0
26065
Газета День в Истории Интернет-версия

27.02.2013 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 27 февраля

Тэги: история, кино


история, кино У Даниэля Ольбрыхского за внешней эффектностью персонажей просвечивает тайна, глубина.
Кадр из фильма «Жестяной барабан». 1979

Многие, наверное, хорошо помнят времена, когда ежедневно и ежечасно в газетах, в теле- и радиоэфире славили героев, приносящих свою жизнь на алтарь Отечества. Самопожертвование – последнее, решающее доказательство правоты. И патриотическая агитация ввиду противостояния двух миров готовила подрастающее поколение не столько жить, сколько побеждать.

Советская власть такую риторику довела, конечно, до высшей точки, но не изобрела заново. Это – из наследия, полученного и подхваченного в момент наибольшего отрицания дореволюционного прошлого. Яркий пример преемственности – отношение к делам и памяти русского военного летчика Петра Нестерова, родившегося 27 февраля 1887 года. В 1913 году он выполнил на самолете «мертвую петлю» – им же придуманную фигуру высшего пилотажа в виде вертикальной восьмерки – и вскоре сам рассказал об этом в статье, появившейся в «Санкт-Петербургской газете». А в начале Первой мировой войны, в сентябре 1914-го, Нестеров направил свой аэроплан – по обычаям той младенческой для авиации поры невооруженный – на австрийский самолет-разведчик, чтобы сбить его методом тарана. Хотел ударить неприятеля сверху колесами шасси, но не рассчитал столкновение и погиб.

Что в те наивные времена произошло случайно, то впоследствии было сакрализовано. И от Нестерова протянулась невидимая нить к таким деяниям, как таран наземной цели, который совершил в 1941-м на сбитом самолете экипаж Николая Гастелло. Не говоря уже о японском институте летчиков-камикадзе.

А потом наступила, как известно, дегероизация. Пришло понимание того, что ценность человеческой жизни должна быть значима даже на войне. Сам угол зрения в искусстве, касающемся экстремального материала, необратимо изменился. Ровно 100 лет исполняется сегодня со дня рождения американского писателя Ирвина Шоу (ум. 1984). Как-то так получилось, что у нас его в основном помнят по романам «Богач, бедняк» и «Нищий, вор» – семейной хронике послевоенных лет, да еще по «Вечеру в Византии». Но, сдается мне, главной книгой Шоу остался первый его роман – «Молодые львы» (1948). Три главных героя – два американца из разных социокультурных и этнических страт и один немецкий офицер. За этим – открытие реальности, которое можно сравнивать с обновлением нашей литературы у Василя Быкова или Константина Воробьева. Это правда личного, экзистенциального опыта. Опыта пацифиста Ирвина Шоу, пошедшего добровольцем на Вторую мировую. Не героический эпос, а проблематичность личного бытия.

И по соседству на календарном листке – популярнейший польский актер Даниэль Ольбрыхский, появившийся на свет в 1945-м. Мастер экстра-класса, универсал, способный сыграть кого угодно. Но из всех его многочисленных ролей выделяются две категории. Прошу извинения за обобщенность все тех же терминов, но никуда от них не денешься: героизация и дегероизация. И соответственно – национальный эпос и драма личности.

Ольбрыхский выступил в экранном образе борца за национальную независимость в трилогии Ежи Гоффмана по историческим романам Генрика Сенкевича: «Пан Володыёвский», «Потоп», «Огнем и мечом». И в советском эпосе «Освобождение» Юрия Озерова, где вполне соответствующая официальному заказу мифо- и идеология о Великой Отечественной войне и зарождении социалистического содружества, тоже не обошлось без него (как уже в конце 90-х в «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова, где «Он русский. Это многое объясняет»). Но ведь неспроста про Польскую Народную Республику шутили, что это самый свободный барак соцлагеря...

В канун очередных волнений и зарождения «Солидарности» Ольбрыхский сыграл в двух отчетливо неофициальных лентах Анджея Вайды: «Все на продажу» и «Пейзаж после битвы». В первом он перевоплотился в Збигнева Цыбульского, с чьих ролей началось новое польское кино. И наглядно видна разница между национальными координатами – и личностными. Правда одного человека первична по отношению к коллективному восприятию. А во втором названном фильме Вайды Ольбрыхский предстал перед нами вчерашним узником концлагеря. Здесь тот случай, когда новизне материала соответствует новизна эстетическая: фильм поставлен по рассказам Тадеуша Боровского, классика – вернее, постклассика – литературы послелагерного мира. Кстати, была у Ольбрыхского еще одна работа, связанная с этой проблематикой: в «Жестяном барабане» Фолькера Шлёндорфа по роману Гюнтера Грасса. Там Ольбрыхский – один из родичей главного персонажа. Ребенка, отказавшегося расти.

Вся эта (пост)современность – не что иное, как норма. А норма живая, вновь творимая именуется обычно поиском, экспериментом, даже авангардом. К числу таких художников привычно относят знаменитого нашего скрипача и дирижера Гидона Кремера, родившегося 27 февраля 1947 года. Кого ни вспомни из позднесоветских и российских композиторов новаторского склада – Шнитке, Губайдулину, Денисова, Пярта, Канчели, – для всех них оказывался необходим Кремер как первый исполнитель. И его вынужденная эмиграция в 1980 году, и критика академической музыки наших дней, и, к примеру, солидарность с Ходорковским – не что иное как продолжение и практическое приложение художественного поиска.

27 февраля – 100-летие французского философа Поля Рикёра (ум. 2005), одного из лидеров герменевтики, то есть философской дисциплины, которая трактует понимание как проблему. В этом вся соль: мы живем в мире, где нет заранее заданной очевидности. У Рикёра здесь существенную роль сыграл биографический опыт, по существу своему экзистенциальный: Вторая мировая война, плен... Что-то напоминает и Ирвина Шоу, и Даниэля Ольбрыхского. И восьмерку Нестерова тоже. Восьмерка замкнулась...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
622
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2346
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1555
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1185

Другие новости