0
1361
Газета День в Истории Интернет-версия

27.01.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 27–29 января

Тэги: история, литература, философия


история, литература, философия В наше время сказки Кэрролла продолжаются. В виде, например, возвращения в волшебные края через много лет.
Кадр из фильма Тима Бёртона «Алиса в Стране чудес». 2010. В главной роли Миа Васиковска

Веществам, которые встречаются в природе, издавна присвоены постоянные эпитеты, рожденные нашим восприятием. Воск, например, есть воплощенная мягкость, а гранит – твердость. Но это образы. А немецкий геолог Карл Фридрих Христиан Моос, родившийся 29 января 1773 года (ум. 1839), предложил специальную минералогическую шкалу твердости, которая носит его имя. Там все измерено опытным путем и переведено на язык цифр.

Ну а метафорически твердость все привыкли ассоциировать с властью. Соответственно если правитель теряет твердую линию поведения, то он в глазах подданных лишается – хотя бы отчасти – того, что сейчас называют легитимностью. 28 января 1077 года император Священной Римской империи Генрих IV (не путать с позднейшим одноименным королем Франции) встал на колени у ворот замка в Каноссе (Апеннины), принадлежавшего Папе Григорию VII, который отлучил его от Церкви. «Хождение в Каноссу» – под таким названием вошел в историю этот эпизод – стало синонимом раскаяния, унижения, отказа человека от самого себя.

А бывают люди, которые в Каноссу никогда не пойдут. Немецкого философа Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга – он родился 27 января 1775 года, умер в 1854-м – в кружке иенских романтиков прозвали «гранитом». Имелась в виду сила и стойкость личности, целеустремленная сосредоточенность на выстраивании целостной натурфилософской картины мира. Картины, если использовать математическую терминологию, не скалярной, а векторной, то есть имеющей цель и направленность. В природе, по мысли Шеллинга, происходит творческий процесс становления единого целого, движимый мировой душою.

Когда за всем сущим видится Абсолют, человеку с таким типом философствования начинает мешать все, кроме укладывающегося в эту схему. Разрывы Шеллинга с учителями и собратьями по духу – в частности, Фихте и Гегелем – коренятся, может быть, именно здесь. Одна гранитная скала не может потерпеть рядом с собой другую, сходную по устройству. «С кем протекли его боренья?/ С самим собой, с самим собой...»

Не поискать ли нам в универсуме культуры не столь высокогорные, но потому и более уютные места? 28 января 1706 года появился на свет английский деятель просвещения Джон Баскервилл (ум. 1775). Фамилия его у нас, конечно, вызывает в памяти знаменитую страшную собаку, но она здесь ни при чем. Кто имеет касательство к печатному делу, тот подскажет: есть такой изящный типографский шрифт – баскервиль. Его-то и придумал этот британский издатель.

И, наверное, из тех же срединных слоев мироздания – между небом и землей, но ближе к этой последней – причудливая и забавная художественная система, созданная другим жителем Альбиона. Звали его Льюис Кэрролл, он родился 27 января 1832 года (ум. 1898). Кто не слышал в наше время про его героиню, девочку из «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье»? На слуху и в зрительной памяти после экранизаций и книжных картинок ее приключения, встреченные ею странные... гм... объекты – прибегнем в данном случае к предельно обобщенному определению. Тут вот что очень существенно: по роду занятий Льюис Кэрролл был математик и философ-логик. Изыскания в этих областях знания и художественные сочинения проистекают из одного источника. Как и игры со словом. Математический, философский, лингвистический склад ума Кэрролла ведет к тому, что тексты для детей содержат второй план, до которого при желании доберутся взрослые.

Для интерпретации – полная свобода. Плюрализм, одно слово. Ироническая, парадоксальная природа кэрролловского таланта абсолютно несовместима с... с чем? Да с твердостью гранита. С Абсолютом. Хоть с тем, в шеллингианском духе, хоть с каким угодно другим. Во всяком случае, пафосным и надмирным. А для языка – весело и привольно. Есть, например, в английском языке два фразеологизма: «сумасшедший, как шляпник» и «сумасшедший, как мартовский заяц». У Кэрролла они материализовались. Можно знать происхождение этих оборотов, можно не знать – теперь они неотделимы от Кэрролла и иначе как через его волшебную призму уже не воспринимаются.

И – непохожее на Кэрролла, но перекликающееся с ним явление. 100 лет исполняется 28 января со дня рождения американского художника Джексона Поллока (ум. 1956), по общепринятой классификации – из представителей абстрактного экспрессионизма. Расстилал человек холст на полу и опрыскивал его, или расплескивал красящее вещество, или распылял песок, создавая песчаные картины. Логически связный замысел – непонятно где. Импровизация. Абсурд и свобода. А сам художник во время этого процесса созидания исполнял с инструментом самостоятельный танец. Предоставляя реальности выявить скрытые в ней возможности, которые нам познать, быть может, не дано.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
848
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2636
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1792
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1400

Другие новости