0
1774
Газета День в Истории Интернет-версия

26.09.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 26 сентября


Он жил в мире книг. «Архивны юноши» – пушкинское определение этой породы людей.
Петр Соколов. Портрет Дмитрия Веневитинова. 1827. Государственный музей А.С.Пушкина

Можно ли быть поэтом, вообще в широком смысле слова артистом, если вокруг – несвобода или просто непросвещенное общество? Казалось бы, слагает человек строчки, никого не трогает... Фокус, однако, хотя бы в том, что сама логика этого занятия ведет к его расширению. К вбиранию иных, смежных специальностей.

26 сентября 1805 года в одном из знатных и именно что просвещенных московских домов родился Дмитрий Веневитинов, поэт, критик и философ (не говоря уже об опытах в прозе). Причем поэзия и философия для него не существовали раздельно. «Философия есть истинная поэзия, а истинные поэты были всегда глубокими мыслителями, были философами», – писал он. У слова «философ» в русском языке был аналог-калька – «любомудр»; в Москве действовало тайное – эта подробность говорит о многом – Общество любомудрия (во главе с Владимиром Одоевским), секретарем коего состоял Веневитинов. Но была и еще одна форма самоорганизации культурной среды, универсализму подобного рода соответствовавшая как нельзя лучше. А именно – издательская, журнальная.

С 1827 года начал выходить историко-философский журнал «Московский вестник». Отделы – поэзия, история, философия, естествознание, а объединение их под одной обложкой – своего рода магический жест: так происходит рождение культурного контекста. Веневитинов – неформальный глава журнала (редактором был Михаил Погодин), автор его программы. Но... несчастное стечение обстоятельств: переезд в Петербург на новое место службы и там простуда, да еще после трехдневного ареста (по подозрению в связи с декабристами). Веневитинов умер в марте 1827 года, двадцати одного года от роду. «Душа сказала мне давно:/ Ты в мире молнией промчишься!/ Тебе всё чувствовать дано,/ Но жизнью ты не насладишься». Поэты все знают наперед.

И у них, поэтов, рифмуются не только строки, но и биографии. Причем стих может быть без рифм, а вот жизненные сюжеты отзываются непременно. Другая эпоха, другая страна, другая культура, и тем выразительнее перекличка, в том числе в такой ее форме, как разительное различие вплоть до противоположности. 26 сентября 1888 года появился на свет крупнейший англоязычный поэт XX столетия Томас Стернз Элиот (ум. 1965). Почему «англоязычный», а не американский, как можно было бы сказать по месту рождения и в течение многих лет – жительства? Родившийся в глубоко укорененной в Америке и очень религиозной семье, он чувствовал себя в этой стране во многом чужим. Европа была ему ближе, потому что философская углубленность элиотовской лирики американскому обществу давалась трудно. Новый Свет, молодая нация, еще не наросла культурная толща... И он перебрался в Европу, жил в Марбурге (привет Ломоносову и Пастернаку), стал британским гражданином. Не выпуская, конечно, из поля зрения своего американского адресата.

Позволю себе рискованную метафору: Элиот – это Веневитинов, который родился в свободной стране и избежал ранней смерти. Сходства много: ведь тоже ранний талант (стихи писал с 14 лет), публикации и редакторская работа в литературном журнале. А когда он, уже нобелевский лауреат, ушел из жизни, наш будущий лауреат этой премии, в то время ходивший в молодых и непечатаемых поэтах Иосиф Бродский посвятил его памяти стихотворение, где обыгрывались мотивы поэзии Элиота, его переживание неуютного, пустотелого мира. «Бесплодная земля», «Полые люди» – это названия его поэм, которых у нас тогда не читали. Так, кое-что доносилось цитатами у других. «Вот так вот света конец наступает, без взрыва, со стоном он умирает» (в другом переводе: «не взрыв, но всхлип»). Потом пришла пора услышать и другое, тоже нам созвучное. «Истинная поэзия воспринимается прежде, чем понимается». «Демократия восторжествовала, и теперь быть личностью стало еще труднее, чем раньше». Это последнее наблюдение – из области все тех же трений с Америкой. Демократии, массовому началу в просвещенном обществе должен быть противовес, тормоз в виде того же просвещения и/или аристократичности. Тогда получается демократия либеральная.

На стихи Элиота есть, между прочим, весьма популярное музыкальное сочинение – мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера «Кошки» по мотивам его сборника, адресованного детям. Философично не меньше, чем «Винни-Пух». И еще одна календарная перекличка, тоже из мира музыки. Ровно на 10 лет младше Элиота был другой великий американец – композитор Джордж Гершвин (ум. 1937), которому с большим успехом удавалось скрестить традиции классиков с новыми ритмами и с популярным началом. И сейчас его «Рапсодию в блюзовых тонах» и оперу «Порги и Бесс» относят к классике. Можно сказать, что это постклассика, – в общем, полная свобода суждения, никакого железобетона.

Свобода – жизненно необходимая вещь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
864
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2654
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1809
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1415

Другие новости