МОЩЬ и величие страны, безопасность и благополучие граждан обеспечиваются и определяются тем, что принято называть инфраструктурой - системообразующими базовыми отраслями народного хозяйства. К ним традиционно относят транспортную, топливно-энергетическую и телекоммуникационную системы.
Железные и автомобильные дороги, морские, речные и авиационные магистрали, трубопроводный транспорт, энергосети и телекоммуникационные сети и системы - основа основ для движения ресурсов, товаров, информации, денег и услуг. Инфраструктура страны - национальное достояние, и ее собственником является в полном смысле народ страны, независимо от существующего в данный момент политического режима, господствующей идеологии и т.п.
Особое значение в XXI в. приобретет телекоммуникационная инфраструктура, без которой не могут функционировать современные транспортные и энергетические системы. Сегодня нефтяники, газовики, энергетики, транспортники тратят громадные средства на создание своих автономных систем связи и информатики. Раньше они назывались ведомственными сетями, теперь называются корпоративными. Прежней осталась суть - все делается за счет повышения цен на основную продукцию, то есть за счет налогоплательщиков.
Телекоммуникации имеют для управляемости всеми общественными и экономическими процессами уникальное и постоянно растущее значение. Оценки системологов свидетельствуют, что век телекоммуникаций наступил и опередил приход календарного XXI в. Уже в последние годы этого века около 15% общемирового ВВП создается в сфере телекоммуникаций.
Каково же место России в мировой инфраструктуре? Мы объективно обязаны вкладывать в инфраструктуру страны гораздо больше, чем жители любой другой страны мира. И вкладывали. Следует признать, что российские правительства конца XIX - начала XX вв. самым серьезным образом занимались комплексным развитием инфраструктуры. Известно, что темпы развития базовых отраслей народного хозяйства России были на протяжении десятилетий самыми высокими в мире. Вторая мировая война, а для нас Великая Отечественная, во многом выиграна благодаря развитости инфраструктуры, что бы ни говорили о наших плохих дорогах.
Василий Ключевский, анализируя роль и значение для России основных инфраструктурных параметров, обратил внимание общественности и деловых кругов на чрезвычайную актуальность этих проблем именно для нашей страны, ее благополучия и безопасности. И его голос был услышан властями. Вообще, начиная со второй половины прошлого века, власти постоянно улучшали системное использование интеллектуального потенциала нации для развития общества и государства. По существу, план ГОЭЛРО был сформулирован в идейном плане до 1917 г., хорошими темпами развивались машиностроительные и добывающие отрасли, транспортная авиация, флот, строились масштабные сети электросвязи.
За годы существования СССР также сделано немало. К сожалению, политика противостояния всему миру привела к деформации основных инфраструктурных параметров, что существенно затрудняет интеграцию нашей экономики в мировые хозяйственные связи. Отечественные стандарты инфраструктуры нуждаются в скорейшей модернизации и корректировке. В наибольшей степени это относится к телекоммуникационным стандартам, поскольку эта отрасль развивалась при приоритете прежде всего военных приложений.
Новые времена выдвинули и новые приоритеты. В самые последние годы под эгидой различных международных организаций начался скоординированный процесс движения в сторону создания глобального информационного общества. На практике это означает интеграцию национальных стандартов в области связи и информатики в международные, что приведет к существенной модернизации технологий и к новой системе кооперации и разделения труда среди производителей телекоммуникационного оборудования. Дальнейшее развитие и углубление этих процессов чревато фундаментальными структурными изменениями во всех сферах реальной экономики многих стран, укладе и образе жизни миллиардов людей.
Чем быстрее и полнее мы осознаем приоритетность развития телекоммуникационной инфраструктуры и успеем принять конкретные решения по развитию ее в позитивном направлении, тем быстрее сможем выправить положение дел в экономике страны в целом. Не будет преувеличением и утверждение о том, что нет худа без добра в том смысле, что сегодня у нас есть уникальный шанс возрождения телекоммуникационной инфраструктуры на принципиально иной технологической и идейной основе, соответствующей вызову времени.
Однако печальные реалии новейшей истории Отечества таковы, что даже по базовым отраслям наши хозяйственники не могут договориться между собой о координации усилий. По-прежнему среди приоритетов под номером один идут газовики и нефтяники, затем - энергетики и транспортники и в самом конце - связисты. Все, как в сводках Госплана СССР по итогам годовых и пятилетних планов. На транспортников и энергетиков работает полстраны, почти весь комплекс тяжелого машиностроения, металлурги, сырьевики. Это десятки миллионов рабочих мест на технологически устаревших производствах.
В телекоммуникационном секторе реальной экономики все обстоит иначе. На финишном этапе отрасли - оказание телекоммуникационных услуг - занято около 800 000 работающих, включая почтальонов на селе, зато на первичных этапах - проведение исследований, разработка и производство оборудования - сегодня практически нет занятых в родном отечестве. Все покупаем за рубежом. По остроумному и весьма самокритичному выражению одного из руководителей отрасли Наума Мардера, "российские телекоммуникационные сети - это лоскутное одеяло из отбросов мировых телекоммуникаций".
Положение действительно критическое, если не сказать катастрофическое. Таковы итоги почти десятилетней несбалансированной и недальновидной политики бывшего руководства Госкомсвязи РФ. Эта политика, а точнее сказать, полное отсутствие таковой, привела к тому, что на российском рынке конкурируют между собой зарубежные компании почти всех стран мира, нет только отечественных производителей. Реально около 90% объемов продаж телекоммуникационного оборудования на внутреннем рынке приходится на зарубежное оборудование.
Принято называть каналы связи нервами страны. Применительно к сегодняшним реальностям не будет преувеличением назвать телекоммуникационную инфраструктуру центральной нервной системой страны. При этом важно осознавать, что налицо долгосрочная технологическая зависимость по многим позициям телекоммуникационного оборудования от зарубежных поставщиков. Многомиллиардные "иностранные инвестиции", о которых рапортовали бывшие руководители Госкомсвязи РФ, обернулись еще более многомиллиардными долгами отечественных связистов. Такая политика является в худшем случае сознательным обманом общества и налогоплательщиков, а в лучшем - некомпетентностью, неумением ориентироваться в тенденциях мирового телекоммуникационного рынка. Как бы там ни было, ситуация создалась нетерпимая, и еще долго эти негативные процессы будут по инерции развиваться и наносить ущерб телекоммуникационной отрасли России.
Справедливости ради следует признать, что десять лет назад, когда начался неуправляемый процесс интеграции России в мировую экономику, отечественная промышленность средств связи оказалась технологически не готова к конкуренции с зарубежными технологиями. В основном - вследствие тотальной милитаризации всего высокотехнологического сектора отечественного машиностроения с подавляющей ориентацией технологий на нужды военных. Это и беда для налогоплательщиков, и вина руководителей отрасли. Последним время для перестройки давали, и конверсионные кредиты тоже, и во многом другом не отказывали...
Существуют ли решения, способные в разумные сроки вывести отрасль из кризиса? Да, есть! Нужны политическая воля, компетентные и ответственные специалисты и деньги.
Начнем с денег. Очевидно, что надеяться на иностранные инвестиции не приходится. Только наивные или невежественные люди могут полагать, что в сегодняшних условиях кто-то из зарубежных инвесторов решится вложить деньги в развитие российских телекоммуникаций. Деньги можно и нужно найти на внутреннем рынке. Позитивный опыт имеется. Введение налога на дороги позволило радикально улучшить положение в этой области. Это общеизвестный факт, как и то, что один километр современного автобана стоит около одного миллиона долларов. За такие деньги можно "под ключ" телефонизировать 2-3, а то и 5 райцентров. И эти районные АТС немедленно начнут приносить реальные живые доходы и окупятся через несколько лет. А автобан окупится в лучшем случае лет через десять, и то косвенно. Сказанное, конечно, не означает, что дороги высокого класса строить не надо.
Необходимо создать под сколь угодно строгим общественным и государственным контролем общероссийский телекоммуникационный фонд. Несмотря на непопулярность такого подхода, это правильно и естественно. При соответствующей подготовке подобный шаг будет понят и принят населением. Официально зарегистрированный неудовлетворенный спрос на телефоны - около десяти миллионов абонентов, а реальный, наверное, раза в два больше.
Наполнение фонда возможно из многих источников: налог, аналогичный дорожному; лицензионные ограничения для операторов международной и междугородней связи, как это принято во всем мире; обязательные отчисления всех операторов, независимо от форм собственности. Оценки показывают, что таким образом можно ежегодно собирать не менее нескольких миллиардов долларов. Если обеспечить строгое их использование на нужды телекоммуникаций, то преодолеть сложности можно будет уже через несколько лет, а в течение нескольких последующих лет - выйти в лидеры на мировых рынках. Ничего нового в таком подходе нет. Именно так действовали и действуют практически все правительства, когда хотят получить конкретный результат в ограниченные сроки. Императив один - не воруйте бюджетные средства, используйте только по назначению.
Важно и то, что пока есть в стране компетентные и ответственные специалисты. Лет через десять, если все останется по-прежнему, их может заметно поубавиться.
За эти трудные годы в стране сложилось несколько коллективов специалистов, понимающих проблему адекватно и не имеющих за собой многих вольных и невольных грехов специалистов советских госпредприятий. На этой основе и нужно возрождать отечественное производство.
Сложнее обстоит дело с политической волей. Но и здесь, по нашему мнению, потеряно еще не все. Характерный признак - обновление высшего руководства телекоммуникационной отрасли. Только бы это обновление не приобретало перманентный характер... Телекоммуникационное хозяйство - сложное, большое и специфическое, требования к руководителям очень непростые - необходим сплав опыта и знаний, смелости и мудрости, ответственности и решительности.
В который раз, повторим (хорошо бы, услышали нас новые руководители отрасли, да и политическое руководство страны), необходимо, жизненно необходимо позаботиться о центральной нервной системе страны. И помнить, что нервные клетки не восстанавливаются.
По-настоящему позитивное развитие телекоммуникационной инфраструктуры России - гарантия ее безопасности и суверенности, реального возрождения экономики и восстановления былого величия. Ни более, но и не менее. Возможно, это очень сильное утверждение, но таково наше убеждение, основанное на вере в интеллектуальный потенциал отечественных ученых, инженеров и рабочих, на историческом опыте многих поколений русских специалистов, успешно решавших сложнейшие пионерские задачи в рекордно короткие сроки. Затем эти достижения зачастую становились общечеловеческим достоянием.