0
1780
Газета Идеи и люди Интернет-версия

26.01.2000 00:00:00

Восточный потенциал

Михаил Николаев

Об авторе: Михаил Ефимович Николаев - президент Республики Саха (Якутия), председатель Международной неправительственной организации "Северный форум".


После распада СССР нынешняя Россия (даже несмотря на отделение от нее таких обширных регионов, как Казахстан и среднеазиатские республики) стала более "восточным", более "северным" государством, чем был Советский Союз и чем была Российская империя до 1917 года. Здесь имеется в виду значительное сокращение территории европейской части современной России.

Утрата многих "окон в Европу", прорубленных усилиями нескольких поколений наших соотечественников, резко повысила роль дальневосточных портов и Северного морского пути с точки зрения как торгово-экономических, так и военно-стратегических интересов России. Укрепление отношений добрососедства и сотрудничества со странами АТР в целом, и прежде всего с нашими дальневосточными соседями, стало ныне для РФ более значимым приоритетом, чем развитие ее традиционных связей с европейскими партнерами.

Восточная парадигма возрождения России ведет к стабилизации политической ситуации, укреплению власти и конституционного порядка, управляемости государством и экономикой, помогает найти наиболее эффективную модель правового взаимодействия Центра и регионов, баланса их интересов при признании приоритета Конституции РФ и общегосударственных интересов.

Без налаживания постоянных конструктивных деловых связей со странами АТР (прежде всего с дальневосточными соседями - Китаем, Японией, странами Корейского полуострова, Монголией, государствами, объединенными в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве, включая США, а также странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии), рассчитывая лишь на собственные силы, России будет трудно поднять до современного уровня экономику и культуру на огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока. Она переходит к рыночной экономике и строит новое федеративное государство с большими экономическими и социальными потерями. Одна из объективных причин имеющихся трудностей - отсутствие в государственной политике нового механизма учета огромной дифференциации природных, экономических, социальных, национальных и других условий развития субъектов РФ. Дифференциация субъектов и регионов стала более глубокой и разнообразной, чем была раньше, при централизованно управляемой плановой экономике в унитарном государстве.

Из-за недооценки регионального подхода к проведению федеральной государственной политики особенно проигрывают и оказываются в более тяжелом социально-экономическом и финансовом положении восточные территории страны.

Проблемы, которые стоят перед краями, областями и республиками Востока России во многом схожи. Усиливаются региональные диспропорции социально-экономического развития. Неразвитая инфраструктура тормозит экономический рост и становление российского рынка. Показатели уровня жизни в регионах продолжают отставать от среднероссийских.

В настоящее время в межрегиональном сотрудничестве, несмотря на имеющиеся сложности различного характера, регионы стремятся найти оптимальную для себя модель взаимодействия. Укрепляются прямые торгово-экономические связи, развиваются различные формы торгово-экономического, инвестиционного, технического сотрудничества.

Наращивание торгово-экономического взаимодействия регионов сдерживается целым рядом факторов: отсутствием единой согласованной государственной региональной экономической политики, координации работ региональных и местных органов власти, согласованности между различными министерствами и ведомствами.

Все это привело к накоплению глобальных проблем.

Для развития восточных территорий России необходима продуманная, взвешенная долговременная политика доброжелательного протекционизма. При этом необходимо приведение федерального обустройства в соответствие со складывающейся реальностью, где основной упор должен делаться на осознанное добровольное делегирование прав как снизу вверх, так и со стороны федерального Центра в сторону субъектов. Чем сильнее будут субъекты с расширенными правами, в особенности в области внедрения высоких технологий, а также в международных экономических отношениях, тем быстрее и сильнее возрастет мощь России как единого многонационального государства.

Стратегия государственной восточной социально-экономической политики должна заключаться в определении и осуществлении приоритетных направлений, таких как:

- стабилизация и социально-экономический рост восточных территорий, ликвидация региональных диспропорций и дифференциации качества жизни восточных регионов от европейской части России;

- привлекательность и конкурентоспособность в АТР благодаря своим ресурсам;

- эффективное использование нового геополитического положения восточной части России в условиях роста экономического сотрудничества в АТР;

- создание транспортной инфраструктуры экономики восточных территорий, что предусматривается в контексте глобальной идеи о транснациональных и межконтинентальных магистралях, и телекоммуникационных связей.

И в связи с этим надо продумать вопрос об усовершенствовании административно-территориального деления Сибири, Севера и Дальнего Востока, имея в виду эффективность управления и укрепления экономической состоятельности.

В качестве конкретных шагов на начальном этапе можно было бы создать федеральное министерство по делам восточных территорий, в задачу которого входили бы разработка и осуществление государственной политики всего Зауралья. Министерство по делам восточных территорий было бы постоянно действующим и координирующим исполнительным органом, способным перевести вопрос о развитии восточной части страны в практическую плоскость.

В задачу нового министерства входила бы реализация федеральных программ, направленных на укрепление и развитие восточных районов страны, отслеживание реализации других принятых решений президента и правительства России, анализ экономических процессов, подготовка рекомендаций по проведению согласованной экономической политики, координация работы региональных и местных органов власти на местах.

Другим важным направлением деятельности министерства стала бы подготовка нормативно-правовых документов и законопроектов, координация производственной и промышленной деятельности, правовое регулирование хозяйственной деятельности.

Главной стратегической задачей министерства было бы обеспечение социальной защиты населения и выравнивание уровня его жизни со среднероссийским уровнем. Для создания реальных условий повышения качества жизни населения необходима система гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных условиях.

ОСТОЧНЫЕ территории находятся в зоне интересов азиатско-тихоокеанского сообщества, обладающего реальным финансовым капиталом, технологическими возможностями и имеющего намерения инвестировать в освоение природных ресурсов региона. В свою очередь, восточные территории хотели бы наладить многостороннее сотрудничество со странами АТР. В рамках международного разделения труда они готовы предоставить возможность использовать свои природные ресурсы, накопленный научный потенциал, морское портовое хозяйство. Восточные территории могут предложить крупные инвестиционные проекты.

Регионы не способны справиться с этими проблемами в одиночку. Необходимо преодолеть территориальную разобщенность, экономически консолидироваться, развиваться на основе общей региональной стратегии.

Геоэкономическая основа развития восточных территорий заключается в выборе оптимальной модели развития в условиях огромных континентальных пространств России с суровым северным континентальным климатом, большой разреженностью культурных урбанизированных центров, значительной протяженностью, высокой степенью инфраструктурных затрат, рискованным земледелием, замедленностью рыночных обменных операций.

В социально-экономическом плане развития восточных территорий России должна быть реалистическая программа подъема и развития национальной индустрии, сельского хозяйства, науки, техники, образования, социальной сферы на базе многообразных форм собственности в условиях регулируемых социально ориентированных цивилизованных рыночных отношений, учитывающих российскую специфику.

Ключевую роль с точки зрения обеспечения территориальной целостности страны, выявления новых источников развития экономики и самих народов России, укрепления ее статуса как важной не только европейской, но и азиатско-тихоокеанской державы должна сыграть Долгосрочная программа подъема и социально-экономического развития Сибири и российского Дальнего Востока. Необходимое основание для нее - максимальная мобилизация внутренних ресурсов и широкое, многостороннее взаимовыгодное сотрудничество России с ее дальневосточными и восточно-азиатскими соседями, прежде всего с Китаем, США, Японией, двумя корейскими государствами, Монголией, Тайванем, Вьетнамом, странами АСЕАН, Индией и др.

Сегодня и в обозримой перспективе не предвидится возможности кардинального улучшения экономической ситуации на Дальнем Востоке России за счет централизованных инвестиций, субсидий и льгот. Между тем надо учитывать следующее.

Районы Восточной Сибири и Дальнего Востока (Дальневосточный экономический район - ДВЭР) выполняют непропорционально большие по сравнению с численностью населения этого района общегосударственные функции в деле обеспечения безопасности страны, поставок многих видов стратегически важного промышленного и пищевого сырья, развития наукоемких производств, оборонной промышленности. Дальний Восток обеспечивает прямой выход России в Тихий океан и АТР как для ВМФ, так и в сфере внешнеэкономических связей, берет на себя транспортное и таможенное обслуживание значительной части экспорта и импорта страны. Одновременно ДВЭР является основной материальной и транзитной базой жизнеобеспечения районов Крайнего Севера.

По мере интеграции России в экономику АТР, дальнейшего развития внешней торговли стран Северо-Восточной Азии (СВА), реализации Туманганского проекта Приморье может стать сопоставимым с Гонконгом - гигантским торгово-промышленным и транспортно-транзитным центром, обеспечивая перевалку товаров из СВА в Западную Европу и Центральную Азию. Однако за эту перспективу надо бороться в остром соперничестве с Китаем и Северной Кореей. Пока Россия занимает выжидательную позицию.

Перспективы экономического взаимодействия России с ее дальневосточными соседями - Китаем, Японией, двумя Кореями, Вьетнамом - во многом будут зависеть от выбора стратегии экономического развития и осуществления структурных реформ, что надлежит сделать Центру вместе с местными властями. Если пустить дело на самотек, как это происходит сейчас, то восточные территории постепенно превратятся в сырьевой придаток северо-восточных провинций Китая, ряда префектур Японии и двух корейских государств.

Сама жизнь подсказывает восточным территориям сначала путь элементарного выживания, а затем и вполне сносного существования. Это прямые экономические связи с зарубежными странами, прежде всего с соседями по региону. Характерно, что объем внешней торговли восточных районов России в 1991-1992 гг. заметно вырос, тогда как общероссийские показатели динамики внешнеторгового оборота были в этот период отрицательными. (Важно заметить, что активизация внешнеэкономической деятельности восточных территорий России до сих пор осуществлялась на региональном уровне при отсутствии координации с Центром или при слабом контроле на федеральном уровне.)

Принципиальное значение приобретает сегодня фактор времени. Сохраняющийся интерес международных предпринимательских и финансовых кругов к Дальнему Востоку необходимо использовать сполна и именно сейчас. Если сегодня встать в позу слишком "разборчивой невесты", то уже завтра можно опоздать навсегда.

В силу исторических обстоятельств между Россией и Китаем сложилась устойчивая структурная взаимодополняемость экономик, подкрепляемая географическим соседством, наличием удобных сухопутных путей транспортировки грузов. Китай и впредь останется крупным потребителем российского электроэнергетического, дорожно-строительного, металлургического оборудования, авиатехники, проката черных и цветных металлов, поставщиком продовольствия, одежды, бытовой техники, комплектующих изделий. Особое значение в двусторонних отношениях приобретает фактор региональной взаимодополняемости народнохозяйственных комплексов российского Востока и китайского Северо-Востока.

Интерес же Японии к взаимодействию с Россией остается весьма высоким по крайней мере в том, что касается сотрудничества в рамках "Кольца Японского моря".

Среди перспективных проектов развития сотрудничества восточных территорий России со странами АТР нужно выделить в первую очередь развитие газовой промышленности на Востоке России и строительство транссибирской газовой магистрали для обеспечения КНР, Республики Корея, КНДР, Японии и МНР топливно-энергетическими ресурсами. По геополитическим и стратегическим соображениям возможно сооружение газовой магистрали вдоль транссибирской железнодорожной магистрали: от месторождений Надым- Пур-Тазовского района - через Новокузнецк, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Благовещенск, Хабаровск - до Владивостока. Далее подача газа на экспорт осуществляется: в Китай - по газопроводу Дальнереченск-Харбин-Шэньян-Пекин-Шанхай; в Северную и Южную Корею - по газопроводу Шэньян-Пхеньян-Сеул-Пусан; в Японию - по подводному переходу из порта Пусан; в Монголию - по газопроводу Наушки-Улан-Батор. Проект включает комплексное использование месторождений газа Надым-Пур-Тазовского района Западной Сибири, Ковыктинского месторождения в Иркутской области, Собинского месторождения Красноярского края, газа Якутии и шельфа Сахалина.

Теперь несколько подробнее о восточных территориях РФ. Они включают в себя три экономических района: Западно-Сибирский, Восточносибирский и Дальневосточный. В них входят 5 республик, 4 края, 11 областей, одна автономная область и 7 автономных округов, с общей численностью населения около 32 млн. человек.

Несмотря на большие различия в уровне развития промышленности, инфраструктуры, неравномерность распределения населения, Сибирь, Север и Дальний Восток представляют собой определенную географическую, историческую и культурную общность.

Восточные территории России исключительно богаты сырьевыми ресурсами. Здесь сосредоточено 84% российских запасов нефти, 85% природного горючего газа, 81% балансовых запасов алмазов, 90% коренных месторождений золота, 95% разведанных запасов олова, большая часть российских запасов сурьмы, ниобия, редкоземельных металлов и пр.

В настоящее время восточный регион является крупным поставщиком минеральных и энергетических ресурсов в центральные регионы РФ и на экспорт. Однако из-за несогласованности действий регионов уникальный ресурсный потенциал восточных территорий используется недостаточно эффективно. Так, в отсутствие единой внешнеэкономической стратегии российские компании-экспортеры зачастую конкурируют друг с другом на зарубежных рынках, сбивая таким образом себе экспортные цены. От подобных действий в первую очередь страдают регионы - экспортеры сырьевых ресурсов, поскольку происходит недополучение запланированной экспортной выручки. Несогласованность действий регионов проявляется и в области строительства крупных промышленных объектов.

Регионы Востока России значительно различаются по уровню промышленного производства и его структуре. Так, Западно-Сибирский экономический район по развитию отраслей обрабатывающей промышленности резко опережает Восточно-Сибирский и Дальневосточный экономические районы, промышленность которых отличается сырьевой направленностью.

В Западно-Сибирском экономическом районе наиболее развиты энергетика, машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли.

Восточно-Сибирский район характеризуется сырьевой направленностью. Широко представлены такие отрасли добывающей промышленности, как угольная, добыча цветных металлов, железной руды, лесозаготовительная. Основными отраслями обрабатывающей промышленности являются: первичная нефтепереработка, металлообработка, целлюлозно-бумажная и алюминиевая.

Основу экономики Дальневосточного района составляют сырьевые отрасли, которые получили свое развитие на базе богатого ресурсного потенциала региона. Однобокое развитие сырьевого комплекса не могло не сказаться на других отраслях экономики Дальнего Востока, поэтому спецификой Дальневосточного района является слабое развитие обрабатывающей промышленности, средств связи и телекоммуникации, банковской сферы и сферы услуг. Важными отраслями специализации Дальнего Востока является рыбное и лесное хозяйство. Эти отрасли являются приоритетными на Дальнем Востоке, поскольку имеют экспортную направленность и являются важным источником получения иностранной валюты.

Именно поэтому необходимо проведение единой промышленной политики, которая обеспечит решение следующих задач:

- модернизация и реконструкция базовых (добывающих) отраслей, необходимый уровень конкурентоспособности и рентабельности на основе диверсификации и ресурсосбережения;

- структурные преобразования производственного потенциала, направленные на повышение комплексности использования сырья и степени его переработки, создание собственной научно-технической базы по обеспечению отраслей специализации;

- техническое перевооружение производства на основе использования специальной техники и технологий с целью повышения производительности труда и обеспечения минимальной численности персонала, экологической чистоты производства.

Для восточных регионов России остро стоит и проблема транспорта, причем у Дальневосточного района ситуация с транспортной схемой исключительно неблагоприятная и является наихудшей в России.

Северная часть Сибири и Дальнего Востока в настоящее время не имеет железнодорожной связи с южными регионами и центром России. Относительная транспортная труднодоступность и вытекающие из этого высокие издержки транспортировки - характерная общая черта этих территорий. Но в перспективе возможно преодоление транспортной изолированности восточных регионов в результате развития Северного морского пути, строительства железной дороги до Якутска и возможного продолжения ее до Магадана, и развития международных авиасообщений. Большое значение будет иметь развитие региональной спутниковой связи и телекоммуникации. С введением международных кроссполярных авиамаршрутов восточные территории России смогут стать мостом между Северо-Американским континентом и странами Юго-Восточной Азии.

Для многих регионов Севера развитие Северного морского пути является основным источником жизнеобеспечения. В развитии Северного морского пути заинтересованы многие фирмы Норвегии, Финляндии, Швеции, Канады, Японии и Великобритании в связи с освоением арктических месторождений природных ресурсов и морской перевозкой энергетического сырья. Северный морской путь - кратчайший путь, соединяющий Тихий океан с Атлантикой. При правильно выработанной налоговой и тарифной политике Северный морской путь способен к саморазвитию.

При этом очевидна необходимость тесного взаимодействия восточных регионов в области создания единой транспортной инфраструктуры, которая позволит ускорить процесс экономической интеграции этих регионов, а также включения их в систему мирового хозяйства.

Для достижения поставленных целей необходимо проведение ряда мер, направленных на оздоровление инвестиционного климата:

- стимулирование инвестиционной деятельности банков;

- упрощение порядка внешнеэкономической деятельности, включая визовый режим, квотирование и лицензирование продукции, снижение таможенных пошлин, поощрение создания локальных зон свободной торговли и свободного предпринимательства;

- предприятиям с участием иностранных инвестиций необходимо создать льготный режим налогообложения и обеспечить частичное страхование инвестиций за счет специальных фондов;

- предоставление кредитов на льготных условиях организациям и предприятиям, создающим новые рабочие места.

Повторю, переход экономики России на рыночные отношения диктует стратегическую важность для России восточного геополитического направления.

Быстрый экономический рост в этом регионе привел к перемещению центра тяжести мировой экономики и торговли в страны Юго-Восточной Азии. Показатели экономического развития большинства стран АТР существенно превосходят среднемировые - рост ВВП составляет 5-6% в год, внешней торговли 9-11%. АТР становится одним из ведущих мировых торговых и финансовых центров.

ВОСТОЧНАЯ Сибирь и Дальний Восток среди других регионов России имеют особое стратегическое значение "восточных ворот" России на динамично развивающемся рынке стран АТР.

В настоящее время в экономическом и геополитическом плане наиболее эффективной представляется разработка энергетического потенциала восточных регионов: нефти, газа, угля, гидроэнергетических ресурсов. Рынки стран АТР больше всего заинтересованы в поставках российских энергоносителей. Необходимо утвердить позиции энергетики как главного звена экономики восточных территорий и налаживать межтерриториальные связи с целью эффективного использования энергетического потенциала.

Чтобы ускорить процесс адаптации экономики к интеграционным процессам в СВА и АТР, необходимо проводить единую долгосрочную стратегию развития всех азиатских регионов России.

Все разработанные в бывшем СССР экономические стратегии и программы отличались потребительским отношением к Сибири и Дальнему Востоку. Они во многом игнорировали собственные социально-экономические проблемы восточных территорий, возводя во главу угла интересы европейской части страны. И в настоящее время нет государственного органа, который проводил бы единую комплексную стратегию развития Востока России с учетом их собственных интересов.

В связи с этим и в отношении Сибири и Дальнего Востока возникают новые комплексные проблемы:

- выбор общей приоритетной стратегии дальнейшего развития регионов;

- освоение новых ресурсов;

- реструктуризация промышленности с учетом возможного экспорта в страны АТР.

Для решения этих задач экономики восточные районы страны должны объединить свои усилия в формировании и развитии единых рынков капитала, товаров, инвестиций, рабочей силы.

Привлекательными факторами для иностранных инвесторов в восточной России является следующее:

- богатство природных ресурсов. Сибирь и районы Дальнего Востока хранят в себе одну треть мировых запасов всех ресурсов. В акватории двухсот километров прибрежной зоны Дальнего Востока можно добывать более 25,8 млн. т продуктов моря;

- большие масштабы процесса приватизации;

- предоставление с апреля 1991 года преференций для привлечения иностранных инвестиций;

- наличие большого отряда высококвалифицированной рабочей силы;

- создание свободных экономических зон, где предоставляются большие льготы для иностранных инвесторов.

Вместе с тем имеется целый ряд отрицательных социально-политических и экономических факторов:

- политический климат по-прежнему нестабилен;

- экономика страны находится в кризисе;

- политика в области инвестиций постоянно меняется в худшую сторону;

- социальная среда - криминальна;

- уровень деловой культуры и надежности российских бизнесменов крайне низок.

Наилучшие реальные перспективы взаимовыгодного сотрудничества в сфере инвестиций имеются в следующих шести областях:

1. Разработка крупных сырьевых проектов (крупные инвестиции в объекты металлургии, разработку рудных месторождений, производство бумаги, переработку древесины и т.д.).

2. Разработка высоких технологий и наукоемких производств, особенно в аэрокосмической, атомной, энергетической отраслях.

3. Участие в инвестициях, направленных на развитие свободных экономических зон.

4. Инвестиции в сферу услуг, особенно гостиничного и туристского сервиса.

5. Производство дешевых потребительских товаров повышенного спроса (пищевые продукты, одежда, обувь, мебель, бытовая электроника).

6. Фармакология, заготовка сырья и производство лекарств восточной медицины, внедрение методов восточной медицины в России.

Если в ближайшее время не произойдет пересмотра системы приоритетов во внутренней и внешней политике в пользу ускорения развития и интеграции восточных территорий с соседями и партнерами в АТР, то нарастание разрыва экономических связей между европейской частью России и восточными территориями приобретет опасный характер. В этом случае идущий стихийно, без участия Центра, процесс сближения региона со странами АТР фактически на неоколониальной основе, то есть процесс превращения восточных территорий в сырьевой придаток экономики восточноазиатских соседей, зайдет слишком далеко.

Выводы, касающиеся общей стратегии развития региона, таковы:

1. Восточным территориям как можно быстрее и с наименьшими потерями необходимо интегрироваться в систему мировой экономики вообще и в экономику АТР в особенности.

2. Сегодня восточные территории в силу переживаемых ими социально-экономических трудностей не могут в полном объеме, опираясь лишь на собственные силы, ответить на этот глобальный исторический вызов мирового экономического сообщества.

3. Тем не менее восточные территории могут занять достойное место в мировой экономике и в экономике АТР. Основным фактором, способствующим решению этой задачи, было бы осуществление в этой части России последовательных экономических реформ, проведение активной внешней политики.

4. Важным условием экономического развития восточных территорий является их включение в систему мировых хозяйственных связей путем экономической интеграции со странами Северо-Восточной Азии (долгосрочные иностранные инвестиции в производства и инфраструктуру восточных территорий).

На фоне быстрого экономического развития АТР и нарастающего в ряде его стран демографического давления экономическое отставание и малая заселенность Сибири и российского Востока в целом становятся факторами, угрожающими целостности РФ и ее позициям на дальневосточных рубежах.

Курс России на ускорение развития восточных территорий в сочетании с налаживанием сотрудничества со всеми странами региона, открытие восточных территорий для иностранных инвестиций способны ослабить негативные проявления и превратить богатейшие природными ресурсами восточные территории в новый центр развития в АТР.

В рамках централизованного государственного контроля за экономической ситуацией в восточных территориях целесообразно принять следующие меры:

- стимулирование миграции населения России в сторону восточных территорий;

- вовлечение армии и военных предприятий в программу конверсии;

- предоставление транспортных льгот по тарифам на грузовые и пассажирские перевозки в восточной части России;

- усиление государственного контроля за экспортом невосполнимых природно-сырьевых ресурсов;

- создание необходимой инфраструктуры и благоприятного климата и надежных гарантий для иностранных инвестиций;

- создание правовых и иных условий для ведения приграничной торговли.

Для решения этих задач экономики восточные районы страны должны объединить свои усилия в плане формирования и развития региональных рынков капитала, товаров, инвестиций, рабочей силы. В этих условиях федеральное министерство по делам восточных территорий могло бы стать важным звеном.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
970
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
611
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
428
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
604

Другие новости