0
1634
Газета Идеи и люди Интернет-версия

25.03.2000 00:00:00

Принципы преобразований

Тэги: реформа, Россия, преобразование


Рисунок Вадима Мисюка

МЫ УВЕРЕНЫ, что России предстоит долгая и славная жизнь. Мы считаем, что все разговоры о гибели страны, о возможности ее распада, о нравственной и интеллектуальной деградации лишены всякого основания.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Те, кто говорит о необходимости "возрождения России" и "восстановлении порядка", тем самым подразумевают, что прошлая безответственная, бездумная, пассивная жизнь была "сладкой жизнью", а сегодняшняя напряженная, активная, ответственная, то есть взрослая, жизнь - это жизнь "горькая". Мы считаем, что "детство" России слишком затянулось. Переломный возраст - трудный возраст, опора на себя - трудней, чем опора на многочисленных "отцов", но взрослеть необходимо.

Величие России не констатация факта, а задача. Из того, что мы были вундеркиндами, не следует, что мы обязательно будем гениями. Одно очевидно - России дан талант. Теперь от нее требуется работа, чтобы его реализовать.

Напряженные отношения между государством и человеком нормальны и вечны. Полноценный человек не согласится, чтобы государство его "регулировало". По мере взросления человечества и отдельной страны регулирующая роль государства снижается. Сегодня мы не можем полностью отказаться от регулирующей роли государства, но мы должны понимать, что все общественные действия необходимы лишь потому, что в одиночку каждый из нас не может справиться со многими из стоящих перед нами трудностями. Общая, общественная ответственность является дополнительной ответственностью. Это соответствует принципу субсидиарности как основному принципу современного европейского консерватизма. Нашей основной ответственностью была и будет ответственность перед собой и своей семьей.

Дополнительная, общественная ответственность, которую мы принимаем на себя, каждый раз должна проверяться с точки зрения ее целесообразности и с точки зрения невозможности нести ее одному. Мы отдаем свои ресурсы в виде налогов, сборов и добровольных трансфертов на тот уровень организации общества, который наиболее приспособлен для осуществления тех или иных общественных задач.

ПРИНЦИП СУБСИДИАРНОСТИ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ СТРУКТУРА

Отсюда ясно, что ресурсы для решения дополнительных, неподъемных для отдельной семьи задач в области жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения должны быть сосредоточены на уровне местного самоуправления, в муниципальных и сельских образованиях. Однако люди должны постоянно контролировать этот процесс, чтобы властолюбивые личности не отбирали наши доходы тогда, когда мы можем решать свои задачи самостоятельно. На уровне субъекта Федерации могут быть сосредоточены лишь ресурсы, которые мы согласны выделить для поддержания своей национальной, культурной и местной идентификации, в той мере, в которой мы не способны поддерживать ее сами. На уровне федерации обществу целесообразно концентрировать ресурсы для решения тяжелейшей для нас проблемы государственного долга, содержания армии, помощи населению депрессивных регионов. Ясно, что это нельзя осуществить в одночасье, но, внимательно оценивая степень нашего взросления ежедневно, мы должны шаг за шагом увеличивать ресурсы для осуществления основной семейной ответственности и уменьшать ресурсы для дополнительной.

Для рационального распоряжения своей свободой и обеспечения себе достойной жизни общество должно понять, что каждый уровень сосредоточения ресурсов - это не власть. Это администрация. Административная структура должна строиться не из соображений минимизации расходов на нее, но из соображений минимизации траты общественных ресурсов. В связи с этим есть смысл подумать о создании укрупненных межрегиональных центров, которым федерация делегирует часть своих полномочий с соответствующей финансовой базой.

К сожалению, сегодня процесс преобразования федеральной власти в федеральную администрацию не сопровождается аналогичным процессом в руководстве субъектами Федерации. Недавние исследования показали, что модернизация экономики тормозится не только высокими налогами, излишней концентрацией ресурсов, лишающей нас заработанных доходов ради непомерного раздувания дополнительных необязательных в сегодняшнем положении расходов, но и преференциями (по сути, налоговыми льготами) для неэффективных производств. Эти льготы покрываются за счет эффективных и тормозят их развитие с одной стороны, а с другой - позволяют неэффективным бездумно и пассивно жить за общий счет.

ПРЕДЪЯВЛЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Переход на современные эффективные технологии, структурная перестройка экономики России - одна из двух главных задач, стоящих перед нами на ближайшее десятилетие. Физический и моральный износ основных фондов носит критический характер. Дополнительная загрузка простаивающих мощностей, даже если она возможна (что весьма сомнительно), не способна дать сколько-нибудь устойчивого эффекта роста. В этих условиях особенно опасно пытаться отобрать ресурсы у экспортной основы экономики России - топливно-энергетического комплекса. Стремление решить сиюминутные бюджетные задачи не должно привести к тому, что мы зарежем курицу, несущую золотые яйца.

Взросление России включает в себя право ей самой выбрать себе профессию в мировом сообществе. Ни один сверхмудрый государственный администратор из полумрака своего кабинета не должен навязывать ей свои симпатии, будь то "высокие" или "мягкие" технологии. Попытки осуществить структурный сдвиг централизованно, властным путем еще никогда и никому не удавались. Конечно, желательно, чтобы нашей специализацией стали "высокие" и "мягкие" технологии, но осуществить это может только так называемый реальный сектор, а правильнее сказать, деловые люди России, если они сочтут, что это - эффективное и реалистичное направление развития.

Основой российской экономики на ближайшее десятилетие останутся ТЭК, металлургия и другие "тяжелые" отрасли. Осознавая это, федеральная администрация должна избежать соблазна "поруководить" этими отраслями. Однако и здесь возможно применение "принципа дополнительности", то есть концентрации ресурсов для деятельности по развитию инфраструктуры, геологоразведки и, может быть, других действий, каждое из которых должно быть одобрено хозяйственными структурами этих отраслей хотя бы потому, что именно их ресурсы будут для этого использованы.

Второй глобальной проблемой России является проблема государственного долга. Возникла она во многом потому, что именно администраторы (мудрые "отцы") принимали решения, какие отрасли, сектора и даже конкретные предприятия должны стать "лицом" экономики. Их долго пытались растить, щедро вливая ресурсы, одолженные под честное слово государства. Неоправданные льготы, непервоочередные расходы, государственные гарантии, завышенные социальные обязательства - эти и другие компоненты общественной жизни "не по средствам" сформировали огромный государственный долг.

Теперь неоправданные и неэффективные бюджетные решения оплачивают наиболее благополучные предприятия-налогоплательщики (в виде дополнительного налогового бремени), граждане (вообще не заимствовавшие из казны) и само государство, продолжающее брать в долг (а значит, опять же предприятия и граждане). Новые государственные займы и даже отложенные или частично списанные сегодня платежи - тот же государственный долг, но только еще более тяжелый, потому что платить приходится с процентами.

Взросление предполагает понимание того, что долги надо отдавать, причем рано или поздно из собственных доходов. Чтобы иметь возможность платить по государственному долгу, экономика должна расти и генерировать бюджетные доходы хотя бы не медленнее, чем растут платежи по долгу. Пока этого нет, любые способы урегулирования долговой проблемы - временные и, как правило, весьма дорогостоящие решения. Устойчивый экономический рост - цель, достижение которой позволит снять глобальную проблему государственного долга. Другого пути нет.

ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Сегодня уже ясно, что никакой промышленной политики в отрыве от макроэкономики не существует. Период относительной финансовой стабилизации и период после девальвации рубля еще раз продемонстрировали правоту либеральной экономической мысли. Влияние макроэкономических действий на состояние реального сектора значительно сильнее, чем налоговые льготы, централизованное выделение ресурсов или административно-организационные меры.

Основным фактором экономического роста в 1999 году (кроме благоприятной для экспорта конъюнктуры) стало расширение внутреннего спроса под влиянием сокращения импорта. Этот рост явился результатом девальвации рубля и происходит в отраслях промышленности и в других отраслях материального производства за счет увеличения использования существующих мощностей. В тех отраслях, где отсутствовал ресурс неполной загрузки мощностей, роста практически не было, несмотря на благоприятную внешнюю конъюнктуру. В число этих отраслей входят нефте- и газодобыча и электроэнергетика. Для перехода от современного состояния стагнации экономики (включающего спады производства и подъемы вследствие финансового кризиса и курсовой политики монетарных властей) к экономическому росту необходимы инвестиции в производство.

Что касается проблемы неплатежей, то исследования показывают: их причинами были прежде всего завышенный курс рубля и не соответствующие доходам бюджета расходы на содержание социальной сферы и оборону. После девальвации рубля неплатежи сосредоточились в сфере электроэнергетики и связаны прежде всего с дефицитом финансирования ЖКХ.

Из этого следует, что должна быть преодолена наша склонность подменять цели средствами. Ни достижение бездефицитного бюджета, ни стабилизация курса рубля не могут быть целями экономической политики. Это средства - очень эффективные - для достижения экономического роста. Наращивая государственный долг, оттягивая инвестиционный ресурс на рынок государственных заимствований, мы можем на краткое время решить задачу стабилизации курса рубля. Однако вместо того, чтобы, как это и полагается при комплексном подходе, помочь в создании условий для экономического роста, в конкретной ситуации это приводит к угнетению производства, инвестиционному голоду и в конечном счете удалению от цели - экономического роста.

Такого рода неразумные действия всегда осуществляются с помощью мощных рычагов государственного регулирования при осуществлении макроэкономической политики, которой сопротивляется вся экономика страны. Она демонстрирует спад производства, спад инвестиций в производство, рост неплатежей. Мы должны извлечь уроки из этого печального опыта и понять, что экономику нельзя "ломать через колено". Денежно-кредитная политика, промышленная политика, политика доходов, бюджетная политика - это только различные грани одной политики - политики обеспечения экономического роста.

Не является исключением здесь социальная политика, тесно связанная со структурой расходов семейного бюджета.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕСУРСА

Основная ответственность человека - ответственность перед собой и своей семьей - диктует необходимость накопления средств. Человек не может бездумно жить сегодняшним днем, тратя все заработанное и относясь к своим доходам только как к оборотной кассе. Целями накоплений являются обеспечение старости, приобретение жилья, забота о здоровье и достойном образовании своих детей. Именно эти четыре цели подвигают людей на создание мощных ресурсов, которые не должны отбираться государством. Склонность государства в лице выборной администрации использовать эти ресурсы для популистских надобностей заставляет людей искать пути защиты своих накоплений, превращая их в иностранную валюту, уводя за рубеж и т.д. Это лишает всех нас важнейшего инвестиционного ресурса. Напротив, передача этого ресурса в доверительное управление институциональным инвесторам в лице пенсионных и страховых фондов обеспечивает процветание страны. Никакие средства так называемых олигархов, никакой индивидуальный капитал даже очень богатых людей не может сравниться с мощью инвестиционного ресурса, по рублю собранного миллионами.

Здесь перед обществом возникают две проблемы. Первая - и главная - состоит в том, что в нашем "детском" периоде жизни все эти ресурсы отбирала властолюбивая администрация и уже затем распределяла по своему усмотрению. В связи с этим утверждалось, что русский человек не способен рационально обойтись со своими накоплениями и не станет сберегать на старость, жилье, лечение и образование, а попросту прогуляет свои доходы, надеясь на мифического "отца-государство". Прошедшее двенадцатилетие (начиная с 1989 г.) показало, что это не соответствует действительности.

Начиная с 1993 г. в период жестокой инфляции население начало искать каналы сбережения средств. К сожалению, этим воспользовались жулики и, может быть, добросовестные, но непрофессиональные люди. В 1994 г., разоблачив так называемые финансовые пирамиды и - при всех благих намерениях - нанеся удар по доверию населения к частным инвестиционным институтам, федеральная администрация оттянула средства с инвестиционного рынка (пусть несовершенного) на покрытие дефицита бюджета, не задумываясь о перспективах возвратности. В 1998 г. эти средства отказались вернуть. Рикошетом эта мера вместе с девальвацией рубля послужила одной из основных причин системного банковского кризиса.

В этих условиях вряд ли можно осуждать людей за то, что они держат накопления в долларах и любыми способами стараются вывезти их за рубеж. Но само наличие сбережений говорит о том, что иждивенческие настроения русского народа - миф. В текущих расходах тоже произошли существенные изменения. Фактически 60% расходов на содержание жилья оплачивает население. Расходы на высшее образование также в значительной степени перешли от общества к семьям. Страховая медицина при всем несовершенстве частично организует расходы семей на здравоохранение. При этом велики прямые неорганизованные расходы.

Социальная реформа идет стихийно и весьма быстро. Однако сама стихийность придает ей иногда уродливые формы. Отсутствие цивилизованных общественных институтов, а не сама реформа, вызывает возмущение в обществе.

Здесь и возникает вторая проблема - проблема доверия. Утверждается, что ничегонеделание в плане создания институциональных инвесторов - страховых и пенсионных фондов - вызвано не нежеланием или неумением, но отсутствием доверия населения к подобным формам организации сбережений. Тем не менее наличие проблемы не является поводом для отказа от ее решения. Зарубежный опыт, в частности заключающийся в организации иностранных гарантий пенсионных фондов, показывает возможность решения этой проблемы.

Общественно-организованное обеспечение достойной старости человека, его лечения, образования и жилищных условий не является чем-то отдельным от глобальных задач экономического роста. Иллюзорны представления о том, что сначала надо обеспечить экономический рост, а потом заняться социальными реформами. Без социальных реформ, то есть определения основной семейной ответственности и дополнительной общественно-организованной ответственности, экономический рост невозможен.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА И ЭТАПЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ

(В этом разделе использованы материалы А.Чернявского и Н.Типенко.)

Было бы нереалистично ставить перед собой задачу вхождения России за десять-двенадцать лет в число мировых экономических грандов. Оптимальным результатом преобразований для нас было бы предотвратить скатывание России из группы стран с невысокими доходами в группу стран с низкими доходами и создать предпосылки для дальнейшего роста. Сейчас (по 1998 году) мы занимаем 16-е место в мире по ВВП и 110-е по ВВП на душу населения (по ППС). К сожалению, если серьезные преобразования не будут сделаны, то дальнейшее падение неизбежно.

В экономике не так уж много задач, которые можно решить естественным путем мгновенно или за короткий период. Искусственные методы дают лишь кратковременную иллюзию решения, что и испытали мы все на себе в период финансовой стабилизации 1997 г. и ее краха в 1998 г. По нашему мнению, поэтапный сценарий, о котором речь пойдет дальше, не имеет альтернативы. Даже если спешащие администраторы или ученые начнут "гнать и подхлестывать" экономический процесс, это обернется лишь привычным для нас "планированием через катастрофу" и ситуация будет развиваться, как ей положено.

Ряд социологов считает, что для России (впрочем, как и для США) характерен двенадцатилетний цикл развития, который обычно делится на три четырехлетних периода. Российским экономистам так же свойственна привязанность к сонатной трехчастной форме (В.Ивантер, Е.Ясин), не будем и мы отступать от традиции.

Первый этап преобразований, следуя нормальной логике, должен быть связан с созданием предпосылок для экономического роста, изменением соотношения между потреблением и накоплением ВВП, проведением социальных реформ. В этих условиях макроэкономическая политика должна способствовать созданию более или менее "тепличных" условий для отечественного производителя за счет курсовой и таможенной политики. Темпы роста ВВП на первом этапе могут составить около 4-5% в год.

На первом этапе единственным реальным финансовым источником инвестиций в основной капитал могут служить амортизация и прибыль предприятий и финансовых институтов (прежде всего банков). Ресурсы федерального бюджета поглощаются по заданным на ближайшее время основным направлениям - на процентные расходы и расходы по возврату основного долга, расходы на содержание и оснащение силовых структур, проведение социальной политики, связанной с этими структурами (пенсии военнослужащим и т.д.) и трансферты регионам. Организованные сбережения населения после финансового кризиса невелики - около 6 млрд. долл. Неорганизованные сбережения по разным оценкам составляют от 30 до 50 млрд. долл. Однако их превращение в организованную форму связано прежде всего с гарантиями надежности вложений и только во вторую очередь - с доходностью. Создание институциональных инвесторов - одна из важнейших задач первого этапа. Но ожидать, что они заработают в полном объеме в ближайшие четыре года, не приходится.

Отдельно должен быть решен вопрос о стимулировании вложений в капиталоемкие отрасли топливно-энергетического комплекса. В настоящее время администрация пытается решить бюджетные проблемы за счет отраслей экспортеров, и прежде всего топливно-энергетического комплекса. Система налогообложения ориентирована не на потребителей продукции комплекса, а на производителей, с которых легче собрать налоги (в частности, это относится к акцизам на нефть и на бензин). При такой государственной стратегии даже при благоприятной мировой конъюнктуре отрасли ТЭКа не смогут аккумулировать у себя достаточно финансовых ресурсов для инвестиций. Положение должно быть изменено незамедлительно.

Первый период должен стать периодом нормализации отношений собственности. По нашему мнению, государство должно подтвердить и гарантировать права современных собственников. При возникающих затруднениях - предоставить возможность владельцам компаний легализовать свои финансовые ресурсы, например через вложение в специальные инвестиционные фонды или в долгосрочные государственные бумаги под низкие проценты. Разумеется, в случае наличия доказательств криминального происхождения средств, использованных при приватизации, соответствующие сделки должны быть расторгнуты.

Однако должен быть установлен предельный срок, до которого принимаются претензии к собственникам. Иначе вывоз капитала не прекратится, а инвестиции не появятся. В случае если предприятие (компания) приступило или приступает к реализации крупных инвестиционных проектов, создающих новые рабочие места, это должно поощряться государством дополнительно, в форме безусловного подтверждения прав собственности новых владельцев.

Государство должно цивилизовать идущий процесс передела собственности с целью создания эффективного собственника через совершенствование законодательства по процедуре банкротств и реструктуризацию всех видов просроченной задолженности.

Для первого этапа преобразований могут быть предложены следующие принципы урегулирования внешней задолженности и государственного долга в целом:

- неувеличение госдолга по сравнению с его нынешним уровнем;

- неувеличение внешней задолженности (после окончания переговоров с клубами кредиторов);

- поддержание величины золотовалютных резервов монетарных властей на заранее определенном уровне.

Практически исполнение этих принципов предполагает очень жесткие требования к федеральному бюджету. Новые внешние заимствования при этом в течение года не могут превышать величины внешних платежей по основному долгу. Расходы на процентные выплаты необходимо будет осуществлять за счет доходной части бюджета. Финансирование выплат по основной части долга может осуществляться за счет рефинансирования внешних заимствований и только в крайнем случае - за счет заимствований у ЦБ. При этом внешние заимствования необходимо осуществлять на условиях не худших, чем по предоставленным ранее кредитам. А кредитование со стороны ЦБ должно, естественно, укладываться в ограничения, накладываемые требованиями по инфляции и эмиссии и возможности стерилизационной политики.

Необходимо отметить, что исполнение перечисленных принципов для России на первом этапе возможно лишь при достаточно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, которая обеспечивала бы стабильно большой приток валюты в страну, значительный профицит торгового баланса, высокий уровень налоговых доходов от компаний-экспортеров. При неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, введении экономических санкций против России, ограничивающих экспортные поступления, нельзя исключать вероятность дефолта по внешним обязательствам (по крайней мере по несекьюритизированным обязательствам).

Сегодня Россия не может пойти на централизованную рекапитализацию банков или взять централизованную ответственность за возврат банками долгов всех видов. В качестве стратегии ЦБ по регулированию банковской системы должен быть взят принцип повышения требований к капитализации банков (это соответствует опыту латиноамериканских стран). Такая стратегия должна привести к ускорению процессов слияний и поглощений банков и к резкому сокращению числа банков в стране, что облегчит пруденциальный надзор (при этом "площадка" для мелких и средних банков должна сохраниться). Кроме того (также исходя из международного опыта), необходимо ужесточение нормативов ликвидности. Однако это возможно только при наличии хорошо функционирующего рынка государственных ценных бумаг. Во главу угла при его построении должны быть поставлены требования обеспечения стабильности финансовой и банковской систем, и только во вторую очередь он может рассматриваться как инструмент решения текущих бюджетных проблем.

Снижение темпов инфляции должно соответствовать реальным возможностям государства и общеэкономической конъюнктуре. Не должно быть противоречий между финансовой, социальной и промышленной политикой. Например, нельзя ради исполнения монетарных принципов не исполнять обязательства государства перед населением, в частности, не выплачивать зарплату в бюджетной сфере. Инфляция в ограниченных пределах может служить инструментом перераспределения доходов и фоном для осуществления ряда институциональных сдвигов. Сказанное не означает призыва печатать деньги для финансирования всех мыслимых государственных программ, однако, по нашему мнению, годовая инфляция, не превышающая 20-25%, была бы для России в первом периоде вполне приемлема.

Темп роста курса рубля должен по крайней мере не отставать от инфляции (необходимо учитывать и обесценение доллара).

Нынешнее соотношение между собственно региональными и местными бюджетами, составляющее в среднем 40 и 60% от консолидированных бюджетов регионов, не соответствует бюджетным полномочиям регионов и муниципалитетов. Последние, по нашей оценке, могли бы претендовать по меньшей мере на 70% от консолидированных бюджетов регионов. Сложившаяся в сфере межбюджетных отношений ситуация противоречит современной мировой тенденции принятия все большего числа решений на муниципальном уровне, приближенном к отдельным людям, ради которых и проводится социальная политика.

Реформа межбюджетных отношений должна идти параллельно с социальными реформами. На первом этапе окрепнет и примет более цивилизованные формы система страховой медицины, увеличится доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, будет наконец проведена реформа в сфере экономики образования. В связи с этим изменится структура расходов бюджета, что создаст базу для возможностей адресной поддержки малоимущих слоев населения.

На втором этапе инвестиционный подъем, вызванный направлением предприятиями части своих финансовых ресурсов на инвестиции, примет зримые очертания. На этом этапе должны начать работу институциональные инвесторы - пенсионные фонды и страховые компании. Вероятно, они будут создаваться под эгидой известных зарубежных компаний. Такие институциональные реформы (осуществляемые с учетом накопленного международного опыта) позволят реально перейти на частично накопительную систему пенсионного обеспечения. Получат развитие различные схемы ипотечного кредитования под строительство жилья. Доходы населения на этом этапе повысятся, хотя существенного перелома в показателях уровня жизни еще не произойдет.

На втором этапе задачей государства остается поддержание конкурентной среды и совершенствование законодательства, способствующего созданию эффективного собственника. Процесс смены собственника должен приобрести рутинный характер обслуживания потребностей повышения эффективности и структурных сдвигов в экономической системе России.

При урегулировании внешней задолженности целесообразно придерживаться принципов, предложенных для первого этапа, с некоторыми изменениями. Требования к минимальной величине золотовалютных резервов должны быть увеличены. Принцип не увеличения внешней задолженности может быть заменен на принцип сокращения внешнего долга.

На втором этапе преобразований процесс реструктуризации банковской системы должен быть продолжен. Может быть поставлена задача приватизации банков с государственным участием, в том числе Сбербанка и Внешторгбанка. Это должно способствовать совершенствованию конкурентной среды в банковском бизнесе, повышению эффективности всей банковской системы и развитию фондового рынка. Здесь целесообразна полная или частичная передача функций ЦБ по пруденциальному надзору другим государственным органам, что соответствует американскому и европейскому опыту.

После решения задачи увеличения вложений в основной капитал на втором этапе целесообразно перейти к более жесткой монетарной политике, к вдвое более низким темпам инфляции, чем в первом периоде, с выходом на однозначную цифру к концу второго этапа. Соответственно будет обеспечен более стабильный курс рубля.

Доля муниципальных образований в консолидированных бюджетах регионов будет увеличена до 75-80%. Будет происходить углубление социальных реформ с усилением адресной поддержки населения. В результате увеличения ресурсов, направляемых на накопление, темпы роста ВВП могут увеличиться до 6-7%.

На третьем этапе инвестиционное оживление должно привести к заметному повышению уровня ВВП, а также повышению доходов и уровня жизни. Это будет способствовать расширению внутреннего спроса. Важно обеспечить условия, при которых дополнительный спрос населения в большей степени удовлетворяется за счет отечественного производства. Для этого необходимо, во-первых, не переоценивать рубль. Во-вторых, что более существенно, это потребует модернизации отраслей, работающих на внутренний рынок.

Рост доходов населения будет способствовать развитию фондового рынка. Начнется процесс превращения средств населения в инвестиционные ресурсы через рынок акций, как это принято во всем мире.

Большие объемы внешних заимствований придутся и на третий этап. Однако предполагается, что в связи с ростом экономики возрастет и число степеней свободы при принятии решений. Можно будет выбирать между стратегией на дальнейшее уменьшение всех видов государственной задолженности и курсом на увеличение непроцентных расходов бюджета при поддержании величины государственного долга на определенном уровне и в определенной структуре. Инфляция будет выражаться не только однозначной, но и низкой цифрой и выйдет к концу периода на "европейские стандарты".

На третьем этапе будет осуществлен структурный сдвиг российской экономики при сохранении высоких темпов роста предшествующего этапа. Если на первом и втором этапах нашей основой будет сырьевой экспорт, то начиная со второго этапа инвестиции будут идти в более перспективные отрасли. Поскольку наши прирордно-климатические условия и имеющаяся сегментация мировых рынков сбыта вряд ли позволят России догнать развитые страны по уровню жизни за счет экспорта сырья, продукции первого передела и даже машиностроительной продукции, то велика вероятность развития в России вновь появляющихся технологий. Сегодня напрашивается предположение, что это будет связано с Интернет-технологиями. Однако еще раз отметим - это не вопрос государственной политики, а предмет решения конкретных хозяйственных субъектов. Роль общественных финансов в данном случае очевидна, они должны обеспечить высокий образовательный потенциал.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

Говоря о смысле каждого этапа, важно выделить главное в нем, его основную задачу. Так, первый этап - это этап институциональный, его цель создать организационную и структурную основу для свободного развития экономики. Роль государственной администрации в этом периоде - проведение преобразований, освобождающих общество от выполнения несвойственных ему, неподъемных и устаревших функций и обязательств. Второй этап - инвестиционный. В этот период администрация должна проявить сдержанность, перестать грешить торопливостью и начать способствовать тем положительным тенденциям, которые будут проявляться в деятельности новых экономических институтов и хозяйствующих субъектов. Третий этап - этап структурного сдвига. Это этап, на котором в полной мере могут быть и должны реализоваться принципы жесткого сдерживания инфляции, снятия любых заградительных барьеров и полная ликвидация "тепличных" условий для отечественных производителей и финансовых институтов, этап роста уровня жизни и начала активной работы по продвижению России в число первостепенных процветающих государств. Но это уже совсем другая жизнь. Для ее достижения нужно потрудиться. Владимир Соловьев говорил, что лучший способ не попасть в рай - это считать, что ты уже в раю. Мы не в раю. Реалистичная программа безальтернативна. Иначе будет то же самое, но стихийно, хаотично, через срывы и в условиях социального недовольства. Зачем?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1140
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
717
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
497
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
716

Другие новости