Дата, даже с некоторой круглостью: 160 лет назад, 15 июля 1853 года, появилась на свет – хочется сказать, на огни рампы, – знаменитая актриса Мария Ермолова. Всем, наверное, памятен серовский портрет. Величественная дама, звезда до мозга костей. Сначала была заслуженной актрисой императорских театров (Малого, конечно), потом, в советские годы – народная артистка РСФСР и Герой Труда. Вершины – Катерина в «Грозе» Островского, Лауренсия в «Овечьем источнике» Лопе де Вега. Титулы ничтожны рядом с одиночеством и уходом в небытие. Почтовая марка СССР. 1957
|
Дата, даже с некоторой круглостью: 160 лет назад, 15 июля 1853 года, появилась на свет – хочется сказать, на огни рампы, – знаменитая актриса Мария Ермолова. Всем, наверное, памятен серовский портрет. Величественная дама, звезда до мозга костей. Сначала была заслуженной актрисой императорских театров (Малого, конечно), потом, в советские годы – народная артистка РСФСР и Герой Труда. Вершины – Катерина в «Грозе» Островского, Лауренсия в «Овечьем источнике» Лопе де Вега. Титулы ничтожны рядом с одиночеством и уходом в небытие.
Веха во всемирной истории насилия: 15 июля 1937 года в концлагерь Бухенвальд (Тюрингия) прибыли первые его заключенные. (День в день, замечу, с открытием в СССР Канала имени Москвы, построенного лагерниками.) Контингент – осужденные по политическим делам, свидетели Иеговы, гомосексуалисты. Синонимичные и взаимозаменяемые категории. Надпись на входе была: «Каждому свое».
Фото из Мемориального музея Холокоста, Вашингтон
Голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн (р. 1606) – давно и навсегда в пантеоне великих. Но великие нередко ходят в непризнанных, а у Рембрандта, к идилличности мировидения не склонного, была счастливая пора успеха и процветания. И семейного счастья, надо добавить: как раз тогда он обосновался в Амстердаме и женился на Саскии ван Эйленбюрх, дочери бургомистра одного из городов. Мы хорошо знаем Саскию по рембрандтовским полотнам. На одном из них сам мастер и его супруга фигурируют как персонажи библейской притчи о блудном сыне. Притчи, к которой он потом еще не раз обращался. Но потом все будет куда печальнее. А сейчас распутная жизнь весела и хороша. Остановись, мгновенье...
Рембрандт и Саския на его картине
«Блудный сын в таверне». 1635.
Галерея старых мастеров, Дрезден,
Германия