КАК МЫ уже писали ("НГ" от 02.11.99), интерес журналистов к различным общественным проблемам изменяется волнообразно. Первый пик интереса к думским выборам 1999 года ярко проявился в мае. Тогда самым часто упоминаемым словом в неангажированной региональной прессе было "компартия" (см. рис.). Приблизительно в равной степени, но в два раза реже, чем о КПРФ, писали о ЛДПР, "ЯБЛОКЕ", НДР и, как ни странно, о "Единстве" (тогда еще не политическом движении, а, вероятно, некой общественной востребованности в нем). Первый интерес к объединению "Отечества" и "Всей России" тоже проявился в мае, но он был меньшим.
Отклик в печати на вторую волну выборной активности наблюдался в сентябре. Основное внимание и на этот раз было уделено КПРФ. Зато о НДР стали писать на 25% реже, чем о компартии. Интерес к ЛДПР и "ЯБЛОКУ" сохранился на прежнем уровне. В 7 раз реже упоминали "Единство" и ОВР.
Третья волна выборной активности стала набирать силу в ноябре. К концу этого месяца частота упоминаний в прессе КПРФ, "ЯБЛОКА" и "Единства" ("Медведь") практически сравнялась. В равной степени реже стали упоминать НДР и ОВР и уже совсем редко писали о ЛДПР. Резкое падение интереса к партии Жириновского, как показало дополнительное исследование рейтинга ее лидера, оказалось устойчивым. Последний, четвертый всплеск выборной активности, по нашим оценкам, не несет в себе никакого прогностического содержания, поскольку это лишь результат искусственно нагнетаемых страстей.
Волновая динамика активности прессы, помимо очевидной информации о текущем рейтинге партий, несет в себе еще и сведения об устойчивости интереса к ним. На рисунке, например, хорошо видны негативные последствия неустойчивого колебательного интереса к партии Жириновского - ЛДПР. После резких перепадов внимания к ЛДПР в сентябре-октябре рейтинг партии в ноябре стал катастрофически падать. Любопытно, что аналогичная высокая нестабильность общественного интереса характеризует и отношение к сегодняшним лидерам политической гонки - КПРФ и "Единству".
В противовес КПРФ и "Единству" устойчивый рост рейтинга наблюдается у "ЯБЛОКА" и ОВР.
Вторым любопытным феноменом выборной кампании 1999 года является взаимодополняющий интерес к парам партий: КПРФ - "Единство", "Единство" - ЛДПР, НДР - ОВР. На рисунке хорошо видно, что два раза в течение осени падение интереса к КПРФ сопровождалось ростом внимания к "Единству" и наоборот. Такое же, но более долговременное сочетание интересов характеризует отношение прессы к ОВР и НДР. Что же касается конкурирующей пары ЛДПР - "Единство", то, похоже, мы просто наблюдаем вытеснение одной политической структуры другой.
Высокая нестабильность общественного внимания к основным политическим движениям, по нашему мнению, объясняется их внутренне противоречивым, а значит, и политически неустойчивым положением. Нашим молодым консерваторам - правым партиям - катастрофически не хватает основательности - именно консерватизма, левым же наоборот - молодости и новаторства. В таких условиях реальным, а не номинальным победителем на выборах станет все просчитавшая администрация президента, которой сейчас не приходится разбрасываться на левых и крайне правых. Ей достаточно сконцентрироваться на противостоянии с ОВР.
Что же касается собственно партий, то основные в эту кампанию голоса протеста поделят соответствующие политические силы: КПРФ, "ЯБЛОКО", "Единство" ("Медведь") и, в меньшей степени, ОВР, а 5-процентный барьер, возможно, преодолеет НДР.