспортный коридор предоставит новые возможности для развития контактов с внешним миром, как с Европой, так и с Азией, а кроме того, существенно сократит наш торговый путь в страны Южной и Юго-Восточной Азии. Не все, наверно, знают, что мы до сих пор традиционно получаем грузы из этих стран через Финляндию, а это существенно удорожает доставку нужных нам товаров. Участие в создании подобных проектов, кроме других выгод, даст также новые рабочие места для белорусов и россиян, задействует производственные мощности Союзного государства и обеспечит высокоэффективность нашей союзной экономики.
Мне представляется необходимым осуществлять целевые совместные российско-белорусские программы, на которые делался упор в деятельности прежнего Исполкома Союза, именно в рамках таких ФПГ под патронажем, естественно, Союзного государства. Сами ФПГ в этом случае будут определять, как добиваться их эффективного выполнения и функционирования относящихся к ним соответствующих инфраструктур.
- Как вы прокомментируете высказывание Владимира Путина, что объединение двух стран - это не объединение их бюрократий, а единение братских народов?
- Тем не менее в переходный период функционируют и старые, еще не трансформированные, и новые интеграционные органы. Вкратце по порядку попытаюсь рассказать, как сейчас обстоят дела с формированием прежде всего ключевых органов на этапе межгосударственного объединения.
По-видимому, большинству читателей "НГ" известно, что вместо упраздненного Высшего cовета Союза теперь создан Высший государственный совет, который является высшим органом Союзного государства. В него входят главы государств и правительств, а также руководители палат парламентов государств-участников. Этот орган был сформирован и приступил к работе сразу же после ратификации Договора о создании Союзного государства.
Представительным и законодательным органом является парламент Союзного государства, состоящий из двух палат - Палаты Союза и Палаты представителей. Палата Союза состоит из 36 членов, делегированных палатами Национального собрания Республики Беларусь, и 36 членов, делегированных палатами Федерального собрания Российской Федерации. Эта палата приступила к работе. А что касается Палаты представителей (состоит из 28 депутатов от Республики Беларусь и 75 депутатов от России), то она будет сформирована из депутатов, которых мы изберем во второй половине текущего года на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. До выборов ее функции пока выполняет Парламентское собрание Союза Беларуси и России. По мнению руководителей Белоруссии и России, образование Союзного парламента является "ключевым элементом" в практической работе по созданию Союзного государства. Формирование единой правовой базы представляет в этом процессе исключительную важность.
Исполнительным органом Союзного государства является Совет Министров, в который входят его председатель, главы правительств, государственный секретарь, министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, а также руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства. Совет Министров пока еще не в полном масштабе, но уже приступил к работе, взяв на себя в том числе и функции Исполнительного комитета Союза. Однако аппарат последнего пока находится в стадии трансформации в Постоянный комитет.
Переходный период переживают и отраслевые и функциональные органы, такие, как Таможенный комитет, Комитет по вопросам безопасности, Пограничный комитет, Телерадиовещательная организация, Комитет по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, а также взаимодействующие структуры: Совместная коллегия министерств обороны, Объединенная коллегия министерств внутренних дел, Совместная коллегия министерств иностранных дел и другие.
Совершенно новыми рабочими органами можно считать Суд Союзного государства и Счетную палату. Их концепции и организационно-функциональные положения находятся в стадии проработки.
У читателя может невольно сложиться впечатление, что аппарат Союзного государства потребует прорву чиновников. Подчеркну особо, абсолютное большинство руководителей отмеченных выше союзных органов будут совмещать свои должностные обязанности с основной работой в национальных управленческих структурах и там получать заработную плату.
По моим сведениям, реальная структура новых союзных органов формируется в полном соответствии с Договором о создании Союзного государства.
- Как вы считаете, является ли российско-белорусское интеграционное объединение конкурентом другим интеграционным группировкам в постсоветском пространстве?
- За последнее десятилетие, то есть в течение 90-х годов, абсолютно все убедились, что дезинтеграция постсоветского пространства в результате развала Советского Союза стала самым серьезным тормозом на пути самостоятельного развития бывших советских республик. В течение этого периода мы наблюдали фактически тщетные попытки восстановить разорванные, но, как оказалось, жизненно важные хозяйственные связи в рамках Содружества Независимых Государств. Возникшие как логический ответ на эту неудачу различные субрегиональные объединения постсоветских стран - Таможенный союз, Центрально-Азиатское экономическое сообщество, ГУУАМ - также пока не оправдали, по мнению экспертов, возлагавшихся на них надежд.
Самым последним в списке интеграционных объединений постсоветских стран возник Союз Беларуси и России. С момента рождения "Союз двух" доказал, что его деятельность не направлена на подрыв устоев СНГ и других субрегиональных интеграционных группировок. К примеру, в Уставе Союза Беларуси и России (в статье 3) прямо говорилось, что это интеграционное объединение основывается на принципах суверенного равенства Белоруссии и России, демократии, уважения прав человека, сотрудничества, взаимопонимании, добровольности взаимных обязательств и на других общепризнанных нормах международного права.
В Договоре о создании Союзного государства (статья 2) одна из целей интеграции Белоруссии и России - укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.
Насколько мне известно, согласованная позиция двух стран-союзниц всегда подчеркивала необходимость как аксиому развития и укрепления интеграционных связей в рамках Содружества, поскольку это отвечает национальным интересам как Белоруссии, так и России.
Вместе с тем, на мой взгляд, за годы своего существования российско-белорусский союз доказал наивысшую способность к реинтеграции в сравнении со всеми другими постсоветскими интеграционными группировками. Но это ни в коем случае не означает, что "Союз двух" должен конкурировать с ними. Наоборот, я глубоко в этом убежден, положительный пример и успехи сотрудничества двух стран играют позитивную роль как в рамках Содружества, поскольку способствуют его совершенствованию, так и стимулируют развитие интеграционных связей среди других постсоветских стран.
Не секрет, что переход Белоруссии и России к созданию Союзного государства вызывает большой интерес у народов бывших республик СССР.
Очень хотелось бы верить, что именно Белоруссия и Россия станут первым цементирующим звеном в обновленной межгосударственной конструкции нашего содружества. Когда время от времени за праздничным столом собирается компания моих друзей со всех концов нашей бывшей, как когда-то нас называли за океаном, "империи зла", я обычно поднимаю свой любимый тост, с которым всегда соглашаются абсолютно все присутствующие: "Пусть будет государств у нас много, но страна должна быть одна!".