0
1807
Газета День в Истории Интернет-версия

02.11.2012 00:00:00

Дни в истории. 2–6 ноября

Тэги: история, скульптура, челлини


история, скульптура, челлини Это всего лишь солонка – но притом шедевр искусства, скульптурная группа работы Челлини. Украденная из венского музея, вновь найденная, ценою около 57 миллионов долларов.
Фото Reuters

Пишешь, пишешь изо дня в день о гениях разных времен и народов... А гениальность – это что? Может быть, род сумасшествия? Или что-нибудь еще того хуже?

Свои ответы на эти вопросы предложил в свое время итальянский ученый Чезаре Ломброзо, родившийся 6 ноября 1835 года (ум. 1909). Специализация у него была, так сказать, экстремальная: психиатрия, криминалистика. А работал Ломброзо в числе прочего директором лечебницы для сумасшедших. И пришел к выводу, что гениальность сродни бессознательному состоянию, расстройствам личности и т.д. Доказать или опровергнуть такие суждения очень сложно. Мы ведь сами выбираем норму, точку отсчета. И вольны принять за таковую именно гениальное.

Что же касается криминалистики, то в своих многолетних научных изысканиях Ломброзо исходил из принципа: в центре внимания должно быть не преступление, а сам преступник. И такой подход – непреходящий по своему значению. Не канула в Лету и предложенная Ломброзо типология преступников: душегубы, воры, насильники и жулики (привет Бродскому, которому ворюга милей, чем кровопийца). Хотя тезис о преступности как врожденной наклонности уязвим, и даже очень.

Распределение гениев по странам и народам носит, конечно, в основном случайный характер. Так или иначе, в эти дни – настоящий итальянский бенефис. На 3 ноября, например, приходятся сразу два дня рождения великих уроженцев Апеннин, да еще с очаровательным чередованием звуков в именах и фамилиях: Винченцо Беллини и Бенвенуто Челлини. О, прекрасная и музыкальная страна!

Итак, по порядку. Винченцо Беллини (1801–1835) – композитор, снискавший славу своими операми. Самая известная из них – «Норма» (1831), и я, ввиду сказанного в предыдущих абзацах, спешу успокоить: Норма у Беллини – это имя главной героини, дочери друидского жреца (она предсказала падение римского гнета в Галлии и дала сигнал к восстанию), а не антоним аномальности и не тот, по-войновически выражаясь, вторичный продукт, коим всех в обязательном порядке кормят у Владимира Сорокина в романе с названием-омонимом. Ну а политическая актуальность Беллини остается при нем.

А Бенвенуто Челлини (1500–1571) – фигура, пожалуй, вообще из ряда вон. Начать хотя бы с перечня профессий: скульптор, живописец, ювелир, музыкант, писатель, и это еще не все. Родился он во Флоренции, городе, само название которого означает «цветущая». Но есть еще одна игра слов, о коей здесь стоит сказать. Ведь как ювелир он работал по золоту, а золотарями называются также ассенизаторы. Что, понятно, отсылает нас к субстанции, упомянутой в предыдущем абзаце, а если обратиться к биографии Челлини, то наводят на размышления ее темные места: кражи, драки, убийства...

Самим Челлини владела одна, но пламенная страсть: создать образцы подлинной ценности. Своего рода эталон, наподобие того же золота. И в этом смысле он на редкость цельная натура. Ну а малопочтенные его дела не остались бесследными, они словно ударили рикошетом по его произведениям. Это, конечно, мое капризное, субъективное истолкование случая с его «Сальерой» («Солонкой»), которая в 2003 году была похищена из венского Музея истории искусств и найдена без малого три года спустя. Вор, видимо, не учел, что столь известное произведение продать невозможно.

Золото, богатство, подделка, подлинник... Наконец, талант (это ведь и дар, и монета)... Вечное для культуры переплетение лейтмотивов. В России эта проблематика издавна болезненна, особенно это чувствовалось в советские времена. 3 ноября исполняется 125 лет со дня рождения мастера нашей словесности, наделенного и чувством актуальности, и обостренным неприятием фальши. Он ведь был в числе прочего классиком детской литературы и блистательным редактором. Я говорю о Самуиле Маршаке (1887–1964).

Навскидку: кто такой капиталист? Вот наготове маршаковское определение: «Владелец заводов, газет, пароходов». Мистер Твистер, герой этих стихов, подан вполне по-советски, но как точен и неотразим в них перестук: «Мистер Твистер, бывший министр,/ Мистер Твистер, миллионер...» – даром что в СССР он прибывает на пароходе, а не поездом. Свобода и правда пера потом продиктовали Маршаку гениальный перевод 66-го сонета Шекспира: «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж/ Достоинство, что просит подаянья...»

Маршак на слуху, наверное, у всех, но, что очень важно, у каждого по-своему. Для меня, например, один из вершинных образцов русского стиха (без всякого преувеличения): «Ты попробуй, это вкусно –/ Точно лист жуешь капустный». Что может быть лучшей аттестацией в устах козла? Так вот, я, сколько себя помню, не люблю капусту. И понимал эти слова как некий выворотный мир, а потому очень смеялся. Все это только придавало стихам Маршака объема и обаяния, а цитата эта сделалась моей любимой на всю жизнь.

Маршаку, который многим писателям помогал (и Солженицыну в том числе), в свое время очень повезло с ценителями и покровителями. Его заметили и продвигали Владимир Стасов, Федор Шаляпин, Максим Горький... На календарном листке за 2 ноября – еще один выдающийся деятель нашей культуры, чья судьба в этом отношении сложилась благоприятно. Это скульптор Марк Антокольский (1843–1902). С детства он рисовал везде и всюду, и его, сына небогатых евреев из Вильно, с помощью жены тамошнего генерал-губернатора приняли в Академию художеств. Окончил он ее уже как автор статуи «Иван Грозный» и сразу получил звание академика, а купил ее сам Александр II. Потом Антокольский создал один из самых известных русских монументов – статую Петра I, стоящего с подзорной трубой в Таганроге.

Живой классик – что может быть почетнее? Однако и подначки к этому нередко прилагаются. Некрасов, например, в своей поэме «Современники» иронически трактовал тему наступающего капитала: «Будешь в славе равен Фидию,/ Антокольский! Изваяй/ Гарантию и Субсидию,/ Идеалам форму дай!» А самого скульптора, похоже, больше тревожила цена творчества, та проблематика, с которой я начал эти заметки. «Великие люди близки к сумасшествию, – считал он. – Только из натянутой струны мы можем извлекать чудные, гармоничные звуки, но вместе с тем ежечасно, ежеминутно рискуем, что струна порвется».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
845
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2631
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1787
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1395

Другие новости