0
1370
Газета День в Истории Интернет-версия

04.09.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 4 сентября

Тэги: история, театр сатиры, плучек


история, театр сатиры, плучек Валентин Плучек – всем известный, заслуженный, увенчанный. И при этом наделенный остротою видения.
Фото ИТАР-ТАСС

В свое время Илья Эренбург признался, что, будучи писателем и имея дело с цензурой, завидует композиторам: музыка, не говоря ничего, может сказать все. Возразить на это нечего – но стоит лишь заглянуть в анналы музыкальной истории, и там обнаружатся такие страсти... Вокруг некоторых фигур словно выстраивается силовое поле: вот сторонники, вот противники.

Таким полюсом был, например, Рихард Вагнер. На одном календарном листке – два больших композитора, антагонисты по своему отношению к нему.

Австриец Антон Брукнер, родившийся 4 сентября 1824 года (ум. 1896), был ярко выраженный вагнерианец и притом – что совершенно этому не противоречит – мистически настроенный музыкант. Наконец, индивидуальность его неотделима от эпической мощи, монументальности форм. От громкости, хочется сказать. И место в пантеоне великих давно за Брукнером закреплено. Его симфониями дирижировали фон Караян, Вальтер, Аббадо, Рождественский, Булез...

Чуть помедленнее, кони. Чуть полегче. 120 лет назад, 4 сентября 1892 года, родился французский композитор, дирижер и музыкальный критик Дариюс Мийо (ум. 1974), который того самого Вагнера ненавидел. У Мийо были совсем иные ориентиры – Дебюсси, например. На первом плане как будто те же жанры, что у приверженцев эпоса: симфонии, оперы, концерты. Но малая форма уравнена в правах с крупной, иногда даже предпочтительнее. И источники такие, от которых Брукнера кондратий бы хватил: американский джаз, фольклор Бразилии, куда Мийо ездил секретарем Поля Клоделя – поэта и французского посла.

Мийо входил в «Шестерку» – группу композиторов, получившую название по аналогии с «Пятеркой», как именовали во Франции русскую «Могучую кучку». Сам он, правда, эстетическую общность с Артюром Онеггером или Франсисом Пуленком отрицал, признавая лишь дружбу. Потом «Шестерка» распалась. Но... представление продолжается. В игровом театре – тоже поиски партнеров. Поиски и нахождения.

4 сентября 1896 года появился на свет соотечественник Мийо – Антонен Арто (ум. 1948), драматург, актер, режиссер, теоретик сценического искусства. «Театр жестокости» – так он обозначил свою концепцию. Под жестокостью Арто понимал любое действие, требующее усилий, в том числе доброе. Актерам надо приобщить зрителей к участию в этом действии, что тоже, согласитесь, жестоко. Воззрения Арто повлияли на многих крупных режиссеров – на британца Питера Брука, например.

А у Брука в Москве был двоюродный брат, тоже режиссер театра, и как раз сегодня день его рождения. Это Валентин Плучек (1909–2002), который в течение долгого времени руководил Театром сатиры и в данном качестве нам еще памятен. Его творческая биография начиналась у Всеволода Мейерхольда. Потом, когда уже и имя Мейерхольда нельзя было произнести, в предвоенной Москве появилась так называемая Арбузовская студия (драматург Алексей Арбузов вместе с Плучеком выступил ее организатором), по сути дела предвестие будущего «Современника». А когда в послесталинской атмосфере Плучек получил Театр сатиры, многие его спектакли стали вехами. Например, эрдмановский «Самоубийца», поставленный в 1982 году и тут же запрещенный. Скандальность проистекала не только из текста, но и из присущей Плучеку заостренности видения.

И был у него еще один спектакль, тоже прогремевший и, как и его литературная основа, попавший в опалу, – «Теркин на том свете» (1966) по сатирической поэме Александра Твардовского. С Анатолием Папановым в главной роли и музыкой Родиона Щедрина. Но коль скоро я вспомнил эту вариацию на темы Данте, то не могу не сказать о другой круглой дате, связанной с именем Твардовского. Дело в том, что ровно 70 лет назад, 4 сентября 1942 года, в газете «Красноармейская правда» началась публикация «Василия Теркина». Четырьмя годами ранее в этот самый день, 4 сентября, в «Красной звезде» впервые прозвучало: «Если меня убьют, считайте меня коммунистом». А тут...

«На войне, в пыли походной,/ В летний зной и в холода,/ Лучше нет простой, природной –/ Из колодца, из пруда,/ Из трубы водопроводной,/ Из копытного следа, / Из реки, какой угодно,/ Из ручья, из-подо льда, –/ Лучше нет воды холодной,/ Лишь вода была б – вода». Вот какие строки выстроились на газетной полосе 70-летней давности. Что это было? Невозможно не расслышать здесь творческий манифест, программную, если хотите, декларацию. Чуть ниже идет ее продолжение: «А всего иного пуще/ Не прожить наверняка/ Без чего? Без правды сущей,/ Правды, прямо в душу бьющей,/Да была б она погуще,/ Как бы ни была горька».

Вот оно в чем дело. Твардовский провозглашает адекватность, соответствие вещей своей природе. И тем самым – отказ от лжи во всех ее формах. Прямая дорога к будущему «Новому миру», к заре свободы. И что примечательно: подобно вышеупомянутой музыке, коей завидовал Эренбург, Твардовский в искусстве слова воплотил негативную, что ли, свободу. То есть отсутствие лжи. Не сказал полной правды о происходящем, даже и осознать ее тогда не мог. Но отрешился от вранья и идеологического начала – и этого оказалось достаточно. Отсутствие следов всего этого в «Книге про бойца» просто поражает.

Урок, мне кажется, на все времена.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
847
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2635
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1790
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1399

Другие новости