17.11.97, Луксор (Египет). Жертва теракта. Фото АП |
ТЕРРОРИЗМ как одна из наиболее актуальных угроз человечеству давно вышел за пределы отдельно взятой страны и приобрел черты международного явления. Арабский Восток не стал исключением из общего правила. Многие государства этого региона пострадали от действий террористов и продолжают оставаться объектом их "интересов". В этом смысле опыт арабских государств дает достаточную информацию, анализ которой, возможно, будет полезен и в России.
Не претендуя на полное освещение вопроса, сконцентрируем внимание лишь на некоторых, наиболее "громких" террористических актах.
Условно акции террористов можно разделить как по методу исполнения, так и по преследуемым целям.
ФизиЧеское устранение политиЧеских оппонентов
Одним из классических примеров такого рода террористических актов стало удавшееся покушение на жизнь президента Египта Анвара Садата во время военного парада 06.10.81 в пригороде Каира. По технике исполнения оно представляло собой нападение группы вооруженных лиц с применением автоматического оружия и ручных гранат. Особенностью этого теракта стало то, что он был совершен не со стороны наблюдавшей за парадом публики, которую от трибуны с президентом и другими высокими иностранными гостями отделяли верные режиму спецчасти и полиция, а со стороны плаца, по которому проходила военная техника. Таким образом был достигнут эффект неожиданности. От проходившего в колонне тягача со 120-миллиметровым орудием на прицепе отделились четыре одетых в военную форму человека. Они ринулись к трибуне, открыв на бегу огонь по ней и забросав ее ручными гранатами. Оставшиеся на тягаче двое солдат также открыли прицельный огонь по египетскому президенту. В результате нападения, вызвавшего замешательство охраны и панику среди присутствовавших на трибуне гостей, Анвар Садат был смертельно ранен. Кроме того, семь человек, находившихся на трибуне, погибли, а еще около двадцати, включая тогдашнего вице-президента Хосни Мубарака, получили ранения различной степени тяжести. Несмотря на возникший хаос, троих нападавших схватили. Остальных задержали позднее.
Вслед за этим в Египте началась крупномасштабная полицейская операция против радикальных исламских группировок, выступавших за отказ от внутренней и внешней политики, проводившейся Садатом. Длившийся долгие месяцы суд по этому делу завершился вынесением смертного приговора всем непосредственным участникам покушения, которые, как было установлено, принадлежали к организации "Аль-Джихад".
В ходе антитеррористической операции не обошлось без вооруженных столкновений между полицией и членами различных подпольных исламских организаций (в частности, в октябре того же года в южноегипетском городе Асьюте). По всей стране начались судебные процессы над членами различных экстремистских организаций исламского толка.
Еще одним примером может служить покушение, совершенное 14.09.82 в Бейруте на избранного незадолго до того президентом Ливана Башира Жмайеля (сына лидера правохристианской партии "Катаиб"). Тогда утром в бейрутской штаб-квартире партии "Катаиб" шло плановое еженедельное совещание руководства фалангистов, на котором присутствовали Жмайель и около 100 партийных функционеров. Ровно в 11 часов сработало взрывное устройство, заложенное на третьем этаже охраняемого здания. Мощность заряда была оценена в 200 кг тротилового эквивалента. Под обломками здания погибли 26 человек, включая президента Ливанской Республики Жмайеля. Более сотни получили ранения.
Истинные заказчики и исполнители теракта так и не были установлены. Очевидно, что этот теракт привел не просто к дестабилизации военно-политической ситуации в Ливане и возобновлению боевых действий на его территории, включая массовую резню палестинских беженцев в лагерях Сабра и Шатила, но и к новому витку напряженности во всем ближневосточном регионе.
ТЕРАКТЫ ПРОТИВ ОРГАНОВ ПРАВОПОРЯДКА И ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
Часто на Арабском Востоке объектами террористических акций становятся силы правопорядка и армия, выступающие в роли карающего меча того или иного политического режима. Наиболее отчетливо это можно проследить на примере Алжира, где в последние годы террор активно используется исламскими радикалами.
В январе 1992 г. власти этой страны отменили итоги первого тура парламентских выборов, а в феврале на всей территории государства было введено чрезвычайное положение. В результате этого легализованный в 1991 г. "Исламский фронт спасения" (ИФС), лидировавший на выборах, вновь оказался в подполье и начал вооруженное сопротивление режиму, не прекращающееся до настоящего времени. При этом основная роль в дестабилизации обстановки отводится так называемой Армии исламского спасения (АИС), которая является военным крылом ИФС, а также другим более мелким вооруженным группам, не подконтрольным руководству Фронта.
Среди последних примеров вооруженного противостояния в Алжире можно отметить разгром боевиками одной из радикальных исламских группировок армейской колонны на юго-западе страны 05.04.99. В результате хорошо подготовленной засады были убиты около 20 алжирских военнослужащих, а армейский груз полностью уничтожен. В марте этого года были совершены нападения вооруженных экстремистов из "Вооруженной исламской группы" на полицейский блокпост недалеко от города Медеа и на армейский патруль в районе Буира в 75 милях к юго-востоку от алжирской столицы. Погибли 10 полицейских и 16 солдат. 21 военнослужащий получил ранения.
Характерно, что проводимые в последние годы в Алжире антитеррористические мероприятия больше напоминают крупномасштабные войсковые операции с участием армейских спецчастей и полиции. В соответствии с законом о чрезвычайном положении гражданские органы власти на местах передают свои полномочия военным в ходе проведения теми "операций против террористов". Кроме того, все дела о терроризме переходят в ведение военных трибуналов, квалифицирующих их как "преступления против безопасности государства".
Жесткие карательные меры принесли плоды. В последние годы несколько снизился накал вооруженного противостояния. Наметились первые успехи в разрешении конфликта. В сентябре 1997 г. было объявлено перемирие между правительственными войсками и вооруженными формированиями АИС. Укреплению надежды на мирное урегулирование ситуации в Алжире, а следовательно, и на прекращение террористических актов на его территории способствовало заявление нового президента страны Абд аль-Азиза Бутефлика. Избранный в апреле 1999 г., президент Алжира объявил о планах проведения амнистии в отношении боевиков, сложивших оружие. Кроме того, новое правительство страны пошло на смягчение режима содержания под стражей некоторых лидеров ИФС. Речь, в частности, идет о переводе признанного руководителя Фронта Абасси Мадани из тюремной камеры под домашний арест.
Тем не менее необходимо констатировать, что условий перемирия придерживаются главным образом формирования АИС. Другие вооруженные группировки, в том числе хорошо известная не только в Алжире, но и за его пределами "Вооруженная исламская группа", не собираются складывать оружие. И в данном случае можно отметить, что в условиях нерешенности экономических проблем, являющихся причиной сохранения социальной базы политико-религиозной оппозиции в стране, и отсутствия политической воли у конфликтующих сторон идти на принципиальные компромиссы никакие жесткие карательные меры даже в сочетании с отдельными попытками гарантирования своим оппонентам "права на жизнь" не способны кардинально изменить внутриполитическую ситуацию в стране.
Схожая ситуация наблюдается в Египте, где силы правопорядка также стали мишенью для вооруженных экстремистов, выступающих под исламскими лозунгами. Так, 22.05.97 в Южном Египте были расстреляны 6 местных полицейских, а 13 октября того же года еще 9 египетских полицейских погибли при нападении на блокпост близ города Эль-Минья. Ответные действия полиции отличались особой жестокостью. В стране активно функционировали военные трибуналы, рассматривавшие дела о подобных терактах и выносившие их исполнителям самые суровые приговоры, вплоть до смертной казни.
УСТРАШЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Один из самых распространенных методов террора - запугивание мирных граждан. С этой целью различные экстремистские группы и организации, преследующие определенные политические цели, в том числе под религиозными лозунгами, активно прибегают к проведению террористических актов в местах массового скопления людей. Пример - Ливан конца 70-х - начала 80-х гг., когда подрывы начиненных взрывчаткой автомобилей на улицах Бейрута и некоторых других городов страны, а также приведение в действие мощных взрывных устройств в общественных местах стали чуть ли не обыденным явлением, уносившим десятки и даже сотни жизней мирных граждан. Подобная тактика продолжает действовать и в наши дни. Достаточно напомнить о некоторых типичных террористических актах в Алжире. В частности, в 1998 г. там произошло несколько взрывов бомб. Местом проведения терактов стали рынки. 22.05.98 в результате взрыва бомбы на рынке в одном из пригородов алжирской столицы погибли 16 человек. Более 60 - ранены. Спустя полтора месяца, 9 июля, трагедия повторилась на одном из рынков столицы Алжира, где жертвами террористического акта стали 10 человек, не считая 21 раненого. 3 декабря того же года в 80 милях от города Алжира также на рынке произошел взрыв, унесший 14 жизней. Ранения различной степени тяжести получили 23 человека.
Весьма удобной мишенью для алжирских террористов стали переполненные городские автобусы. В большинстве случаев экстремисты обстреливают их из автоматического оружия или забрасывают гранатами. Жертвами подобных террористических актов, совершенных 20.07.98 к югу от алжирской столицы и 23 ноября того же года в Медеа, стали в общей сложности более 60 граждан.
Однако тактика устрашения гражданского населения касается не только Алжира, но и более спокойных, с точки зрения проявления терроризма, стран арабского региона. Так, в канун нового, 1997 г. на одной из улиц Дамаска был взорван автобус, в результате чего погибли 11 человек и 40 получили ранения. Хотя официальные власти страны обвинили в совершении преступления Израиль, нельзя исключать того, что террористический акт был связан с внутриполитической ситуацией в самой Сирии.
Тем не менее "рекордсменом" по подобного рода терактам в ближневосточном регионе является Израиль. Вот лишь несколько случаев, приведших к большим человеческим жертвам. Произошедшие 04.09.97 почти одновременно взрывы нескольких бомб в торговом зале Бен Йехуда, расположенном в Иерусалиме, повлекли за собой гибель 8 человек и ранения еще около 200. Менее чем за год до этого, 04.03.96 в результате взрыва автомобиля на одной из улиц Тель-Авива погибли 13 человек, еще 125 получили ранения различной степени тяжести.
ИНОСТРАННЫЕ ЗАЛОЖНИКИ И ТЕРРОР ПРОТИВ ТУРИСТОВ
Проблема с захватом в качестве заложников иностранных граждан была наиболее актуальна на Ближнем Востоке в 80-х гг. Примечательно, что практика подобных террористических актов применялась преимущественно в Ливане, охваченном гражданской войной. Вероятно, этому способствовали отсутствие в то время сильной государственной власти и деятельность многочисленных противоборствующих военно-политических группировок. Последние использовали иностранных заложников в качестве "живого товара" для получения финансовых средств в виде выкупа или, что было более распространено, для выдвижения политических требований, в том числе по освобождению своих ранее арестованных соратников. Однако твердая позиция многих государств в вопросе об освобождении своих граждан из рук похитителей, включая оказание международного давления на группировки, занимавшиеся этим видом "бизнеса", и установление жесткого контроля над ситуацией внутри страны со стороны находящихся в Ливане сирийских войск привели к тому, что там в начале 90-х гг. подобные эксцессы прекратились.
В последние годы практика захвата в заложники иностранных граждан (туристов и работающих в стране специалистов) получила широкое распространение в Йемене. Правда, следует оговориться, что этим "промыслом" занимаются племена, которые в качестве условия освобождения выдвигают не политические, а экономические требования. Речь, в частности, идет о выкупе, передаче в пользование племени автомобиля и т.д. Иногда требованием похитителей становится освобождение кого-либо из соплеменников, задержанных полицией. Например, 17.01.99 племя бакиль, обитающее на севере Йемена, захватило двух английских и четырех голландских туристов, потребовав освобождения из полиции члена своего племени. Спустя две недели после проведенных переговоров между местными властями и шейхами племени британская супружеская пара и голландская семья были освобождены. Следует признать: как правило, йеменские племена весьма гостеприимно относятся к захваченным заложникам, что тем не менее не может компенсировать им лишения свободы. Лишь в исключительных случаях подобные события заканчиваются трагически. 28 декабря прошлого года в йеменской провинции Абьян одним племенем были захвачены 16 иностранных туристов. На этот раз полиция решила прибегнуть к силовому решению вопроса, что нехарактерно для йеменской практики. В результате возникшей перестрелки 4 туриста погибли. Кроме того, были убиты три похитителя, а трое других - ранены и схвачены полицией.
Приходится констатировать: на смену захвату заложников из числа иностранных граждан пришли террористические акты, направленные против иностранных туристов.
Египет чаще других становился ареной таких трагедий в 1996-1998 гг. Ограничимся лишь тремя эпизодами. В апреле 1996 г. от рук террористов в Египте погибли 18 греческих туристов. 18.09.97 в центре Каира был расстрелян и подожжен туристический автобус. Погибли 9 немецких туристов и египетский водитель автобуса. Однако самая крупная в этом списке трагедия произошла 17.11.97 в Луксоре, где 6 вооруженных экстремистов расстреляли из автоматического оружия около 70 человек, из которых 60 - иностранные туристы. Лишь через несколько часов местной полиции удалось блокировать террористов, которые были уничтожены во время вспыхнувшей перестрелки.
Одно из требований террористов - освобождение из египетских тюрем лиц, осужденных к различным срокам тюремного заключения за участие в террористической деятельности. В прошлом году египетские власти, славящиеся весьма жестким отношением к террористам, впервые пошли на то, чтобы сочетать жесткость в пресечении терактов и суровость приговоров их исполнителям с объявлением частичной амнистии. 22.12.98 египетские СМИ сообщили, что из тюрем будет выпущено 760 членов радикальных группировок, таких, как "Исламская группа" и "Исламский джихад". Сложно сказать, насколько действенной окажется эта мера в перспективе. Однако в этом году ситуация в стране несколько стабилизировалась.
"АКЦИИ ВОЗМЕЗДИЯ" ПРОТИВ ИНОСТРАННЫХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И "СВОИХ" ПОСОЛЬСТВ ЗА РУБЕЖОМ
Наиболее частым объектом террористических посягательств на Арабском Востоке, если исключить зарубежные госучреждения Израиля, являются дипломатические представительства США. Не приводя полный перечень нападений на американские посольства в арабских государствах, ограничимся упоминанием лишь двух эпизодов, имевших место в Ливане в разное время. Так, 18.04.83 автомобиль, груженный взрывчаткой и управляемый водителем-самоубийцей, протаранил ворота посольского комплекса США в Западном Бейруте и прорвался внутрь. От взрыва погибли около 60 человек, включая 17 американцев. Лишь по счастливой случайности не пострадал посол США. Здание посольства было частично разрушено. Государственный департамент США принял срочные меры по усилению мер безопасности своего дипломатического представительства. Они включали в себя не только техническое дооснащение посольства, предусматривающее исключение самой возможности прорыва каких бы то ни было транспортных средств, но и значительное увеличение численности американских морских пехотинцев, несущих службу по его охране. Кроме того, ливанские власти предприняли со своей стороны необходимые шаги по недопущению подобных актов в будущем. Однако, как показывает время, даже такие меры не смогли уберечь американское посольство в ливанской столице от ракетного обстрела 29.10.91. Несмотря на частичное разрушение одного из крыльев посольского здания, на этот раз жертв удалось избежать.
Зачастую объектами террористических актов становятся дипломатические представительства и самих арабских государств в других регионах мира. Как правило, их организаторами являются подпольные оппозиционные группировки, выступающие за насильственное свержение правящих режимов в своих странах. Среди подобных примеров последних лет можно выделить взрыв, прогремевший 19.11.95 около здания посольства Египта в Исламабаде. Вновь, как и в случае теракта против американского посольства в Бейруте, на территорию египетского посольского комплекса в пакистанской столице прорвался небольшой грузовик, начиненный взрывчаткой и ведомый террористами-самоубийцами. Взрыв разрушил значительную часть здания посольства, унеся жизни 18 человек, включая 7 сотрудников дипломатического представительства Египта. Еще более 80 человек получили ранения. Среди взявших на себя ответственность за взрыв египетского посольства были названы радикальные группировки "Исламская группа" и "Аль-Джихад", выступающие против политики президента Хосни Мубарака как внутри страны, так и за ее пределами. Результатом происшедшего стала кампания пакистанских властей, оказавшихся под давлением со стороны правительств Египта и США, по усилению контроля за арабами, находящимися на территории Пакистана, а также за деятельностью неправительственных арабских организаций в этой стране. Кроме того, были проведены аресты и высылка из Пакистана арабов, находившихся в этой стране без разрешения.
ТЕРРОР ПРОТИВ ИНОСТРАННЫХ ВОИНСКИХ КОНТИНГЕНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ
Весьма тревожная ситуация складывается вокруг отдельных иностранных воинских контингентов, принимающих участие в миротворческих операциях за рубежом, и в отношении иностранного военного персонала в некоторых государствах арабского региона. В частности, можно сослаться на печальный опыт пребывания в Ливане Многонациональных сил (МНС), в состав которых также входили американские морские пехотинцы и французские десантники. В существовавшем в то время на территории Ливанской Республики внутриполитическом конфликте МНС фактически заняли сторону одной из противоборствующих сторон, чем неминуемо должны были спровоцировать резкую реакцию второй стороны в конфликте. Однако последовавшие события были сколь неожиданными, столь и драматичными по последствиям. 23.10.83 почти одновременно были проведены теракты против американского и французского контингентов МНС. Водители-самоубийцы направили свои груженные взрывчаткой машины на здания американской казармы близ Бейрутского аэропорта и французской казармы недалеко от Бейрута. Потери американских морских пехотинцев и французских десантников были огромны: у американцев - 241 человек погиб и 60 получили ранения; у французов - 58 убитых и 15 раненых. 08.02.84 президент США Рональд Рейган объявил о решении вывести американские подразделения из Ливана. 21.02.84 началась эвакуация МНС, а 26 февраля того же года последний солдат из их состава покинул территорию Ливана. Всего за время проведения этой "миротворческой акции" погибло 263 американских морских пехотинца, а также 88 французских и 1 итальянский военнослужащий, ранено 134 американца, 112 французов и 62 итальянца из состава МНС.
При этом следует обратить внимание на "адекватные ответные шаги", носившие не менее варварский характер. Палубная артиллерия кораблей 6-го флота США, стоявших у побережья Ливана, начала интенсивные обстрелы жилых кварталов Западного Бейрута, Горного Ливана и других районов страны. Однако столь жесткие и "точно выверенные" удары, жертвами которых стали мирные жители, лишь усилили антиамериканские и в целом антизападные настроения в регионе.
В 90-х гг. проблема не только не утратила остроты, но, наоборот, расширила географические границы, чему в немалой степени способствовало военное вмешательство США в межарабский конфликт в зоне Персидского залива. Даже на территории Саудовской Аравии, которую связывают с Вашингтоном особые отношения стратегического партнерства, американские военнослужащие не могут чувствовать себя в безопасности. Только в 1991 г. сотрудники американского военно-технического персонала, расквартированного на саудовской территории, дважды подвергались нападениям. Так, 03.02.91 неизвестные лица обстреляли автобус ВВС США, ранив двух авиатехников. 28 марта вблизи военного лагеря недалеко от Джубейла были ранены еще три американских морских пехотинца. Основной причиной всех без исключения террористических актов против американских военнослужащих на территории Саудовской Аравии были требования исламских радикалов вывести все иностранные войска, прежде всего американские, с территории королевства, где расположены главные святыни ислама, и прекратить бомбардировки Ирака самолетами ВВС США.
О "САНИТАРНОЙ ЗОНЕ"
Очень часто, когда разговор заходит о террористических актах с сопредельной территории или с территории, не контролируемой официальными властями, возникает вопрос о "санитарной зоне", или "буфере", необходимом для того, чтобы отгородиться от источника террористической угрозы. В связи с этим обратим внимание на ситуацию, которая сложилась на юге Ливана. Не вступая в дискуссию относительно правового определения действий (террор или борьба за суверенитет и независимость государства), совершаемых различными религиозно-политическими группировками с территории Ливана против израильских войск и "Армии Южного Ливана", фактически оккупирующих южные районы этой арабской страны, следует отметить те усилия, которые прилагает Израиль для того, чтобы обезопасить от них свою территорию.
Еще в марте 1978 г. израильская армия провела операцию "Литани", в результате которой была оккупирована часть ливанской территории на юге страны, которая была превращена в так называемую зону безопасности, задуманную как препятствие для проникновения в Израиль палестинских партизан. В 1982-1983 гг. площадь искусственно созданного "буфера" несколько расширилась, сохранившись без значительных изменений до наших дней. По данным различных источников, "зона безопасности" Израиля занимает около 10% всей территории Ливана и представляет собой полоску земли шириной от 4 до 25 км, протянувшуюся вдоль израильской границы от Средиземного моря до отрогов Голанских высот. На этой территории проживает около 100 тыс. человек. Тем не менее более чем двадцатилетний опыт функционирования этой "санитарной зоны" красноречиво доказывает ее неспособность обезопасить границы Государства Израиль, которое по-прежнему вынуждено держать в оккупированной части Ливана значительную группировку своей армии. В столкновениях с отрядами радикальной шиитской организации "Хезболла" израильские формирования продолжают нести потери в живой силе и технике. Напомним один из последних эпизодов. 28.02.99 в "зоне безопасности" Южного Ливана была взорвана машина израильского бригадного генерала Герштейна. Вместе с ним при взрыве погибли водитель, радиокорреспондент и связист. Ответственность за акцию взяла на себя ливанская шиитская группировка "Хезболла".
* * *
Как видно из приведенных фактов, борьба с терроризмом в странах Арабского Востока, включая предупреждение и пресечение его проявлений, не носит комплексного характера. При этом следует оговориться, что сама по себе деятельность силовых структур арабских государств достаточно эффективна. Спецслужбы в арабских странах имеют высокую степень централизации и обладают мощной материально-технической базой. Весьма высок их правовой и общественный статус. Однако попытки властей сделать ставку преимущественно на силовое решение проблемы существенно ослабляют эффективность антитеррористической деятельности компетентных органов в этих государствах.
Правительства стран региона придают большое значение межарабскому сотрудничеству в сфере антитеррора. Но опыт последних лет показывает - такое взаимодействие далеко не всегда возможно в силу разной трактовки самого понятия "терроризм", что делает иногда сложным разделение понятий "террорист" и "борец за независимость (свободу, справедливость и пр.)". Вместе с тем в последние годы предпринимаются меры по унификации национальных законодательств. Это позволит активно противостоять "чуме нашего столетия" и исключит любые формы оправдания насилия и терроризма.
Признавая истинность аксиомы, что каждое нарушение закона должно повлечь неотвратимое наказание, в странах Ближнего Востока постепенно приходят к пониманию, что жесткие репрессивные меры не способны полностью покончить с терроризмом как с явлением до тех пор, пока не будут устранены социально-экономические и политические причины, его порождающие.