Парацельс работал с лекарствами, зная, что это, в сущности, яды. И прожил тяжкую жизнь.
Портрет работы Квентина Массиса
«Яды, или Всемирная история отравлений»... Есть такой фильм, где главному герою снятся знаменитые отравители из былых времен, и все это проецируется на перипетии его нынешней московской жизни. И в самом деле: история отравлений – это, может быть, не синоним истории человечества, но, безусловно, один из ее постоянных мотивов.
Примеров множество, от совершенно точно описанных до мифологических или почти мифологических, вроде истории Моцарта и Сальери. Но вот еще один случай, и тоже из области музыки. Итальянский композитор Доменико Чимароза, родившийся 17 декабря 1749 года, был в свое время классиком оперного жанра, несколько лет жил в Петербурге, где состоял при дворе Екатерины II. Потом уехал в Неаполь и там поддержал республику, принесенную на штыках армии Наполеона. Вернув себе трон, неаполитанский король отправил коллаборациониста Чимарозу в тюрьму, а затем выслал из страны. Пришлось ехать обратно в Россию. Но по дороге, в Венеции, в 1801 году Чимароза умер. Поговаривали, что он был отравлен.
Казус? Как посмотреть. «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным». Эти слова принадлежат знаменитому врачу, алхимику и магу Парацельсу, который появился на свет, по некоторым данным, 17 декабря 1493 года (ум. 1541). Настоящее имя его было еще более звучное, завораживающее рифмовкой: Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, а Парацельс – это значит в переводе с латыни «подобный Цельсу», в честь древнеримского философа и врача, основателя медицинской терминологии. И сравнение это Парацельс выдерживает. Ему удалось создать несколько лекарств, с помощью точной рецептуры победив вредоносные свойства, им присущие. А однажды ему даже удалось остановить эпидемию чумы, причем способом, который позволяет говорить о Парацельсе как о провозвестнике вакцинации. Которая ведь тоже, если вдуматься, есть прямое приложение принципа, который я процитировал выше.
Но большею частью своей славы Парацельс обязан не созданием лекарств, эффективность которых может быть достоверно подтверждена или опровергнута. Ореол его имени образуют не столько медицина и химия в современном рациональном смысле, сколько алхимия, оккультные знания и прочая мистика. В те времена эти формы учености еще пребывали в состоянии синкретического единства. Но для самого Парацельса его занятия грозили множеством опасностей: обвинить алхимика и мага в сговоре с дьяволом было проще простого. Жизнь прошла в бедах и скитаниях.
То ли дело биография чешского физиолога и анатома Яна Эвангелиста Пуркине, родившегося 18 декабря 1787 года (ум. 1869). Он положил начало гистологии – науке о строении живых тканей, занимался фармакологией, изучал воздействие разных веществ на человеческий организм, исследовал работу наших органов чувств, прежде всего глаза. Ему удалось открыть изменение нашего восприятия цветовых сочетаний в сумерках, так называемый эффект Пуркине. Но, что примечательно, он был человеком с отчетливо выраженными гуманитарными интересами. Состоял, например, членом ордена пиаристов (не путать с пиарщиками) – братства, ставившего задачей обучение и воспитание молодежи. И переводил на чешский язык стихи Гете и Шиллера.
А что касается особенностей зрения в пору сумерек, то здесь просматривается что-то общее с событием, случившимся в Японии 16 декабря 1997 года. Тогда по телевидению была показана очередная серия анимационного кино о покемонах, то есть карманных монстрах – этакой вариации компьютерных и видеоигр. У нескольких сот детей появились симптомы эпилепсии. После этого демонстрацию все новых и новых серий о покемонах (тогда была 38-я) пришлось на некоторое время прервать. Что ж, урок на будущее. Где чудища, где выход за пределы нормального человеческого бытия – там подстерегает беда. И в самом деле: на мистику человек от природы не рассчитан.
И вообще, некоторые пессимисты считают, что жить вредно: от этого умирают.