0
1602
Газета День в Истории Интернет-версия

20.09.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 20 сентября

Тэги: история, сша, гражданская война


история, сша, гражданская война Джон Рейнольдс был хороший генерал, и при нем были освященные традицией атрибуты полководца. Но война выявляет и тщету всего этого.
Фото из архива библиотеки колледжа Франклина и Маршалла

Круглые цифры, величественные исторические юбилеи – большой соблазн, удобное средство для оформления идеологической доктрины. 150 лет назад в России, переживавшей тогда период больших перемен, оно было сочтено нелишним. И 20 сентября 1862 года в Великом Новгороде открыли памятник «Тысячелетие России». Призвание варягов, произошедшее с их участием учреждение государства – мифологическая материя, темна вода во облацех. Но если, отодвинув в сторону почву и судьбу, обратиться к реальным биографиям, все предстанет в несколько ином свете.

В тот же день 1843 года родился сын Александра II, реформатора, и наследник престола – Николай Александрович, несостоявшийся русский царь. Можно только гадать, каким оказался бы он на троне. Путешествуя по Италии, цесаревич заболел туберкулезным менингитом и умер в Ницце в 1865 году, двадцати одного года. Воцарился его брат Александр III, контрреформатор.

А за океаном, в США, синхронно с разворотом наших Великих реформ произошло свое освобождение рабов и привело к Гражданской войне – между Севером и Югом. Одним из самых заметных полководцев Севера стал родившийся 20 сентября 1820 года генерал Джон Рейнольдс, которого современники считали лучшим военачальником в федеральной армии. 1 июля 1863 года он командовал войсками в битве при Геттисберге, ставшей переломной точкой в ходе войны и полной победой северян. И сам пал в этом сражении, причем точных обстоятельств его гибели мы не знаем до сих пор. Когда идет война, из-под ног у человека уходит почва. Вот здесь-то и понимаешь резон консерватизма с точки зрения свободы. Как сказано у Фазиля Искандера: то, на чем стоят ноги, должно быть неподвижно.

Сосед генерала по календарному листку – на первый взгляд антипод военных людей, итальянский журналист-пацифист Эрнесто Теодоро Монета (1833–1918). Почему только на первый взгляд? Еще подростком он участвовал в восстании соотечественников, боровшихся за независимость, но дело не в этом. Да и пацифист он был искренний, даже «воинствующий» – такую ему дали парадоксальную характеристику. Перу Монеты принадлежит четырехтомный труд «Войны, восстания и мир в XIX столетии» (1903–1910), он настаивал, что войны неэффективны, и Нобелевской премии мира был удостоен не просто так. Но вся закавыка – в его национализме, в патриотическом пафосе. В шкале ценностных приоритетов, которой Монета придерживался, нация как коллективный субъект истории стоит выше, чем отдельный человек. И вот пацифист стал, как патриот, бить в барабаны войны – сначала итало-турецкой 1911–1912 годов, потом Первой мировой...

Есть некая перекличка с этим в образе и наследии родившегося 20 сентября 1899 года американского культуролога и политического мыслителя Лео Штрауса (ум. 1973). Немецкий еврей, покинувший родину незадолго до прихода нацистов к власти, – казалось бы, какой у него мог быть роман с националистической идеологией? Но факты – упрямая вещь. Либерал и – о чем тут говорить – убежденный противник национал-социализма, Штраус был под очень большим влиянием таких философов, как Мартин Хайдеггер и Карл Шмитт, которые оба – вот совпадение, а? – состояли в НСДАП и были связаны с ее идеями. Именно благодаря почвенному, консервативному аспекту своих воззрений. И у Штрауса так и остались переплетены либеральное начало и традиционалистское, то, которое трактует почву не всегда с точки зрения опоры под ногами индивида.

И здесь нам пора вернуться в российский контекст, причем сосредоточившись еще на одной стороне такого многомерного явления, как традиция. А именно – та толща культуры и человечности, которая создается и наращивается долгой работой. Неуклонностью и неустанностью – так я бы это сформулировал.

20 сентября 1837 года родился русский биолог, врач-анатом, педагог Петр Лесгафт (ум. 1909), разработавший в нашей стране систему физического воспитания (его имя носит Университет физической культуры, созданный по его инициативе). Но главное в наследии Лесгафта – некая общая методология. «Все, что упражняется, – развивается и совершенствуется; что не упражняется – распадается» – вот его принцип. И еще один остроактуальный аспект – теория школьных типов. Он выделяет следующие: лицемерный тип; мягко забитый; злобно забитый; угнетенный; честолюбивый. По мне, злобно забитый – это в самую точку про нас. Каждый день наблюдаем.

Евгений Евтушенко посвятил Лесгафту главу в поэме «Казанский университет», там упоминаются его служебные злоключения и происходит диалог с оппонентом, причем неглупым. «Зачем вы, милейший Петр Францевич,/ В крамольные влезли дела?/ Любовь к либеральненьким фразочкам/ До глупостей вас довела...» И далее по всему выходит, что добром это не кончится. И так оно и случилось. Но вот финальная реплика Лесгафта: «А я гражданин. С этой кафедры/ Уволить нельзя никогда».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
736
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2478
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1670
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1287

Другие новости