Джек Леммон играл обыкновенных людей. Таких, которых обстоятельства взяли за шиворот. Приходится искать выход.
Кадр из фильма «Приезжие». 1969
Жить вредно, от этого умирают. Не сразу, конечно, ну да ничего – помучаешься основательно. Особенно если время и место достались неудачные.
Теодор Агриппа д▒Обинье, французский поэт, родился 8 февраля 1552 года и жил на излете эпохи, оптимистически названной Возрождением. Франция была расколота на католиков и гугенотов; к числу последних как раз и принадлежал д▒Обинье. Был он человек военный, причем в немалых чинах – начальник ставки в армии короля-гугенота Генриха IV Наваррского. Ну а потом этот король счел, что Париж стоит мессы, и принял католицизм. С тех пор военная служба Агриппы приняла форму повстанчества. Он был объявлен вне закона, покинул родину и умер в Швейцарии в 1630-м. А в свое время спасся, уйдя из Парижа за три дня до Варфоломеевской ночи.
«Стояла тихая Варфоломеевская ночь» – так это, кажется, называется. Удивительно ли, что главная книга Агриппы д▒Обинье, написанная в перерывах между сражениями, озаглавлена «Трагические поэмы»? Не документ о ходе событий, а исповедь души, для которой все беды – чума, война, голод, казни – подобны одна другой и сливаются в единый космический ужас. Но наследие д▒Обинье многосоставно. В нем и комическая проза, и трехтомный трактат «Всеобщая история»...
В более близкие к нам времена осознал начало новой всеобщей катастрофы Теодор Лессинг, немецкий леволиберальный философ и публицист. Родился он 8 февраля 1872 года и был, по сути дела, внепартийным социалистом, но сейчас речь не о позитивной его программе, а об умении точно увидеть недопустимое, неприемлемое. Как один из самых заметных политических журналистов Веймарской республики он выступил против Пауля фон Гинденбурга, фельдмаршала Первой мировой войны, баллотировавшегося в президенты. Что же сказал о нем Лессинг?
«Согласно Платону, вождем народа должен быть философ. В лице Гинденбурга на трон взойдет не философ. Это будет только представительский символ, вопросительный знак, нуль. Скажут, что лучше нуль, чем Нерон. К сожалению, история свидетельствует, что за нулем всегда скрывается будущий Нерон». Бог с ними, с построениями Платона и римскими аналогиями – момент истины налицо.
Когда нацисты пришли к власти, Лессинг бежал в Чехословакию. И там в августе 1933-го он был застрелен. Что стало невольным признанием его правоты.
А что происходило в те десятилетия прошлого века в общественном сознании, в психологии масс? Как это проявлялось в типичном для того времени восприятии искусства, его массовых форм? Эти проблемы стали предметом исследования у одного из виднейших социологов и культурологов – немца с грозно звучащим именем Зигфрид Кракауэр. Он появился на свет 8 февраля 1889 года во Франкфурте-на-Майне. Завершился же его земной путь в 1966 году в Нью-Йорке, и этот вектор перемещения понятен и симптоматичен.
Архитектор и инженер по образованию, Кракауэр основное внимание уделял реалиям и конфликтам индустриального мира. Индустриального, буржуазного, массового – такая вот триада. В 1930 году вышли его книга «Служащие», еще раньше – «Детективный роман». Во многих его текстах разбирались художественные произведения, прежде всего кинофильмы, но по существу писалось все это не о творцах, а об их аудитории. Электорате, так сказать.
Чем эти люди занимались? Ходили в кино, в цирк, танцевали, вообще всячески развлекались, пытаясь преодолеть скуку однообразных дней. А потом Кракауэр соединил этот подход с анализом эстетики. И в 1947 году, уже «после всего», вышла в США, в издательстве Принстонского университета, монография «От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино». От фильма о безумии власти до самого этого безумия, получается, дорога коротка...
Власть властью, но никуда не денутся и обыкновенные люди, не наделенные особым статусом, – не так ли? Исполнением именно таких ролей прославился другой уроженец 8 февраля – американский актер Джек Леммон (1925 – 2001), кинематографист практикующий. Играл он полный диапазон персонажей, от трагических до острокомических, и прозван был «божественным клоуном». Самая известная лента с его участием – «В джазе только девушки» (1959), самое тесное партнерство на экране – с Уолтером Маттау, постоянный комический дуэт. Ну а если попробовать вывести некий общий знаменатель всего сыгранного, то это будет, может быть, амплуа не амплуа, но что-то вроде того: человек с улицы. Когда-то режиссеры предлагали Леммону роли однотипные – «вертлявых клоунов», как заметил он в сердцах. Но не забыть и очень значимые работы, не обязательно главные. Например, роль одного из присяжных в телефильме «12 разгневанных мужчин» по мотивам известной пьесы. Все готовы признать подсудимого виновным, а герой Леммона сомневается и в правоте своих сомнений убеждает всех остальных...
В этом проявлении свободы личности, как и во многих других, состоит одна из черт, философски говоря, открытого общества. 8 февраля исполняется 130 лет со дня рождения австрийского, а впоследствии опять-таки американского экономиста Йозефа Алоиза Шумпетера (ум. 1950). Его предмет исследования – предпринимательство и предприниматель как тип. Как отмечалось по поводу концепции Шумпетера, «предприниматель – хозяйствующий субъект, функцией которого является непосредственно осуществление новых комбинаций». А это значит – риск. Который есть оборотная сторона свободы.