0
1963
Газета Идеи и люди Интернет-версия

15.10.1999 00:00:00

Социальное бедствие

Сергей Степашин

Об авторе: Сергей Вадимович Степашин - президент Национального антикоррупционного комитета.

Тэги: государство, коррупция


Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

КРУПНЕЙШИЙ юрист современности Г.Кельзен говорил, что государство можно называть наиболее эффективной организацией власти на данной территории, но если власть наиболее эффективно организуется бандитской шайкой, то и государство становится бандитским. А ведь именно это предрекают России. И именно превращения страны в криминальное, воровское государство (благо воровать в нашей богатой ресурсами стране можно еще долго) в первую очередь опасаются здоровые силы. В криминальном государстве по определению не могут работать такие понятия, как права человека, ответственность власти, свободные выборы и др. В таком государстве не работают и рыночные законы, поскольку уничтожается их смысл - свободная и добросовестная конкуренция. Но главное, что рано или поздно такое государство просто рухнет и погребет под своими останками все общество. Вот почему сегодняшний приоритет политики - это создание мощного антикриминального, антикоррупционного заслона.

Мы обязаны прежде всего дать ответы на вопросы: почему сегодня в России лучше всех чувствуют себя те, кто не обременен моральными принципами? Почему все больше размывается грань между честностью и бесчестностью? Почему понятие "государственная служба" в глазах людей все больше соединяется со словом "корысть"? Наконец, почему наиболее опасный вид бесчестности - коррупция - приобретает масштабы социального бедствия, грозящего самим устоям государственности?

Разве за какие-нибудь десять лет в стране резко увеличилось "поголовье" жуликов? Разве со сломом советской власти народ наш окончательно растерял все моральные ценности? Нет, это не так.

Во-первых, всегда при изменении фундаментальных условий жизни (мировой опыт доказывает это) резко подскакивает уровень коррупции, которая в небольших масштабах существует даже в благополучных странах.

Во-вторых, сломав систему тотального контроля и регламентирования, государство не заменило ее полностью системой строжайшего правового контроля и правовой ответственности.

В-третьих, кадровая и организационно-структурная нестабильность во властных эшелонах вывела на одно из первых мест среди мотивов чиновничьей деятельности заботу о создании собственного материального "резерва прочности".

В-четвертых, вместо партийного принципа формирования власти возобладал принцип "своей команды", который преподносится как достижение. На самом деле он породил безответственность, клановость, стремление угодить первому лицу ("патрону"), а не сохранить публичную добрую репутацию. Здесь - один из недостатков действующей Конституции.

В-пятых, мы имеем сегодня странный симбиоз из демократической модели институтов власти и сталинской модели ее функционирования. Сохраняются советские принципы и формы работы ведомств, когда служение обществу подменяется услужением начальству.

В-шестых, несмотря на все рыночные прорывы, в сознании государственных мужей, да и большой части граждан слово "государственный" выглядит гораздо предпочтительнее слова "частный". Под понятием "государственное регулирование экономики" понимается, как правило, прямое государственное вмешательство в экономическую, да и во все другие сферы, весь предыдущий опыт показал, что такое вмешательство не только снижает эффективность, но и в огромных масштабах порождает подкуп чиновников, создает прекрасные условия для корыстных злоупотреблений.

Это, конечно, не все, но наиболее явные истоки нынешних масштабов коррупции. Их анализ побуждает нас не паниковать, а браться за дело, понимая, по каким точкам необходимо "бить".

Эти точки известны.

Прежде всего, законодательные и подзаконные акты, которые облегчают возможность для злоупотреблений либо даже провоцируют их. Такие пороки нормативно-правовой базы либо вызваны пренебрежением к коррупционной опасности, либо сами являются следствием подкупа лиц, от которых зависит принятие того или иного акта.

Если же брать сферы, в которых наиболее сильна "верхушечная" коррупция, то это:

- сырьевой бизнес;

- налоговый контроль;

- таможенный контроль;

- бизнес в финансово-кредитной сфере;

- алкогольный бизнес.

Разумеется, этим не исчерпываются точки приложения криминала. Мы не должны забывать о борьбе с условиями, порождающими и так называемую низовую коррупции, которая наносит прямой ущерб материальному положению граждан, в том числе малому бизнесу.

Коррупция - это не просто взятки, злоупотребление должностным положением, завуалированные виды подкупа чиновников. Эта болезнь гораздо более глубокая, имеющая в своей основе психологическую установку использовать государственную службу как неисчерпаемый источник для достижения корыстных целей. Однако это не означает, что бороться с коррупцией можно путем "перевоспитания" или "отбора честных кадров". Мы не должны создавать какую-то "организацию честных", которая будет воспитывать других, "не таких честных". Всем известно, к чему в итоге приводит монополия на моральное превосходство. Поэтому есть только один путь к тому, чтобы тон в государстве задавали не жулики. Этот путь известен мировой цивилизации. Он состоит в том, что ставка делается не на выдуманную схему, не на "картонного человека", лишенного нормальных инстинктов и потребностей, не на "подбор и расстановку кадров" (кто их будет "подбирать" и "расставлять"?), а на выработку четких и, я бы сказал, "тесных" правил поведения как представителей власти, так и представителей бизнеса. Причем правил, соблюдение которых можно проконтролировать самым жесточайшим образом.

Другими словами, должна быть разработана и постоянно осуществляться антикоррупционная политика как одна из полноценных функций государства. Причем эта политика должна не просто привести к существенному снижению масштабов коррупции, но и действовать в условиях низкого уровня коррупции. Ведь это явление обладает свойством воспроизводства и быстро распространяется, как только внимание к нему ослабевает.

Первым крупным шагом при создании такой политики будет антикоррупционная программа. Основными ее направлениями могли бы стать следующие:

- ревизия всего корпуса законодательства для внесения в него норм, призванных противодействовать коррупции; введение постоянной практики экспертизы законов и подзаконных актов на коррупциогенность, т.е. на выявление в них положений, провоцирующих или облегчающих коррупционное поведение чиновника;

- перестройка принципов государственной и муниципальной службы. В том числе установление не только более жестких рамок такой службы, но и твердых социальных гарантий чиновникам, что в конечном счете будет гораздо меньше стоить обществу, нежели деятельность чиновника по принципу "кормления";

- проведение комплексной административной реформы для того, чтобы создать эффективный государственный аппарат, численность и структура которого должны зависеть не от административного зуда, а исключительно от функционального предназначения того или иного органа;

- разработка и принятие Административного кодекса как свода процедур чиновничьей деятельности, в какой бы сфере она ни протекала;

- введение административной юстиции как отдельного вида судопроизводства, позволяющего гражданину эффективно защищать свои права и законные интересы, нарушенные чиновным произволом;

- существенное сужение числа видов деятельности, основанных на разрешительном, а не на уведомительном принципе (прежде всего в малом и среднем бизнесе);

- приоритетное внимание государства к правоохранительным органам и судебной власти. Нищая и при этом запутанная правообеспечительная система создает основу для коррупции внутри самой себя и позволяет использовать ее в целях подавления политических или экономических конкурентов. Модная нынче "война компроматов" - следствие болезненного состояния правоохранительных органов. Вот почему их система, структура и функции должны быть пересмотрены с учетом названных пороков. В частности, прокуратура должна быть лишена функции следствия. Во всем мире это - структура, предъявляющая обвинения от имени государства. У нас же здесь сохраняется сталинское наследие.

Для того чтобы государство осознало все это, чтобы его деятельность основывалась на продуманной антикоррупционной политике, а не на спонтанных и конъюнктурных вспышках борьбы с коррупцией, необходимо его подталкивать к этому. Вот почему остро назрела необходимость создания авторитетной общественной, непартийной структуры, которая будет осуществлять такую задачу - задачу антикоррупционного давления на власть. Такую структуру - Национальный антикоррупционный комитет - мы уже создали.

Среди первоочередных шагов, которые будут осуществляться от имени НАК:

- анализ нормативного массива в сфере таможенной деятельности как стратегически важной для государственного бюджета сферы и внесение конкретных предложений по изменению тех или иных актов;

- анализ и внесение предложений в законодательство, регулирующее статус судей;

- создание общественных приемных в различных точках страны как опорных пунктов нашего взаимодействия с гражданами;

- создание банка данных о фактах коррупции и об условиях, способствующих ей, а также предложений по ликвидации этих условий. Ознакомление с ними государственных органов, а затем и всего общества;

- публичная защита (в СМИ, судах) общественных структур и отдельных граждан, которые самостоятельно вступили в схватку с коррупционерами.

Наша организация не занимается сбором компромата на кого бы то ни было. Не стоит, наверное, доказывать, что потрясание перед публикой "чемоданами с компроматом" не только не содействует борьбе с коррупцией, но, наоборот, препятствует такой борьбе. Ведь в обществе притупляется восприятие самого понятия "коррупционер", понижаются моральные критерии, девальвируется цена разоблачения преступной деятельности чиновников. У нас сейчас сбор компрометирующих материалов стал не средством ограничения коррупции, а превратился в источник получения капитала - политического, экономического, административного. Как следствие всего перечисленного:

- распыляются силы правоохранительных органов;

- каждый "подозреваемый" сразу же апеллирует к общественности, заявляя, что возбуждение уголовного дела - это, дескать, козни его политических конкурентов (тем более что в ряде случаев так оно и есть), и многие склонны этому верить, избирая такого человека губернатором, мэром или депутатом;

- от ответственности уходят многие истинные коррупционеры;

- в обществе укрепляется недоверие и презрение к власти в целом;

- "борьба с коррупцией" в таком виде становится разменной монетой для политических спекуляций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
1134
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
1309
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
773
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
623

Другие новости