0
982
Газета Идеи и люди Интернет-версия

08.02.2000 00:00:00

ВВП и все остальные


ЕЖЕДНЕВНЫЕ репортажи о парламентском кризисе, кажется, совсем заслонили собой все попытки серьезного анализа уроков декабрьских выборов. Между тем их много, этих уроков, причем разных. Есть и хорошие: народ стал голосовать рациональнее, выбирали не столько сердцем, сколько умом. Новая Дума представляет уже 80% голосовавших избирателей, а не 50 с небольшим хвостиком, как предыдущая. Снизился уровень монополизации законодательной власти - прошло 6 блоков, а не 4, как в 1995 году, и ни у кого нет устойчивого большинства. Это скорее хорошо, несмотря на думские кризисы.

Однако есть и настораживающие уроки. Главное, что вновь продемонстрировали декабрьские выборы, - рост недовольства населения нашим "политическим классом". Около 6 тысяч кандидатов участвовало в выборах как по партийным спискам, так и по мажоритарным округам. Казалось бы, немало на 450 депутатских мест. Однако далеко не весь электорат это устроило. По партспискам "против всех" проголосовало 3,6%, что почти на процент больше, чем в 1995 г. Как будто не страшно, хотя и больше на треть. Однако по одномандатным округам в среднем "против всех" голосовали уже 11,1%, а это уже очень серьезно. Значит, из почти 3 тысяч кандидатов в одномандатные депутаты было не так уж много безусловно признанных лидеров. Больше 30% голосов в округах набрали меньше 50 депутатов. Подавляющее большинство побеждало, набирая 15-20%, и убедительными такие победы назвать трудно. В 8 округах выборы вообще признаны несостоявшимися, назначено повторное голосование. Такого раньше еще не было.

Удивительно, однако, но это не вызывает у элиты тревоги. В оценке итогов декабрьских выборов торжествует эйфория по принципу "в этот раз пронесло, ну и ладно!". Как пелось в студенческом фольклоре, "от сессии до сессии живут студенты весело". Похоже, у нашей элиты нынче - веселье именно такого, студенческого пошиба. Все подряд куда-то себя выставляют и на что-то претендуют. Новые депутаты - на думские комитеты. Известные политики и неизвестные предприниматели - на президентское кресло. Чиновники и творческая интеллигенция - на роль их доверенных лиц в надежде на будущие блага. Околополитическая тусовка - на работу в качестве имиджмейкеров и на конкретные, сегодняшние заработки. Продолжается ярмарка тщеславия, начавшаяся осенней избирательной кампанией и продолженная досрочной сменой режима. Все - на продажу! Похоже, такая рыночная политическая жизнь отражает суть нашего времени. Однако рынок - это не только радующиеся продавцы. Чтобы они радовались, надо чтобы и покупатель был доволен.

Покупатель же нынче пошел разборчивый - так и норовит, понюхав, вернуть товар обратно. Не исключено, что процент голосующих "против всех" на президентских выборах вырастет еще больше. А процент явившихся на участки для голосования, напротив, уменьшится. И тогда окажется, что сдать очередной экзамен на власть элите будет очень сложно. Речь не об отдельных кандидатах - кто-нибудь наверняка победит. Больше того, элита уверена, что "такой человек есть, и вы его знаете". Но в этом и таится опасность: при полной уверенности в победе одного кандидата, значительная часть даже дисциплинированных избирателей может не пойти голосовать. А может ли считаться полностью легитимным президент, избранный очевидным меньшинством? Если на выборы придет половина электората, то даже 51% голосов даст только четверть от всех избирателей.

Но дело даже не в игре цифр. Дело в коллективном праве на верховенство той самой элиты, которая привыкла возглавлять страну. Оно же упирается в принципиально важный вопрос: способен ли наш "правящий класс" обеспечить населению реальное многообразие достойного выбора? Не вырождается ли он, истребляя сам себя в информационных войнах? Потоки компромата - опасная вещь: вроде бы льешь на соседа, но брызги летят на тебя. Потом трудно отмыться всем - и тем, на кого лили, и тем, кто лил, и тем, кто вообще рядом стоял или мимо проходил.

Так что уроки декабря скорее настораживают, чем успокаивают. Вместо столь желанной консолидации общества мы получили что-то иное. Досрочная президентская кампания, даже при всех попытках заранее консолидировать страну вокруг фигуры Путина, обещает хороший раздрай. Так что впереди у нас веселенькая перспектива - второй раз лезть в ту же самую, теперь по-мартовски холодную воду. Не хочется.

Однако "заплыв" уже объявлен. Зарегистрированные "инициативники" собирают подписи. Самое время присмотреться к тем, за кем мы вскоре поплывем.

ВВП

"Московский комсомолец" осенью захотел поиронизировать. Перефразируя известное высказывание о Пушкине, ернически написал: "Путин - это наше все!" И неожиданно попал в точку. Значительным числом населения нынешний и.о. президента воспринимается именно как "все" - совокупность надежд, ожиданий, чаяний. Не случайна аббревиатура: ВВП (В.В. Путин). В экономике ВВП расшифровывается как "валовой внутренний продукт". С этой точки зрения, Путин - действительно для многих "все". Последняя надежда на умножение того самого экономического "внутреннего продукта". Или компенсация его уменьшения. Так это или не так, не важно - люди верят в это.

О "секрете популярности" Путина написано много. Однако он продолжает оставаться тайной за семью печатями. На мой взгляд, ларчик открывается не так уж сложно. Прежде всего за этим секретом - вполне грамотная, еще осенняя, работа специалистов-пиарщиков, включая известных социологов с их "президентскими рейтингами". Тогда, осенью, действительно было сложно раскрутить совершенно нового, мало кому известного человека с непонятной биографией. Но после того как рейтинг "раскручен", он начинает жить по собственным законам. Человек по имени Владимир Владимирович Путин живет отдельно, а миф под названием "ВВП" - отдельно. И тут уж пиарщики могут отдыхать. Миф о ВВП поддерживается несколькими факторами.

На фоне стойкой нелюбви населения к теперь уже экс-президенту Ельцину, Путин неосознанно воспринимается как освободитель. От старой (в буквальном смысле), косноязычной, недееспособной власти. ВВП стал фигурой на соответствующем фоне. Он моложе, здоровее, грамотно говорит, демонстрирует решительность. И пусть Ельцин называл его преемником - это все слова. Реально же именно Путин сделал то, чего не смогли добиться записные оппозиционеры ни в 1993 году, ни позже. Ни через штурм Останкино, ни через попытку импичмента. Ельцин их всех пересидел. А вот появился Путин - и Ельцин ушел. Конечно, "после чего-то" - не значит "вследствие" этого самого "чего-то". Но массовое сознание путает такие вещи. Поэтому подсознательная любовь к "избавителю" - опора Путина. Тем более если он ее хоть немного подогреет - уволит некоторых былых приспешников Ельцина, организует пару антикоррупционных процессов, вернет хоть немного олигархических денег в страну, передаст пяток особняков на Рублевке детским домам...

Другой важнейший фактор - таинственность, неизвестность и непонятность Путина. Пока это та самая "чистая доска", на которой каждый видит то, что хочет видеть. По данным социологических опросов, ожидания населения от действий Путина разнообразны до противоположности: от поддержки правых сил до союза с коммунистами в идеологии. От ускорения рыночных реформ до усиления государственного контроля в экономике. От дальнейшей демократизации до диктатуры в жизни общества. От Путина не ждут чего-то определенного, конкретного. Это сказки, что его популярность основана на чеченской войне. И что она рухнет, если война пойдет "не так". Она давно уже идет явно не так. Но рейтинг Путина растет. Посмотрим на данные социологических опросов: в быструю и скорую победу в Чечне верят 16-20%. Примерно половина ожидает затяжных боевых действий. Но голосовать за Путина они все равно собираются. Другой пример: большинство не верит, что oт назначения Путина и.о. президента их частная жизнь изменится к лучшему. Но опять-таки это же большинство намерено голосовать за него. Значит, доверие к ВВП не связано ни с чем определенным - ни с победой в Чечне, ни с материальным положением населения.

Пока Путин не станет определенным, его будут любить все. Но скорее всего недолго - от неопределенности в политике люди быстро устают. Во всем нужна мера.

С одной стороны, нельзя без таинства власти - люди не любят подчиняться таким же, как они сами. Нужна мистификация. С другой стороны, власть должна быть определенна, ясна и понятна. Пример сочетания - товарищ Сталин: на людях выступал редко, раз-два в год, но каждая его речь была абсолютно понятна всей стране.

Пока на Путина работает больше факторов, чем против него. Но его главный противник - время. Хватит ли у оппонентов времени для того, чтобы заставить Путина стать понятнее, чтобы раскрутить его ответственность за чеченскую войну? Сумеет ли он удержать свое преимущество, так роднящее и.о. президента с таинственной русской душой, неведомой и непонятной? Сохранится ли он именно как ВВП - все то же наше таинственное "все"? Пока шансы Путина предпочтительнее, хотя сделать это будет не так просто, как некоторым кажется.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ЗЮГАНОВ

Хотя выборы президента - состязание индивидуальное, Геннадий Зюганов был, есть и всегда будет коллективным кандидатом. От эпохи, от ностальгии, от группы товарищей, от партии. За него голосуют не потому, что он лично кому-то нравится, а потому, что он - лидер КПРФ. Если бы он мог обогатить свой официальный статус, недюжинный ум и значительные организаторские способности (воссоздал ведь компартию) еще и неформальной, человеческой симпатичностью - цены бы ему не было. Давно бы стал президентом, но - не дано. Скорее всего именно поэтому судьба Зюганова - быть вечно вторым. Второй секретарь Орловского горкома, второй секретарь КП РСФСР при Полозкове, второй на выборах 1996 года... Всегда второй. Злые языки говорили, что в 1996 году Зюганов боялся своей победы больше, чем поражения. Ельцина опасался или выхода на первую роль?

Для успеха на нынешних выборах Зюганову нужно для начала преодолеть самого себя, поверить в то, что он может быть первым. Но для этого нужны еще две очень немаленькие вещи. Во-первых, широкий левоцентристский антипутинский фронт - от Примакова через Лужкова и до Тюлькина с Анпиловым. Весь этот фронт должен заявить, что "Зюганов - это наше все", что именно он - номер один, и активно поддерживать своего лидера. Практически это невероятно, и одно выдвижение Амана Тулеева в качестве конкурента явно не Путина, а именно Зюганова свидетельствует о крайне малой вероятности подобного развития событий.

Однако, если бы даже такой фронт и сложился, его все равно было бы мало. Недостаточно объединить голоса всех своих реальных и потенциальных сторонников. Надо еще и отобрать голоса у противника. Значит, нужен мощный союзник, настолько похожий на Путина, чтобы отобрать у него часть голосов. Вновь напомню навязший в зубах слоган: "Такой человек есть. И вы его знаете". Это красноярский губернатор Александр Лебедь. Только вот всерьез играть в нынешние избирательные игры он оказался не готов. Значит, и здесь Зюганову рассчитывать не на что. Значит, вновь главная его цель - выход во второй тур и демонстрация того, что он по-прежнему второй политик России. Первые лица могут меняться, вторые - вечны.

Конечно, никто не застрахован в жизни oт случайностей. Бывает и нечаянная радость. Если лидеры правых всерьез обидятся на Путина за то, что он не поддержал их в ходе парламентского кризиса, если вся наша вечно колеблющаяся интеллигенция начнет кричать о возможной диктатуре, если два телеканала (НТВ и ТВ Центр) будут делать по отношению к Путину то, что делали по отношению к Примакову и Лужкову ОРТ и РТР... Всякое может случиться. Давление на Путина, безусловно, будет нарастать. Своей команды у него нет - в доставшемся от Ельцина окружении борются разные группы. Как знать - может и не выдержать. Вот шанс Зюганова. Пусть небольшой, но шанс.

И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ...

Короля, говорят в театре, играют придворные. Чтобы масштаб величества был больше, масштабнее должна быть свита. В интересах Путина хотя бы изобразить серьезную борьбу за президентский пост, даже если ее и не будет. Против него - безальтернативные выборы, их подмена плебисцитом о доверии. Все-таки в Европе живем. Пока, однако, потенциальный эскорт производит сложное впечатление.

Первый отряд - штатные участники любых выборов последних лет. Владимир Жириновский и Григорий Явлинский. Это профессиональные политики, у которых глупо спрашивать о шансах на победу. Для них любые выборы - что работа, а на работу положено ходить. Хочется вам или не хочется, есть шанс подсидеть начальника и занять его место или нет такого шанса и не предвидится - ходить все равно надо. Чтобы не забыли о тебе. Чтобы твой электорат не растерялся и не переметнулся к кому-нибудь другому. Чтобы нынешняя, даже проигранная кампания, облегчила следующую, парламентскую. Чтобы спонсоры не разбежались, наконец, и не расслабились. Много разных причин. Так что тут главное не победа, а участие. И что Явлинский, что Жириновский - заложники своего политического профессионализма. Примыкает к этому отряду и Алексей Подберезкин, хотя его задача скромнее - попытаться не укрепить, а получить сторонников на будущее. И на фоне президентской кампании стать хотя бы депутатом Думы на довыборах по Подмосковному округу.

Следующая группа - политики "второго эшелона", желающие перейти в высшую лигу. Ярчайший пример - самарский губернатор Константин Титов. Девять лет возглавляет солидный регион. Все знает, все умеет. Председатель бюджетного комитета Совета Федерации - значит, и может многое. Однако не всего еще добился человек в жизни. Уже ряд лет не скрывает готовности стать премьер-министром. И вот - пошел в общероссийскую публичную политику. Вначале прошлой весной возглавил слабенький "Голос России". Затем стал председателем политисполкома "Союза правых сил". Крупно помог СПС пройти в Думу, однако был неоценен - лавры победы отняли Чубайс и Кириенко. Нынешняя цель понятна - попытаться стать Лебедем образца 1996 года. Взлететь, занять 3-е место, набрать 10-15%, а потом подарить их кому-то из прошедших во второй тур - в обмен на премьерское кресло. Это по минимуму. По максимуму - как игра сложится. Титов - человек cepьезный. И ресурсы за ним солидные.

Сюда же относится и кемеровский губернатор Аман Тулеев. Хотя он, похоже, рассчитывает не на личное повышение - бывал уже министром, не получилось, а премьером никогда не станет. Его цель - повысить престиж области и, если удастся, получить что-нибудь для нее под предлогом оказания услуг Кремлю. Может отнять 1-2% у Зюганова? Вполне. Bот и отблагодарите кемеровчан за то, что проголосовали зa своего лидера, а не за капээрэфного.

Третий отряд претендентов - творческие, самовыражающиеся личности. Какие выборы у нас без режиссера? На заре демократии эту роль исполнял Марк Захаров. Потом она перешла к Никите Михалкову. Теперь вот Станислав Говорухин перенял эстафету. Его участие обещает по крайней мере, что уж совсем скучной и занудной избирательная кампания не будет. Мастер умеет и слово сказать, и фильм (тем более рекламный ролик) снять. Критиковать и разоблачать оппонентов он будет блистательно - что лидера КПРФ ("Тaк жить нельзя!"), что преемника Ельцина ("Великая криминальная революция"), не говоря уж о прочих. Пока Говорухин подчеркнуто намекнет, что он как бы вместо Примакова - хочет увлечь примаковских сторонников. Однако дело даже не в этом. Сколько процентов наберет Говорухин, в конечном счете не важно ни ему, ни нам. Ему важнее высказать наболевшее, а нам - услышать его. Победителем Говорухин не станет, а своего рода духовным отцом, coвестью нации - пoпытается.

Еще одна группа - новички, желающие приобщиться к большой политике. Их цель - чтобы заметили. И запомнили - пригодится в основной дeятельности. Скорее всего именно этo движет предпринимателем с редкой, запоминающейся фамилией Немце-Петровский. Вспомним: на выборах 1996 года Брынцалов и не мечтал о победе. Но его узнала вся страна - и увеличилось потребление производимых им лекарств.

Иные хотят, чтобы их наконец-то признали - как, скажем, хочет этого ветеран демократической борьбы с тоталитаризмом избиркомов всех уровней Лев Убожко. Раньше его преследовали неудачи на стадии регистрации. Но все течет, все меняется. В последних выборах в Госдуму ему дали поучаствовать. Hе исключено, что теперь он приживется в российской политике.

Возможно появление в избирательных бюллетенях и еще одной, особой группы людей, считающих себя обиженными. Управляющий гостиницей "Рэдисон-Славянская" Умар Джабраилов явно обижен обвинениями, раздающимися с телеканала ОРТ из уст Сергея Доренко. Экс-генеральный прокурор Юрий Скуратов обижен и на Ельцина, и на Путина из-за своей отставки. По-человечески понять их можно. А народ любит обиженных.

Наконец, может найтись место и для "темной лошадки". Не исключено, что ею станет какая-нибудь "миссис X". Как знать, а вдруг ею будет некто К.Божедомова?

...Начав "за упокой", нельзя кончать "за здравие". При непрерывно нарастающем потоке регистрируемых "инициативных групп" и отлаженной технологии сбора подписей возникает естественный вопрос: способна ли наша элита учесть уроки думских выборов? Способна ли она осознать свою ответственность за предстоящие выборы? Не за то, чтобы они были "честные и чистые" - это положено по закону. За то, чтобы они были серьезными. Для этого нужно создать ситуацию реального выбора, а не забега вообще-то уважаемых людей за бесплатным эфирным временем.

Дмитрий Ольшанский - пpoфeccop, директор Центра стратегического анализа и прогноза.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1593
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
990
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
712
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
980

Другие новости