Российские земли, потенциально способные стать плцдармом мощного рывка вперед для всей страны |
Развитие европейской части требовало более интенсивного освоения природных ресурсов восточной части страны. Однако огромная ее протяженность, неразвитость инфраструктуры, ограниченная пригодность мировых технологий для освоения природных ресурсов суровых восточных земель, а также относительная малочисленность населения не позволяли довести уровень развития этой части страны до уровня западной.
В XX в. промышленное и культурное «наступление» на восток пошло достаточно интенсивно. В первую очередь развивались более «теплые» южные территории восточной части СССР: в том числе республики Средней Азии и Казахстан. Это потребовало колоссальных капитальных и интеллектуальных вложений всей страны.
В годы Великой Отечественной войны произошло ускоренное развитие восточных регионов: многие крупные заводы вместе с их работниками были эвакуированы на Урал и в Сибирь, в Среднюю Азию и Казахстан.
В грандиозном процессе движения потоков людей и техники, перемещавшихся на восток, продолжалось освоение крупной нефтегазовой территории между Волгой и Уралом, начатое еще до войны. В результате была получена энергия, без которой невозможно было бы осуществить ни сам процесс перемещения на восток, ни выиграть войну.
Примечательно, что во все трудные моменты этого периода впереди всегда шло развитие промышленности, кормившей и объединявшей людей, повышавшей их квалификацию и интеллект, готовившей их к решению крупных народнохозяйственных задач.
После войны уровень развития промышленности и квалификации людей позволили в течение пяти–семи лет в основном восстановить разрушенные промышленную и социальную инфраструктуры западной части страны.
В 50-е и 60-е годы началось массированное освоение огромной территории, которую иногда называют срединным регионом. Это вся Западная Сибирь, Казахстан и Средняя Азия. И здесь освоение началось с южных областей. Во время войны эвакуация предприятий и людей осуществлялась на юг Западной Сибири, а также в относительно развитые центры азиатских республик: Алма-Ату, Ашхабад, Джамбул, Сталинабад, Ташкент, Фрунзе, Чимкент и др.
В 50-е годы началось освоение целинных земель, куда входили северные области Казахстана и юг Западной Сибири.
В 60-е и 70-е годы началось освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса: регионы Среднего Приобья (в основном нефтяные месторождения) и регионы Крайнего Севера (в основном газовые месторождения).
С середины 70-х годов началось строительство Байкало-Амурской магистрали, проходящей по южным регионам Восточной Сибири. Освоение этой территории – труднейшая социально-экономическая задача из-за слабой развитости промышленной и социальной инфраструктур, малозаселенности и суровых на большей части региона климатических условий. Освоение региона шло в основном в южной его части достаточно медленно и очаговым методом, т.е. шло освоение локальных мест в непосредственной близости к местам расположения месторождений полезных ископаемых. Проведение трассы БАМа (также в южных областях региона) севернее существовавшей трассы Транссиба могло способствовать ускоренному площадному освоению южных регионов Восточной Сибири от Енисея до Тихого океана. Однако этого, к сожалению, не произошло. Начиная с 1994 года, по существу, прекратились работы по строительству и обустройству самой трассы БАМа, и тем более работы по освоению территории, прилегающей к трассе. Ситуация в этой зоне сложилась катастрофическая: сформировавшиеся различные производственные мощности рассыпаются, построенные элементы производственной и социальной инфраструктур разрушаются; возникла большая безработица, квалифицированные кадры разъезжаются. Колоссальный задел, осуществленный всей страной путем огромных капиталовложений и трудозатрат, разрушается, не выполнив своей жизненно предопределенной задачи – стать основой для освоения огромной территории на востоке страны, передав эстафету процессу дальнейшего освоения Восточной Сибири. Тем самым была нарушена сложившаяся столетиями и проверенная жизнью практика развития производительных сил нашей страны. Практика, никогда нас не подводившая, всегда способствов авшая укреплению могущества и увеличению богатства страны, обеспечивавшего ей ведущее место в ряду супердержав мира.
В 1997 году было принято постановление правительства «О первоочередных мерах по стимулированию экономического развития зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», в котором предлагались конкретные меры по проведению согласованных с различными министерствами работ по комплексному освоению природных ресурсов зоны, непосредственно прилегающей к трассе. На МПС были возложены функции по координации деятельности, связанной с экономическим развитием этой зоны. Однако, к сожалению, до сих пор нет существенных сдвигов по реализации этого постановления.
Площадь территории с богатейшими сырьевыми ресурсами, непосредственно прилегающая к БАМу и предлагаемая к освоению, более 1,5 млн. кв. км. Имеющиеся ресурсы при соответствующем энергетическом обеспечении дают возможность организовать ускоренное развитие производительных сил в этом регионе с образованием ряда крупных территориально-производственных комплексов.
Освоение этого региона позволит развить его производственную и социальную инфраструктуры и создать основу для дальнейшего движения процесса освоения на север параллельно трассе БАМа от Енисея до Тихого океана.
В последнее время Ассоциацией международного сотрудничества и Вычислительным центром РАН (отдел методов проектирования развивающихся систем) проведен укрупненный анализ принципиальной возможности освоения южной зоны Восточной Сибири и Дальнего Востока. Выяснилось, что территория Восточной Сибири и Дальнего Востока, расположенная южнее 60-й параллели, от Енисея до Тихого океана, имеет необходимые начальные характеристики, позволяющие обосновать целесообразность и эффективность ее ускоренного комплексного освоения. Решение этой задачи должно стать основой стратегического развития и укрепления Российского государства.
Перечислим основные характеристики рассматриваемого региона, который ниже для краткости будем называть «Восточный Российский Ход» (ВРХ):
площадь – примерно 4 млн. кв. км;
население – примерно 8 млн. чел.;
природными ресурсами чрезвычайно богат;
природно-климатические условия вполне пригодны для проживания людей (это подтверждается тем, что в ВРХ расположены почти все самые крупные города Восточной Сибири и Дальнего Востока).
Необходимо отметить, что большая часть ВРХ расположена между 50-й и 60-й параллелями, за исключением следующих его частей, расположенных южнее, между 40-й и 50-й параллелями: Курильские острова, Приморский край, Еврейская автономная область и южные регионы Республики Тува, Хабаровского края и Читинской, Амурской, Сахалинской областей.
В этом проявляется сходство Восточного Российского Хода с Канадой, большая и освоенная часть которой расположена между 50-й и 60-й параллелями и небольшая часть – между 40-й и 50-й параллелями.
Площадь ВРХ меньше площади Канады (9,8 млн. кв. км) в 2,5 раза, а население – в 3,3 раза (26,6 млн. чел.). Плотность населения в ВРХ равна 2,0 чел./кв. км, а в Канаде – 2,7 чел./кв. км.
Таким образом, Восточный Российский Ход имеет хорошие природно-климатические ресурсы и демографические условия, чтобы можно было начать первый этап его комплексного освоения.
Дадим укрупненную оценку экономической эффективности освоения ВРХ.
Были рассмотрены три этапа его освоения, каждый из которых характеризуется численностью населения ВРХ, достигнутой в процессе освоения:
1-й этап – 8 млн. чел. (то есть современное состояние);
2-й этап – 10 млн. чел.;
3-й этап – 15 млн. чел.
Для каждого этапа рассмотрены четыре варианта уровней развития, соответствующие уровням развития четырех стран: СССР, Российской Федерации, Японии, Канады (по данным 1990 года).
Для характеристик уровней развития стран были использованы три показателя:
объем потребляемой электроэнергии в коммунально-бытовой сфере и сфере услуг 1 человеком в год (тыс. кВт.ч/чел.);
объем потребляемой первичной энергии 1 человеком в год (т.у.т./чел.);
объем ВВП, вырабатываемого в среднем 1 человеком в год (тыс. долл./чел.).
Таким образом, было проанализировано 12 вариантов освоения. Результаты расчетов наглядно представлены в таблице. В ней каждый вариант освоения ВРХ описывается пятью характеристиками: численность населения в млн. чел. (этап освоения); уровень развития (какой стране соответствует); общий объем электроэнергии, потребляемой в год в коммунально-бытовой сфере и сфере услуг (млрд. кВт.ч); общий объем потребления первичной энергии в год (млн. т.у.т.); общий объем внутривалового продукта в год (млрд. долл.).
В качестве примера рассмотрим взятые из таблицы два крайних варианта.
Первый вариант. Население – 8 млн. чел., желаемый уровень развития – уровень развития СССР. Для реализации этого варианта необходимо, чтобы суммарный объем электроэнергии, потребляемый в год, был не менее 7,52 млрд. кВт.ч, суммарный объем потребления на всех предприятиях первичной энергии в год был не менее 54,32 млн. т.у.т. (что эквивалентно 38 млн. т нефти, или 45,3 млрд. куб. м газа, или 54,32 млн. т угля). При выполнении этих условий ВВП, вырабатываемый в ВРХ, достигнет 51,84 млрд. долл. в год.
Второй вариант. Население – 15 млн. чел., желаемый уровень развития – уровень развития Канады. Для этого необходимо, чтобы рассматриваемые показатели достигли соответственно следующих значений: 133,05 млрд. кВт.ч; 202,35 млн. т.у.т. (что эквивалентно 141,5 млн. т нефти, или 168,6 млрд. куб. м газа, или 202,35 млн. т угля). При выполнении этих условий ВВП, вырабатываемый в ВРХ, достигнет 226,8 млрд. долл. в год.
Из этих примеров видно, что использование энергии в производстве значительно доходнее, нежели ее продажа, и чем выше технология, тем выше и доход. Поясним последнее утверждение на примерах. Пусть при численности 8 млн. чел. мы хотим достичь уровня Канады (третий вариант). В этом случае при потреблении 70,96 млрд. кВт.ч электроэнергии и 107,92 млн. т.у.т. (75,5 млн. т нефти, или 90,0 млрд. куб. м газа, или 107,92 млн. т угля) ВВП достигает 120,96 млрд. долл. в год.
Мы видим (см. таблицу), что по сравнению с первым вариантом (ВВП=51,84) третий вариант, характеризуемый более высокими технологиями производства, существенно эффективнее (ВВП=120,96). Разница достигает значительной величины, равной 69,12 млрд. долл. в год. Однако получить это приращение ВВП можно, лишь перейдя на новые технологии в отраслях производства, выпускающих различные составляющие ВВП (в данном случае на технологии, используемые в Канаде). Обозначим затраты, необходимые для перехода на новые технологии через Z, а желаемое время их окупаемости через T. Тогда очевидно, что если Z/Tё69,12, то переход от первого варианта к третьему экономически выгоден, в противном случае этот переход экономически нецелесообразен.
Очевидно и другое: всегда необходимо пытаться максимально уменьшать величину . Эта задача сводится к минимизации значения при условии достижения заданного значения ВВП, при известных новых технологиях и не превышении расходов заданных объемов энергоносителей, используемых в производстве и в социально-бытовой сфере. В нашем случае определение минимальных затрат может быть получено путем построения оптимального проекта генеральной схемы освоения Восточного Российского Хода.
Оптимизация генеральных схем комплексного освоения территорий относится к сложнейшим задачам системного анализа. Математическая теория решения этой проблемы разработана в Вычислительном центре РАН в Отделе методов проектирования развивающихся систем и успешно применялась в Западно-Сибирском нефтегазовом регионе и в других регионах СССР и зарубежных стран. Экономический эффект от внедрения этих работ позволяет сократить капитальные затраты до 20%.
Эта работа обсуждалась в октябре и ноябре 1981 года на совещании у председателя Госплана СССР Николая Байбакова и на заседании Госплана СССР. В постановлении Госплана СССР за № 289 от 31.12.81 было принято решение по ее «широкому внедрению в практику планирования развития и размещения производительных сил различных отраслей народного хозяйства, а также при планировании комплексного освоения территорий».
Эти методы должны быть использованы для определения проекта генеральной схемы комплексного освоения ВРХ, реализация которого потребует минимальных затрат.
Реализация проекта ВРХ в силу его уникальной масштабности потребует мобилизации экономики не только России, но и всех стран бывшего СССР, как это происходило в недавнем прошлом при осуществлении крупных региональных проектов. Это будет способствовать возрождению многих ныне простаивающих предприятий, консолидации людей на постсоветском пространстве и в конечном итоге усилению не только российской государственности, но и всех стран СНГ.
В силу эффективности проекта ВРХ можно ожидать большой приток инвестиций от стран СНГ, частных организаций и лиц, а также стран дальнего зарубежья.
Предложения по разработке социально-экономического проекта «Восточный Российский Ход» обсуждались на научно-практической конференции «Международное сотрудничество и стратегические ресурсы России», проведенной в рамках всероссийского экономического форума «Стратегия экономического развития России – шаг в XXI век», проходившего 23–25 ноября 1998 года в Москве. Участники конференции поддержали предложения о разработке этого проекта. В Итоговом документе конференции отмечено, что решение задач, поставленных в проекте, «должно стать основой стратегического развития и укрепления Российского государства». Решение конференции и «Предложения о разработке социально-экономического проекта «Восточный Российский Ход» направлены в правительство РФ и Государственную Думу.
Реализация проекта ВРХ требует разработки таких принципов освоения восточных регионов, которые были бы притягательными для предприятий и отдельных граждан не только нашей страны, но и других стран мира с целью привлечения больших объемов капитала.
При разработке принципов, на основе которых должны быть созданы соответствующие законодательства, нужно одновременно с повышением обороноспособности отказаться от несвойственных нашему народу страхов, постоянно внушаемых со стороны, таких, как «желтая опасность», «исламский фундаментализм» и др. Преодоление инерции такого мышления позволит трезво оценить реальную ситуацию в мире, использовать исключительно благоприятную геополитическую ситуацию восточных регионов страны и сделать решительный рывок в экономическом развитии. Реализация проекта ВРХ «прорубит окно» в Америку и будет способствовать развитию торговли, доверия и взаимопонимания со всеми странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Было бы крайне актуально рассмотреть в правительстве предложения о разработке проекта «Восточный Российский Ход» и дать ему статус важнейшей государственной программы.
Разработка проекта «Восточный Российский Ход» даст мощный импульс развитию стран форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). Поэтому крайне необходимо рассмотреть предложения по этому проекту на Комиссии правительства РФ по вопросам участия в форуме АТЭС.
Россия, став полноправным членом форума АТЭС в ноябре 1998 года, может выдвигать конкретные проекты, направленные не только на обеспечение российских интересов в этом регионе, но также способствующие выработке согласованных подходов к преодолению последствий финансово-экономического кризиса и обеспечению экономической и социально-политической стабильности в АТР, свободному перемещению капитала, развитию торговли, научно-технического и культурного сотрудничества.
Деловому клубу АТЭС, созданному под эгидой Комиссии, предлагается наряду с проектом «Восточный Российский Ход» рассмотреть возможность его расширения за счет охвата и учета при проектировании территорий прилегающих регионов других стран Северо-Восточной Азии: Китая, Кореи, Монголии и Японии. Этот «расширенный» проект естественно назвать проектом «Комплексного гармоничного развития стран и регионов Северо-Восточной Азии в XXI веке».
Комплексное рассмотрение этого проекта снимает все проблемы, кажущиеся непреодолимыми при попытки реализовать его какой-либо одной страной или небольшой группой стран. Это проблемы, связанные с обеспеченностью природными и трудовыми ресурсами, энергией, современными технологиями и инвестициями. Проект должен разрабатываться всем миром. За Россией же – разработка пакета законов, который содержал бы условия, делающие экономически выгодными капиталовложения в ускоренное развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири и обеспечивающие права и защиту граждан мира, участвующих в освоении этих регионов. Президент и правительство могли бы обратиться к миру с соответствующими предложениями по развитию регионов Северо-Восточной Азии.
Все страны форума АТЭС, а также любые другие страны мира будут иметь возможность приложить свои интеллектуальные, трудовые и материальные ресурсы для развития этого региона на самом современном технологическом и культурном уровне и превратить это огромное геополитическое пространство в регион мира и благополучия населяющих его народов. Человечеству предоставляется уникальный шанс доказать, что оно – разумное.