0
1572
Газета День в Истории Интернет-версия

23.10.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 23 октября

Тэги: история, литература, порнография


история, литература, порнография Во Франции Никола Ретифу де ла Бретонну поставили памятник. Сразу видно: эротика его скорее литературная.
Фото Кристофа Фино

Человеческое, слишком человеческое... Есть немало таких явлений и целых областей действительности, к которым сей философический фразеологизм подходит очень хорошо. И, пожалуй, звучит не уничижительно.

Чтобы быть убедительным, начну с исторического деятеля, с детства воспитывавшегося исходя из соображений государственных, а не человеческих, – русского самодержца Петра II, внука того Петра, который Великий. Родился 23 октября 1715 года, был сыном Алексея Петровича – осужденного изменника. И на троне в 1728 году оказался, в общем-то, неожиданно – и-за того, что уже не было в живых Петра Петровича, сына первого императора. Подросток, несамостоятельная фигура, скорее объект придворных интриг, чем их субъект, – вот каков Петр II. А в январе 1730-го, 14 лет от роду, император умер от оспы. Он вызывает разве что жалость.

Между тем властность была у него изрядная. «Я император, – сказал Петр, топнув ногой, – надобно мне повиноваться», – исторический анекдот в записи Костомарова. А вот подлинное донесение саксонского посла: «Царь похож на своего деда в том отношении, что он стоит на своем, не терпит возражений и делает, что хочет».

Неуютно как-то. Хотя именно уюта хочется, в смысле комфортных, гуманных условий бытия. И вот, не угодно ли, эстетический антипод самовластительных злодеев и даже «добродеев», но все равно самовластительных. 23 октября 1734 года появился на свет французский писатель Никола Ретиф де ла Бретонн (ум. 1806). Писатель плодовитый, очень популярный в те времена, причем популярность его была сродни, например, успеху будущей набоковской «Лолиты». И еще одна актуальная в наши дни черта: репрессивность духу Ретифа в большинстве текстов несвойственна. Сентиментальность – да (он ведь последователь сентименталиста Руссо), но весьма специфическая. То, что сейчас называют порнографией (а когда-то именовалось ретифизмом), поименовано с его легкой руки, после книги Ретифа «Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственности проституции». Оценим сочетание непристойности изображаемого с заявленной автором темой.

Другая грань феномена Ретифа – утопическая интенция, как у того же Руссо. Старый как мир литературный прием: автор-повествователь и/или персонажи попадают в некую диковинную страну (утопия – это, напомню, «место, которого нет») и ее описывают. У Ретифа в утопическом поджанре написан, например, роман «Южное открытие, произведенное летающим человеком, или Французский Дедал». Чего там только нет: утопия коммунистического толка близ Южного полюса, путешественник на гибриде вертолета с парашютом, предвосхищение идей Вернадского и Бергсона... Хотя репрессивность, когда ее гонят, находит обходной путь: семейные ценности никак ее не лишены.

Что касается уюта, то было в первой половине XIX столетия целое художественное направление в немецком и австрийском искусстве, целиком на этом самом уюте построенное. Называется оно бидермейер, по псевдониму одного немецкого поэта, означающему «простодушный господин Майер». К этому стилю принадлежал и Адальберт Штифтер, австрийский писатель и художник, родившийся 23 октября 1805 года (ум. 1868). Писал он, по сути дела, идиллии в духе горожанина, бюргера, стремящегося к ухоженности и комфорту. Пришло время, когда такое искусство стали третировать как пошлость. Случай не сказать чтобы однозначный: ведь главное у Штифтера, как заметил Мартин Хайдеггер, – «показывать истинно великое в малом». Чем не гуманность? Вот только опыт немецкой культуры в XX веке, всей Германии вообще и, в частности, самого Хайдеггера показывает, что идиллическая консервативность, не прошедшая настоящей модернизации, чревата катастрофой. Остается того же Штифтера и всю германоязычную культуру воспринимать в свете этого опыта.

Кстати, в рифму: в Англии 23 октября 1814 года была выполнена первая в истории пластическая операция. Тут вам и «человеческое, слишком...», и живая плоть, и всяческая анестезия, то есть избавление от боли и страдания.

И еще одна дата. 70 лет исполнилось бы сегодня американскому писателю-фантасту и кинематографисту Майклу Крайтону (ум. 2008), в чьем творчестве соединились и технологические мотивы (в жанре технотриллера он первопроходец), и медицинские (мы ведь в век биотехнологий живем), и сериалы, основанные на виртуозности в создании декораций. Эти последние у него уже, можно сказать, оживают. Я говорю, конечно, о знаменитом «Парке юрского периода». «Размер таланта Майкла сопоставим с размерами его динозавров», – сказал о Крайтоне Стивен Спилберг. И примечательно: не выдуманных, не киношных, а реально существовавших динозавров палеонтологи стали называть в честь Крайтона. Что-то человеческое тем самым сообщая им или по крайней мере нашим знаниям о них.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
525
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
452
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
544
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
294

Другие новости

загрузка...