Вячеслав Ганелин был и остается нов. И стал уже классиком. Даже внешне его классичность дает о себе знать.
Фото с сайта jazz.ru
Давно уже засела у нас где-то в подкорке теория об антагонизме двух культур – гуманитарной и естественно-научной – вкупе с противостоянием между физиками и лириками. Однако переклички и взаимосвязи неизбежны и необходимы. Хотя бы в терминах.
Американский физик Джозеф Генри, родившийся 17 декабря 1797 года (ум. 1878), сделал два открытия. Во-первых, он зафиксировал явление, которое называется электромагнитной индукцией. Но лавры ему в этом случае не достались из-за привходящих обстоятельств: свои результаты Генри получил одновременно с британцем Майклом Фарадеем и независимо от него, но тот опубликовал свою работу раньше. Зато честь другого открытия принадлежит Генри безоговорочно. Это разновидность той же индукции – самоиндукция. Включение тока она тормозит, а при выключении приводит к кратковременному его росту. В современной физике индуктивность, то есть мера магнитных свойств электрической цепи, носит имя этого ученого. Мне запомнился перл из сокровищницы школьных экзаменов: «Индуктивность измеряется в генрях».
И тут надо оговориться: индукция – понятие не только из области физики. В самом общем значении это метод рассуждения и доказательства – от частного к общему. (В противоположность дедукции, то есть выведению частного из общего, – методу, который взял за основу Шерлок Холмс.) Узкоспециальный контекст переходит в гуманитарный, культурно-философский.
К тому же в естественно-научной терминологии то и дело мелькают «именные» термины, которые способствуют интересу к личности, стоящей за ними. В физиологии, например, известен эффект Пуркинье: в сумерках красный цвет кажется нам темнее зеленого, а синий – наоборот, светлеет. Открыл это явление Ян Эвангелиста Пуркинье (или Пуркине), чешский физиолог и анатом, который родился 17 декабря 1787 года (ум. 1869). Он, между прочим, был еще и педагог и политически активный человек, выступавший за независимость Польши и даже за создание единого языка для всех славянских народов.
Педагогическая тематика – хороший повод вернуться к физико-химическим материям и к вышеупомянутому Майклу Фарадею. Однажды, будучи студентом, он написал письмо одному своему профессору – письмо о том, что хотел бы работать у него в лаборатории. Ассистент профессора посоветовал ему: «Возьмите его и поручите ему для начала мыть колбы, пробирки и прочую посуду. Если он согласится, то в будущем из него выйдет толк».
Профессор, у которого стал мыть пробирки Фарадей, – уроженец нынешнего календарного дня Хэмфри Дэви (1778–1829), английский химик и физик. Человек, открывший «веселящий газ» (оксид диазота) и создавший лампу, которая носит его имя, – взрывобезопасный осветительный прибор для шахтеров, который избавил их от угрозы взрыва метана. И явление электрической дуги описал он же. И что замечательно: Дэви не был, как мы сейчас выражаемся, технарем. У него рано проявился поэтический талант, он был своим человеком в кругу английских поэтов «озерной школы», а женат был на родственнице Вальтера Скотта.
Что же касается совета насчет мытья пробирок, то педагогическая значимость его выходит за пределы конкретного случая, даже если ученик был гениальный. Просто для великих свершений нужна кропотливая черновая работа. Неуклонность и неустанность – не помню, кто подсказал мне этот мой любимый девиз. И ведь не только о физиках и химиках речь. В искусстве – в музыке, например, – очевидная гениальность составляет лишь надводную часть айсберга. А под водой – работа, работа, работа.
Сегодня день рождения двух наших выдающихся музыкантов. «Наших», потому что они рождены нашею культурой и делают – то есть движут – ее. И нашедших себе лучшее место для самовыражения в других странах. Что следует, конечно, зарубить на носу как свидетельство о нашей беде, как урок.
Скрипач Захар Брон, появившийся на свет 17 декабря 1947 года, уже почти четверть века как работает в Германии. А также в Англии, Испании, Японии... И играет на скрипке Гварнери, 1742 года, которую предоставило ему «Общество Страдивари» из Чикаго. Штучность, доведенная до предела. Сам Брон сформулировал свое основное педагогическое требование так: «Соединение божественного таланта и бескомпромиссного профессионализма». Наверное, не он один мог бы этот принцип поддержать.
А 17 декабря 1944 года родился другой музыкант-виртуоз и опять-таки педагог – Вячеслав Ганелин. Профессионал из профессионалов и универсал из универсалов: в первую очередь джазист-исполнитель, конечно, но и автор симфонической музыки и музыки для кино. Начинал в Вильнюсе, где жил с детских лет, и составил там с Владимиром Тарасовым и Владимиром Чекасиным знаменитое трио ГТЧ, виртуозно исполнявшее и джазовые произведения, и академические; и классику, и авангард. Когда это трио услышали на Западе, там поняли: вот музыканты, живущие в мировом актуальном контексте. Трио потом распалось, Ганелин давно живет в Израиле. Но как бы там ни было, он поверх барьеров. Его присутствие – как и отсутствие – факт нашей жизни.