К. Савицкий. "Ремонтные работы". 1874 г. |
ЗАВЕРШЕНИЕ ельцинского правления - событие во всех отношениях знаковое. Мирная, законная смена власти предоставляет стране, возможно, последний, но поистине уникальный шанс подвести черту под разрушительными экспериментами прошлого. Сегодня речь идет о принципиально новом курсе или, если хотите, новой, патриотической парадигме общественно-политического развития, отвечающей коренным национальным интересам и потому пользующейся все возрастающим доверием россиян.
За полтора месяца, прошедших после окончания новогодней политической "спячки", общественность была оповещена как минимум о пяти крупных и заслуживающих специального внимания инициативах. Перечислим, а затем рассмотрим их, как говорится, в порядке поступления.
1) Предложение бывшего замминистра финансов Андрея Вавилова создать в структуре исполнительной власти принципиально новый государственный орган - Федеральное агентство по управлению национальным долгом России - ФАНДР (см. "Известия", 02. 02. 2000).
2) Серия заявлений лидеров КПРФ Геннадия Зюганова и Геннадия Селезнева, суть которых сводится к призыву объявить природные ресурсы России национальным достоянием, заменив приватизацию "системой национального имущества", и "поднять ренту за пользование ими". Квинтэссенцией подобных настроений можно считать включение в предвыборную платформу Зюганова тезиса - о необходимости обеспечить каждому россиянину его собственную "долю в достоянии республики", собственный "кусок национального пирога" (см. "Советская Россия", 10.02.2000).
3) Статья Виталия Третьякова "Россия: последний прыжок в будущее" (см. "НГ", 24.02.2000), представляющая собой довольно оригинальное, но в своей основе все-таки рафинированно западническое видение путей преодоления кризиса.
4) Принципиально новая позиция одного из крупнейших российских "олигархов" Льва Черного, объясняющего продажу принадлежавшей ему доли российской алюминиевой промышленности необходимостью противостоять "антинациональным силам" во главе с контролируемой Анатолием Чубайсом группой "Сибирский алюминий", а собственные дальнейшие планы - "уходом в стратегию", то есть в разработку "модели, мобилизующей настоящий новый потенциал России и мира" (см. "НГ", 25.02.2000).
5) Инициатива трех губернаторов - Михаила Прусака (Новгородская обл.), Евгения Савченко (Белгородская обл.) и Олега Богомолова (Курганская обл.) по осуществлению комплексной конституционной реформы, включающей реорганизацию всех или большинства звеньев, органов и структур законодательной и исполнительной власти на всех уровнях (см. "НГ", 25.02.2000).
Согласимся с тем, что указанные инициативы, во-первых, безусловно, своевременны, ибо выходят далеко за рамки так называемой демократической (или западнической) парадигмы общественно-политического развития России, почти безраздельно доминировавшей на протяжении всего ельцинского десятилетия. Во-вторых, они верно фиксируют "болевые точки" российской современности, обращаясь к проблемам, решение которых требует максимально высокого уровня общественного согласия. В-третьих, они знаменуют отказ от узкой, догматической модели мышления, суть которой - в некритическом заимствовании чужих, а во многом и чуждых интернациональных, "общечеловеческих" схем. Представленные инициативы, на наш взгляд, - не что иное, как заслуживающая всяческого поощрения попытка найти в собственном историческом опыте ответ на самые жгучие вопросы современности. В-четвертых, привлекает внимание сам факт скоординированной постановки указанных проблем представителями самых различных групп правящего истеблишмента. Это ли не иллюстрация к наметившейся консолидации противоборствующих элит? Наконец, в-пятых (и это, на наш взгляд, главное), нельзя не отметить, что многие из перечисленных инициатив идут вразрез с прежней эгоистической практикой "перетягивания одеяла" и являют собой едва ли не первый образец добровольного ограничения личных и групповых амбиций в интересах единого общегосударственного дела.
Теперь о наиболее характерных недостатках. Первый, самый существенный, - отсутствие взаимосвязи между комплексом предлагаемых мер экономического и политического характера. Так происходит всегда в условиях отсутствия единой сверхзадачи, которой были бы подчинены BCE элементы и составные части ВСЕХ направлений ВСЕЙ стратегии государственного строительства.
Второй, не менее серьезный недостаток большинства проектов - стихийное, проявляющееся, по сути, на подсознательном уровне стремление ограничить обсуждаемую тему рамками своей профессиональной компетенции или - того хуже - привязать ее к основным положениям собственной предвыборной платформы. Так, например, у Геннадия Зюганова действительно важный пункт о "системе национального имущества" рассматривается в отрыве от проблемы укрепления исполнительной вертикали. Между тем, обратившись к певоисточнику, увидим, что без этого невозможно внедрить систему безналичных семейных лицевых счетов (см. "Теоретические основы программы Российского общенародного движения". - Омск, 1999).
Третья принципиальная претензия - фрагментарность, оторванность друг от друга, с одной стороны, и от реальной практики - с другой. Между тем на деле все они прочно взаимосвязаны. Так, создание предложенного Вавиловым ФАНДР имеет смысл только в рамках переориентации сырьевого экспорта с затыкания бюджетных дыр на привлечение стратегических инвестиций под отложенные государственные обязательства (опционы). Вырученные от этого средства и аккумулирует упомянутое ФАНДР. Но и только. Что касается дальнейшего использования этого общенационального ресурса, то оно носит долевой характер и распределяется по семейным лицевым счетам, а затем, по мере покупки населением соответствующих пакетов акций, вкладывается в реальный сектор экономики. Государственное управление этим процессом осуществляется уже через другое Федеральное агентство - по защите национальных инвестиций России (ФАЗНИР), что также вполне объяснимо: функции и механизмы накопления финансовых ресурсов и их инвестирования во избежание коррупции должны быть надежно разведены и изолированы друг от друга. Реализация этого плана (непосредственно зависимого от жесткости и эффективности исполнительной вертикали), в свою очередь, и составляет ключевое звено той самой новой государственной стратегии России, о которой так печется Лев Черной. Россия не только получает столь необходимую долговую паузу, но и обретает надежный источник развития реального сектора, в который в конечном счете и будут перекачаны средства, полученные от сырьевого экспорта.
Что касается глобальных прожектов, озабоченность которыми наряду со Львом Черным демонстрирует и лидер КПРФ Геннадий Зюганов, призывающий к созданию "нового баланса мировых интересов" с участием России, Китая и Индии, то это тема более масштабной геополитической инициативы, разработкой и обоснованием которой авторы данной статьи в настоящий момент заняты. Не вдаваясь в детали, поясним, что речь идет о проведении целенаправленной государственной политики, предполагающей создание, причем в исторически прогнозируемые сроки, новой евразийской системы континентальной безопасности, основанной на объединении экономических, политических, финансовых, технологических, военных и иных ресурсов крупнейших государств АТР. И здесь мы полностью солидарны со Львом Черным: эффективный асимметричный ответ на экономические и геополитические вызовы Запада намного перспективнее любой, даже самой "высокопатриотичной" конфронтации. Вы ратуете за глобализацию? Прекрасно, мы - за! Но при чем здесь именно ваша модель? Мы предлагаем сыграть на нашем поле и на наших условиях. Жизнь, как говорится, рассудит!
В предполагаемую трансконтинентальную систему наряду с перечисленными державами могут войти и со временем непременно войдут страны Арабского Востока, а также не обладающие собственными сырьевыми ресурсами Япония и Корея.
Что касается роли и места России, то дело отнюдь не ограничивается поставками сырьевых ресурсов. Ориентация должна быть прежде всего на разработку и реализацию проектов в области развития высоких технологий, причем как сугубо военных, так и "двойного назначения", в том числе связанных с производственными, научными и технологическими возможностями ядерного и космического комплексов. За нами и вопросы глобальной стратегической безопасности. Нужно ли говорить, что участие в подобном союзе потребует коренного пересмотра всей внутриполитической стратегии Российского государства, и прежде всего надежной системы политических гарантий выполнения взятых обязательств. Иначе говоря, России нужна незыблемая система политической стабильности - не на год, не на десятилетия - на века. Понятно, что обеспечить это может не просто сильная и твердая власть, но и наличие в стране единой, выверенной и не подверженной конъюнктурным колебаниям доктрины государственного строительства, а также некоего политического аналога "защиты от дурака", фильтрующего допуск к власти не вполне адекватных с точки зрения национальных интересов политических сил и лидеров. Совершенно очевидно, что, признавая необходимость этих шагов, мы так или иначе заглядываем в монархическую перспективу, историческое возрождение которой, возможно, окажется делом не отдаленного будущего, а ближайшего десятилетия. В этом случае логическую стройность и законченность приобретают все перечисленные инициативы - от Андрея Вавилова и Геннадия Зюганова до Льва Черного, губернаторского триумвирата и Виталия Третьякова.
Теперь о другой, не менее важной стороне вопроса - практической реализации опубликованных инициатив. Соглашаясь с подходом Михаила Прусака и его сторонников к реформе государственного устройства, считаем принципиально важным отметить, что в основе любой системы народного представительства лежит низовая самоорганизация населения, формирование системы общественных инициатив и обратной связи граждан с органами власти. В Омской области при непосредственном участии губернатора Леонида Полежаева разработана и практически опробована технология формирования органов так называемого общественного самоуправления - семейно-территориальных общин (СТО). Существуя параллельно органам территориального местного самоуправления, они органично дополняют их, служа противовесом как чиновничьему произволу, так и амбициям местных партийных вождей. Это естественная, соборная - то есть непартийная и неноменклатурная - основа Конституционного собрания, способного увенчать пирамиду этого представительства и одновременно взять на себя функции всенародной опоры исполнительной власти.
Так внешне разобщенные, как бы вырванные из общего контекста инициативы соединяются в единую концепцию, обретают вид цельного программного документа, способного составить стратегическую основу государственного строительства России в XXI столетии.
С уЧетом сказанного считаем возможным ограничиться тезисным изложением основных положений предлагаемой концепции.
а) Конституционная реформа
Ситуация, которая сложится в стране после предполагаемой победы Владимира Путина на президентских выборах, потребует:
- быстрой и эффективной стабилизации общественно-политической обстановки;
- консолидации вокруг новой власти основных элитных группировок в сочетании с пресечением неизбежных попыток формирования альтернативных центров политического влияния, в том числе региональных;
- консолидации общества на основе выдвижения крупных программных инициатив, объединенных новой стратегией государственного строительства и соответствующей идеологией.
Характер и особенность политического процесса показывают, что ключевым звеном этой программы должна стать идея всемерного укрепления государства и его институтов, повышения их роли и влияния на общественно-политическую жизнь. Государственная власть только тогда станет твердой и авторитетной, когда расширит социальную опору до масштабов всего общества. Это предполагает соединение инновационных подходов с традиционными основами организации российского общества и формирование на этой основе качественно иной системы власти. Практическая реализация этих задач обеспечивается конституционной реформой. Ее проведение будет представлять собой естественный результат будущих президентских выборов и опираться на ресурс общественного доверия, полученный новым государственным руководством страны.
Главной задачей конституционной реформы является консолидация власти. Идеологически она осуществляется под лозунгом народовластия, т.е. самоорганизации населения, превращения его в организованную опору действующей власти, инструмент последовательного проведения государственного политического курса.
Базовый принцип - сильная и полновластная исполнительная вертикаль, опирающаяся на вертикаль прямого народного представительства и самоуправления. Народное самоуправление при этом формируется снизу вверх и подкрепляет исполнительную вертикаль, формирующуюся в обратном порядке - сверху вниз. Каждому уровню исполнительной власти соответствует определенный орган народного самоуправления, к которому со временем переходят все функции, свойственные законодательному и представительному органам. С этой точки зрения вопрос о возможности упразднения законодательных собраний в субъектах Федерации группой Михаила Прусака поставлен абсолютно справедливо.
Основа народного самоуправления на уровнях от муниципалитетов до субъектов Федерации - система семейно-территориальных общин, создание которых в ключевых субъектах Федерации возможно осуществить уже сегодня (эта система реально функционирует в Омской области, где создано более 900 СТО). Система СТО выполняет те же функции, которые в концепции Михаила Прусака отнесены к компетенции палат представителей (возможно и комбинированное название - Палаты народных представителей).
Главное звено конституционной реформы - Конституционное собрание (при использовании терминологии "группы Прусака" можно именовать его ВСНП - Всероссийским собранием народных представителей). Это единственный орган, имеющий право изменять государственное устройство и перераспределять полномочия органов власти. Конституционное собрание созывается с целью отмены нынешней Конституции и принятия новой (см. Конституция РФ, гл. IX, ст. 35).
Первый и основной шаг к Конституционному собранию - строительство системы семейно-территориальных общин (палат народных представителей) в ключевых, системообразующих субъектах Федерации. Решение этой задачи должно быть возведено в ранг государственной политики с созданием соответствующих структурных подразделений в составе администрации президента и аппарата правительства РФ. Вся необходимая документация, обобщающая опыт строительства системы СТО, имеется и аккумулирована в исполнительных структурах Омской области.
Принципиально важно следующее: формирование системы СТО осуществляется не вместо, а ПАРАЛЛЕЛЬНО местному территориальному самоуправлению, без разрушения его структур. Декларируемые цели - обеспечение общественной поддержки, укрепление обратной связи между властью и народом через дополнение местных исполнительных структур высокоэффективной системой общественных инициатив. В дальнейшем, с принятием новой Конституции, местный уровень власти реорганизуется, и функции нынешних Комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС) переходят к СТО.
Второй шаг - принятие Федерального конституционного закона о Конституционном собрании.
Наиболее предпочтительный вариант - проведение этого законодательного акта через Госдуму. Однако при этом следует иметь в виду, что у большинства фракций имеются собственные законопроекты, отвечающие интересам соответствующих партий. Ситуация дополнительно осложняется процедурным моментом: принятие любого Федерального конституционного закона требует квалифицированного большинства в две трети голосов. Поэтому параллельно с рассмотрением представленного законопроекта в Думе целесообразно готовить вынесение этого вопроса на всенародное голосование (референдум).
Третий шаг - созыв Конституционного собрания облегчается отсутствием необходимости проведения выборов. Закон должен наделять полномочиями депутатов Конституционного собрания всех членов палат семейных общин (или палат народных представителей) субъектов Федерации.
На Конституционное собрание выносится проект нового Основного закона, разработку которого осуществляет специальная Конституционная комиссия. В соответствии с ним:
- Конституционное собрание превращается в постоянно действующий всенародный представительный орган (с этого момента полномочия Федерального собрания и его палат автоматически прекращаются);
- срок полномочий главы государства увеличивается до семи лет;
- глава государства наделяется полномочиями формирования всей исполнительной вертикали, включая губернаторов (в дальнейшем это облегчит процесс укрупнения субъектов Федерации - не будут мешать нынешние амбиции региональных элит);
- избрание главы государства, а также главы Конституционного, Верховного и Высшего арбитражных судов поручаются Конституционному собранию. После того как глава государства избран, Конституционное собрание (или ВСНП) не вправе вмешиваться в его кадровую политику.
Очень важно, что при этом сохраняется преемственность власти. Формирование новой политической системы осуществляется в рамках Конституции РФ 1993 г. Это не только облегчает юридические процедуры, но и ограничивает возможности противодействия со стороны различных политических сил.
Главное преимущество предлагаемого варианта конституционной реформы заключается в комплексном подходе к решению проблем, связанных с реорганизацией власти.
В дальнейшем, в случае перехода к монархической форме государственного устройства, Конституционное собрание наделяется полномочиями Земского собора, и в него дополнительно включаются представители национальных общин и ведущих традиционных конфессий.
б) Формирование укрупненных регионов (губерний). Их структура и место в системе органов государственной власти
Осуществляется в рамках конституционной реформы и синхронизируется с ее основными этапами.
Первый шаг - восстановление исполнительной вертикали (совпадает со строительством системы СТО). Предусматривает переход к назначению глав местных администраций губернаторами. Осуществляются мероприятия по подготовке к укрупнению регионов, то есть по превращению их в губернии (края, земли). Принимается политическое решение о принципе их формирования - экономическом (по МЭА) или военно-административном (по военным округам). Принципиальное требование: в состав укрупненных регионов должны одновременно входить субъекты Федерации как административного, так и национального типов. (В дальнейшем это существенно облегчит их унификацию.)
Главы субъектов Федерации назначаются их высшими представительными органами по представлению президента РФ (с правом отзыва). Их всеобщая выборность на данном этапе сохраняется только в ряде национальных республик, не входящих в состав других субъектов Федерации, а также в городах федерального подчинения - Москве и Санкт-Петербурге.
Второй шаг предусматривает углубление межрегиональной интеграции и создание укрУпненных регионов (осуществляется в ходе подготовки к созыву Конституционного собрания).
В соответствии с базовым принципом (экономическим или военно-административным) происходит объединение субъектов Федерации и формирование укрупненных регионов (губерний, краев, земель). Статусом самостоятельного укрупненного региона также наделяется столица. Губернаторы всех этих образований назначаются Центром и имеют статус заместителей председателя правительства РФ. Права и интересы национальных меньшинств во вновь образованных губерниях обеспечиваются внедрением широкой культурно-национальной автономии, включая свободу языка, совести, вероисповедания и отправления религиозных обрядов. Избранные главы национальных общин включаются в местные и федеральные органы власти и наделяются представительным правом. Это предполагает создание при главе государства соответствующего совещательного органа.
Формируется Госсовет - высший совещательный орган при главе государства. Членами Госсовета являются главы всех ветвей федеральной власти, Конституционного и Верховного судов, секретарь Совета безопасности, а также губернаторы всех укрупненных регионов.
Третий шаг - формирование губернских органов власти (после принятия новой Конституции и провозглашения Конституционного собрания высшим, полномочным представительным органом, работающим на постоянной основе).
Нынешние законодательные собрания и Думы субъектов Федерации упраздняются, а их полномочия переходят к губернским палатам семейных общин (палатам народных представителей). Те образуются путем делегирования ряду своих членов соответствующих представительных прав.
Происходит разделение функций губернской исполнительной власти. Наряду с назначенным губернатором учреждается институт глав администраций с хозяйственными функциями, которые избираются или соответствующими палатами семейных общин (палатами народных представителей), или, по их представлению, всем населением.
в) Экономическая и социальная стратегия
Важнейшей "сквозной" задачей в этой сфере - и здесь нельзя не отдать должное прозорливости Владимира Путина - следует считать общегосударственную инвентаризацию. Ее актуальность демонстрируется весьма наглядным примером: уровень расхождений в учетных данных по структуре и ведомственной принадлежности объектов собственности только в двух федеральных (!) ведомствах - Минздраве и Минобразования - составляет от 30 до 50%. Большинство балансовых показателей при этом оперирует цифрами 1994-1995 гг., что ставит в первый ряд проблему восстановления статистического учета, причем по всей вертикали - от ЦСУ до соответствующих региональных центров и подразделений. В первую очередь это относится к структуре собственности в крупнейших бюджетообразующих отраслях и на предприятиях. Наведение порядка, во-первых, исключит неопределенность вроде той, что ныне имеет место в распределении пакетов акций предприятий алюминиевой промышленности. Во-вторых, существенно облегчит деятельность антимонопольных органов. И, в-третьих, позволит по-новому исходя из конкретной ситуации дифференцировать предприятия (особенно в реальном секторе), не только получив при этом достоверную картину нынешнего потенциала российской экономики, но и сформулировав приоритеты будущей промышленной и инвестиционной политики.
Важнейшим вопросом является переаттестация сырьевых ресурсов. Их удельный вес в формировании инвестиционной базы технологического обновления экономики в обозримом будущем вряд ли уменьшится. Не менее важно разобраться с материальной базой ВПК, являющегося самым вместительным хранилищем наиболее перспективных инновационных разработок и проектов. Особого переучета, причем еще с советских времен, требуют мобилизационные ресурсы.
Реальное представление о состоянии материальной базы экономики явится основой дальнейших преобразований, причем не только в экономической сфере, но и в политической. Благодаря этому, например, власть сможет определиться с подходами к укрупнению регионов: какую из моделей взять за основу - экономическую или военно-административную.
Первым шагом собственно экономического характера наряду со стабилизационными, антикризисными мерами, на наш взгляд, должно стать внедрение принципиально новых подходов в инвестиционной политике. Главной задачей этого этапа является реализация долгосрочной программы превращения граждан в реальных собственников и основанный на этом подъем экономики за счет внебюджетных источников. Создаваемые в этих целях ФАНДР и ФАЗНИР обеспечат открытие семейных лицевых счетов, а также размещение под эти счета соответствующего пула ценных бумаг. Средства от продажи сырьевых опционов переводятся в безналичную форму; на руки каждой семье выдается именная чековая книжка, используемая для покупки акций. Аналогичным образом осуществляется и налоговая амнистия - капитал полностью легализуется при условии переведения владельцем не менее половины суммы на собственный семейный лицевой счет.
Параллельно протекает инвентаризация, в результате которой предприятия делятся на три основные группы. К первой группе относятся системообразующие, обозначающие так называемые точки роста (то есть начальные звенья перспективных технологических цепочек), а также обладающие мощным экспортным потенциалом. Вторую группу составляют субъекты внутреннего рынка, ориентированные на удовлетворение повседневных нужд экономики. Третья группа - предприятия, обеспечивающие потребительский рынок. Эта градация особенно важна на втором этапе. Именно она определяет приоритеты инвестирования, которые подтверждаются соответствующими государственными гарантиями. В соответствии с этой схемой финансированию через семейные лицевые счета подлежат предприятия первой и второй групп. Экономические субъекты, входящие в третью группу, финансируются самостоятельно в соответствии с законами рыночной конкуренции. Тем самым достигается (причем без существенных социальных издержек) определенная коррекция результатов приватизации, обеспечивающая:
- стимуляцию экономической активности, в том числе за счет привлечения амнистированных капиталов;
- улучшение структуры собственности путем вовлечения населения в управление ее объектами;
- снижение уровня социальной напряженности;
- подлинную адресность социальной политики, достигаемую за счет превращения каждой семьи в самостоятельный и равноправный субъект экономической деятельности;
- расширение налоговой базы;
- модернизацию основных производственных фондов и пр.
Введение семейных лицевых счетов значительно упрощает решение еще одной важнейшей социальной проблемы - молодежной. Обладание именными чековыми книжками усиливает материальную независимость молодых людей, стимулирует создание ими новых семей, а, стало быть, смягчает остроту демографической проблемы, пик которой, по расчетам ученых, придется на вторую половину наступающего десятилетия. Осмысленность, таким образом, придается всей государственной молодежной политике.
Достижение указанных результатов, в свою очередь, оздоровляет общую ситуацию в стране, выводит экономику на траекторию устойчивого роста, позволяющую перейти к третьему этапу преобразований. Его ключевая задача - создание в рамках упомянутой системы континентальной безопасности мощного межгосударственного альянса с общими сырьевыми ресурсами, технологической базой, системой коммуникаций, социальными стандартами, а в перспективе - с объединением оборонных потенциалов и финансовых систем.
Само собой разумеется, что поэтапная реализация экономической и социальной стратегии в целом привязывается к тем шагам, которые обозначены в политической части программы. Вместе они составляют единую и сбалансированную концепцию государственного развития России, исторические рамки которой могут составлять по крайней мере четверть, а то и половину наступающего столетия.
Важнейшим из национальных приоритетов, на наш взгляд, должна стать переориентация всей государственной политики на интересы семьи.
Следующий важнейший приоритет - школа (в широком смысле, включая всю систему дошкольного, школьного, среднеспециального и среднетехнического, а также высшего образования). Со школой тесно связаны наука - как фундаментальная, так и прикладная, а также культура и здравоохранение.
И, наконец, третий, важнейший, приоритет - армия, и в особенности офицерский корпус, являющийся не только оплотом государственности, но и ключевым источником кадровых ресурсов, необходимых для формирования нового "служилого" слоя. Массовое привлечение на государственную службу офицеров (в том числе из запаса) способно заложить основы реформирования этого важнейшего участка.
И, наконец, главное. Стройность, законченность, а в конечном счете и эффективность любой государственной концепции немыслима без стержневой общенациональной идеи.
В России она существует уже более тысячи лет. Имя ей - православие. Россия неотделима от православия, которым органично пропитана вся ее история, вся общественная организация, вся духовная, да и материальная культура. Задача по-настоящему ответственных национальных лидеров - осознать эту взаимосвязь, отождествить себя с ней, переложив исторические каноны православия на язык конкретных политических решений.