Оценки потенциала избирательных объединений и блоков в одномандатных округах (середина сентября 1999 г.)
Избирательные объединения и блоки | 1999 г. (оценка) | 1995 г. | |
Число сильных претендентов | Число депутатов | Число избранных депутатов | |
ОВР | 103 | 56 | - |
КПРФ+ДПА | 101 | 52 | 58 (+9 "Власть - народу!") |
НДР | 37 | 10 | 10 (+3 "Вперед, Россия!") |
"ЯБЛОКО" | 18 | 10 | 14 |
Союз правых сил | 21 | 7 | 10 |
АПР | 15 | 7 | 20 |
РНРП, "Честь и Родина" | 9 | 4 | 5 (KPO) |
ЛДПР | 5 | 2 | 1 |
Другие ("Кедр", РОС, Партия пенсионеров, ПСТ и др.) | 25 | 11 | 18 |
Независимые | 163 | 65 | 77 |
Всего | 497 | 224 | 225 |
СЕЙЧАС, как и перед прошлыми выборами, политологи увлеченно дискутируют о шансах партий и избирательных блоков на прохождение в Госдуму по федеральному списку, оставляя в тени не менее содержательную проблему одномандатной половины Думы.
Аналитическая толчея вокруг партийных списков при всей ее важности и эффективности в качестве орудия предвыборной борьбы все равно относится лишь к 225 мандатам из 450. Мы же сконцентрируем усилия на первичном анализе структуры той половины Госдумы, которая будет выстроена через округа. Это требует другого подхода, поскольку избирательная кампания там идет по совершенно иной технологии.
СУДЬБА ИНКАМБЕНТА
Несомненно, большинство действующих депутатов, избранных в одномандатных округах, будут стремиться вновь попасть в Думу. В англоязычной литературе действующий депутат, борющийся за переизбрание, именуется "инкамбентом" (обремененным властью). В американской избирательной практике инкамбент изначально имеет преимущество и переизбирается в 60-70% случаев. У нас в России все по-другому. Инкамбенты будут среди основных претендентов на новые депутатские мандаты, но анализ показывает, что большая их часть останется за бортом Госдумы-99.
Высокими, почти гарантированными шансами на переизбрание обладают всего 40-45 депутатов-одномандатников. Это хорошо известные политики российского масштаба, популярные в своих избирательных округах, пользующиеся поддержкой местных властей или хотя бы не конфликтующие с ними. Важно, что предвыборный образ этих депутатов совпадает с преобладающими политическими ориентациями избирателей соответствующих округов. Так, с наибольшей вероятностью будут переизбраны в своих округах Олег Морозов, Николай Рыжков, Анатолий Лукьянов, Алевтина Апарина, Виктор Илюхин, Елена Мизулина, Андрей Николаев, Иосиф Кобзон, Артур Чилингаров и некоторые другие.
У 85-90 одномандатников шансы на переизбрание имеются, но отнюдь не абсолютные. Некоторые из них способны собрать на выборах 30% голосов и более, но этого может и не хватить для победы. Депутаты данной группы или имеют относительно высокую поддержку у избирателей, но находятся в конфликте с местными властями (например, Александр Аринин в Уфе), или, наоборот, поддерживаются местными властями, однако недостаточно популярны в народе. Некоторым инкамбентам из этой группы переизбраться помешает отказ в партийной поддержке, а также выдвижение в их округах новых, более сильных конкурентов.
Мы уверены, что корпус одномандатников в Госдуме сменится более чем наполовину. Во-первых, некоторые из депутатов откажутся от выдвижения сами или по решению партийных съездов. Так, в Рязанской области коммунисты вместо двух действующих депутатов уже рекомендовали новых (председателя Рязанского горсовета и главу администрации одного из районов области), а тверские коммунисты в Бежецком округе намерены предложить кандидатуру первого секретаря тверского обкома КПРФ вместо действующего депутата Владимира Баюнова, который претендует на губернаторский пост. Напомним также, что сейчас 9 мест депутатов-одномандатников в Госдуме вакантны.
Во-вторых, многие депутаты растеряли свою популярность в округах, да к тому же не пользуются поддержкой региональных властей. Достаточно упомянуть Андрея Козырева и Людмилу Побединскую в Мурманской области, Эллу Памфилову в Калужской, Сергея Ковалева, Константина Борового и некоторых других в Москве. Наверняка часть таких депутатов, чтобы повысить свои шансы, сменят избирательные округа. На своей родине в Оренбуржье будет выдвигаться от НДР Александр Заверюха, представляющий сейчас в Госдуме Камчатку. Возможно, по Бежецкому округу в Тверской области будет баллотироваться Тамара Злотникова, чьи шансы на переизбрание в Оренбурге невысоки. Однако не для всех подобные смены округов окажутся эффективными. Добровольный отказ от депутатства в одном округе явно не прибавит голосов в другом.
В-третьих, появились и еще появятся сильные кандидаты, поддерживаемые влиятельными политическими партиями, связанные с региональной элитой и обладающие большими финансовыми возможностями (Сергей Степашин, Геннадий Селезнев, Юрий Скуратов, Юрий Маслюков, возможно, Борис Березовский и Павел Бородин, многие экс-министры, экс-губернаторы, экс-депутаты, директора крупных предприятий и т.д.).
Региональный анализ шансов думцев-одномандатников на переизбрание показывает, что в большинстве регионов страны депутатский корпус обновится полностью, а в самых больших по числу избирательных округов субъектах Федерации - в Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской и Московской областях, Краснодарском и Красноярском краях - почти полностью.
Так, в Москве высокими шансами на переизбрание обладают лишь 3-4 депутата, например, Андрей Николаев, Александр Жуков, Владимир Лысенко. Других, а возможно, и некоторых из вышеназванных, сменят явные или неявные сторонники Юрия Лужкова или кандидаты от "ЯБЛОКА" (до 2-3 депутатов).
В Санкт-Петербурге в лучшем случае лишь 2-3 депутатам удастся сохранить свои места, поскольку местное "ЯБЛОКО" и демократы теряют позиции, а влияние губернатора Владимира Яковлева и блока Юрия Болдырева усиливается.
Несомненно, новый депутатский корпус от Краснодарского и Красноярского краев будет приведен в соответствие с интересами сильных губернаторов этих регионов, избранных после 1995 г. Эта же тенденция будет характерна и для большинства других регионов страны.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС
Наряду с такими факторами, как известность, деньги, партийная поддержка, в основном обеспечившими победу кандидатам на прошлых думских выборах, на предстоящих к ним прибавится поддержка местных властей. Возможно, этот фактор даже станет основным. Губернаторы на собственной шкуре почувствовали, что значит наличие или отсутствие "своих людей" в Госдуме, и сегодня готовы на все ради контроля над округами.
По нашим оценкам, в 160-170 избирательных округах из 225 местные органы власти, прежде всего губернаторы, а кое-где мэры и председатели законодательных собраний, могут оказать сильное воздействие на результаты выборов, используя свой авторитет, административные рычаги или иные "технологии".
Наиболее мощными рычагами тайного и явного влияния на результаты выборов в одномандатных округах обладают лидеры Татарии, Башкирии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Краснодарского края, Волгоградской, Кемеровской, Саратовской областей, а также Москвы, уже доказавшие это на деле. Высокой управляемости местного электората следует ожидать в большинстве национальных республик и автономных округов, в Алтайском и Ставропольском краях, Амурской, Брянской, Курганской, Рязанской и некоторых других областях.
Относительно скромным воздействие местных властей на итоги голосования в одномандатных округах будет в Карелии, Коми, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Новосибирской, Камчатской, Ленинградской, Московской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Свердловской, Тверской и Ростовской областях, Санкт-Петербурге. Легко заметить, что это регионы так называемой демоцентристской ориентации. У руководителей таких регионов возможности мобилизации электората малы или сравнимы с возможностями партий и движений, находящихся часто в оппозиции к местным властям. К тому же на выборы в этих регионах, прежде всего в областных центрах, повлияют возможные конфликты между кандидатами, поддерживаемыми областными лидерами, и теми, кого продвигают мэры городов (например, в Оренбургской и Свердловской областях).
ПАРТИИ В ОКРУГАХ
Несомненно, на результат выборов в одномандатных округах будет влиять и принадлежность кандидата к той или иной партии, движению или блоку.
Среди почти 500 основных претендентов на победу в одномандатных округах (по каждому округу нами намечалось не более 3 таких кандидатов) около 350 (или 2/3) будут выдвиженцами избирательных объединений. Партийная принадлежность уже обозначивших намерение баллотироваться кандидатов определялась по вхождению их в тот или иной партийный список или думскую фракцию, а предполагаемых - по влиянию партий в конкретном регионе и принадлежности сильного регионального лидера к той или иной политической группировке. Например, для сельского округа в Татарии можно не знать имени будущего депутата, но все равно это будет представитель блока ОВР, а для сельского округа Ставропольского края - КПРФ. Во многих округах нами фиксировались по 2-3 уже известных претендента на победу, например Сергей Степашин и Геннадий Селезнев в 209-м округе Санкт-Петербурга, или оценивались шансы предполагаемых кандидатов, выступающих от наиболее популярных политических блоков в регионе. Учитывались и перспективы крупных региональных или федеральных политиков, предпочитающих идти на выборы под флагом независимости.
Состав основных претендентов на депутатские мандаты в одномандатных округах и предполагаемых победителей показан в прилагаемой таблице.
Легко заметить, что по сравнению с 1995 г. состав одномандатников в Думе значительно изменится благодаря появлению весомой группы депутатов от нового блока ОВР. Представительство же всех партий и блоков, участвовавших в прошлых выборах, сократится, хотя их лидеры почти единодушно заявляют об обратном.
Как и в случае с голосованием по партийным спискам, в лидерах в одномандатных округах окажутся блок ОВР и КПРФ, причем на первом месте будет ОВР, который, правда, лишь незначительно опережает коммунистов. Большую часть своих одномандатников ОВР проведет в Татарии, Башкирии и Москве. Впрочем, в Москве этому блоку не следует ожидать абсолютного триумфа. В некоторых столичных округах возможна победа кандидатов от "ЯБЛОКА", а также независимых кандидатов, которые, правда, могут быть поддержаны ОВР в неявной форме. В Санкт-Петербурге доля округов, где пройдут сторонники ОВР, будет еще ниже, чем в Москве. Существенный вклад в копилку ОВР внесут регионы, лидеры которых входят в этот блок или поддерживают его (кроме уже названных, это Ингушетия, Карелия, Мордовия, Удмуртия, Астраханская, Московская, Челябинская и некоторые другие области, Ханты-Мансийский автономный округ), а также мэры областных центров некоторых не вполне лояльных к блоку регионов - возможно, даже Краснодара, Ставрополя и Тамбова.
КПРФ, оценка потенциала которой учитывает дружественные ей движения, при помощи левых губернаторов получит большую часть своих депутатских мандатов в округах, входящих в "красный пояс", - в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Амурской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Кемеровской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тульской областях. Возглавляют эти регионы влиятельные "красные губернаторы", способные оказать действенную поддержку своим кандидатам. Лишь в отдельных округах этих регионов кандидаты-коммунисты уступят первые места конкурентам от других избирательных блоков или независимым кандидатам. В большинстве прочих регионов кандидаты-коммунисты могут рассчитывать на победу лишь в отдельных округах, чаще всего сельских. Для КПРФ многое будет зависеть от того, в каком составе эта партия пойдет на выборы. С учетом самостоятельного участия в выборах ДПА, нескольких леворадикальных блоков, а также возможного выхода обиженного Амана Тулеева из объединения, КПРФ может потерять до 10-12 депутатских мандатов в округах. Эти потери лишь частично восполнят аграрии.
Кандидаты АПР, рассматриваемые нами без учета происшедшего в их рядах раскола, будут сильными игроками всего в 10-15 округах. Наиболее высокие шансы на переизбрание аграрии имеют в Республике Алтай, в Алтайском крае, в Новосибирской и Иркутской областях.
Потенциал НДР на выборах в одномандатных округах сохраняется главным образом благодаря наличию нескольких сильных кандидатов и поддержке входящих в движение губернаторов. Эндээровцы имеют перспективы в основном в национальных образованиях - в Коми, Таймырском, Усть-Ордынском, Ямало-Ненецком автономных округах и Еврейской автономной области. В русских регионах у кандидатов от НДР есть основания претендовать на победу, пожалуй, лишь в Иркутской, Саратовской областях и Алтайском крае.
"Союз правых сил" совместно с резко сократившимся "Голосом России" в случае открытого выдвижения своих кандидатов в округах вряд ли получит более 5-7 депутатских мандатов, большая часть которых будет приходиться на Нижегородскую и Самарскую области. Этот блок вероятнее всего будет делать ставку на формально независимых кандидатов, что позволит несколько расширить географию побед. Тогда избрания скрытых выдвиженцев блока можно ожидать в Москве, Московской, Пермской и Иркутской областях.
У "ЯБЛОКА" неизбежно будут потери депутатских мандатов в Санкт-Петербурге, которые трудно будет восполнить в других регионах. Кроме Санкт-Петербурга, кандидаты "Яблока" могут победить в отдельных округах Москвы, Московской, Нижегородской, Пермской, Ростовской и Ярославской областей.
Партия Александра Лебедя (РНРП и движение "Честь и Родина"), еще не включившаяся в активную предвыборную борьбу, пока может рассчитывать на 3-4 депутатских мандата. В отличие от прошлых выборов высокой поддержки кандидатов от партии Лебедя следует ожидать не в Центральной России и на Урале, а в Восточной Сибири.
ЛДПР, как и на прошлых выборах, в округах не имеет серьезных шансов. Ее кандидаты могут победить лишь в 2-3 округах - скорее всего, в Псковской области, "свой" губернатор которой посодействует им за счет собственного административного ресурса, в Новосибирской, где имеется активный действующий депутат, или в Красноярском крае благодаря поддержке со стороны Анатолия Быкова. Не исключено, однако, что с помощью теневого капитала Быкова и некоторых других своих новых выдвиженцев ЛДПР просто купит несколько округов или независимых кандидатов.
Группа "независимых" депутатов несколько сократится по сравнению с прошлыми выборами, но все равно останется самой многочисленной. При этом большинство таких депутатов будет использовать независимый статус только в период выборов - для прикрытия принадлежности к не очень популярным партиям и блокам.
Поскольку результаты выборов в одномандатных округах более чем любые иные зависят от подковерной борьбы и скрытых договоренностей внутри региональных элит да и список участников выборов в округах еще окончательно не сформировался, баланс сил наверняка будет меняться. Соответственно будут корректироваться и наши оценки. Мы предполагаем вести мониторинг перемен на местах (и соответственно изменений итоговых шансов на победу) с интервалом в 2-3 недели.