Министр образования Владимир Филиппов. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
-ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ, не могли бы вы вкратце подвести итоги минувшей вступительной кампании в российские вузы. Быть может, появились какие-то новшества по сравнению с прошлыми годами?
- Прежде всего я хочу подчеркнуть, что в этом году мы выдержали линию на то, чтобы не уменьшать бесплатный, бюджетный прием в вузы. Хотя, казалось бы, в условиях нехватки бюджетных денег в стране мы должны сокращать за счет государства бесплатный прием в высшие учебные заведения, потому что увеличение плана приема - это соответственно увеличение затрат на вузы. Но мы на это пошли, отлично понимая, что молодежи в условиях безработицы остается либо профессиональное образование, либо профессиональная преступность. Причем профессиональное образование любого уровня: профтехучилище, техникум... Поэтому, когда нас спрашивают, как вы относитесь к платному приему, я всегда подчеркиваю, что важно, чтобы государство одновременно увеличивало с каждым годом бесплатный прием за счет средств бюджета. А что будет при этом с коммерческими вузами - то ли их число будет уменьшаться из-за спада среднего класса в стране, то ли увеличиваться - это уже совсем другой вопрос. Мы выдержали эту линию даже вопреки линии финансово-экономических ведомств и, как это ни выглядит парадоксально, даже вопреки некоторому непониманию позиции нашего министерства со стороны образовательного сообщества.
- Что вы имеете в виду?
- Финансово-экономические ведомства - их позиция в этом случае понятна - агитируют за снижение приема в вузы за счет госсредств и ратуют за увеличение платного обучения. Однако нам удалось преодолеть это "препятствие", главным образом за счет поддержки других членов правительства, и в первую очередь Валентины Ивановны Матвиенко. Но самое главное заключается в том, что на дополнительные места для госстудентов мы денег не просили, а увеличение приема произвели за счет собственных ресурсов образовательных учреждений. То есть, увеличив план приема, мы оставили прежними численность преподавательского состава вуза и фонд его заработной платы. В следующем году мы вновь планируем принять на 3-4% больше студентов, обучающихся за счет бюджета, - это 70-80 тыс. мест. Окончательные же итоги 1999 года подводить рано, потому что вечерний и заочный приемы еще продолжаются. Кроме того, в вузах еще не закончился прием на платной, контрактной основе обучения: те, кто не смог поступить на бесплатные места, идут со своими оценками на коммерческие отделения. Так что окончательно итоги приема рассмотрим на заседании коллегии министерства только в ноябре.
- Но что-то вы можете уже наверняка сказать и сейчас?
- Да. Два момента уже совершенно очевидны. Первый. Конкурс в вузы в этом году увеличился. Последние пять лет тенденция роста просматривалась совершенно явственно, но сейчас был достаточно резкий скачок, примерно, на 12%. То есть, если в прошлом году в среднем по России конкурс составлял 2,6 человека на одно место, то в этом - 2,9. И вторая особенность. Относительно, но уменьшился конкурс на юридические специальности. Причем в целом он остается очень высоким, намного выше среднего по стране.
- Интересно, чем же вызван этот феномен? Не похоже, чтобы эта специальность выходила из моды. Или юристов становится чересчур много, как в свое время инженеров?
- Именно так. Нашим министерством была проделана большая работа. В своих многочисленных выступлениях я говорил, что рано или поздно наступит перепроизводство юристов. Что через некоторое время мы будем иметь такое же их перепроизводство, какое имели в шестидесятые годы, во времена расцвета прогресса, с физиками и математиками, а потом смеялись над инженерами в НИИ с окладами в сто рублей. Короче, вся наша многоплановая работа сказалась на том, что в этом году конкурс на юридических отделениях немного снизился. Конечно, эти ребята пошли учиться не на инженеров, а на другие социально ориентированные специальности, например, на политологов. Совершенно очевидно, что в любом случае это будет гуманитарная направленность.
- Не могли бы вы назвать наиболее передовые регионы в образовательном смысле? Понятно, что это в первую очередь научные центры, но все-таки┘ Или какие регионы наиболее отсталые┘ Насколько я знаю, в последнее время наметился отток периферийных абитуриентов в Москву и другие крупные города.
- Это не простой, но весьма интересный процесс. Проблема заключается в том, что все как раз наоборот. В небогатых регионах резко снизилась мобильность потенциальных студентов. Все меньше и меньше едут поступать в Москву. Во-первых, у родителей нет денег, чтобы ребенок отправился сдавать экзамены в столичный вуз. Порой не хватает даже на билет. Во-вторых, риск не поступить в столичный институт увеличивается из-за того, что в последние годы была очень развита практика приема либо через платные подготовительные курсы при каком-то конкретном учебном заведении, либо путем занятий с репетиторами - репетиторство, кстати, сейчас процветает как никогда. Именно из-за этих двух причин приток иногородних абитуриентов в хорошие московские вузы резко снизился. С другой стороны, тенденция роста планов приема привела к тому, что мы по итогам 1998 года имели 246 студентов на 10 тысяч населения. Это наивысший показатель за все годы в России и в СССР. Другое дело, что эта цифра, скажем в Карелии, значительно ниже - примерно, 180. Нам часто говорят: раз мобильность абитуриентов нарушена, увеличьте в регионе план приема. Значит, закрыть часть столичных вузов? Но это же неправильно. Московские вузы элитарны, они создавались в расчете на всю страну. Так что этот вопрос не простой. Надо искать какие-то другие формы┘ Например, как с помощью выездных олимпиад, выездных экзаменов принимать в московские вузы. Причем такая практика есть. Систему целевого набора проводит, например, Физтех, и в результате у них учится более 70% иногородних студентов.
- Проблема старения профессорских кадров в вузах┘ Что вы предполагаете сделать или уже делаете, чтобы ее решить?
- Такая проблема существует. Старение преподавательских кадров идет не только в вузах, но и в средней школе. Ситуация такова, что по действующим правилам, да и чисто морально, бывает порой очень тяжело отправить человека на пенсию. А она у нас к тому же весьма скромная. Тем более человека, который создавал кафедру и проработал на ней много лет. Принципиальное решение этой проблемы может идти двумя путями. Первый. Принятие законодательного решения, что все преподаватели в 65 лет отправляются на пенсию, как это принято в Германии, Франции, Бельгии, США. Но такой путь, снова оговорюсь, бросает на определенный уровень бедности профессоров, докторов наук┘ И, на мой взгляд, мы к принятию такого закона в России еще не готовы. Второй путь более длительный. Общее повышение заработной платы и пенсий до такой степени, когда на нее можно будет спокойно прожить, а на освободившиеся места набирать молодежь.
- Следующий вопрос "хороший" - о развитии образовательного процесса в России. Как обстоят дела с дистанционным образованием? Действительно ли намечается отход от классической формы образования в сторону американской модели? Хорошо ли это?
- Мировым сообществом признано, что есть определенный кризис в организации и реализации высшего образования почти во всех развитых странах мира. В октябре прошлого года на первой Всемирной конференции по высшему образованию в Париже этот факт констатировали. Существует ряд причин, почему это происходит. В развитых странах мира взят курс на массовое высшее образование, на этом построена сама процедура приема в вуз. Не с помощью вступительных экзаменов, а, как это делается в США, Германии, Франции, практически все выпускники средних школ автоматически зачисляются в университеты. Страна обязана принять все 100%. После первого курса, в процессе обучения происходит отсев, до 40%. Одновременно государство не дает пропорционального увеличения средств на этих студентов. И в итоге получается, что затраты на одного студента снижаются, а высшее образование находится перед лицом финансовых трудностей. Сегодня университеты перестали быть теми башнями из слоновой кости, которыми они были, когда получали достаточно денег от государства и выпускали фиксированное количество дипломированных специалистов, неспособных порой найти себе профессиональное применение. Сейчас же университеты обязаны в поисках средств сотрудничать с регионами и с теми отраслями промышленности, куда планируют идти работать будущие специалисты. Кроме того, сегодня наступил совершенно новый этап в смысле информационных технологий, который, безусловно, внесет резкие изменения в уклад нашей жизни и соответственно в образовательный процесс. Во всем мире реализуются информационные технологии образования: студент спокойно может вызывать из банка данных компьютера любые лекции. Кроме того, уже создаются адаптированные компьютерные программы, можно сидеть дома, читать лекцию и самому себе задавать вопросы. Многие университеты мира с помощью Интернета предлагают студентам блоки информации, то есть часть дисциплин из одного вуза, часть из другого, а если к тому же между университетами заключены соответствующие соглашения, то можно получить сразу несколько дипломов. Недавно у нас была встреча с представителями Международной ассоциации открытого образования России, созданной на базе той сотни университетов, которые уже ведут дистанционное образование. Сейчас студентов, занимающихся таким образом, более 100 тысяч, а в ближайшие годы будет около 500-600 тысяч. Мы не должны проспать очередную революцию в методах преподнесения знаний. Мы договорились, что в ноябре этого года заслушаем на Совете по дистанционному образованию концепцию и конкретную программу по развитию дистанционного образования в Российской Федерации на ближайшие пять лет.
- К слову, о компьютерах... Слышал, что совсем недавно президент говорил об еще одной программе - "Индустрия образования". Будто бы она даже призвана способствовать возрождению отечественной промышленности. Каким образом?
- Речь идет о том, что произошло во время встречи президента Ельцина со школьниками - победителями международных олимпиад... Кстати, наши ребята показали в этом году уникальные достижения: из 26 школьников, которых мы направили для участия в этих олимпиадах, 25 стали победителями или лауреатами. Причем они победили по тем дисциплинам, которые будут определять научный потенциал страны: математика, физика, химия, биология, экология, информатика. Так вот, во время встречи с президентом возник вопрос о том, что в школах довольно сильно устарело оборудование. Об этом Борису Николаевичу сказали сами ребята. Он обратился за разъяснениями ко мне, и я пояснил, что такая проблема действительно существует, так как содержание школ находится на местном, муниципальном бюджете, а не министерства или страны в целом. Тогда президент принял решение сделать программу по аналогии с программами "Дети-сироты" или "Одаренные дети" - "Индустрия образования". Программа также призвана загрузить нашего отечественного производителя на местах. Для того чтобы школа, скажем, в Якутии имела элементарные приборы, не надо делать их в Москве, а затем везти на периферию. Стулья, столы и колбы вполне можно изготовлять и на местах.
- Но уже приняты постановления, например, "О компьютеризации сельских школ"...
- Эта идея родилась во время моего доклада премьер-министру Путину "О ходе подготовки к новому учебному году". Я доложил, что из 67 тысяч школ страны - 46 тысяч сельских и деревенских, из которых 40 тысяч не имеют ни одного компьютера. Премьером было принято решение, что половина из этих школ будет обеспечена компьютерами за счет федерального правительства, а оставшиеся 20 тысяч за счет региональных властей. Таким образом, каждая российская школа сможет иметь компьютер, который в дальнейшем с помощью модемной связи будет соединен с университетскими центрами, а затем и с Интернетом. Владимир Владимирович поставил эту задачу очень остро. Он сказал, что если вопрос по компьютерам не будет решен, то он отменит свое посещение 1 сентября образовательного учреждения, которое было в его графике.
- Поехал?
- Поехал. 30 августа он подписал это постановление правительства. Правда, мы не смогли найти этих денег... сумма-то огромная, почти 260 миллионов рублей. К тому же внеплановых, внебюджетных... И в этих условиях было принято решение изменить ранее намечавшиеся подходы в связи с реализацией программы "Проблема-2000", по которой придется менять все компьютеры, находящиеся в учреждениях федерального подчинения. Постановление правительства обязывает их все передать через Министерство образования в сельские школы. Это намного больше, чем 20 тысяч.
- Не внесете ли ясность в вопрос о двенадцатилетнем среднем образовании... так сказать, из первых уст. Когда, как, для чего и в отношении кого оно будет вводиться?
- Хочу сразу всех успокоить: оно не будет вводиться и в следующем учебном году. Почти все дети, которые уже учатся в школе, будут ее заканчивать по одиннадцатилетней программе. К сожалению... К сожалению - потому что в ныне существующей программе есть пробелы, которые и заставляют нас что-то менять. Когда и как будет введена программа двенадцатилетнего среднего образования? По мере нашей готовности и по мере готовности самого общества. Что негативного в нынешней системе? Дети перегружены. Качество знаний при этом, конечно, снижается. Официальные данные таковы, что для 50% школьников примерно половина содержания программ по физике, химии, биологии остается неусвоенной. Это, в свою очередь, означает, что мы тратим колоссальные деньги, забиваем им голову ненужными сведениями, мы лишаем их возможности вместо изучения ненужных им дисциплин получать более ориентированные профессиональные знания. В итоге в вузы поступают только с помощью репетиторства либо с помощью платных курсов, о чем я уже упоминал. То есть нынешняя система неэффективна. И когда кто-то говорит, что не следует вводить двенадцатилетку, я отвечаю: тогда ваши дети будут поступать в институты только двумя упомянутыми путями. Россия остается практически единственной цивилизованной страной, которая не ввела двенадцатилетнее среднее образование. Даже в Молдавии, Белоруссии, Прибалтике оно есть. Мы же находимся только в стадии обсуждения... Хотя уже вполне можно вводить, скажем, обязательное десятилетнее образование. Это в целом немного поднимет образованность нации и позволит кардинально пересмотреть программу, разгрузить ее, убрать лишние предметы. Ввести профилизацию в старших классах: как это принято во всем мире, по желанию ученика выбирать либо техническую, либо гуманитарную направленность. А в результате иметь возможность без экзаменов поступать в высшие учебные заведения. Но если общество пока к этому не готово, то будем ждать... и платить деньги. Хотя у нас лежит масса писем из регионов с просьбой поучаствовать в этом эксперименте.
- В этом вопросе вы взаимодействуете с Министерством обороны?
- Никак не взаимодействуем. С ними этот вопрос никак не связан. Формально с Министерством обороны все решено указом президента России, с 2005 года российская армия переходит на контрактную форму призыва. Пока этот указ действует.
- Понятно. У кого сейчас право писать школьные учебники, издавать их, выбирать для той или иной школы? Насколько мне известно, тут не все просто.
- У нас действительно демократичный закон "Об образовании". Один из самых демократичных в мире. Он принес много положительного. В частности, в вопросе о вариативности образования, когда нам нужно было уйти от монообразования к различным авторским программам. Все это было реализовано. Вариативные программы должны, разумеется, реализовываться с помощью вариативных учебников. Но сейчас, к сожалению, ситуация такова, что любой человек может написать учебник. Министерство образования может дать трижды отрицательную рецензию, но любой регион вправе этот учебник заказать и массовым тиражом отдать в школу. И все будет в рамках действующего законодательства. Именно поэтому мы готовим поправки в это законодательство.