ПОСЛЕ первого всплеска эмоций, связанных с результатами выборов, наступает время осмысления их реальных последствий и воздействия на политическую жизнь страны. Выборы закончились, но для премьер-министра Владимира Путина начинается новый период политической жизни, который, вполне возможно, станет для него не менее сложным, чем предвыборный период.
Это связано прежде всего с тем, что популистские элементы его личной и правительственной политики в целом, которые были движителем предвыборной кампании сторонников премьер-министра, себя в принципе исчерпали.
Новый период требует другого взгляда на то, что является приоритетом в жизни страны и какими методами можно и нужно добиваться реализации объективно стоящих перед правительством целей.
Хотелось бы попытаться проанализировать, какие возможности есть у Владимира Путина, какие проблемы стоят перед ним и что он в состоянии сделать.
А БЫЛА ЛИ ПОБЕДА ПУТИНА?
С формальной точки зрения Владимир Путин одержал серьезную победу. Если посмотреть многие средства массовой информации, то можно искренне поверить словам Игоря Шабдурасулова, что в стране произошла "новая революция". Но так ли это на самом деле?
Думается, что все же самым большим победителем прошедшей избирательной кампании стал Борис Березовский. Нужно объективно признать, что конструкция "Единства" (при всей ее очевидной искусственности) стала новой политической силой именно с его подачи и при использовании наиболее эффективных, прежде всего через СМИ, методов ведения информационной войны.
Поэтому совершенно очевидно, что именно он в долгосрочном плане имеет все возможности не только влиять на эту конструкцию и далее (прямо или косвенно), но и во многом определять процесс подготовки к президентским выборам. Борис Березовский этого сегодня особенно не скрывает, и, таким образом, налицо верный признак, что он готов попытаться перейти от привычной для него закулисной политики к политике публичной.
Второй невидимый победитель думской кампании - Николай Аксененко, который сумел эффективно использовать экономические рычаги для формирования соответствующего мнения на уровне руководителей многих регионов. То, что дополнительные средства, выделенные определенным регионам, не были разворованы и пошли целенаправленно на решение тех проблем, которые во многом определяли настроения электората, - во многом его прямая заслуга.
Фактически Аксененко своей работой "закрыл" премьер-министра в экономической сфере на весь предвыборный период. Естественно, есть желающие, в том числе и в ближайшем окружении премьер-министра, воспользоваться ситуацией и отправить Аксененко "на шпалы", но этот шаг может иметь далеко идущие негативные последствия.
Третий победитель - Сергей Шойгу. Не только потому, что с формальной точки зрения он стал лидером (пока еще в переносном смысле) второй по численности фракции в Государственной Думе. А прежде всего потому, что он поднялся на качественно новый уровень - вольно или невольно Шойгу объективно становится фигурой, потенциально готовой заменить Путина в той или иной кризисной ситуации.
Каждый из этих "теневых" победителей объективно понимает, что победу можно и нужно использовать - зримо или незримо. И любое их действие будет вызывать у Путина, на мой взгляд, вполне обоснованное беспокойство, ибо для выборов нужна была поддержка масс, а для поствыборной работы - поддержка элит различного плана.
Массы могли поверить во Владимира Путина перед парламентскими выборами (что было неудивительно на фоне "президента ЦКБ"), но элиты (порой с весьма противоречивыми интересами) будут сейчас его проверять на прочность. Эта проверка посложнее думских выборов, и пройти ее будет труднее, чем бросать в массы громкие слова.
НОВЫЕ И СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПУТИНА
Начнем с новых.
Владимир Путин за прошедшие месяцы так и не сумел собрать сколько-нибудь эффективную собственную команду, способную на серьезную, продуманную работу. Совершенно очевидно, что на новом этапе этого сделать ему не удастся, так как нет ни времени, ни собственного кадрового резерва.
То есть в складывающейся обстановке премьер-министр как наиболее реальный кандидат в президенты будет объективно вновь вынужден обратиться к тем, кто может и умеет эффективно работать. А выбор здесь небольшой -Борис Березовский или Анатолий Чубайс.
Здесь заложена первая мина для Владимира Путина. Сейчас не 1996 год, и объединение "олигархов" вокруг нынешнего премьера по типу объединения вокруг Ельцина вряд ли возможно (по многим объективным и субъективным причинам). Ни для кого не секрет, что Березовский и Чубайс уже начали (каждый из них своим путем) борьбу за то, кто в конечном счете будет определять содержание, ход предвыборной кампании и, естественно, ее результаты.
Путину нужно делать выбор, причем достаточно быстро. Конечно, он может попытаться совместить несовместимое - объединить Березовского и Чубайса в одной упряжке. Но это, на мой взгляд, будет решение, чреватое самым серьезным внутренним конфликтом, который может дать себя знать в разгар президентской кампании.
Выбрать Березовского было бы логичнее, ибо он ближе к кухне "Единства" и может реально вдохнуть в него новую жизнь, прежде всего в рамках Государственной Думы. Но, как известно, в отношении Бориса Абрамовича существует масса ограничений, связанных с более чем неоднозначным восприятием этой фигуры в российском обществе. Кроме того, часть политиков на Западе воспринимают связку Путин-Березовский как однозначный вариант сохранения олигархической схемы управления страной и в новом тысячелетии.
Но не намного лучше и Чубайс, который россиянами ассоциируется с известными экономическими экспериментами и провалами последнего времени. К тому же публичный альянс с Чубайсом объективно обострит взаимоотношения между правительством и ОВР.
Владимир Путин проигрывает, соединяя себя публично как с Борисом Березовским, так и с Анатолием Чубайсом, например, назначая кого-либо из них руководителем своего избирательного штаба. Но, назначая человека со стороны, он создает себе проблемы с каждым из них. И неизвестно в конечном счете, что лучше.
При этом следует иметь в виду, что даже серьезный успех сторонников Путина на парламентских выборах на самом деле не расширил поля его собственного политического маневра и он по-прежнему остается "дитем Семьи", правда, все более и более любимым.
Так что здесь премьер-министру предстоит очень серьезно подумать, прежде чем принимать окончательное решение по данному вопросу. Очень многое поставлено на карту именно здесь.
Вторая новая проблема для Владимира Путина - его сторонники в Государственной Думе.
С одной стороны, эта масса с численной точки зрения весьма солидна, но, нужно честно признать, с качественной точки зрения оставляет желать лучшего. Не хотелось бы обижать прошедших от "Единства" в Государственную Думу, но только пять-шесть человек из них реально способны сегодня работать в Думе на должном уровне. Остальным предстоит по крайней мере учиться депутатскому делу не один год.
Фактически сложилась парадоксальная ситуация - вторая по численности фракция в Государственной Думе не имеет ни одного сколько-нибудь серьезного кандидата на пост руководителя Думы, равно как и способных к серьезной работе руководителей профильных комитетов.
То есть на самом деле работоспособность этой фракции может оказаться гораздо ниже, чем думает Путин. Конечно, специалисты в правительстве или в администрации президента в состоянии подготовить практически любой законопроект, однако для его проталкивания в Думе нужны депутаты-профессионалы, способные защитить его и, самое главное, объяснить смысл и направленность.
Тем более пока нет никаких гарантий, что в рядах "Единства" не найдутся своего рода диссиденты, которые при голосовании по тем или иным вопросам будут идти своим путем.
Сделать же ставку на сильных и профессионально подготовленных политиков из "Союза правых сил" хочется, но опасно. Перекос вправо может на деле привести к тому, что конструкция "Единства" в Думе начнет трещать по швам (даже если она будет весьма эффективно поддерживаться финансово на личном уровне).
Да и внутри "Единства" может создаться известная аллергия на попытки патронажа со стороны правых. Уже сейчас известно, что целый ряд депутатов от "Единства", пока, правда, не слишком открыто, но уже говорит о том, что ни при каких условиях не станет работать с Гайдаром и Кириенко.
Так что Путин должен как можно быстрее определиться с тем, кто у него будет "пастухом", способным, по крайней мере на начальном этапе, эффективно и, самое главное, ежедневно "пасти" проправительственных депутатов, не давая им возможности "пойти налево".
Пока такого человека не видно. Теоретически им мог бы быть Шойгу, но, на мой взгляд, он не приспособлен для рутинной парламентской работы и быстро "увянет" в стенах Государственной Думы. Кроме того, собственно кремлевская администрация не слишком заинтересована в том, чтобы задвигать Шойгу в парламентские стены. Ибо, как уже говорилось, Сергей Кужегетович для нее - надежный резерв для непредвиденного развития ситуации.
Третья новая проблема - система взаимоотношений с другими политическими силами, прежде всего с ОВР. Конечный результат выборов показал, что ОВР будет иметь в Думе весьма весомую фракцию, от голосования которой будет зависеть очень многое.
Естественно, со стороны политических противников ОВР будет сделано все, чтобы расколоть эту фракцию, переманив на правительственную сторону прежде всего тех, кто считает себя "Всей Россией". Не знаю, удастся это или нет, но суть в любом случае не в этом.
ОВР в целом и депутаты от ОВР в Государственной Думе прекрасно понимают, что Путин объективно был самой главной "крышей" мощнейшей кампании по подавлению ОВР, прежде всего информационному уничтожению Примакова и Лужкова. Без его одобрения, формального или неформального, эта кампания не могла бы прожить и недели.
Только наивный может поверить в то, что Путин радикально изменится, особенно в преддверии президентских выборов. Максимум, на что можно рассчитывать. - до начала работы новой Государственной Думы будет снижен, прежде всего из тактических соображений, накал атак на Примакова и его соратников. Но не далее.
Да и Примаков не относится к числу людей, которые готовы подставить для удара вторую щеку и которые легко забывают нанесенные обиды. Кроме того, можно ожидать, что отношения Лужкова с кремлевской администрацией будут носить "теплый и дружеский характер" в условиях, когда по нему по-прежнему наносятся удары, в частности по известному делу о начальнике ГУВД города.
Попытки давления правительства на региональных лидеров - сторонников ОВР также могут серьезно осложнить отношения Путина с этими регионами.
Соответственно такая ситуация объективно заставит ОВР дистанцироваться от Путина и правительства по многим вопросам. Чем сильнее будет напор через СМИ на ОВР и лично Примакова, тем больше шансов, что по многим проблемам ОВР, КПРФ и часть независимых депутатов выступят совместно, обладая при необходимости парламентским большинством.
То есть если Путин не сломает себя и тех, кто стоит за ним в организации пропагандистской войны против ОВР, он может столкнуться с формированием своего рода "народного фронта" против правительства в Государственной Думе и соответственно против него как кандидата в президенты вне ее стен. Нельзя недооценивать эту возможную тенденцию развития событий.
Теперь о проблемах старых.
Главная из них - война в Чечне. Ее затягивание, связанное сегодня со многими объективными факторами, очень скоро начнет работать прежде всего против лично Путина. Нужно честно признать, что антитеррористическая операция все же переросла в полномасштабные боевые действия. Эти действия должны быть, теперь уже по их внутренней логике, завершены только победой.
Причем завершены именно таким образом, чтобы Путин смог объявить о победе и иметь ясные гарантии, что, например, через месяц после этого заявления боевики не вернут под свой контроль часть чеченской территории. Сделать это безумно сложно, ибо известно, что гораздо легче вступить в войну, чем выйти из нее.
Проблема заключается и в том, что в новом парламенте будет достаточное число депутатов, которые могут поставить публично (выборы уже позади) вопрос о реальных расходах на военные действия на территории Чечни и, что самое важное, о том, сколько еще средств в ближайшие месяцы потребует антитеррористическая операция, учитывая, в частности, возрастающий объем действий федеральной авиации.
Не стал бы исключать того, что чеченская тень ляжет на многие вопросы, которые будут рассматриваться в Государственной Думе, особенно если начнет меняться общественное мнение. Хотелось бы напомнить только то, что военные действия в их нынешнем объеме в бюджете на 2000 год не заложены.
Не уверен, что в реальности можно будет реализовать заявление Путина о том, что окончание военных действий в Чечне - вопрос ближайшего времени.
Связана с Чечней и вторая старая проблема - взаимоотношения с Западом. Что бы ни говорил премьер-министр, но страна, на мой взгляд, начала активное движение в сторону "холодного мира". Чем чаще ядерное оружие будет выступать в качестве главного публичного аргумента мироустройства, тем ближе мы будем к тому, что по крайне мере из экономической составляющей этого мироустройства мы будем удалены.
Капкан для Путина - капкан именно политический. Если бесславно закончить операцию в Чечне и оставить власть боевикам, то резко упадет рейтинг премьер-министра внутри страны, помножившись на недовольство со стороны значительной части военных.
Если ужесточить операцию, то можно при определенных обстоятельствах натолкнуться на консолидированный ответ Запада, в котором по крайней мере две составляющих: экономическая и политическая.
Особенно важна экономическая составляющая. Без финансовой помощи со стороны МВФ и других структур бюджет 2000 года обречен на провал, ибо почти треть доходной части построена на внешних заимствованиях.
Кроме того, если не будут урегулированы взаимоотношения с Лондонским клубом, то финансовое бремя станет практически непосильным. Запад имеет и другие возможности давления на российское правительство, в частности в наиболее чувствительной для нас сфере - нефтяном экспорте. Если в результате некоторых вполне возможных действий со стороны Запада цена на нефть снизится хотя бы на несколько долларов за баррель, Россия потеряет миллиарды долларов.
Первый звоночек - вето на предоставление ТНК кредита Эксимбанка США - уже прозвучал, да и тон последнего разговора Владимира Путина со Строубом Тэлботтом был далек от взаимопонимания.
При этом следует также хорошо понимать, что какими-то частичными мерами, например, ратификацией "через колено" договора СНВ-2, проблему не решишь. Договор имеет определенное значение для США, но для Западной Европы, где позиция в отношении России ужесточается, он не столь важен.
Если не урегулировать взаимоотношения с Западом, то возникнет реальная возможность получить серьезное ухудшение экономического положения страны в марте-апреле, то есть практически накануне президентских выборов. Естественно, что в случае, например, очередного дефолта или сколько-нибудь серьезной девальвации национальной валюты Путину рассчитывать на легкую победу будет невозможно.
Теперь о политической составляющей. Нужно сказать, что отношение к Путину за последние месяцы на Западе, особенно на государственном уровне, меняется, причем не в лучшую сторону. Не говорю уже о средствах массовой информации многих стран Западной Европы и США, которые открыто называют российского премьер-министра "премьером войны". Даже умный ход со стороны Путина, смягчившего известные слова Ельцина в Китае, не переломил ситуации.
Путин недавно сказал, что он может урегулировать отношения с Западом "за две недели" в любое время. Стремление похвальное, но на деле не слишком реальное, учитывая существующие сегодня на Западе настроения.
Конечно, у Путина может появиться соблазн перед президентскими выборами попытаться еще раз мобилизовать общество в свою поддержку на основе антизападных настроений, но эта политика будет крайне рискованна и для него самого, и для страны.
В политической составляющей все же в конечном счете самым главным окажется вопрос о реакции Бориса Ельцина на дальнейшие действия Запада. При всей антизападной риторике последнего времени для президента, на мой взгляд, с личной точки зрения принципиально важно закончить свой срок во власти без широкомасштабного конфликта с Западом. Тем более что расколоть по российскому вопросу Запад, например, противопоставив Японию Западной Европе, не удалось. А публичное сближение с Китаем до стадии стратегического партнерства, наоборот, заставляет Запад консолидироваться по многим вопросам.
Для Ельцина, думается, нет ничего хуже, если в конце своего пребывания в Кремле он окажется не только в политической изоляции, но и понизит свой международный статус, например, лишившись места в "восьмерке", которая вернется к своему старому состоянию "семерки".
Нельзя исключать того, что, если возникнет реальная дилемма "Запад или Путин", Ельцин по очень многим причинам, в том числе и лично-семейного характера, выберет Запад.
Таким образом, Путин сегодня должен решить, причем одновременно, целый комплекс противоречащих друг другу задач как внутриполитического, так и внешнеполитического характера. Проблема традиционно в таких случаях состоит в том, что подобный вариант политики требует во много раз больше сил и средств, чем поэтапное решение. Но на поэтапное решение у Путина просто нет времени.
При всей внешней поддержке со стороны общества Путин в политическом смысле сейчас начнет движение по лезвию ножа. У него есть все шансы для того, чтобы пройти по нему без потерь, но есть и вероятность того, что можно оступиться.
Все решится уже в ближайшие два месяца. Если к марту Путин сумеет выйти на реальное решение экономических проблем страны, его премьерство и возможное президентство практически никем оспариваться не будут.
Если нет, то в ход вновь пойдут политические технологии по выращиванию в срочном порядке нового преемника уходящего президента.