0
2540
Газета Идеи и люди Интернет-версия

01.02.2000 00:00:00

Борис Ельцин и Джордж Вашингтон

Сергей Шиловский

Об авторе: Сергей Шилов - член президиума Академии парламентского корпуса РФ.

Тэги: Ельцин, Вашингтон


Штандарт российских президентов.

CЕГОДНЯ много говорят о Ельцине и его "преемниках", опираясь исключительно на анализ складывающейся политической конъюнктуры, либо на аналогии русской истории. Некоторые находят аналогии в истории греческой, римской и французской времен прихода Наполеона (читай - Путина?!) к власти и его победы над директорией. Все эти модели, абсолютизирующие различные аспекты современной политической истории России, предельно субъективны.

Кажется, однако, что "истина где-то рядом". Общеизвестно, что институт российского президента закладывался по американской модели. Следовательно, можно предполагать, что история становления этого института, а через нее и история людей, персонифицирующих этот институт, будет в значительной степени воспроизводить некоторые общие черты. Обратимся же к истории института американского президента. Заранее предупреждаю, что нам предстоит ознакомиться с любопытными аналогиями. Природа подобия событий и тенденций указывает на "правоприменительность" формулируемой в настоящей статье модели политической интерпретации-рефлексии, модели "общего места". Эта модель в целом выходит за рамки господствующих школ исторических исследований и подлежит дальнейшей разработке.

Джордж Вашингтон (22 февраля 1732-1799), первый президент США (1789-1797), главнокомандующий армией колонистов в Войне за независимость (1775-1783). Отказался баллотироваться на президентский пост в третий раз.

Борис Ельцин (р. 1 февраля 1931), первый президент России (1991-1999). Лидер политической борьбы за независимость России, разрушитель советской империи. Отказался баллотироваться на президентский пост в третий раз.

Вашингтон - председатель Конвента (1787) по выработке Конституции США. Выступал за сохранение нейтралитета в отношении соперничества между европейскими державами.

Ельцин - депутат Верховного Совета РСФСР (1989), лидер Межрегиональной депутатской группы. Председатель президиума Верховного Совета РСФСР (1990). Под его руководством принимались поправки к Конституции РСФСР, а затем и Конституция РФ 1993 г. Выступал за демократическую внешнюю политику.

Даже при беглом взгляде на биографию Вашингтона виден сложно психологически организованный характер (здесь уместно напомнить о публикации Олега Давыдова "Президентствующий коловорот" в "НГ" от 12.09.98 о специфике ельцинского "комплекса отца") "корневого" провинциала, рекрутированного историей и к 1783 г. (Ельцин к 1985-1986 гг. как первый секретарь Свердловского обкома КПСС), завершившего свой первый политический период и изготовившегося к выходу на общефедеральную сцену.

Сторонник усиления центральной власти, Вашингтон был избран президентом Конституционного конвента, выработавшего в 1787 г. Конституцию США. Популярность и непререкаемый авторитет Вашингтона обусловили его избрание на пост президента страны, который он занял 30 апреля 1789-го.

Ельцин занял пост председателя президиума ВС РСФСР в 1990-м, президента России в 1991-м.

В 1792-м Вашингтон единогласно переизбран на новый срок.

Ельцин - в 1996-м. На посту президента Вашингтон и Ельцин как первые президенты федеративных государств стремились претворить в жизнь конституцию, содействовали созданию органов управления, притирке механизмов функционирования трех ветвей власти, закладывали основы политического устройства федерации.

Есть также поразительное сходство двух ключевых фигур в становлении федеративной государственности - соответственно американской и новой российской. Бенджамен Франклин (1706-1790) и Андрей Сахаров (1921-1989). Андрей Сахаров так же конгениален Борису Ельцину (и, кстати, старше его по возрасту) в учреждении новой российской государственности, как и не занимавший самых высших должностных постов Бенджамен Франклин (в 1785-1788 гг. - председатель исполнительного совета Пенсильвании) исторически равен Джорджу Вашингтону, равен ему в формировании нравственно-политических, ценностных основ государства как лидер американского просвещения. Бенджамен Франклин, как и Сахаров, был величайшим естествоиспытателем своего времени. В основе политических воззрений Франклина - идея естественных и неотъемлемых прав человека, которая в новой российской истории связывается прежде всего с именем Сахарова. Франклин умер, когда восходила политическая звезда президента Вашингтона.

В свое первое правительство Вашингтон включил лидеров противоборствующих политических группировок - республиканца Джефферсона и федералиста Гамильтона. Были приняты и начали осуществляться разработанные Гамильтоном программы по стабилизации финансового и промышленного развития страны, расходившиеся с намерениями республиканцев. Переход президента от надпартийной позиции к поддержке федералистов привел к обострению внутриполитической ситуации. В отношениях с коренным населением Вашингтон полагался на военную силу, вынудив индейцев уступить многие территории. В ходе выступлений в 1794-м фермеров западной Пенсильвании, протестовавших против налоговой политики правительства ("восстание из-за виски"), президент без колебаний силой подавил этот первый в истории страны вызов, брошенный государственной власти. В сфере внешней политики Вашингтон выступал за невмешательство США в противоборство европейских держав. Договор Джея, подписанный в ноябре 1794 г., устранил угрозу войны с Великобританией, но фактически расколол страну на два лагеря. Более благоприятным было отношение к Договору Пинки 1795 г., установившему границы между США и испанскими владениями и, наконец, предоставившему американцам право свободы судоходства по Миссисипи.

Весьма напоминает историю ельцинских реформ правительство Бурбулиса-Гайдара. Гайдар - Гамильтон наших дней, ельцинский премьер, совмещавший этот пост на время радикальных реформ с постом министра финансов, автор программы финансовой стабилизации.

Гамильтон (1755 или 1757- 1804), лидер партии федералистов с 1789-го, в 1789-1795 гг. - министр финансов в правительстве Вашингтона, его секретарь во время Войны за независимость. Первые американские федералисты по политической и исторической логике - это первые российские демократы, выступающие за переход от имперской к демократической (то есть федеративной) государственности.

Партия Гамильтона - это ДВР Гайдара-Чубайса. Не случайно Чубайс продолжил экономическую политику Гайдара, в том числе и на посту министра финансов. Вот только Бурбулису не вполне удалось сыграть роль первого госсекретаря республиканца-федералиста Джефферсона (его роль впоследствии пытался сыграть Черномырдин, а после него вся череда российских премьеров), хотя он и вышел впоследствии из ДВР. Да и российским демократам невдомек, что они являются федералистами, в силу чего они превратились в "демтусовку". А ведь их когорта могла укрепиться естественными федералистами - губернаторами, главами администраций, мэрами, региональными элитами.

"Переход президента от надпартийной позиции к поддержке демократов-федералистов привел к обострению внутриполитической ситуации"; "в отношениях с коренным населением полагался на военную силу". Да это же Чечня! "В ходе выступлений, протестовавших против экономической политики правительства, президент без колебаний силой подавил этот первый в истории страны вызов, брошенный государственной власти", - вот вам и события 1993 года. И в сфере внешней политики - фактически расколол страну на два лагеря. Более благоприятным было отношение к договору о Союзе с Белоруссией, установившему "западный коридор".

"Отец нации" - фундаментальная программа первого президента. Своего рода завещанием Вашингтона стало "Прощальное послание" (19.09.1796). В нем уходящий в отставку президент призвал сограждан крепить союз штатов, не подрывать основ Конституции и государственного строя, избегать "губительного воздействия партийного духа". Вашингтон завещал также "поддерживать мир и согласие со всеми странами", развивать с ними торговые отношения, но иметь "как можно меньше политических связей". Последнее положение стало основой политики изоляционизма. Роль "отца нации" как нельзя лучше отвечала честолюбивым устремлениям Вашингтона и была сыграна им с достоинством.

Таким образом, сценарий "отца нации" для Ельцина прописан и, как видим, безукоризненно им выполняется. "Примирение и согласие", замысел "российской общенациональной идеи", "надпартийный" настрой последних ежегодных посланий Федеральному собранию, приверженность демократической внешней политике - все это поздний Ельцин.

Последние годы жизни Вашингтона прошли в Маунт-Верноне в кругу семьи и многочисленных посетителей. Авторитет экс-президента был востребован вновь в период резкого обострения отношений с Францией летом 1798-го, когда Вашингтон был назначен главнокомандующим американской армией.

Можно с уверенностью предположить востребованность Ельцина. Чубайс уже предрек ему роль, аналогичную той, которую закрепил за собой Дэн Сяопин, уже не занимавший никаких постов, - морально-политический авторитет в деле реформации страны.

Тема "Семьи" первого российского президента - прежде всего тема "отца нации". И непонимание или умышленное невнимание к этому непреложному факту есть предательство новой российской истории. "Семья" - это право и "внешний вид" "отца нации". Первый российский президент не держался за власть, он выполнял объективно-историческую программу развития института президента - осевой структуры новой российской государственности. Ельцин вместе, по существу, с переходным вторым президентом России, которому он окажет решительную поддержку в избрании на этот пост, еще длительное время будет обеспечивать переход к новой, "джефферсоновской", ступени развития российского государства - к третьему президенту России.

Итак, кто же он - третий президент России? Обратимся при "конструировании-провидении" этого облика будущего к историческому образу Джефферсона. Томас Джефферсон (1743-1826) - американский идеолог, просветитель, автор проекта Декларации независимости США, третий президент США (1801-1809), государственный секретарь (1790-1793), вице-президент (1797-1801), родился 13 апреля 1743 г. в Виргинии.

Занятны совпадения с биографией первого госсекретаря России (с известными допусками "политического философа") Геннадия Бурбулиса. Вашингтон и Джефферсон родились и действовали сначала в Виргинии, Ельцин и Бурбулис - в Свердловской области. Ему приписывается авторство Декларации о суверенитете РСФСР, Беловежских соглашений. Он реально претендовал на пост вице-президента. Бурбулис не до конца использовал свой человеческий шанс. Но важнее другое - он явился предтечей новой джефферсоновской тенденции, которая будет отстраиваться впоследствии так называемыми фаворитами Ельцина и "Семьи", от российских премьеров до Березовского вплоть до появления реального российского Джефферсона.

Таким образом, "фаворитизм" российского президента есть не что иное, как объективный поиск "республиканской-федералистской опоры", джефферсонизма, уравновешивающего гамильтонизм, "демократическую-федералистскую опору" (Гайдар, Чубайс и др.), погрязшую в противостоянии с обществом и расколовшую его, в силу собственной абсолютизации удерживающую государство в состоянии угрозы реванша. В том, что эта опора не найдена в "Союзе правых сил", убедительно показали выборы. Нужны "новые правые".

Вывод первый: джефферсонизм основывается на философии права. Гамильтон - политэконом, экономический философ. Джефферсон - философ права. Следующий этап развития государственности - это этап построения правового государства, созидания правовых институтов экономического общества и государства, которое в чистом виде "невидимой рукой рынка" раскалывает общество. Джефферсон как феномен - социально-реальный федералист (в американском случае - он потрудился губернатором), ему чужд абстракционизм демократов-федералистов, он занимается проблемами реального развития и выстраивает социально-реальный федерализм как совокупность правовых схем, понимаемый в духе реалистического гуманизма. Важнейший аспект: Джефферсон - крайне молод, он принадлежит к поколению, которое росло и формировалось в условиях победы борьбы за независимость Северной Америки, когда независимость была уже неотъемлемым безусловным фактом его политического сознания и политической данностью.

Многочисленные исследования Декларации независимости и ее социально-политических и всемирно-исторических контекстов убедительно показали, что речь идет не о простой констатации историко-политического факта, а об "открытии" новой правовой системы, правовой реальности, правового явления, совсем как в области естественных наук, с которыми Джефферсон был хорошо знаком через философию естественных наук. То есть ожидания народа и элит, конкретный момент всемирно-исторического и нациеобразующего процесса получили свою "формулу", были отрефлектированы, и, следовательно, общество и государство получили протопрограмму устойчивого социального и экономического развития, модель институционализации как способа преодоления отчуждения государства и общества. Отчуждение британской короны от реальных дел североамериканских штатов, ее неспособность давать американскому народу истинные законы, реально связанные с жизнью людей, - основной мотив Декларации.

Таким образом, "новые правые", "республиканцы-федералисты" должны предложить российскому обществу своего рода Декларацию прав народа, определяющую сущность, "правовое измерение" новой российской государственности, выражающую сущностную связь государства и общества через идею и на языке "прав народа".

Основание федерализма - права народа. Народ является истинным становящимся объектом истории и творит ее посредством естественного федерализма, посредством стремления к истинному закону и праву, к высшей правде как системе высших ценностей, целей и смысла человеческого существования, посредством преодоления нигилизма. Декларация прав народа должна стать содержательным основанием федерализма как исторически выверенного способа существования реальной демократии, реального народовластия, освободить толкование прав народа от суживающих контекстов деколонизации, защиты интересов малых и репрессированных народов, утвердить народ как главный и окончательный объект мировой истории, воссоздать всемирно-исторический корпус прав народа как центрального объекта истории - право народа на самоопределение своей сущности в истории, право на саморазвитие, право на самоуправление, право на защиту прав народа и человека, право на равенство прав народов вне зависимости от занимаемой территории проживания, государственной и территориальной разобщенности, количества населения, вероисповедания, право на устойчивое социальное и экономическое развитие, право на культуру, образование и язык, право на территорию, недра, защиту экологии во всемирном масштабе, право на всемирную народную дипломатию, право на равенство прав народов в организации миропорядка.

Права человека, права сообщества, права народа, международное (всенародное или мировое) право - система правового федерализма. Эпоха прав человека, тесно связанная с утверждением американской модели федерализма, резюмируемая созданием ООН и принятием "Всеобщей декларации прав человека" в 1948 г., формирует первый уровень демократии, уровень государства-нации. Образуются гражданские нации, характеризующиеся свободой выбора и возможностью (но не необходимостью) влияния на формирование государственности в отличие от предопределенности и диктата в отношении жизни населения в условиях имперской государственности. Эпоха прав сообщества, основанная на модели европейского федерализма и выражающаяся в программных документах и декларациях о правах европейских сообществ (социально-экономических, культурных, политических, информационных, профессиональных и др.), в создании европейских структур (ЕС, СБСЕ-ОБСЕ), формирует второй уровень демократической системы. Возникает взаимопроникновение и глобальное сотрудничество государств-наций, характеризующееся свободой перемещения капитала, товаров, рабочей силы, информации и услуг. Эпоха прав народа, федералистские модели которой разрабатываются в настоящее время в обстановке глобальной идеолого-информационной и социально-культурной конкуренции, открывает реальность международного права как проекта "мировой демократии", "мирового народа", проекта демократической правовой системы, управляющей процессами глобализации.

Новый российский федерализм - общенациональная идея РФ. Российская история как история народа в отличие от других национальных историй более всего состоялась в области повседневного движения народной жизни. Российский народ, по существу, общался с высшим нравственно-ценностным началом народной жизни, высшими ценностями непосредственно, интимно-глубинно, будучи в определенные исторические периоды попросту задавлен авторитетами господствующих нераздельно имперского и религиозного (огосударствленная Церковь) исторических субъектов, а затем и авторитетом нигилистского коммунистического государства. Российский народ значительно менее, чем европейские народы, реально, определяющим образом присутствовал в политике, экономике, праве. Он хранил в толще народной жизни свой нравственный закон, отраженный в зеркале русской культуры.

Новый российский федерализм проясняет историческую миссию федерализма как идею прав народа. Идея прав народа естественным образом рождается в российской истории как прорыв к высшим ценностям, целям и смыслу человеческого существования, к нравственности, которая "есть правда". Российская общенациональная идея как система высших ценностей, целей и смыслов тождественна Российской Федерации как идее российской истории, идее нового российского федерализма.

Итак, продолжаем о Джефферсоне. В 1785-1789 гг. Джефферсон, тогда посланник США во Франции, был свидетелем первого этапа Великой Французской революции. В 1790-1793 гг. первый в истории США государственный секретарь внес значительный вклад в становление госдепартамента и дипломатической службы. С зарождением первых политических партий стал признанным лидером республиканцев (или джефферсоновских республиканцев - республиканцев-федералистов), выступавших против ущемления прав штата и представлявших интересы аграриев и мелких производителей. Опираясь именно на эту политическую традицию и качественно развивая связанные с ней политические партийные структуры, Линкольн впоследствии и стал Линкольном, победившим рабство. В 1797-1801 гг. Джефферсон был вице-президентом США.

Вторым президентом США (1797-1801) был Джон Адамс (1735-1826) - соратник президента Вашингтона по борьбе за независимость, сознательно обеспечивавший переход к новому "послевашингтоновскому джефферсоновскому" этапу развития института президентства как основы государственности. В 1800 г. Джефферсон и его партия одержали триумфальную победу (названную Джефферсоном "революцией 1800 г.").

Вывод второй, прогностический: должна образоваться политическая партия "новых правых", социально-реальных федералистов, партия правоведов и "праводелов". Образоваться при поддержке политического ресурса первого президента России, оформленной в самое широкое общероссийское движение за новую правовую реальность, за реальность прав народа. Именно эта партия и выдвинет нового "российского Джефферсона". Именно эта партия в контексте широкого общероссийского движения и должна совершить "гуманитарные революции" (революции "новых человеческих качеств, обращаемых в новые законы новых поколений россиян") 2000 г. (выборы второго президента России), 2003 г. (если не ранее, выборы в Госдуму РФ). Именно эта партия должна выразить политическую волю к созиданию Союзного государства, выразить его правовую сущность, его законы. Эта партия будет набирать силу во время правления второго президента России (2000-2004), соратника первого президента России. Второй президент России будет политическим гарантом эволюционности перехода к реальному правовому государству, гарантом возрастания политической мощи республиканцев-федералистов. "Российский Джефферсон" в этом раскладе - возможно, вице-президент при втором президенте России, глава его правительства.

Некоторые дополнительные выводы: "новые правые", "республиканцы-федералисты" - это эффективные международники, способные отрефлектировать кризис системы мирового капитализма как необходимость преодоления его внутреннего революционизма, как Джефферсон отрефлектировал Великую Французскую революцию, сформулировав идеи и принципы социально реальной эволюционистской демократии. "Новые правые", "социальные федералисты-республиканцы" должны реально встраивать Россию в развитое мировое сообщество, в институциональную систему мировой экономики и как следствие в мировой инвестиционный процесс устойчивого политического и социально-экономического развития. В основе внутриполитической программы "новых правых" - реальное развитие среднего класса на основе законов о местном самоуправлении, на реальной правовой базе, когда средний класс получает реальный доступ к власти и права.

Став президентом, Джефферсон призвал к национальному единству, достижению партийного согласия ради блага страны. Фраза Джефферсона "все мы республиканцы, все мы федералисты" стала хрестоматийной, а ее автор одним из основоположников двухпартийной системы. Курс администрации Джефферсона отличался прагматизмом, склонностью к компромиссам. Были сокращены армия и флот, аппарат управления, уменьшен государственный долг. Объективный путь развития США побудил Джефферсона отказаться от излюбленной идеи создания "республики мелких земельных собственников" и заявить о том, что "земледелие, мануфактуры, торговля и судоходство - четыре столпа нашего процветания". Он отходит от принципа невмешательства государства в экономику, а отстаиваемые им ранее идеи свободы торговли уступают место протекционизму. Президентство Джефферсона, находившегося в Белом доме с 4.04.1801 по 4.04.1809 г., было отмечено покупкой в 1803 г. у Франции за 15 млн. долл. Луизианы, увеличившей почти вдвое территорию США, организацией трансконтинентальной экспедиции, установлением в 1808-1809 гг. дипломатических отношений с Россией. Выборы 1804 г. принесли новый успех Джефферсону и его партии. Однако второй срок его президентства был омрачен внешними и внутренними неурядицами. Расколом страны и международными осложнениями грозил заговор Бэрра (1805-1807). Нейтралитет США был поколеблен возобновившимися наполеоновскими войнами. Стремясь избежать вовлечения в европейский конфликт и поддержать суверенитет страны, Джефферсон в декабре 1807-го подписал Акт об эмбарго, предусматривавший прекращение всей внешней торговли. Эмбарго практически не затронуло интересы Англии и Франции, но нанесло значительный урон американской экономике, вызвало внутренние беспорядки и ослабило позиции республиканцев. Все это привело к свертыванию социально-экономических преобразований. Однако эта сознательная жертва республиканцев внесла свой вклад в прагматический изоляционизм Америки, обеспечивший в конце концов ее господствующее положение во второй половине ХХ в.

Вывод третий, еще более прогностический: "новые правые", "социальные федералисты-республиканцы" должны выразить российскую общенациональную идею как конкурентоспособный федерализм, создать институциональную структуру координации промышленной и постиндустриальной политики на основе социально-экономического партнерства. Чтобы структурировать российскую демократию, наполнить ее социально реальным содержанием путем конструктивной социальной интеграции, необходима суперплатформа - политическая идеология, которая даст единую точку отсчета правым и левым, новым и старым. Это платформа социального федерализма как реального утверждения прав народа. Целью России является Российская Федерация. Именно принадлежность народа к РФ - доминанта, которая выражает все социальные, этнические и религиозные идентификации и только в этом смысле находится "выше" всех их. Россия как РФ - это нация россиян, граждан России, самореализация всех социальных групп, всех народов федерации.

Российский федерализм как утверждение прав народа всех народов - это конкретизация российского единства, социального партнерства всех граждан России. Признание прав народа в качестве главного объединяющего фактора навсегда введет политический процесс в конструктивные рамки. Взаимное признание легитимности основных политических партий на основе утверждения прав народа создаст условия нормализации политического процесса, избавит всех, в том числе и верхушку, от ожиданий насилия и связанных с этим страха и неадекватных реакций, структурирует российскую демократию. "Российский Джефферсон" должен выполнить свою историческую миссию, подняв флаг, под которым пойдет объединение. Не примыкать к кому-нибудь, а дать возможность примкнуть другим к позитивной общенациональной платформе, олицетворенной в национальном лидере.

Теперь о структуре нового Российского Ренессанса. "Новые правые" должны выработать структуру нового Российского Ренессанса, в основе которой - федерализация, то есть социально-правовая институционализация российских государства, общества и экономики.

Субъекты Федерации - федеральный Центр - единая система местного самоуправления РФ - объекты Федерации (то есть свободные ассоциации партнерства регионов) - вот социально-правовая система институционализации нового российского федерализма как качественно новой системы демократической управляемости обществом через раскрытие всех его созидательных возможностей и потенциалов к саморазвитию.

Правительство - профсоюзы - законодатели - работодатели - вот несущие оси правовых схем, реально связанных с жизнью людей, обеспечивающие благосостояние, защиту ценностей гражданского общества, демократическую политику, правовое государство.

При этом система транспарентной (прозрачной) экономики способна превозмочь кризис системы мирового капитализма как объективную необходимость преодоления его внутреннего революционизма.

Выделение космической промышленности, телекоммуникаций и, возможно, автомобилестроения и авиастроения как четырех приоритетов экономики позволит сформировать реальную программу системного экономического развития России в современном мире.

Образование - культура - экология - правотворчество - вот система оснований будущего отечественного гражданского общества.

Задача третьего президента России - новый Российский Ренессанс. Крайне важны здесь реальные успехи в созидании Союзного государства, превращения России в притягательный центр модернизации на постсоветском пространстве.

В области внешней политики, в особенности в преддверии начала действия последствий и эффектов кризиса системы мирового капитализма и угрозы конфликта цивилизаций, Россия должна сформировать свой собственный прагматический мягкий изоляционизм и соответствующую политическую риторику. Ее внутреннее видение должно улавливать волны, угрозы и вызовы американского бонапартизма. Как раз начнет действовать очередной президент США, возможно, в контексте конфликта с исламской цивилизацией.

Крайне важен и психолого-интеллектуальный образ "российского Джефферсона". Последние 17 лет жизни Джефферсона прошли в поместье Монтичелло, построенном по его проекту. Здесь он принимал многочисленных гостей, вел обширную (свыше тысячи писем в месяц) переписку. Его книжное собрание, насчитывавшее 6,5 тысячи томов и слывшее одним из лучших в Америке, положило начало знаменитой библиотеке конгресса. Последним достижением Джефферсона стало создание университета Виргинии.

Таким образом, России необходим политик-гуманитарий, интеллектуал и энциклопедист, социальный ученый, способный "открыть" новую правовую реальность российской демократии. Речь идет о политике-реформаторе, политике - социальном демиурге и социальном конструкторе, способном вовлечь в созидательный процесс всех граждан России, добиться поддержки новых российских инновационных реформ международным сообществом.

* * *

"Недовольство режимом превратилось в России в хроническую болезнь. Почему же Ельцин продолжает пользоваться гласной и негласной поддержкой влиятельных групп российского истеблишмента? Потому что он символизирует собой результаты революции 1991-1992 гг. и состоявшегося передела власти и собственности. Ельцин - гарант этих результатов, хранитель гласных и негласных соглашений между членами российской правящей группировки. Предстоящий рано или поздно уход Ельцина воспринимается его противниками и сторонниками как сигнал к насильственному переделу и "исправлению" результатов революции. Для того чтобы преодолеть раскол общества, необходимо мирно интегрировать общественные силы и механизмы, возникшие в период правления Ельцина, с доельцинскими структурами и расчистить дорогу будущим послеельцинским политикам и структурам". (И.Лавровский, "НГ", 31.08.99)

Необходимо осмысление Ельцина как первого российского президента, как "российского Вашингтона". Вашингтона, кстати, тоже критиковали сограждане, но никто из них не додумался обвинить его, скажем, в развале Британской империи. Логика развития института президента, как цепочка ДНК, по звеньям-"номерам" президентов указывает и определяет каждый конкретный момент развития государства, его содержание, форму и структуру. Надо ухватиться за эту цепочку, путеводную нить в хаосе распавшегося имперского сознания, и она выведет нас на свет конкретной социальной истины, где возможны осознанные и эффективные политические действия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1774
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1113
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
809
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1093

Другие новости