0
1308
Газета День в Истории Интернет-версия

25.06.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 25 июня

Тэги: история, кино


история, кино Альберт Филозов и Любовь Полищук сыграли двух одиноких людей. Они чувствуют свою обреченность на это состояние.
Кадр из фильма «Пришел мужчина к женщине». 1990

«Свой-чужой», «свой-чужой»... Так работает система автоматического распознавания в современной военной авиации: самолеты непрерывно передают нечто вроде пароля, позволяющего их идентифицировать. В сущности, поведение любого человека – это цепочка бессознательных жестов и сигналов подобного рода. И, конечно, свидетельств о масштабе личности.

До нас не дошли сценические работы актрисы Ольги Садовской, родившейся 25 июня 1849 года (ум. 1919) и блиставшей в Малом театре, прежде всего в пьесах Островского. Но юная Фаина Раневская, оказавшись однажды на одной скамейке с Садовской и поняв это, почувствовала: сидеть рядом с нею уже не сможет. Ведь это та самая артистка, от чьей игры у зрителей захватывало дух. Что ж, счастливый случай: талант как родство со всеми.

Однако личностные сигналы могут оповещать мир о разных вещах. В том числе об инородности, инаковости. Сегодня исполняется 75 лет маститому нашему актеру Альберту Филозову, у которого, по определению кинокритика Нины Цыркун, «амплуа постороннего: иностранца... или чужого среди своих».

И в самом деле. Первая заметная кинороль была у Филозова в фильме 1972 года «Вид на жительство» – он сыграл там молодого медика, который в зарубежной турпоездке становится невозвращенцем (потом, разумеется, и на Западе оказывается чужаком). Затем были отрицательные герои разного рода, опять-таки в лентах советского пошиба. К счастью, еще существует театр. Снип-снап-снурре... и вот в силу счастливого сцепления случайностей происходит открытие нового явления.

В 1978–1979 годах Анатолий Васильев поставил в Театре имени Станиславского «Первый вариант «Вассы Железновой» Максима Горького и «Взрослую дочь молодого человека» Виктора Славкина. И Филозов – Бэмс из «Взрослой дочери» проснулся звездою. Джаз как эстетическая оппозиция, крылатая фраза: «Да, Бэмс, это жизнь!» Потом – разгон театра, странствия, громкие спектакли на Таганке и в «Школе современной пьесы»... Стремительно меняется все вокруг, но вот что примечательно: Филозов по-прежнему всегда и везде хоть в чем-то, но чужой. «Я всегда уходил, как Колобок, от всех», – говорит он. И еще: «...Я сейчас в театре «Школа современной пьесы», хотя я не люблю современную пьесу. Я люблю классику...»

Какую область человеческой деятельности ни возьми, увидишь как минимум неполную востребованность, дискомфортность. 25 июня 1928 года родился физик Алексей Абрикосов, академик, лауреат Нобелевской премии. Жизнь удалась. Но в начале его научного пути, когда он готовился к защите диссертации, его родители – известные медики из Кремлевской больницы – были отстранены от работы: шла кампания против врачей-вредителей. А с начала 90-х Абрикосов работает в Америке...

Вернемся, впрочем, к миру гуманитарному и художественному. 25 июня 1885 года родился писатель и переводчик Михаил Дьяконов, в чьей передаче доходили до русскоязычных читателей Теккерей, Роллан, Синклер, книги Амундсена. Вообще это была его специализация: описания путешествий. Служил он советским торгпредом в Норвегии.Как будто ниша найдена. Но в 1938-м Дьяконов расстрелян. (Его сын Игорь Дьяконов был крупнейший скандинавист, а в 1944 году на фронте написал нравственно-философский манифест «Киркенесская этика».).

А 25 июня 1907 года появился на свет большой русский поэт Арсений Тарковский (ум. 1989). Происходил он из семьи, что называется, народной интеллигенции, отец его участвовал в «Народной воле». Но после 1917-го такие люди оказались не в чести: социально чуждые – так это называлось. Кстати, Общество политссыльных и политкаторжан в СССР было ликвидировано 25 июня 1935 года.

И вот – бремя на всю жизнь: двойное существование. Такие стихи не востребованы, они обречены оставаться в столе. А для заработка, для статуса выдвигаются на первый план журналистские командировки, переводы. Хрестоматийными стали строки Тарковского: «Для чего я лучшие годы/ Продал за чужие слова?/ Ах, восточные переводы,/ Как от вас болит голова». Этим литературным обеспечением советской империи дань, которую платил системе Тарковский, не исчерпывалась. На войне он писал стихи в армейскую печать по указаниям военачальников, сочинил даже «Гвардейскую застольную» с тостом «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина» (что было, правда, цитатой). А теневой литературной среде лишь предстояло выйти на свет.

Что же до переводов, то как раз сегодня день рождения австрийской поэтессы и писательницы Ингеборг Бахман (1926–1973), тоже прожившей мучительную, драматичную жизнь – но на личной почве, конечно. Вот ее слова: «Переводить – важнейшая человеческая обязанность, даже если об этом ничего не говорится в Хартии о правах человека». Перевод – это ведь не что иное, как понимание. Понимание одиноких других.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
757
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2504
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1692
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1310

Другие новости