ЕСТЬ в русском языке слова, которые во множественном числе звучат если и не в точности так же, как "ножницы" в единственном, то, по крайней мере, столь же нелепо.
"Мирные инициативы"... Сколь бы многократно ни выступало государство с такой инициативой, какими бы разнообразными ее проявления ни были, все они - инициатива. Множественное число для чуткого и просвещенного уха здесь неприемлемо.
Некоторое время назад африканские страны были колониями, и в них началось освободительное движение. И вот (должно быть, потому, что в разных странах оно не совпадало по времени или имело в каждой стране свои особенности) с тех пор только и слышно об "освободительных движениях". А ведь об "освободительных движениях" во множественном числе уместно говорить только лишь в случае, если, например, человека связали и он их, эти движения, делает.
И ведь слышим мы это не от кого-нибудь, а от профессионалов - дикторов радио и телевидения, которые договорились уже до "министров оборон", приехавших на совещание. (Опять же - страны-то разные, и министры разные. Значит, разные и обороны?) Это, конечно, курьез, оговорка, но оговорок таких в "Вестях" и "Новостях" я насчитал уже с десяток.
"...Употребляется в больших количествах". Так и хочется спросить: и сколько же их - этих количеств - было?
"Открываются широкие перспективы"... А сколько перспектив?
Нет, не говорите, что все это случайно? Здесь просматривается явная тенденция. И случаи эти становятся самыми настоящими штампами, получают все большее распространение.
"Необходимо учитывать реальности". Помилуйте, сколько же может быть реальностей?! Уж если даже реальность не одна - это, простите, шизофрения.
Не терпят множественного числа такие слова, как стандарт, методика, технология. Когда говорят о "стандартах" - это уже не стандарт! Стандарт - это стандарт. И опять особенную обиду вызывает то обстоятельство, что об "образовательных стандартах", "новых методиках и технологиях" говорят в последнее время специалисты в области педагогики. Уж кому-кому, а радетелям просвещения юношества следовало бы обладать чутьем, которое подсказало бы, что надобно говорить о разных видах методики или технологии. А то ведь и до "педагогик" остается всего один шаг...
В официальном сообщении по первой программе телевидения диктор "Новостей" сказал, что "на границе между Северной и Южной Кореями произошла перестрелка"... Руководитель администрации какого-то района доложил (тоже по телевидению), что в селах "организуются художественные самодеятельности"... Реклама извещает о "продаже и установке сигнализаций"... В газете бросается в глаза жирный заголовок: "НОВАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ СЕВЕРОВ"...
Необычайное распространение (не только в устной речи, но и в печати) получают ныне такие обороты и словосочетания, как "большинство ученых считают", "половина народу стояли молча", и подобные... И несть этому конца! (Может показаться: мало ли какие языковые погрешности встречаются... есть и такие, следует ли так уж избирательно на них останавливаться? Но даже простой статистический анализ, рассмотрение чисто количественной стороны этого явления не позволяет усомниться, что мы встречаемся здесь со стихийным, но вполне определенным по своей направленности феноменом.)
А бывает наоборот.
С недавних пор мы отмечаем 1 сентября День знаний. Наверное, не все заметили (а если и заметили, то забыли) факт, что первоначально, когда был учрежден, праздник этот назывался "День знания" (и такое наименование продержалось некоторое время, пока учредители не спохватились). В подмосковном Серпухове на одном из домов красуется вывеска: "Дворец бракосочетания" ( невольно мелькает мысль: неужели только одного?...).
Есть такое прекрасное слово - учение. (Нелишне заметить мимоходом, что раньше в русских словарях слово "учеба" давалось с пометкой "простореч.". И до сих пор еще сохранились старики, которые его избегают. Попробуйте вместо "Ученье - свет" сказать "Учеба - свет" или переделать слова поэта: "В учебе сладки и в труде"... Получится такая же дикость, как если сказать вместо "учеба секретарей парткомов" - "учение секретарей"... Пожалуй, смело можно рекомендовать отдать предпочтение "учению" и преодолеть ложные опасения показаться архаичным.) И один из немногих случаев, когда это слово должно употребляться во множественном числе, - это войсковые учения, маневры. Но не тут-то было! Сегодня и все газеты пишут, и дикторы говорят, что там-то и там-то "состоялось военное учение".
И в случае с "мирными инициативами", и с "освободительными движениями" угадывается влияние на область словесности области политической. (Может быть, и в связи с военными учениями политикам хочется снизить впечатление, что их проводится много, вот и стали употреблять единственное число, "чтобы не было милитаризма". Ну а "мирные инициативы" и "освободительные движения" во множественном - чтобы ширились и развивались...)
Хорошо, что политика покамест одна. Но если, в силу описанной тенденции, появится несколько политик, то придется противопоставлять им этак с дюжину грамматик...