Он познал высшие законы и склонял голову перед небом. Иерархически устроенный мир.
Кадр из фильма «Конфуций». 2010
Мы подчиняемся законам. Но система законов как целое – результат нашего выбора. И потому мы за нее ответчики.
28 сентября 1687 года произошло разрушение Парфенона: его обстреляли из пушек венецианцы, захватившие Акрополь во время войны с Османской империей, а турки-османы использовали этот храм, всемирный символ красоты, как пороховой склад, – и все взорвалось. Запреты даже не нарушили – их просто не разумели. Каких-то других законов держались.
Есть такая точка зрения, что мы лишь подчиняемся велениям высших начал. 28 сентября 551 года до н.э. (или 552-го, да и дата приблизительная) родился китайский философ, который, по его собственным словам, познал небесное предопределение, – Кун Фуцзы, более известный под латинизированным именем Конфуций (ум. 479 до н.э.). Кто в состоянии подняться до такого познания, тот благородный муж. И Конфуций был исполнен помыслов действительно благородных. «Не делай человеку того, чего не желаешь себе», – это его заповедь. Великая, всечеловеческая, а не китайская – европейские мудрецы думали сходно.
Философское учение Конфуция стало в императорском Китае государственным. А в конфуцианской иерархии законов, которым люди должны следовать, высший уровень – это благопристойные ритуалы (ли) и церемониальная музыка (юэ). Когда герой «Крейцеровой сонаты» Толстого говорил, что музыка в Китае – государственное дело, то имел в виду именно это.
Рискуя уподобиться заезженной пластинке, второй раз за несколько дней прибегну к выражению «географическое место точек». Где музыка – дело государственное, там Китай в широком смысле слова.
И дела мало, что в совсем недавние времена в коммунистическом Китае развернулась кампания «критики Линь Бяо и Конфуция». Линь Бяо, несостоявшийся наследник Мао Цзэдуна, – и Конфуций? Да. Государственная роль конфуцианства перешла к учению Сунь Ятсена, затем к маоизму, а общий принцип, при котором эта роль востребована, оставался. И поныне остается. Недавно в КНР фильм о Конфуции поставили.
В конфуцианстве есть «Пять канонов», у Сунь Ятсена – доктрина «трех народных принципов», у Дэн Сяопина – «одна страна, две системы»: Китай один, но, например, на Тайване капитализм. (Напоминает «Теркина на том свете» Твардовского: «Два тех света, две системы,/ И граница на замке».) Родовое пятно тех, для кого власть стоит выше личности. Как и триада Гегеля: тезис, антитезис, синтезис...
И вот рифма к конфуцианскому пониманию китайской сущности. Надмирным идеям обычно сопутствует разруха в повседневной жизни. 29 сентября 1795 года родился Кондратий Рылеев, русский поэт и декабрист. Когда в июле 1826-го пятерых декабристов казнили, под тремя оборвалась веревка; Рылеев провалился внутрь эшафота и казнен был со второй попытки. Именно он, по некоторым сведениям, сказал тогда: «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговора, ни судить, ни вешать!» См. выше о музыке в Китае.
Серьезность за всем этим просматривается, и какая-то зловещая. Пафос служения не сочетается с игрою, той, которая есть проявление свободы (в отличие от ритуала). 60 лет исполнилось бы 30 сентября замечательному актеру Виктору Гвоздицкому, ушедшему в 2007-м. Тень в шварцевской сказке, Тузенбах в «Трех сестрах», Подколесин в «Женитьбе»... Он любил вспоминать слова своей матери: «Надо жить по правилам». Не по правилам церемониального устава, а по правилам игры – необходимое уточнение, которое для артиста – как единица, вынесенная за скобки. Счастливые люди: самовыражение – их профессия.