СЕГОДНЯ, после недавнего весеннего обострения (в связи с войной в Югославии), наше правозащитное и либеральное движение испытывает обострение осеннее, и развивается оно по тому же сценарию, что и все остальные приступы коллективной эпилепсии: не проходит ни дня без воззваний и писем к общественности, средствам массовой информации и президенту России. И невозможно не заметить сегодня беспрецедентного давления на российскую власть с разных сторон, которое четко направляется в нужное русло.
С одной стороны, США и другие западные страны после некоторой паузы не одобряют проведения антитеррористической операции в Чечне, заявляют о своей готовности в любую минуту (разумеется, откликаясь на "просьбы трудящихся", как это делала с удивительной тупостью советская система) оказать братскую помощь России в виде международных структур (начиная с ОБСЕ). При этом дипломатический шантаж подкрепляется, как всегда, экономическим - МВФ после затяжных изнурительных переговоров с российскими представителями заявляет, что ни копейки не даст России, пока идут военные действия в Чечне (хотя Россия ничего не получила, кроме обещаний, и до осенней кампании), что вполне может расцениваться как вмешательство во внутренние дела суверенной страны. С другой стороны, внутри России от имени постоянно проживающих на одноименной территории правозащитников наблюдается постоянное создание шумовых эффектов и передача определенных "сигналов" для "международного общественного мнения", которого сегодня, в принципе, не существует, поскольку это просто псевдоним одной или нескольких западных стран.
Шумовые эффекты создаются, но на российское общество они не оказывают ровным счетом никакого влияния: после агрессии НАТО в Югославии (которую правозащитники, кстати сказать, называли не иначе как "полицейской операцией") стало ясно, что "совесть нации" страшно далека от народа и навсегда утратила моральное право что-либо диктовать обществу, к тому же, как уже не раз писала "НГ", оплаты своей нелегкой работы западными работодателями они не отрицают и отрицать не могут. Эта давно выработанная сигнальная система, подкрепленная вдобавок патологической и откровенной русофобией и ненавистью к собственной стране, не оставляет никаких надежд на вторую правозащитную революцию, цена которой была бы явно неадекватна уровню ее участников, а именно: развал страны и дружеская оккупация ее "цивилизованными странами".
ВРЕМЯ ВЕЛИКИХ ИЛЛЮЗИЙ ПРОШЛО
Времена меняются - и меняется Россия, причем стремительно и на самых разных уровнях общества. Не будь войны в Югославии, мы бы еще долго испытывали душевный трепет перед всем западным, как это было в 1991 г., когда в Москве проходила - после победы над путчем - первая конференция ОБСЕ "по человеческому измерению". Тогда все казалось открытием, в том числе и всякие душевные слова о правах человека. Прошло каких-то восемь лет, и оказалось, что кончилась целая эпоха российских (и еще советских) Великих Иллюзий, связанных с Западом и США: свободное общество, свободная пресса, свободные люди, лишенные чувства стадности, где каждый свободен в своих взглядах и чувствах, что нисколько не мешает общему цивилизованному европейскому оркестру. Никто из нас и подозревать тогда не мог, что священные для нас, неофитов, понятия "права человека" и "европейская безопасность" были всего лишь рабочими формулами определенных аббревиатур (вроде ЦРУ) - по ним специализировались, как на особо важных направлениях идеологической войны, а наиболее преуспевшие в этом джентльмены, награжденные потом высшими наградами своих стран за операции в СССР, Югославии и Восточной Европе, ныне занимают не последние места во всех европейских и международных структурах, начиная от Евросоюза и ОБСЕ и кончая НАТО. Что никакой аллергии, как ни странно, у наших правозащитников не вызывает: другое дело, если бы, скажем, какой-нибудь фонд ЮНЕСКО или миссию ОБСЕ возглавлял, например, гэкачэпист Крючков - сколько было бы шума! Сколько протестов! Но генералы от ЦРУ - это совсем другое, господа! И что самое интересное, именно эти люди снова учат нас "европейским ценностям" - правда, есть слабая надежда, что хотя бы Всеобщую декларацию прав человека сочиняли не как грандиозную "дезу" - вот с этой иллюзией как раз не хотелось бы расставаться.
Фактически Европа - при лидерстве США - сыграла с Россией в ту самую игру, в которую европейцы и американцы всегда играли с аборигенами новых земель, если их предстояло завоевать: они подсунули "европейские ценности" и "права человека" в качестве дорогих камешков в обмен на настоящую пушнину и настоящую территорию, а когда аборигены очнулись в собственной стране, они обнаружили, что их страна еще цела, хотя кое-где очень сильно полыхает. Но фокус в том, что, как только кто-нибудь начинает тушить пожары, защищаться от набегов или просто перестает ходить на четвереньках, начинается страшный крик: "Низь-зя!" Сигнальная система срабатывает.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В "ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ"
Как только Россия начинает решать любой важный для себя вопрос во внутренней или внешней политике, будь то Чечня, Югославия или Белоруссия, тут же начинается "зеленый" правозащитный шум, из чего общество вправе сделать вывод: раз "они" в очередной раз кричат "Низь-зя!" - следовательно, именно это и надо делать.
О том, как именно вели себя наши правозащитники и демократы во время событий в Югославии, мы уже писали - теперь все это один к одному повторяется по отношению к Чечне и Северному Кавказу в целом. И вот что странно: права человека, как известно, универсальны, их защита не зависит ни от территории, ни от пятого пункта - но эту демократическую банальность, записанную, между прочим, в основополагающих европейских документах, наши правозащитники давно переиначили по-своему, действуя только в строго отведенной им "зоне ответственности" и включив права человека в геополитическую игру других стран против России. Примеров тут сколько угодно, самый недавний - агрессия чеченских боевиков против дагестанцев: казалось бы, факты очевидны - почему бы не заступиться за права дагестанцев? В Дагестан едет известный правозащитник Сергей Ковалев и делает, прямо скажем, нестандартные выводы о том, что основные нарушения прав человека в этом регионе связаны... с притеснением чеченцев-аккинцев со стороны ополченцев и местной милиции. Возможно, трудно ожидать от местного населения особой любви к людям, которым они сами добровольно когда-то предоставляли земли в качестве "территориальной реабилитации" и которые, нарушая традиции Кавказа, встали на сторону чеченских боевиков. Именно чеченцы-аккинцы, как известно, предали волгоградских омоновцев и местных жителей из села Тухчар Новолакского района боевикам: когда после неравного боя дагестанцы спрятали волгоградцев в своих домах и подвалах, местные чеченцы-аккинцы сообщили боевикам, кто из тухчарцев прячет военных. И волгоградские омоновцы (кроме немногих, которым удалось вырваться и уйти из окружения) были расстреляны на глазах местных жителей. Дома "пособников федералов" боевики разрушили выстрелами из гранатометов.
Однако председатель "Мемориала" Сергей Ковалев и его группа отметили другое: "случаи мародерства среди солдат специальных отрядов МВД РФ". Такие случаи могли быть, но все же не они, надо думать, были основными при анализе нарушений прав гражданского населения. Впрочем, надо сказать, что ситуация в Дагестане и в сопредельных странах СНГ постоянно находилась в зоне информационного внимания правозащитников, о чем некоторые из них постоянно информировали западных партнеров, причем на самом высоком уровне, поскольку среди "партнеров" оказывались и члены правительств зарубежных стран...
Поразительно, но до сих пор не было ни одного заявления правозащитников и правозащитных организаций после терактов в Москве, Волгодонске и Буйнакске. Недавно в одном из чеченских сел были расстреляны русские жители - 41 человек погибли в один день, за несколько минут, и хоть бы что: ноль эмоций.
Впрочем, о русских в России и за ее пределами на правозащитных тусовках говорить просто неприлично - реакция будет всегда одна и та же. "НГ" на протяжении последних лет не раз писала о том, что испытывают на себе русские жители свободолюбивой Ичкерии, особенно в Наурском и Шелковском районах - пытки, похищения, насилия, захват домов... Писали мы и о том, как доходит до русских (а точнее, вообще не доходит) гуманитарная помощь, пенсия и прочие мифические явления. Мы писали вообще о нарушениях прав человека в Чечне - о шариатских судах и запрете исповедовать любую религию, кроме ислама (излишне говорить, что это противоречит Конституции России и международным нормам), о публичных казнях и расстрелах обычных чеченцев, но никакой реакции правозащитников это тоже не вызвало. Сейчас вслед за президентом Ингушетии Русланом Аушевым все кричат о "гуманитарной катастрофе" (умалчивая при том, что правительство уже выделило Ингушетии почти 500 млн. руб., не считая гуманитарной помощи международных организаций), но когда более 400 тыс. человек покинули Чечню в течение 1994-1996 гг., никто не говорил о "гуманитарной катастрофе". Зато сегодня говорят о сотнях и тысячах жертв среди мирного населения (не приводя, как всегда, никаких фактов), о бомбежках школ, которые давно не работают, поскольку Аслан Масхадов "отменил" бесплатное образование за ненадобностью: мелочь, конечно, после шариатских судов и публичных казней, но тоже нарушение основополагающих прав человека на бесплатное образование. Недавно выяснилось, что в Наурском и Шелковском районах, по информации правительственного источника, из 13 школ кое-как работали всего две - следовательно, в Чечне на протяжении пяти лет независимости существовали только "школы" для боевиков, для подготовки терактов и диверсий.
Все это было хорошо известно либерал-демократам и правозащитникам, отчего же сегодня такой шум? А потому, что велено вернуть Россию в стойло - еще докажет своим соседям и всему миру, что умеет умно воевать с террористическими бандами, что может навести элементарный порядок на своей территории, начнет, чего допустить никак нельзя, "возвращать" себе Северный Кавказ, ранее благополучно "уходивший". Ситуация очень опасная - следовательно, надо ее остановить и вернуть на круги своя. Телефаксы редакции ежедневно разогреваются от разнообразных посланий правозащитников: мы требуем прекратить! Мы требуем возобновить! Мы обращаемся к вам, господин президент... Горы бумаг. Сотни грозных слов и восклицательных знаков. Люди все те же: Сергей Ковалев, Лариса Богораз, Валерий Борщев, Марина Салье, Глеб Якунин... На днях г-н Тэлботт тоже указал, что события развиваются не в том плане, который бы устраивал США. Все эти совпадения, конечно, не только стилистические: это единство духа между правозащитной тусовкой и американской администрацией наблюдается давно, и этому есть еще одно весьма забавное доказательство. В статье "Диктатура томагавка" ("НГ" от 27.04.99), где говорилось о том, что наши правозащитники и демократы слово в слово повторяют тезисы Билла Клинтона и Мадлен Олбрайт, мы позволили себе творческую компиляцию и объединили все эти высказывания в один текст, не существующий формально, но существующий в российской действительности как идеологическая данность. Так вот, правозащитник Борис Альтшулер, член Московской Хельсинкской группы, решил ответить "НГ", на полном серьезе написав следующее ("НГ" от 14.05.99):
"Я не буду комментировать цитируемое Натальей Айрапетовой совместное заявление Билла Клинтона и российских политических деятелей, во-первых, потому, что оно не опубликовано в газете полностью, а во-вторых, потому, что ПРАВОЗАЩИТА и ПОЛИТИКА находятся "по разные стороны стола", и путать эти понятия нелепо". Тут забавно не то, что правозащитник с 25-летнем стажем, как говорится, "не врубился" и поучает журналиста, по какую сторону стола находятся политика и правозащита. И дело не только в том, что в статье никак не опровергается факт финансового содержания правозащитников Западом, сколько в том, что появление действительного "совместного заявления Билла Клинтона и российских политических деятелей" у г-на Альтшулера в принципе не вызвало бы никакого удивления или протеста: важно только, чтобы газета опубликовала этот документ полностью, без купюр! Собственно, все то, что происходит сегодня, - это и есть продолжение "совместного заявления" администрации США и российских борцов за права человека, которое - повторим - формально не существует как единый документ, но давно существует как единая реальность в нашей жизни, идет ли речь о Чечне, Дагестане, Белоруссии или Югославии.
Главный тезис борцов за права человека один: остановить "эскалацию войны" в Чечне. Отчего таких разумных требований наши правозащитники не предъявляли НАТО, распоряжающейся на чужой территории? Почему они не писали суровые письма другу Биллу? Почему они вечно путают - в зависимости от разрешенной им "зоны ответственности" - "полицейскую операцию" и "эскалацию войны"? Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает, что борьбу с терроризмом необходимо вести полицейскими методами, а не с помощью бомбардировок мирного населения; но, господа, натовская "полицейская операция" на Балканах велась именно с помощью бомбардировок мирного населения, и на этот счет не было никаких протестов и указаний от имени тех, кто стал вдруг большим специалистом по проведению антитеррористических операций. Выход из "эскалации войны" правозащитники видят тоже своеобразно: недавно Национальный институт прессы провел пресс-конференцию, в которой приняли участие Боровой, Новодворская, Храмов, укрепленные другими либералами и правозащитниками. Как было сказано в пресс-релизе, эти господа осуждают российские спецслужбы и российскую военщину за новую кавказскую войну и "расскажут о способах разрешения чеченского кризиса путем предоставления Чечне государственной независимости". Уже из этой формулы ясно, что депутаты Госдумы Константин Боровой и другие его товарищи по парламенту пренебрегают российскими законами и прежде всего Конституцией России, где в ст. 4 говорится: "Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию" - и подчеркивается: "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории". Судя по другим воззваниям и открытым письмам, наши правозащитники и либералы не знакомы и с другими статьями Основного закона Российского государства - например, в ст. 13 говорится о том, что запрещается создание и деятельность общественных организаций, действия которых направлены на "нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства". Что же касается независимости Чечни, то пять лет мы эту независимость наблюдали - в том числе независимость и от цивильных норм человеческого обращения с пленными или заложниками. Итог этой независимости печален для самих чеченцев, не говоря уже о представителях других народов, изгнанных с этой территории: никакого намека на государственность, полное разрушение всей социальной структуры, в том числе здравоохранения и образования, доведение чеченцев до уровня пещерного существования, когда главным промыслом становится работорговля и похищение людей, теракты в городах России.
"ЯБЛОЧНЫЙ ПИРОГ" КАК НОУ-ХАУ
Однако появляется в этих трафаретах и кое-что новенькое, в том числе и по отношению к союзникам России. Недавно наши правозащитники озаботились наконец фактами исчезновения людей, но не в Чечне, а в Белоруссии. О чем 30.09.99 года в своем открытом обращении российских правозащитников они сообщили президенту Российской Федерации, в котором его строго информировали о том, что "в союзном нам государстве" давно уже все не так, в том числе - разгон мирных акций протеста с применением административного и уголовного преследования их участников, публичное причисление оппозиции к финансируемой Западом "пятой колонне", запрет шествий и демонстраций. От президента Ельцина Людмила Алексеева, Сергей Ковалев, Лев Пономарев, Светлана Ганнушкина и другие потребовали предпринять "все возможные виды политического, экономического давления на белорусское руководство с тем, чтобы бесчеловечная практика похищения людей была немедленно пресечена всеми законными средствами, а виновные, кто бы они ни были, наказаны по всей строгости закона". Мало того - президенту вменялось в обязанность публично "заявить об осуждении высшими руководителями РФ принятых в Беларуси методов борьбы с оппозицией и лицами, не угодными лично президенту этой страны", а также приостановить работу наших представителей в работе органов Союза РБ и РФ на всех уровнях "до эффективного восстановления демократических процедур и соблюдения политических и гражданских прав и свобод в соседнем братском государстве" (то есть, надо понимать, до прихода к власти оппозиции). Главный же тезис, по методу Штирлица, содержался в конце послания, а именно: "Недопустимо поддерживать и тем более объединяться с режимом, который не брезгует использовать методы государственного терроризма..." - ну и так далее. Поскольку все эти тезисы уже в середине октября, после белорусского "марша свободы", почти слово в слово озвучили представители "ЯБЛОКА", эти совпадения наводят на мысль, что гневная отповедь была заготовлена заранее, как и всякий хороший экспромт, и что поездка в Минск депутата от "ЯБЛОКА" Ольги Беклемищевой была не случайной - видимо, в неких сферах потребовалось, чтобы "голос правозащитников" был бы подкреплен голосами в российском парламенте, что и было сделано "яблочной" фракцией. Правда, должного эффекта это тоже не произвело ни на общество, ни на парламент, но сам ход, когда протест поднадоевших всем людей как бы запекается в "яблочный" политический пирог, заслуживает титула ноу-хау.
Однако трафареты - увы, тоталитарные, изобретенные еще матушкой-Системой, снова дают о себе знать (против чего борешься - то и приобретаешь): президент Лукашенко постоянно вызывается нашими правозащитниками "на ковер", как недавно члены политбюро вызывали в Москву какого-либо "первого секретаря", при этом наших большевиков-либералов даже не посещает мысль, что это "чужой" президент другого государства, хотя и "союзного нам", и его выбирали не Новодворская с Ковалевым, а народ Белоруссии. Заметьте, ни о ком больше наши либералы не смеют говорить в подобном тоне, хотя существуют, например, Казахстан, состоящий с нами в одной "четверке", - там тоже есть проблемы с правами человека, так почему бы не поручить Ельцину "разобраться" с Назарбаевым? Зачем далеко ходить - вот на Украине, даже по западным оценкам, не слишком хорошо дело обстоит со свободой слова, а уж о предвыборных терактах и говорить нечего - однако к Леониду Кучме у наших правозащитников нет и не может быть никаких претензий: Украина - зона ответственности Запада и НАТО, а не каких-нибудь боровых, ковалевых и храмовых, и эта иерархия, как видим, свято соблюдается участниками одного обеденного стола, перестреляй при желании Леонид Данилович хоть всех своих соперников на Украине.
РУСОФОБИЯ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ БЕЛКОВЫХ ТЕЛ
"Эту страну", в которой наши правозащитники и либералы не живут, а "работают", они постоянно награждают титулами вроде "фашизм", "нацизм", "расизм", "фашистское государство". Так и хочется сказать: господа, нельзя жить в стране, которую столь страстно ненавидишь, - это вредно для здоровья! Россия очень несовершенная страна, но такой свободы слова и свободы рук нет больше нигде в мире: мы что-то ничего не знаем о протестах либералов и правозащитников, например, Израиля, который немедленно в ответ на теракты наносит удары по базам террористов, хотя при этом и случается гибель местного населения; нам ничего неизвестно о протестах американских или английских либералов против действий своих правительств в остальных частях мира, нарушающих Устав ООН, а уж о протестах против "американской военщины" и говорить нечего - страшно подумать, что было бы с г-ном Храмовым в самой демократичной стране мира, если бы он проводил свои "антимилитаристские" акции в Нью-Йорке, год за годом дискредитируя национальную армию...