0
2057
Газета Идеи и люди Интернет-версия

04.11.1999 00:00:00

"Если Бога нет, значит, все позволено..."

Тэги: война


ВОЙНА открывает новую эпоху в жизни страны. Так, война с Чечней в 1994-1996 гг. открыла новую эпоху. Чем она была характерна? Особой свободой? "Если нет Бога, значит, все позволено". Эту фразу из романа "Братья Карамазовы" можно предложить эпиграфом к той "вольной воле", не свободе, а именно воле, безудержной и рискованной, которой было ознаменовано время, "открытое" войной. Поглядите-ка, сегодня почти умолкли те правозащитники, которые влияли на прекращение военных действий в 1994-1996 гг., создавая общественное мнение. Вспомним, что произошло, когда разразилась беда в Буденновске и Виктор Черномырдин своей дипломатией спас еще не погубленных басаевскими боевиками рожениц, младенцев, больных. Вспомним кадры телехроники, на которых запечатлено, как рядом с террористами в кабину машины садится Сергей Ковалев - "гарантом" безопасности боевиков, оставивших больницу.

Сегодня другая война, не менее жестокая. Тысячи беженцев, угроза гуманитарной катастрофы. Чеченцы и русские, женщины, дети и старики бегут, оставляя родину и дом. От кого же они бегут? От террористов Басаева или от российских солдат, сыплющих бомбы на мирные села, в которых скрываются бандиты?

Война, как бы она ни называлась военачальниками, есть война. А на войне как на войне. Это известно: бомбы и снаряды не выбирают, кого можно уничтожать, а кого - нет. Гибнут российские солдаты, террористы грозят новыми взрывами в России.

Что должны предпринять власти в такой самоубийственной ситуации?

Бороться за чеченский нефтепровод, исполнить соглашения о ненападении или идти на переговоры? Прекратить войну или гоняться на самолетах за Басаевым, Радуевым и Хаттабом? Убьют Басаева и Хаттаба с Радуевым, на их место встанут, как справедливо заметил в интервью "Новой газете" президент Ингушетии Руслан Аушев, новые басаевы и хаттабы. Что справедливей - "отпустить" мятежную республику или губить души невинных людей словно бы невзначай?

На пороге - новая эпоха, эпоха набирающего силу беспредела: об этом свидетельствуют скандалы с "отмыванием грязных денег", но яснее всего свидетельствует разделение между властью и народом, как в Чечне, так и в России. Разделение, знакомое тем из нас, кто помнит советский образ бытия. Мы стали заложниками властей. Их амбиций и расчетов. Амбиций, потому что президент не ответил на призывы Масхадова вести переговоры. Почему же? Он не объяснил, почему как "гарант Конституции" пренебрегает словами ее преамбулы о том, что входящие в Российское государство народы обладают общей судьбой. В первой же статье Конституции речь ведется о том, что народы, населяющие Российское государство, владеют "общепризнанными принципами равенства и самоопределения". Увы, в этом документе не раскрыто, что означают равенство и самоопределение. А между тем Конституция - своего рода симфония, и в ней не должно быть ни единой фальшивой ноты.

Фальшивая нота в такой "симфонии" перечеркивает всю Конституцию, и оказывается, что во власть могут идти и "заказывать музыку" коммунисты, семьдесят лет превращавшие Россию в концлагерь. Вот и теперь коммунисты прошли избирком без сучка и задоринки. В чем же сокрыта причина, почему в названном Конституцией демократическим государстве правят бывшие и нынешние большевики?

Ответить на этот вопрос я не берусь, возможно, потому, что на него нет ответа. Могу лишь повторить не однажды сказанные слова об отсутствии "политической воли".

Презрение к Конституции имеет слишком долгую традицию в России. Начиная с семнадцатого года произвол вождей, начальников и чиновников стал прочной традицией. Сломать ее не сможет и новый президент, "намеченный" Борисом Ельциным. Он ведь вышел из той самой структуры, которая во все времена господства советской и постсоветской власти пользовалась вместо закона произволом. Вспомним-ка нашу недавнюю, уже "перестроечную" историю: стрельбу в Вильнюсе, Тбилиси, Баку...

Итак, у нас есть только один выход: чтобы не погибнуть, надо начать все сначала. Погибнуть в данном контексте означает продать или подарить свою совесть, а свои нравственные принципы закопать как можно глубже. Тот же, кто посмелей, может продолжить "род" новых русских, которым подчас и вовсе невдомек, что есть нравственность и честь.

Что ж, значит, мы не принадлежим к христианской цивилизации. Мы - языческая страна, молодежь которой вместо комсомола увлекается фашизмом и нацизмом, а населению России чужды сострадание, любовь, жажда добра? И все эти, как говорят социологи, "ценностные ориентации" - и не только названные мною, но и другие не менее важные для человеческого духа, к которым можно отнести жажду правды, неприятие лжи, желание помочь обездоленным, немощным, гонимым, старикам, - забыты или вообще неизвестны? Их вытеснили ложь и поклонение таким идолам, как доллар, роскошь и наслаждение.

Я напоминаю о давно известном, ставшем банальностью, и напоминаю прежде всего для тех, кто борется за звание народных избранников. Об этом важно вспоминать именно накануне предвыборной гонки, когда ложь принимает формы настолько безнравственные и уродливые, что только диву даешься.

Так, почетный гражданин Москвы, мэр нашего города Юрий Лужков рассказал в интервью "Общей газете", что крещен, да не кем-нибудь, а самим Алексием II в его "патриаршей крестильне", и тут же признался, что он неверующий. Как могло произойти такое? - спросит читатель этой статьи. Ответ он может получить только у Алексия II. Ведь крещение есть таинство и крещаемый должен ответить на вопросы совершающего таинство. Вопросы не оставляют возможности солгать, ибо у крещаемого спрашивают: "Веруешь ли во Христа как в Бога и поклоняешься ли Ему"? На эти вопросы нужно трижды ответить и положить три поклона. Так что же сделал в этом случае Юрий Михайлович? Солгал? Или Алексий II не пожелал совершить таинство по положенному чину?

Надо отдать должное смелости Лужкова, смелости в признании своего безверия и невежества.

Этот факт проливает свет на многие поступки и выступления Лужкова. Напоминать о них я не стану. Скажу только: называя Москву "Святой Русью", он ничуть не обеспокоен, как мы видим, тем, что в первопрестольной столице пенсионеры копаются в мусорных баках, что пенсии, которые им выплачивают, не хватает ни на что, кроме хлеба и молока, что цены на лекарства недоступны не только пенсионерам. Так, в Москве, увешанной рекламами и картинками, совершается геноцид стариков, малоимущих, больных и немощных. Пусть умирают, у нас, мол, другие заботы, как бы "поддать" побольнее президенту! Или как бы снова стать "хозяином" этой "Святой Руси". Возможно, кто-то не поверит, но мэр, фальшиво крещенный, во время патриарших служб стоит в алтаре и крестится, не ведая, что творит. Конечно, это личное дело мэра, мы не судьи, мы всего лишь свидетели...

Вера стала модой не только для власть имущих. И для фашистов. Тов. Зюганов даже придумал свое большевистское православие, связав его с коммунизмом. "Невежество - демоническая сила" - эти слова, кажется, принадлежат одному из классиков марксизма. Невежество стало "новой религией", вот и Примаков умиленно назвал Московскую Патриархию "главной церковью" России. Он тоже хочет быть президентом.

Но о чем же говорить, если вера стала модой? О каких нравственных ценностях мы можем толковать, если они забыты?

И все же не странно ли, что после гонений на верующих, которые исправно предпринимал Андропов, столь любимый Евгением Киселевым (НТВ), снявшим о нем "лирический фильм", появилась мода на веру? Это тоже знамение времени. Когда нет веры, человек, тоскуя по ней, по Святой Руси, создает суррогаты.

Так, тоскуя после тоталитаризма по демократии, наш президент, в семье которого тоже были гонимые, провозглашает демократию, но забывает о том, что ее надо защищать. От кого? От коммунистов, тайных и явных. "Ату, ату его!" - кричат болельщики, - "пусть отдаст чемоданчик, пусть передаст полномочия!" и т. д...

"Я был болен и вы посетили Меня", - говорит Христос (Мф. 12, 36). Посетили. Будучи в ссылке, я получила письмо. Среди многих писем, приходящих ко мне от христиан из разных стран мира, было одно, присланное из донбасского городка. Писала женщина, входящая в общину пятидесятников: "Я хочу посетить вас", - писала она, видимо, вспомнив о завещании Христа, говорящем о Страшном Суде: "В темнице был и вы пришли ко Мне".

Ссылка была уже после темницы, но этот горный поселок на Алтае в одной из своих книг я назвала "другой планетой", а кто-то из приезжавших ко мне говорил, что там живет "допотопное человечество". Места для ссылок выбирало именно ведомство Андропова, в этих поселениях понятия не имели, что такое цивилизация.

Думаю, что женщина, пожелавшая меня "посетить", своим письмом, как и те, кто слали мне открытки и письма из Америки (в одной я прочла: "Слышишь, молится церковь родная, не забыли тебя друзья"), были щедры и счастливы, обладая верой.

Никита Михалков на вопрос Евгения Киселева о том, какое подходящее место в политической жизни России видит он для себя, повторял несколько раз одно и то же: "Я верующий". Говорили о политике, и Михалков как режиссер и актер, конечно же, "обыграл" не только Киселева, но и зрителей программы. Камера была направлена на него, но когда оператор перевел ее на Киселева, у того было усталое, осунувшееся лицо. После "Итогов" участвовать в спектакле Михалкова, вероятно, было невмоготу. Зачем же Киселев так часто приглашает Михалкова для интервью? Неужто верит в то, что он станет императором России? Страстный монолог был произнесен режиссером о том, как нужен царь России. И я вспомнила, что он уже сыграл царя в последнем своем фильме. Царь - тот, кто спасет Россию, уверял Михалков. Царь слышит всю Россию, так слышит Россию Михалков, когда ездит по городам, демонстрируя свой фильм.

Смешно? Нет, грустно. Ты - верующий, но вера без дел мертва, сказано в одном из апостольских посланий в Новом Завете. Без дел веры. А далее сказано, что "дела веры" есть жертва. В программе НТВ, однако, речь шла лишь о политике. О депутатской "малине", ибо, кроме "неприкосновенности", депутаты обладают зарплатой, которая во много раз превышает пенсии и зарплаты научных сотрудников академических институтов. За "депутатскую малину" борются сегодня те, кто богат и хочет приумножить свое богатство. Голова может закружиться, когда слышишь, сколько квадратных метров составляют дачи и квартиры "слуг народа", сколько автомобилей они имеют. Какие же нравственные ценности могут утвердить в российском народе те, кто спешит в Думу и проходит туда без сучка и задоринки?

Президент болен, и поэтому многие с ним уже не считаются, а г-н Примаков даже отказался ответить на приглашение президента посетить его.

Скуратов же борется за место генпрокурора, борется с президентом, лучше бы он боролся с преступностью и раскрыл хоть одно из "загадочных дел", таких, как убийство священника Александра Меня или Галины Старовойтовой, защитницы обиженных и немощных.

Попрание этических и нравственных законов ведет ко все нарастающей преступности: тюрьмы переполнены, не соблюдаются нормы содержания заключенных. Это - рабы. Чьи? Рабы беззакония, царящего в России, где прокурорское место занимают скуратовы.

Между тем мало описать те трагические обстоятельства, которые влекут Россию все дальше в бездну. Мало назвать причины, необходимо найти выход. Он, увы, даже будучи названным, не может скоро изменить ситуацию.

Нужно время для пробуждения к действию тех сил в обществе, которые в августе 1991 года стояли насмерть за демократию.

Оказалось, что силы сопротивления истинной демократии поставили своей целью вернуть Россию к большевизму. Если не конституционным путем, то интригами, запретами, которыми весьма успешно пользуется коммунистическое большинство в Думе. Однако вряд ли "думцы" добьются своего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
744
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
479
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
315
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
444

Другие новости