Кокаинистка. Фото ИТАР-ТАСС |
НАРКОТИЗМ охватил в XX веке все государства земного шара и, разумеется, страны СНГ. В последние годы в большей степени, чем прежде, в этих странах распространилась наркотическая преступность. И этот факт обусловлен рядом причин. Среди них - падение "железного занавеса", поскольку данный вид преступности является одним из проявлений транснациональной уголовной деятельности. Эффективная же борьба с транснациональным криминалом предполагает координацию усилий разных стран. Фундаментом взаимодействия являются международно-правовые нормы, регламентирующие как ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками, так и порядок взаимоотношений в борьбе с этими правонарушениями между сотрудничающими государствами.
Международно-правовые нормы, регламентирующие противодействие наркотизму, сконцентрированы в конвенциях ООН - Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. (далее - Е.К. 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. (далее - К. 1971 г.), и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (далее - К. 1988 г.).
Нормы, содержащиеся в названных конвенциях, имеют общесоциальное, законотворческое и правоприменительное значение. К сожалению, содержание названных конвенций известно лишь узкому кругу специалистов.
Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что Е.К. 1961 г. касается противодействия распространению наркотических средств, К. 1971 г. - психотропных веществ, а К. 1988 г. - противодействия незаконному обороту тех и других.
Конвенции сходны между собой по наличию в них преамбул, приложений и статей с определениями терминов, правонарушений и наказаний. В преамбулах закрепляются принципы отношения мирового сообщества к наркотизму. Приложения к названным конвенциям содержат списки соответственно наркотических средств и препаратов; психотропных веществ; таблицы прекурсоров. В каждой из конвенций определяются употребляемые в них термины. Это позволяет однозначно их толковать как при анализе конвенционных норм, так и при применении норм национального законодательства.
Определения правонарушений и наказаний, содержащиеся в конвенциях, являются основополагающими для их использования в национальном законодательстве государств, присоединившихся к конвенциям. Данные определения носят не обязательный, а рекомендательный характер, так как в конвенциях специально указано, что названные в них правонарушения определяются, преследуются и караются в соответствии с внутренним правом каждого государства.
Определения объединены в ст. 33 и 36 Е.К. 1961 г., ст. 22 К. 1971 г. и ст. 3 К. 1988 г.
Статьей 33 "Хранение наркотических средств" Е.К. 1961 г. запрещено незаконное хранение наркотических средств, а ст. 36 "Постановления о наказаниях" этой конвенции - совершение ряда деяний, связанных с наркотическими средствами, и, кроме того, предусматривается применение к лицам, злоупотребляющим такими средствами или совершающим связанные с ними преступления, мер, направленных на их лечение, воспитание, наблюдение за ними после окончания лечения, восстановление трудоспособности и возвращение в общество.
На основании пп. "а" п. 1 ст. 36 Е.К. 1961 г. запрещается под угрозой наказания совершение таких деяний, как незаконное культивирование, производство, изготовление, извлечение, приготовление, хранение, предложение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупка, продажа, доставка на каких бы то ни было условиях, маклерство, отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотических средств и всякое иное предусмотренное внутренним законодательством действие, связанное с такими средствами, при условии, что перечисленные деяния являются умышленными, с установлением за серьезные преступления строгого наказания, в частности, тюремного заключения или иного способа лишения свободы. Из содержания ппп. "ii" пп. "а" п. 2 этой статьи вытекает признание запрещенными в качестве преступлений таких деяний, как умышленное соучастие в каком-либо из преступлений, перечисленных в пп. "а" п. 1 данной статьи; участие в сообществе с целью совершения какого-либо из этих преступлений; подготовительные действия к ним и финансовые операции в связи с ними. Согласно ппп. "iii" указанного подпункта судимости иностранных судов считаются основанием для признания совершения нового преступления рецидивом. В ст. З6 Е.К. 1961 г. установлен также ряд норм процедурного характера, регламентирующих, в частности, выдачу лиц, совершивших преступления, связанные с наркотическими средствами.
В пп."а" п.1 ст. 22 "Положения о наказаниях" К. 1971 г. определяется как наказуемое, следовательно, запрещенное, любое умышленное деяние, противоречащее какому-либо закону или постановлению, принятому во исполнение обязательств по К. 1971 г. В отношении совершивших указанные деяния лиц, злоупотребляющих психотропными веществами, предусматривается возможность в качестве замены осуждения или наказания либо в дополнение к наказанию применение мер, направленных на их лечение, воспитание, наблюдение за ними после окончания лечения, восстановление их трудоспособности и возвращение в общество. На основании ппп. "ii" пп. "а" п. 2 ст. 22 К. 1971 г. запрещенными под угрозой наказания признаются такие деяния, как умышленное участие в совершении, сговор с целью совершения и попытки совершения любого из преступлений, связанных с психотропными веществами, а также подготовительные действия и финансовые операции в связи с этими преступлениями. В соответствии с ппп. "iii" названного подпункта судимости иностранных судов учитываются при признании нового преступления рецидивом. Ст. 22 К. 1971 г. содержит также ряд других норм, в частности процедурного характера, связанных с нормами, определяющими правонарушения и наказания, регулирующих, к примеру, выдачу лиц, совершивших преступления, связанные с психотропными веществами.
Согласно пп. "a" и "б" п. 1 ст. З "Правонарушения и санкции" К. 1988 г. государствам предлагается признать уголовными преступлениями следующие совершаемые преднамеренно деяния: 1) производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажу, поставку на любых условиях, посредничество, переправку, транзитную переправку, транспортировку, импорт или экспорт любого наркотического средства или любого психотропного вещества в нарушение Е.К. 1961 г. или К. 1971 г.; 2) культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях производства наркотических средств в нарушение Е.К. 1961 г.; 3) хранение или покупку любого наркотического средства или психотропного вещества для целей любого из перечисленных, кроме культивирования, видов деятельности; 4) изготовление, транспортировку или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в таблице I и таблице II, если они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ; 5) организацию, руководство или финансирование любых из перечисленных правонарушений; 6) конверсию или перевод собственности, если эта собственность получена в результате правонарушения или правонарушений, связанных с наркотическими средствами или психотропными веществами, либо в результате участия в таких правонарушениях в целях сокрытия или утаивания незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении указанных правонарушений, для уклонения последнего от ответственности за свои действия; 7) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если эта собственность получена в результате совершения указанных правонарушений или в результате участия в любом из них.
На основании пп. "с" п. 1 ст. З К. 1988 г. присоединившимся к ней государствам предлагается факультативно, а именно с учетом конституционных положений и основных принципов своих правовых систем, признать уголовными преступлениями такие совершаемые преднамеренно деяния, как: 1) приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что она получена в результате правонарушения или правонарушений, связанных с наркотическими средствами или психотропными веществами, либо в результате участия в таких правонарушениях; 2) владение оборудованием или материалами либо веществами, включенными в таблицу I и таблицу II, при установлении, что они используются или предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления каких-либо наркотических средств или психотропных веществ; 3) публичное подстрекательство или побуждение других любыми средствами к совершению любого из правонарушений, предусмотренных ст. З К. 1988 г., или к незаконному использованию наркотических средств или психотропных веществ; 4) участие, причастность или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, перечисленных в ст. З К. 1988 г., попытки совершить любое из указанных правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дачу советов при его совершении.
Так же факультативно, с учетом своих конституционных положений и основных принципов, своих правовых систем, государства могут согласно п. 2 ст. 3 К. 1988 г. признать правонарушениями такие деяния, как совершаемые преднамеренно незаконные хранение, приобретение или культивирование любого наркотического средства или психотропного вещества для личного потребления.
С приведенными определениями правонарушений неразрывно связаны определения обстоятельств, отягчающих правонарушения, связанные с наркотическими средствами или психотропными веществами, содержащиеся в п. 5 ст. З К. 1988 г. К таким обстоятельствам отнесены: 1) участие в правонарушении организованной преступной группы, в состав которой входит правонарушитель; 2) участие правонарушителя в других видах международной преступной деятельности; 3) участие правонарушителя в других незаконных видах деятельности, которым содействовало совершение данного правонарушения; 4) применение правонарушителем насилия или оружия; 5) совершение преступления должностным лицом в связи с его должностью; 6) вовлечение или использование несовершеннолетних; 7) совершение правонарушения в исправительном учреждении, или в учебном заведении, или общественном учреждении, или в непосредственной близости от них, или в других местах, которые используются школьниками и студентами для проведения учебных, спортивных и общественных мероприятий; 8) предыдущее осуждение, особенно за аналогичные правонарушения, за рубежом или в своей стране, насколько это допустимо национальным законодательством.
Важно отметить, что, помимо некоторых терминологических различий, К. 1988 г. отличается от Е.К. 1961 г. и К. 1971 г. двумя наиболее существенными основными положениями.
Первое состоит в том, что предметом правонарушений, предусмотренных К. 1988 г., являются наркотические средства, психотропные вещества и, кроме того, применительно к отдельным деяниям - оборудование, материалы или вещества, включенные в таблицу I и таблицу II этой конвенции, при их предназначении для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ, тогда как таким предметом на основании Е.К. 1961 г. признавались только наркотические средства, а К. 1971 г. - лишь психотропные вещества.
Второе отличие заключается в носящем принципиальный характер расширении К. 1988 г. круга деяний, относимых к правонарушениям, которые не признавались таковыми ни Е.К. 1961 г., ни К. 1971 г. Подобного рода новыми деяниями являются, например, изготовление, транспортировка или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в таблице I и таблице II, если они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ; организация, руководство или финансирование правонарушений, связанных с наркотическими средствами или психотропными веществами; конверсия или перевод собственности, если эта собственность получена в результате совершения таких правонарушений или участия в них, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении указанных правонарушений, для уклонения последнего от ответственности за свои действия и т.д. Учитывая неразрывную связь правонарушений с отягчающими их обстоятельствами, новацией следует признать и включение в п. 5 ст. З К. 1988 г. описанных ранее отягчающих обстоятельств.
Наряду с отмеченными, по нашей оценке, наиболее существенными, К. 1988 г. содержит и другие новые положения, касающиеся правонарушений и наказаний за их совершение. К ним относятся, в частности, такие, как: 1) рекомендация устанавливать осознание, намерение или цель в качестве составных элементов правонарушения, указанного в п. 1 ст. З К. 1988 г., исходя из объективных фактических обстоятельств дела (п. З ст. З); 2) предписание учитывать серьезный характер правонарушений, предусмотренных п.1 ст. З К. 1988 г., и обстоятельств, отягчающих правонарушения, связанные с наркотическими средствами или психотропными веществами, при рассмотрении вопроса о возможности досрочного или условного освобождения лиц, осужденных за такие правонарушения (п. 7 ст. 3); 3) предложение устанавливать в соответствии с национальным законодательством длительный срок давности для уголовного преследования за любое правонарушение, признанное таковым в соответствии с п. 1 ст. З К. 1988 г., и более длительный срок давности в тех случаях, когда предполагаемый правонарушитель уклоняется от правосудия (п. 8 ст. 3).
В п. 4 ст. 3 К. 1988 г., регламентирующей меры ответственности, включены нормы: 1) о применении за совершение правонарушений, указанных в п. 1 этой статьи, с учетом серьезного характера таких санкций, как тюремное заключение или другие виды лишения свободы, штрафные санкции и конфискация (пп. "а"); 2) об осуществлении в дополнение к осуждению и наказанию за преступления, связанные с наркотическими средствами или психотропными веществами, в отношении правонарушителя лечения, перевоспитания, последующего наблюдения за ним, восстановления трудоспособности или социальной реинтеграции (пп. "b"); 3) о возможности использования за совершение малозначительных правонарушений в качестве альтернативы осуждению и наказанию таких мер, как перевоспитание, восстановление трудоспособности или социальная реинтеграция, а в отношении наркоманов - еще и лечение и последующее наблюдение за ними (пп. "с"); 4) о допустимости применения вместо осуждения или наказания либо в дополнение к осуждению или наказанию за такие деяния, как совершаемые преднамеренно незаконные хранение, приобретение или культивирование любого наркотического средства или психотропного вещества для личного потребления, мер лечения, воспитания, наблюдения после окончания лечения, восстановления трудоспособности и социальной реинтеграции правонарушителя (пп. "d").
Приведенные определения и связанные с ними положения, зафиксированные в конвенционных нормах, имеют весьма важное значение для практической - законотворческой и правоприменительной - деятельности по борьбе с преступлениями, связанными с наркотическими средствами и психотропными веществами, и потому рассмотрены и охарактеризованы подробно. Однако это не означает, что конвенционные нормы исчерпываются данными положениями. Они содержат еще многие другие положения, касающиеся организации и деятельности международных органов, специализирующихся на противодействии наркотизму, и их взаимодействия с государствами, присоединившимися к упоминавшимся конвенциям; обязательств, возлагаемых на эти государства; предоставления этим государствам различных правомочий, относящихся к регулированию внутренним - национальным - законодательством оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Среди других, кроме очерченных, положений, содержащихся в конвенционных нормах, наибольший интерес с позиции борьбы с наркотической преступностью представляет положение, закрепленное в ст. 11 К. 1988 г. Этой статьей на государства возлагается обязанность проведения в рамках основных принципов национальных правовых систем и возможностей контролируемых поставок партий наркотических средств, психотропных веществ и веществ, указанных в таблице I и таблице II данной конвенции, на международном уровне для выявления и уголовного преследования лиц, участвующих в совершении преступлений, указанных в п. 1 ст. 3 К. 1988 г. Суть контролируемой поставки состоит в том, что партии или партиям указанных средств и веществ, о незаконности оборота которых известно правоохранительным органам хотя бы одного государства, предоставляется возможность свободного перемещения через границы и по территориям разных государств, но под контролем правоохранительных органов этих государств, осуществляемым в рамках международного сотрудничества. Проведение контролируемой поставки позволяет установить способы и пути перемещения упомянутых средств и веществ, места совершения незаконного оборота этих средств и веществ, лиц, причастных к такому обороту, собрать доказательства виновности последних и т.д.
Анализ норм Е.К. 1961 г., К. 1971 г. и К. 1988 г., содержащих перечни преступлений, связанных с наркотическими средствами или психотропными веществами, и норм внутреннего - национального - законодательства АР и некоторых других государств об ответственности за данные деяния позволяет констатировать наличие элементов как сходства, так и различия, во-первых, конвенционных норм между собой, во-вторых, норм национального законодательства различных государств и, в-третьих, норм внутреннего законодательства, с одной стороны, и конвенционных норм - с другой.
Сходство конвенционных норм заключается в установлении в них положений, касающихся преступности деяний, связанных с наркотическими средствами или психотропными веществами, соучастия, лечения лиц, злоупотребляющих такими средствами или веществами, совершивших преступления, связанные с этими средствами или веществами.
Основные различия между конвенционными нормами выражаются, во-первых, в наличии перечней преступлений в Е.К. 1961 г. с поправками и К. 1988 г. и отсутствии соответствующего перечня в К. 1971 г. и, во-вторых, в неодинаковых по объему и содержанию перечнях, имеющихся в Е.К. 1961 г. и К. 1988 г. Объем и содержание перечня преступлений, предусмотренных в К. 1988 г., значительно шире перечня, установленного в Е.К. 1961 г. Кроме того, предметом всех преступлений, указанных в перечне, содержащимся в К. 1988 г., являются как наркотические средства, так и психотропные вещества, а предметом отдельных видов преступлений, названных в этом перечне, - еще и оборудование, материалы и вещества, включенные в таблицу I и таблицу II, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ. К предмету же преступлений, содержащихся в перечне Е.К. 1961 г., отнесены только наркотические средства. Наконец, в К. 1988 г. предусмотрены отсутствующие в Е.К. 1961 г. обстоятельства, отягчающие ответственность за преступления, связанные с наркотическими средствами или психотропными веществами. Перечисленные различия обусловлены поступательным развитием, генезисом конвенционных норм.
Нормы национального уголовного законодательства разных государств, например, АР, РФ, Исламского Государства Афганистан (ИГА) в определенной степени сходны как в части установления уголовной ответственности за традиционные виды преступлений, связанных с наркотиками, так и в части назначения совершившим преступления лицам, употребляющим наркотические средства или психотропные вещества, в том числе больным наркоманией, наряду с наказанием, принудительного лечения.
Наиболее значительными различиями между уголовно-правовыми нормами об ответственности за преступления, связанные с наркотиками, на примере названных государств, являются, в частности, такие, как отсутствие в УК АР норм об ответственности за преступления, связанные с психотропными веществами, за исключением нормы о контрабанде, при наличии данной ответственности в уголовном законодательстве других указанных государств; отсутствие в УК РФ норм о незаконном, без назначения врача, потреблении наркотических средств или психотропных веществ, тогда как в законодательстве ИГА предусмотрена уголовная ответственность за употребление наркотических средств, в понятие которых включены и психотропные вещества, а в АР - за потребление наркотических средств без назначения врача; отсутствие в законодательстве ИГА уголовно-правовых норм о нарушении правил обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами при установлении уголовной ответственности за нарушение таких правил в РФ и за нарушение применительно только к наркотическим средствам в АР. Приведенные и другие различия норм об ответственности за преступления, связанные с наркотиками, в уголовном законодательстве названных государств очевидно и неоспоримо, хотя и косвенно свидетельствуют о неодинаковом отражении конвенционных норм во внутреннем законодательстве этих государств.
При сравнении норм национального уголовного законодательства указанных государств с конвенционными нормами выявляется сходство тех и других в наличии во внутреннем законодательстве этих государств уголовно-правовых норм об ответственности за традиционные виды преступлений, предусмотренных также в Е.К. 1961 г. и К. 1988 г., и о принудительном лечении от наркомании, наряду с наказанием совершивших преступления лиц, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества, в частности, больных наркоманией. Кроме того, в УК РФ содержится ст.174 об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, частично соответствующая аналогичной норме, закрепленной в К. 1988 г.
Отличия норм внутреннего законодательства от конвенционных норм, усматриваемые опосредованно уже при констатации различий норм национального законодательства упомянутых государств, проявляются при сопоставлении норм внутреннего законодательства с конвенционными нормами. Такое сопоставление позволяет высветить, с одной стороны, отсутствие в нормах внутреннего законодательства уголовно-правовых запретов в отношении ряда преступлений, указанных в перечнях норм Е.К. 1961 г. и К. 1988 г., и, с другой - наличие в национальном законодательстве уголовно-правовых норм об ответственности за деяния, связанные с наркотическими средствами или психотропными веществами, которые не предусмотрены в перечнях конвенционных норм.
Важно подчеркнуть, что отличия норм внутреннего законодательства от конвенционных норм, равно как и различия норм внутреннего законодательства разных государств между собой, вполне допустимы с позиций международно-правовых норм.
Отличия норм национального законодательства названных и других государств от упоминавшихся конвенционных норм свидетельствуют о неадекватном отражении во внутригосударственном законодательстве международно-правовых норм, в частности определяющих виды преступлений, связанных с наркотическими средствами или психотропными веществами. Такое неадекватное отражение имеет, на наш взгляд, достоинства и недостатки.
Достоинства в их наиболее общем выражении состоят в том, что во внутреннем законодательстве, во-первых, закреплены нормы об ответственности за основные, традиционные, наиболее опасные и распространенные виды преступлений, указанных в конвенционных нормах, и наблюдается тенденция к более полному интегрированию предписаний конвенционных норм и, во-вторых, учтена специфика деяний, совершаемых в соответствующем государстве.
К наиболее существенным недостаткам, как нам представляется, относятся: в АР - отсутствие в УК норм об ответственности за деяния, кроме контрабанды, связанные с психотропными веществами; культивирование и сбор, помимо посева и выращивания, наркотикосодержащих растений; легализацию (отмывание) средств, приобретенных преступным путем; изготовление, транспортировку или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в прилагаемых к К. 1988 г. таблице I и таблице II, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ; в ИГА - отсутствие в уголовном законодательстве этих же норм, исключая имеющиеся нормы о деяниях, связанных с психотропными веществами; в РФ - отсутствие правил обращения с веществами, инструментами и оборудованием, используемыми для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, на которые содержится ссылка в ч. 5 ст. 228 УК РФ.
При наличии указанной тенденции ко все более полному отражению конвенционных норм в национальном законодательстве весьма важно и необходимо со стороны как мирового сообщества, так и всех государств максимально интенсифицировать эту тенденцию.
На современном этапе оптимальным, на наш взгляд, было бы принятие новой Всеобъемлющей конвенции ООН о борьбе с наркотизмом, в которой были бы объединены все нормы, содержащиеся в упоминавшихся конвенциях и порой дублирующие друг друга. В частности, целесообразно предусмотреть два перечня преступлений, связанных с наркотическими средствами или психотропными веществами: перечень-максимум и перечень-минимум. Содержанием первого должны стать все известные из конвенционных норм и уголовно-правовых норм национального законодательства виды таких преступлений, а второго - часть этих видов, притом наиболее опасных. Последний необходимо признать обязательным для включения во внутреннее уголовное законодательство государств, присоединившихся к предлагаемой конвенции.
Весьма полезным было бы также в этой конвенции унифицировать терминологию, чтобы обозначения видов преступлений были предельно точными и доступными для адаптации в национальном уголовном законодательстве в идентичной редакции. Это особенно важно для совершенствования мер борьбы с организованными транснациональными наркосообществами.
В новую конвенцию следует включить рамочные параметры правовой регламентации деятельности международных неправительственных организаций, общественных движений и объединений антинаркотической направленности, которые де-факто давно стали мощной силой. Между тем их правовой статус, правоотношения с государствами-сторонами конвенции пока не нашел отражения в названных действующих конвенциях. В новой конвенции целесообразно рекомендовать включить в национальное законодательство государств-участников правовые предпосылки содействия, расширения участия международных неправительственных организаций и общественных движений антинаркотической направленности в предупреждении и пресечении наркотизма.
В новой конвенции нужно также предусмотреть обязательства сторон по противодействию распространению пропаганды наркотиков в электронных СМИ, с использованием мировых компьютерных сетей.
В национальном законодательстве государств, присоединившихся к упоминавшимся конвенциям, интегрирован и ряд других предписаний, содержащихся в конвенционных нормах, в частности обеспечивающих и регламентирующих реализацию уголовно-правовых норм противодействия наркотизму. Так, очерченная ранее норма, закрепленная в ст. 11 К. 1988 г., предусматривающая проведение контролируемых поставок, отражена как в ст. 24, именуемой "Контролируемая поставка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров", Закона АР "О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров" от 18.06.99, так и в ст.49, поименованной "Проведение контролируемой поставки и проверочной закупки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в целях оперативно-розыскной деятельности" Закона РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8.01.98.
Обрисованные и оставшиеся "за кадром" положения и сложившаяся в современном мире ситуация, связанная с наркотизмом и борьбой с ним, приводят к необходимости интенсификации использования рассмотренных и других конвенционных норм в законотворческой и опосредованно в правоприменительной практике различных государств, что обеспечит совершенствование взаимодействия государств и их правоохранительных органов в преодолении наркотизма на международном уровне, еще большее использование возможностей международных неправительственных организаций, общественных движений антинаркотической направленности и будет способствовать интеграции суверенных государств в мировое сообщество.
Представляется, что принятие Всеобъемлющей конвенции (XXI века) ООН о борьбе с наркотизмом, разработанной с учетом всего накопленного человечеством опыта противодействия наркотизму, в основу которой легли бы современные научные исследования, аналитические разработки, обобщение на глобальном уровне практики применения международного и национального законодательства разных государств, отвечало бы вызовам, с которыми цивилизации придется еще долго сталкиваться в будущие десятилетия. Целесообразно, чтобы при этом были учтены знания и опыт, накопленные в ходе нынешних правовых реформ в СНГ как части мирового сообщества, в особенности предложения по изменению в уголовном законодательстве, о новациях в борьбе с наркотизмом.