Рисунок Вадима Мисюка |
За последние десятилетия XX века человечество вошло в качественно новый этап развития, характеризующийся кардинальными изменениями в структуре производительных сил общества, содержании человеческой деятельности, закономерностях геополитической и геоэкономической конкуренции.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Анализ этих закономерностей необходим для правильного определения стратегии дальнейшего развития России и формирования адекватной государственной политики. Наиболее важное значение среди них имеют следующие.
Наука и научно-технический прогресс являются главным фактором социально-экономического развития, на долю которого приходится свыше 90% экономического роста. Своевременное внедрение новых технологий стало императивом конкурентоспособности фирм и стран в условиях глобальной конкуренции. На современном рынке выигрывают экономические системы, способные генерировать и удерживать интеллектуальную ренту, возникающую при внедрении нововведений.
На рынках современной высокотехнологической продукции, определяющей сегодня экономический рост, на долю интеллектуальной ренты может приходиться до 50% цены товаров. В этом основная причина опережающего развития преуспевающих стран и фирм - осваивая передовые технологии, они извлекают монопольную сверхприбыль, которую используют для финансирования новых разработок, постоянно наращивая свои конкурентные преимущества. И наоборот, страны, не обладающие собственным научным и инновационным потенциалом, вынуждаются к неэквивалентному внешнеэкономическому обмену, оплачивая монопольную ренту производителям наукоемких товаров за счет своих природных и человеческих ресурсов, фактически экспортируя невоспроизводимую природную ренту и человеческий труд в обмен на импорт инфляции. Это ведет к необратимому увеличению разрыва в уровне развития центра и периферии мирового капиталистического хозяйства. Развитые страны непрерывно наращивают свои конкурентные преимущества за счет присвоения природной ренты и эксплуатации трудовых ресурсов остального мира, оказывающегося в полной зависимости от них.
Уровень развития интеллектуального потенциала и качество "человеческого фактора" определяют конкурентоспособность современных национальных экономических систем. Эта закономерность является прямым следствием отмеченной выше тенденции превращения науки и научно-технического прогресса (НТП) в главный фактор современного экономического роста. Образование и состояние здоровья населения, квалификация трудовых ресурсов, наличие передовых научных школ, устоявшихся традиций и инфраструктуры творческой деятельности определяют восприимчивость тех или иных стран к достижениям НТП, а базирующихся в них фирм и организаций - к генерированию и удержанию интеллектуальной ренты.
В развитых странах совокупные инвестиции в "человеческий капитал" уже давно намного превосходят капитальные вложения в средства производства. В передовых отраслях, определяющих современный экономический рост, расходы на научные исследования и разработки в несколько раз превышают объемы закупок машин и оборудования. Высокий уровень образования и качества жизни, обеспечение условий к творческому труду для всего населения стали не только следствием, но и условием успешного экономического развития. Соответственно страны, не способные обеспечить приемлемые стандарты образования и качества жизни своему населению, оказываются не в состоянии выдержать элементарные требования современной конкурентной борьбы и обречены на нарастающее отставание и утрату способности к самостоятельному развитию. Среди этих требований не последнее место занимает способность государства обеспечить реальные социальные гарантии на удовлетворение базовых прав личности.
Социально ориентированная рыночная экономика и демократическое государство всеобщего благосостояния и развития стали универсальными формами организации общественной жизнедеятельности. Эта закономерность предопределена критическим значением человеческого фактора для конкурентоспособности тех или иных социально-экономических систем и определяющей ролью НТП в обеспечении современного экономического роста. Участие в управлении условиями собственной жизнедеятельности является необходимой предпосылкой раскрытия творческого потенциала личности. Этим предопределяется тенденция демократизации на всех уровнях общественной организации - от государственного устройства до участия трудящихся в управлении предприятиями. В свою очередь, конкуренция является важнейшим стимулом инновационной активности, определяющей НТП. Соответственно государства, подавляющие права личности и препятствующие конкуренции, сдерживают развитие собственного человеческого потенциала и затрудняют научно-технический прогресс, неизбежно отставая при этом по темпам и уровню экономического развития.
Вместе с тем понятия демократии и рыночной экономики не сводятся к правовым формам и политическим декларациям. Демократия предполагает не только права, но и ответственность личности перед обществом, прямо пропорциональную ее властно-распорядительным полномочиям.
В соответствии с требованиями времени современное государство - это государство развития. В целях поддержания необходимого уровня конкурентоспособности национальной экономики развитые страны проводят активную научно-техническую и промышленную политику, финансируя львиную долю расходов на научные исследования и образование, всемерно стимулируя инновационную активность, расходуя огромные средства на формирование необходимой для этого информационной и научно-исследовательской инфраструктуры.
Социальная ориентация рыночных механизмов и определяющая роль государства в обеспечении процессов научно-технического развития и поддержания необходимого уровня конкурентоспособности национальных экономических систем опровергает наивные представления ультралиберальных демагогов о целесообразности сокращения государственного вмешательства в экономику. Речь должна идти не о сокращении или, наоборот, о расширении государственного влияния, а об овладении органами государственной власти необходимыми функциями и технологиями регулирования предпринимательской активности, развития человеческого и интеллектуального потенциала нации, стимулирования НТП. Ключевой проблемой при этом является не достижение того или иного уровня государственных расходов в ВВП, а обеспечение жесткой ответственности наделенных властью чиновников за должное выполнение соответствующих государственных функций.
Научно-техническая революция создала глобальное информационное пространство, в котором обладание информационными ресурсами становится главным фактором геополитической конкуренции. Именно эта закономерность, а не абстрактные рассуждения о пользе открытой экономики предопределяет тенденцию либерализации внешней торговли и валютного регулирования, интернационализации хозяйственных связей. В условиях глобального научно-технического прогресса и информационного обмена самоизоляция экономики и общества неизбежно влечет за собой деградацию, отставание в уровне и темпах развития интеллектуального и научно-технического потенциала нации. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности требует открытости экономики для разнообразных форм международной кооперации и сотрудничества.
Ни одна из стран уже не обладает самодостаточным экономическим и научно-техническим потенциалом. Поэтому наращивание конкурентоспособности национальных экономик неотделимо от обеспечения доступа национальных хозяйствующих субъектов к мировым информационным, научно-техническим и интеллектуальным ресурсам. Это взаимный процесс открытия национальных экономик для сотрудничества, который порождает устойчивую тенденцию глобализации экономического пространства и формирования общемировой конкурентной среды.
Сотрудничество это не всегда равноправное. В условиях глобализации экономики преимущество приобретают страны, обладающие более развитым научно-техническим и интеллектуальным потенциалом. Имея возможность генерировать новые научно-технические достижения и удерживать интеллектуальную ренту, они последовательно наращивают свои конкурентные преимущества, ставя менее развитые страны в условия неэквивалентного экономического обмена и односторонней зависимости.
Дополнительным фактором увеличения неравенства становятся процессы быстрой концентрации капитала, которые при глобализации экономики получают новый импульс развития. Они уже породили касту мегаспекулянтов, которые используют огромные массы капитала для спекуляции против национальных финансовых систем, вызывая их дестабилизацию и присваивая значительную часть накопленных в них национальных богатств.
Расслоение мировой экономики на доминирующее ядро и зависимую периферию является фундаментальным следствием отмеченных выше закономерностей, которое необходимо учитывать при формировании экономической политики любого самостоятельного государства. Положение на периферии мировой финансовой системы означает вымывание национального богатства через механизмы неэквивалентного внешнеэкономического обмена, утрату суверенитета и источников самостоятельного экономического роста. Это положение бесперспективно, так как обрекает попавшие в него страны на нарастающее отставание, а их народы - на мучительную деградацию и утрату собственной идентичности. Ядро мировой экономической системы сегодня формируют американские, японские и западноевропейские транснациональные корпорации и финансовые структуры, навязывая остальным государствам, включая Россию, роль периферии. Впрочем, у нас, так же, как у Китая или Индии, сохраняются возможности для самостоятельного развития. Современный опыт двух последних стран демонстрирует практическое воплощение этих возможностей в быстром устойчивом экономическом росте с темпом 6-10% в год.
Куда мы движемсЯ?
Попробуем разобраться в траектории нашего социально-экономического развития на фоне перечисленных выше глобальных тенденций. Первое, что необходимо отметить, - это бессмысленность анализа в навязанной нашему обществу формальной шкале "коммунизм - капитализм" и связанных с ней рассуждений о "магистральном пути человечества". Для нас более существенным является содержание формируемой у нас экономической модели - будет ли она относиться к периферии мирового рынка, или нам удастся восстановить положение самостоятельной страны с собственным ресурсом развития и взаимовыгодным международным сотрудничеством?
То же относится и к другой популярной дихотомии - "тоталитаризм - демократия". В свете перечисленных выше закономерностей развитие России нужно измерять по состоянию человеческого и интеллектуального потенциала, а не по формальному наличию тех или иных внешне демократических институтов.
Попробуем вникнуть в суть происшедших у нас перемен и сложившихся тенденций. С точки зрения состояния научно-технического и производственного потенциала результаты неутешительны. И по уровню производства, и по его качественным характеристикам Россия сегодня отброшена на три десятилетия назад. При этом наиболее разрушительные последствия наблюдаются в наукоемких секторах промышленности, где уровень производства сократился во много раз. На треть снизилась эффективность экономики, измеряемая производительностью труда, фондоотдачей и энергоемкостью производства. Впятеро сократился уровень инвестиционной активности и примерно в 20 раз расходы на научно-исследовательские разработки. Налицо, таким образом, стремительная деградация научно-производственного потенциала страны, резкое снижение конкурентоспособности национальной экономики, глубокое разрушение производительных сил общества. Это гораздо больше напоминает движение истории вспять, чем "возвращение на магистральный путь человечества".
Не лучше обстоят дела с гуманитарным аспектом состояния общества. При вступлении в XXI век россияне потеряли с трудом заработанные права на всеобщее бесплатное среднее образование, на всеобщее бесплатное медицинское обслуживание, на труд и отдых. Одновременно возникли дикие формы рабской эксплуатации людей, труд которых стал фактически бесплатным, а более половины населения опустилось в нищету. Резкий рост преступности и социально обусловленных заболеваний, варварское отношение к природной среде привели к существенному падению качества жизни. По состоянию человеческого потенциала Россия стремительно деградирует до уровня слаборазвитых стран Африки, теряя ключевой ресурс развития. Появление массовой детской беспризорности, колоссальный размах организованной преступности, пандемия наркомании свидетельствуют о серьезном качественном ухудшении человеческого потенциала нашей страны. К этому следует добавить массовую "утечку умов", ущерб от которой, по данным международных организаций, намного превысил 100 млрд. долл.
Таким образом, и по шкале развития человеческого фактора за последнее десятилетие произошел чудовищный регресс российского общества, явно сошедшего с "магистрального пути" неуклонного повышения уровня образования и состояния здоровья населения. Этот регресс не может быть компенсирован внешним переходом к демократическим формам государственного устройства и рыночным формам организации экономики. Без наполнения адекватным содержанием эти формы могут скрывать самые дикие и варварские социально-экономические отношения.
Повседневная практика российской исполнительной власти дает множество доказательств фиктивности демократических форм государственного устройства. Не закон и не общественная целесообразность, а частные интересы паразитирующей на президентской власти правящей олигархии определяли до сих пор политику государства. Это очевидно не только по колоссальным привилегиям, которые получили окружающие президентскую "Семью" коммерческие структуры в части захвата государственной собственности и присвоения государственных средств, но и по чудовищной коррупции, разложившей исполнительную власть.
Аналогичная ситуация складывается и в судебной системе, находящейся под колоссальным давлением правящей олигархии, - судебные процессы по разрешению имущественных споров больше напоминают состязание денежных мешков, чем правовых аргументов. Слабое положение представительной власти, сведенной в нынешней российской Конституции до чего-то вроде политического клуба по обсуждению законодательных инициатив, предопределяет ее крайне незначительное влияние на формирование государственной политики. Фактически действующая в России система государственной власти гораздо ближе к средневековой феодальной олигархии, чем к современной демократии.
Подобным образом обстоят дела и с механизмами рыночной самоорганизации. Подчинение государства интересам правящей олигархии делает невозможным нормальное функционирование институтов государственного регулирования экономики. Вместо поддержания отношений свободной и добросовестной конкуренции структуры государственной власти обслуживают олигархические кланы, предоставляя им всевозможные льготы и привилегии, неограниченный доступ к присвоению государственных ресурсов.
Так что не только с точки зрения состояния производственного и человеческого потенциала, но и по реальному характеру институтов государственной власти и организации экономики в России за последнее десятилетие уходящего столетия произошел чудовищный регресс. Лидируя большую часть уходящего тысячелетия по уровню экономической активности, мощи производственного и интеллектуального потенциала, определяя во многом ход мировой истории, за несколько лет накануне третьего тысячелетия Россия опустилась во второй десяток стран по объемам производства, откатилась до уровня слаборазвитых стран по качеству жизни и благосостоянию населения и оказалась на периферии мирового рынка. Причина этой невиданной в современной истории деградации заключается отнюдь не в пороках созданной за годы Советской власти экономики. Наоборот, исключительно благодаря мощи этого экономического потенциала мы еще продолжаем существовать после десятилетия его проедания. Несмотря на пятикратное сокращение инвестиций, вывоз 300 млрд. долл. капитала, массовую безработицу, мы еще выживаем, имеем тепло и свет, как-то сводим концы с концами, пользуясь плодами трудов предшествующих поколений.
Причина стремительной деградации российской экономики и общества банально проста. Она заключается в разграблении страны правящими олигархическими кланами. Захватив политическую власть в результате государственного переворота 1993 года, они использовали ее для присвоения национального богатства, находившегося в государственной собственности. Через механизмы спонтанной приватизации государственного имущества, сооружение финансовых пирамид, предоставление себе льгот и привилегий они организовали невиданный по своим масштабам процесс перераспределения в свою пользу общенародного богатства на сотни миллиардов долларов. Этот процесс сопровождался криминализацией социально-экономических отношений, разложением государственного аппарата и общей деградацией экономики и общества. Он по праву был назван Великой криминальной революцией.
ЧТО ДЕЛАТЬ? ПОВЕСТКА ДНЯ ДЛЯ НОВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ
Предстоящее десятилетие может стать последним этапом относительно самостоятельного существования России. После двух десятилетий крупномасштабного выкачивания капитала и перевода накопленного за предыдущие эпохи национального богатства за рубеж Россия может окончательно лишиться способности к самостоятельному развитию и превратиться в сырьевую периферию мировой экономики. Вместе с тем сохранившийся до сих пор научно-производственный потенциал оставляет нам еще несколько лет для того, чтобы выбраться на траекторию самостоятельного устойчивого роста на основе активизации своих конкурентных преимуществ, мобилизации имеющихся ресурсов для модернизации экономики на основе новейшего технологического уклада, сохранения и развития человеческого и интеллектуального потенциала. Расчеты показывают, что при правильной организации экономической политики на основе имеющегося экономического потенциала может быть достигнут устойчивый рост производства с темпом около 10% в год, удвоение инвестиций и восстановление дореформенного уровня жизни в течение пятилетки. Реализация этих возможностей должна стать главной обязанностью нового президента России.
Для этого должны быть решены следующие задачи.
1. Введена система прямой персональной ответственности облеченных государственной властью лиц за должное выполнение своих функций и обязанностей. Решение этой задачи потребует внесения соответствующих дополнений в Уголовный и Административный кодексы, предусматривающих прямые санкции за нарушения чиновниками законодательства или неисполнение установленных законами норм. Должны быть исключены случаи безнаказанного расхищения государственных средств, приватизации государственного имущества по сговору должностных лиц с заинтересованными коммерческими структурами, незаконного предоставления льгот, нанесения руководителями правительства ущерба интересам общества и государства, как это, к примеру, произошло 17 августа 1998 года.
Должны быть также введены нормы прямой политической ответственности должностных лиц исполнительной власти как за соблюдение законов, так и за эффективность их работы. Неспособность правительства обеспечивать своевременное выявление и предотвращение угроз национальной безопасности, создавать условия для роста производства и благосостояния общества должна служить достаточным основанием для его отставки.
Для этого необходимо: парламентский контроль за деятельностью правительства, процедуры утверждения и освобождения ключевых министров, обеспечить реальную независимость прокуратуры и судебных органов, надежно ограничить произвол президентской власти. Здесь не обойтись без соответствующих изменений в Конституции, очевидность которых доказана крайней безответственностью, коррумпированностью и некомпетентностью федерального правительства после государственного переворота и введения новой Конституции в 1993 году.
Без решения задач кардинального повышения персональной ответственности высших должностных лиц исполнительной власти за выполнение своих обязанностей и соблюдение законов все другие задачи, характеризуемые ниже, выполнены не будут. Власть останется в руках у олигархических кланов, и государственный аппарат будет обслуживать их интересы.
2. Макроэкономическая политика должна быть переориентирована на создание благоприятных условий для роста производства, повышения инвестиционной и инновационной активности. Соответствующие предложения давно выработаны российской экономической мыслью и включают:
переход к политике гибкого денежного предложения для производственной сферы со снижением процентных ставок, формированием каналов притока денег под расширение и развитие производства, пресечением нелегального вывоза капитала за рубеж и введением реального валютного контроля, устранением возможностей сооружения "финансовых пирамид" и других махинаций, дестабилизирующих финансовой рынок;
создание институтов развития с активным использованием государственных гарантий для притяжения денежных ресурсов в развитие производства;
восстановление полноценной национальной денежной системы, укрепление устойчивости рубля и доверия к национальной банковской системе посредством системы мер, расширяющих спрос на рубли и сферу их использования во внутреннем обороте и международных расчетах, реструктуризации банковской системы с одновременным развертыванием системы государственных гарантий по рублевым банковским вкладам, внедрением современных технологий безналичного платежного оборота и механизмов рефинансирования реального сектора экономики;
проведение налоговой реформы, предусматривающей существенное снижение налогового бремени на производственную, инвестиционную и инновационную деятельность с одновременной мобилизацией в доход государства по праву принадлежащих ему источников - природной ренты, доходов от регулирования денежного обращения, прибыли от эксплуатации государственной собственности, в особенности в сфере естественных монополий;
защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров, активную поддержку экспорта товаров высокой степени переработки, создание условий для роста внутреннего производства на основе защиты и развития конкурентоспособных технологий;
кардинальное повышение эффективности антимонопольной политики и усиление государственного контроля за ценообразованием в топливно-энергетическом комплексе и в сфере естественных монополий.
Эти меры позволят нормализовать финансовое положение производственной сферы и платежный оборот, вовлечь в активное применение имеющийся производственный потенциал и обеспечить в ближайшие полтора-два года прирост промышленного производства на 20-25%, удвоить объем инвестиций и существенно поднять конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, преодолеть хронический бюджетный и долговой кризисы.
3. Необходимо перейти к активной промышленной, научно-технической и структурной политике, стимулируя повышение конкурентоспособности отечественной экономики, ее модернизацию на основе современного и новейшего технологических укладов, выращивая "локомотивы" экономического роста путем развития конкурентоспособных производственно-технологических структур, финансово-промышленных объединений, зон стимулирования производства наукоемких и высокотехнологических товаров. Для этого необходимо организовать выбор и реализацию приоритетных направлений научно-технического развития страны, перейти к программно-целевой технологии составления федерального бюджета, освоить методику долгосрочного прогнозирования и среднесрочного индикативного планирования социально-экономического развития страны. Государственное стимулирование НТП должно быть сконцентрировано в тех секторах экономики, где у нас есть конкурентные преимущества, позволяющие выращивать экономические структуры, способные эффективно конкурировать на мировом рынке, где достигается максимально высокая отдача в подъеме общего уровня экономической активности, где рыночных механизмов недостаточно для преодоления барьера затрат, связанных с инвестициями в освоение новых технологий и высокими коммерческими рисками, неразвитостью новых рынков. Одновременно должны быть приняты все необходимые меры по поддержанию инфраструктуры научно-технического прогресса - развитию коммуникаций, центров научно-технической информации и библиотек, информационных сетей коллективного пользования. В частности, государство должно поддерживать легкий и открытый доступ граждан к публичным информационным сетям и базам данных.
4. Рыночные механизмы должны быть освобождены от давления организованной преступности. Без этого не заработает конкуренция, а следовательно, не будут действовать основные механизмы развития рыночной экономики. Для этого должна быть предпринята система мер, включающая:
расчистку товаропроводящей сети от криминальных посреднических монополий, затрудняющих доступ товаропроизводителей на рынок, подавляющих конкурентоспособность отечественных товаров колоссальным нелегальным налогом в пользу организованной преступности, который по продовольственным товарам в крупных городах достигает половины их розничной цены и выше;
организацию эффективной защиты законно приобретенных прав собственности, кардинальное усиление ответственности должностных лиц, управляющих собственностью, за должное выполнение своих функций и строгое соблюдение законодательства;
защиту судебной системы от давления криминала и произвола исполнительной власти;
устранение ненужных бюрократических барьеров для предпринимательской деятельности при одновременном усилении ответственности правоохранительных органов за обеспечение безопасности бизнеса, его защиту от криминала и ужесточении государственного контроля за предпринимательской деятельностью в чувствительных для общественной и национальной безопасности сферах.
5. Срочные и действенные усилия должны быть предприняты для прекращения деградации человеческого и интеллектуального потенциала нации. Необходимо восстановить нормальный уровень финансирования образования и здравоохранения, принять энергичные меры по защите прав трудящихся на своевременную и достойную оплату труда, которая сегодня занижена по сравнению с общемировыми стандартами не менее чем в 8 раз и не обеспечивает даже простого воспроизводства трудового потенциала. Для этого наряду с указанными выше мерами по оживлению производственного потенциала необходимо обеспечить исполнение трудового законодательства, усилить ответственность работодателей перед наемными работниками, организовать действенную работу институтов социального партнерства, создать правовые и организационные условия для участия трудящихся в управлении предприятиями. Важным направлением государственной политики должно стать обеспечение максимально полной занятости, всемерное стимулирование создания новых рабочих мест.
Важнейшая задача - защита прав детей и подростков на жизнь, охрану здоровья, получение современного образования. Государство обязано принять немедленные энергичные меры по обустройству беспризорных детей, жесточайшему подавлению наркомафии, формированию современной системы воспитания подрастающего поколения.
Государство обязано решить проблему восстановления сбережений граждан в Сбербанке, обесценившихся вследствие гиперинфляции по вине правительства Центрального банка. Это важно не только с точки зрения восстановления социальной справедливости, но и для стимулирования конечного спроса и экономического роста, укрепления доверия населения к банковской системе. Для решения этой проблемы потребуется специальная программа, увязывающая восстановление сбережений с их использованием на приобретение товаров отечественного производства.
6. Должно быть обеспечено восстановление наших культурных и духовных традиций. Исполнительная власть обязана выполнять законодательно установленные нормы финансирования культуры. Должен быть кардинально поднят содержательный и культурный уровень работы средств массовой информации. Целесообразно расширить сферу сотрудничества государства с Церковью, предоставив религиозным организациям и учреждениям традиционных российских конфессий широкие возможности для работы с населением, в том числе в сфере образования, социальной защиты, телекоммуникаций.
7. Необходимо восстановить систему национальной безопасности. Прежде всего должны быть искоренены многочисленные факты нанесения государственными руководителями ущерба обороноспособности и национальным интересам страны. В том числе немедленно погашена задолженность правительства по оборонному заказу и обеспечено строгое соблюдение законов "О государственном оборонном заказе", "О конверсии оборонной промышленности РФ".
Должна быть прекращена практика дискриминации правительством отечественных предприятий по сравнению с их иностранными конкурентами, выражающаяся в предоставлении иностранным производителям техники гарантий и льгот российского правительства в ущерб собственным товаропроизводителям.
Только после этого можно будет всерьез говорить о системной работе по восстановлению обороноспособности, о защите национальных интересов во внешней торговле, о реализации сколько-нибудь вразумительной доктрины национальной безопасности.
Примерно такой должна быть повестка работы нового президента России. Выполнить эти задачи, опираясь на выросшую при Ельцине олигархию, невозможно. Следовательно, нужно серьезное кадровое укрепление органов государственной власти, их очищение от коррупции, прилив высокообразованных и ответственных профессионалов, патриотов своей страны. Должны быть преодолены тотальная безответственность и развращенность власти, ставшие характерными чертами ельцинского режима. Сделать это могут только народно-патриотические силы России, не связанные с правящей олигархией, последовательно выступавшие против проводившейся политики колонизации и разграбления страны, опирающиеся не на денежные мешки, а на народ и служащие его интересам.