В номере "Независимой газеты" от 21 октября 1999 г. была опубликована статья под названием: "С минимальным преимуществом. Юрий Лужков победил на виртуальных выборах мэра Москвы, устроенных "Независимой" в Интернете".
Судя по откликам, последовавшим почти немедленно (в частности, бурное обсуждение данной публикации на Международной научно-практической конференции "Политический менеджмент: выборные технологии" и др.), интерес к этой акции - виртуальному голосованию - был проявлен немалый.
Главный вывод, содержавшийся в той статье, - "Юрий Лужков скорее всего победит 19 декабря на выборах мэра Москвы.
Не исключено, что это произойдет сразу же, в первом туре, хотя это уже не гарантировано, даже несмотря на то, что победа в первом туре определяется с учетом не всех избирателей, а только участвовавших в голосовании.
В любом случае результат Лужкова будет далеко не тот, какой был у него на предыдущих выборах мэра - скорее всего, где-то в районе 55-60% от всех поданных голосов.
Лучше всего к соперничеству с Лужковым подготовился Сергей Кириенко. На виртуальном уровне - это точно (хотя надо учесть, что пользователи Интернета существенно моложе, чем московские избиратели в целом)┘"
Сегодня у вас, читающих эти строки, есть возможность сравнить результаты виртуального голосования (см. таблицу) с результатами реального волеизявления москвичей.
Но каковы бы ни были показатели претендентов на кресло мэра Москвы, можно с уверенностью говорить, что на исход борьбы за это самое кресло вполне ощутимое (или, по крайней мере, уже поддающееся учету) влияние оказало противостояние в Сети (в Интернете). Может быть, в первый раз в российской истории.
Эксперты предупреждают: большая часть социально активной группы населения в России во вполне обозримом будущем станут пользователями Интернета. Но сегодня еще трудно сказать, как влияет уже существующее в России коммуникативное ядро на свое окружение. Некоторую ясность в ситуацию могут внести результаты социологических исследований в Сети.
В августе 1999 г. данные об аудитории Российского Интернета были получены Агентством региональных политических исследований и Национальным институтом социально-психологических исследований. На тот момент аудитория Интернета в России составила 6,1 ╠ 0,7 млн. человек (5,5% населения в возрасте от 18 лет и старше).
Даже несмотря на, как мне кажется, завышенную оценку числа пользователей Интернета в России, с этим информационным массивом данных уже можно работать. По крайней мере, вполне очевидно, что инструмент политики, доказавший собственную эффективность, становится субъектом политики.
Существенный и принципиально важный момент: пока аудитория российского Интернета составляет не более 5% (по оптимистическим оценкам) от взрослого населения страны, ожидать непосредственного влияния Интернета на избирательный процесс было бы наивно. (В США Интернетом пользуются примерно 50% взрослого населения.) Известный эмпирический закон социологии: реальность любого социального эффекта становится явно ощутимой, когда начинает работать закон больших чисел. В нашем случае это означает, что, пока число пользователей Интернета в России не достигнет 10%, влиянием Сети на электоральное поведение населения можно пренебречь.
И тем не менее виртуальные голосования, подобные тому, что провела "Независимая газета", многочисленные рейтинги и сетевые базы данных практически на любого "игрока" на российском политическом поле отнюдь не безобидны и не бессмысленны. Ведь рейтинг - это, по существу, валюта в коммуникативном пространстве. И коммуникативная функция рейтингов - провокация. Вот откуда такой пристальный интерес, явная борьба за счетчик посещений со стороны предвыборных штабов, во время того же виртуального голосования за кресло мэра Москвы.
В этом смысле ситуация существенно изменилась именно 19 декабря 1999 года и именно на выборах мэра Москвы. Ведь локально, в Москве, число пользователей Интернета вплотную приближается (или даже уже зашкалило) к заветным 10% от населения города.
Юрию Михайловичу Лужкову пришлось на собственной шкуре, первому из публичных политиков в России, испытать, что такое предвыборная борьба на невидимом Интернет-фронте. В плюсы московскому градоначальнику надо отнести то, что его команда, или относительно молодая и продвинутая в сетевых технологиях ее часть, убедила мэра не пренебрегать виртуальным предвыборным фронтом.
Уже в сентябре началась "Виртуальная война против Лужкова. На свой день рождения мэр получил "кибер-подарок" - сервер-двойник". (Заголовок статьи в "НГ", 23 сентября 1999 года.) Используя возможность разного написания русской буквы "ж" в латинской транскрипции, в Интернете был создан сервер-двойник официального сервера Юрия Лужкова. Адрес настоящего сайта Юрия Лужкова - luzhkov.ru, адрес двойника - lujkov.ru. Главная страница "близнеца" практически ничем не отличалась от первоисточника. Но "в то время как на официальном сервере в разделе "Новости" празднуют день рождения мэра, описывая его заслуги и успехи, на "двойнике" Лужкова критикуют".
Известие о лужковском "двойнике" быстро распространилась и в Сети, и, что не менее важно, в печатных и электронных СМИ. Так, агентство РИА "Новости" быстро откликнулось на "подарок" и в своем сообщении рассказало, что "в Интернете открылся сервер Юрия Лужкова, приуроченный ко дню рождения мэра. Во вступительном слове создатели сайта пишут, что "задачей сервера будет сбор всей имеющейся информации о Юрии Лужкове и его соратниках. Мы будем поставлять как позитивную, так и негативную информацию, собирая ее из СМИ, Интернета и любых других открытых источников".
Ответ Лужкова и его Интернет-команды не заставил себя ждать: очень быстро доступ на сервер-двойник был заблокирован.
В дальнейшем, правда, сторонники Юрия Лужкова подготовили более грамотный ответный ход. 15 ноября 1999 года Пресс-центр "Выборы-99" и компания "Интервидение" (http://most.intervision.ru) распространили пресс-релиз. В нем сообщалось, что в рамках проекта "Виртуальные выборы в Государственную Думу РФ" они обратились к пользователям Сети с вопросом: "С кем из политиков вы хотели бы встретиться в Сети Интернет?" В этом голосовании приняли участие 1960 пользователей Интернета. "Симпатии Интернет-избирателей распределились следующим образом: 1. Примаков Е.М.- 19,7%; 2. Лужков Ю.М. - 13.7%; 3. Гайдар Е.Т. - 9,8%; 4. Кириенко С.В. - 7,19%; 5. Явлинский Г.А. - 7,1% <┘> 20. Березовский Б.А. - 0,5%; 21. Гусинский В.А. - 0,5%; 22. Ельцын Б.Н - 0,5%; 23. Троицкий С. "Паук" - 0,5%; 24. Шойгу С.К. - 0,5%.
Примечание: список составлен пользователями Сети Интернет".
Последняя приписка выглядит особенно забавно.
Недоработка была только одна, но существенная: результаты этого виртуального голосования так и остались известны только активистам Пресс-центра "Выборы-99".
И здесь можно говорить еще об одной особенности современного российского политического Интернета: сетевые рейтинги дают наибольший эффект в связке с традиционными бумажными СМИ. Без гарантированной возможности публиковать результаты Интернет-опросов в качественной общественно-политической прессе с большой вероятностью они превращаются в электронный мусор. Опросы - это замеры общественного мнения. А общественное мнение во многом формируется за счет того, что люди узнают из сообщений прессы. Так замыкается круг.
Россия все-таки пока остается в массе своей страной Ивана Федорова, а не Билла Гейтса. Недаром "отражение интернет-публикаций в прессе можно рассматривать как один из критериев эффективности политических ресурсов", - считает Дмитрий Иванов, руководитель Интернет-отдела Фонда эффективной политики.
Между тем, например, та же "НГ" продолжала методично проводить Интерент-опросы, дублируя их результаты в своей бумажной версии. Так, в номере "НГ" от 25 ноября 1999 года появились результаты очередного такого опроса. Статья называлась: "Будет ли второй тур? Виртуальные выборы мэра Москвы подтверждают, что дело идет к этому". Вот сводная таблица трех интернет-голосований (одно - от 19 октября и два от 23 ноября на двух сайтах).
Кандидаты 19.10.1999г. "НГ" 23.11.1999г. Мэйл-Ру 23.11.1999г. "НГ"
Лужков 51% 49% 38%
Кириенко 41% 39% 47%
Бородин 3% 7% 7%
Все остальные вместе 5% 5% 8%
Общее число участников голосования 4106 чел. 8950 чел. 571 чел.
В контексте сказанного выше результат Сергея Кириенко не очень удивляет. Этого и следовало ожидать от наиболее интернетизированного из всех кандидатов в московские градоначальники. Не случайно Кириенко даже в своих предвыборных листовках в качестве наиболее сильного увлечения указал - "Интернет". Пожалуй, именно это обстоятельство и позволило ему отнять у Юрия Лужкова более 10% голосов избирателей (по сравнению с результатами выборов мэра Москвы в 1996 году, когда Лужков получил более 90% голосов). Добавьте сюда проценты Павла Бородина и остальных претендентов - в итоге мы как раз и имеем нынешние 70% голосов москвичей за Лужкова.