На рыболовном судне «Гринпис» («Зеленый мир») группа Боба Хантера в 1971 году протестовала против американских ядерных испытаний на Алеутах.
Фото Robert Keziere/Greenpeace
Во всяком начинании главное – это, извините за тавтологию, нАчать. Или, как иные говорят (и делают), – начАть.
Отсчет градусов земной долготы и часовых поясов – не исключение. Нужен исходный, нулевой меридиан, желательно единый для всех стран мира. 13 октября 1884 года в качестве такового был принят меридиан, который проходит через ось одного из инструментов Гринвичской обсерватории, названной по историческому предместью Лондона. Можно рассматривать этот выбор как торжество глобализма и западной гегемонии – но и как акт в культурологическом плане уязвимый, сопряженный с рядом трудноразрешимых проблем. Ведь без мультикультурализма единству человечества опять-таки не бывать.
Но подождем с философскими антиномиями. Обратимся пока к специфической части деятельности известных людей – не к творческому их наследию, а к институциям, ими основанным.
Русский врач-терапевт Максим Кончаловский, родившийся 13 октября 1873 года (ум. 1942), брат художника Петра Кончаловского, не просто создал школу (то есть научное направление) клиники внутренних болезней. Он был председателем Московского терапевтического общества, организовывал конгресс по ревматизму, проходивший в 1934 году в Москве. Оказавшись в 1941 году в эвакуации в Куйбышеве, он написал мемуарную книгу «Моя жизнь, встречи и впечатления», где есть существенные наблюдения о том, чем все это было движимо. Похоже, что это была, по его выражению, «работа выбора или отбора самого лучшего». В семье Кончаловских с детства учили только на безупречных образцах, на высшем из достигнутого писателями, художниками, музыкантами. Так взращивалась дееспособная творческая среда. Дом – центр собирания талантливых людей. Что называется, лучше не бывает. И на фоне рассказа об этом, о вере в прогресс и счастливое будущее, читаешь признание, от которого можно опешить.
Вот оно: «История показала, что принесенные нашим народом жертвы недостаточны для лучшей и спокойной жизни». То есть как – надо было пролить еще больше крови?
Ну что ж. Сделаем паузу. Это голос элиты, ее точное самовыражение. По-видимому, в сентенции Михаила Жванецкого, что в консерватории надо кое-что подправить, меньше шутки, чем хотелось бы кому бы то ни было.
Традиционно адресуемый русской интеллигенции упрек в «безрукости», неспособности к организации и самоорганизации – это, конечно, очень большое упрощение. Вот, например, две незаурядные фигуры. 13 октября 1834 года родился зоолог и антрополог Анатолий Богданов (ум. 1896), инициатор создания Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Русской ассоциации для развития наук, Комитета акклиматизации животных при Императорском обществе сельского хозяйства, – оборву список за недостатком места. И сегодня же день рождения крупного ботаника и географа Владимира Комарова (1869–1945). В советское время он был первым директором Института истории естествознания и техники, президентом Всесоюзного ботанического общества и даже президентом АН СССР. А кроме того, с именем Комарова связано своевольное сюжетное ответвление.
Недалеко от Ленинграда в дореволюционном еще дачном поселке Келломяки на берегу Финского залива, принадлежавшем до 1940 года Финляндии, в 1945-м было решено построить дачи для академиков, в том числе Комарова. Потом поселок переименовали в его честь. «На недельку, до второго/ Я уеду в Комарово...» Потом в этом дачном поселке отдыхали Анна Ахматова (она там и похоронена, как и многие другие прославленные люди), Евгений Шварц, Дмитрий Шостакович, Иосиф Бродский, братья Стругацкие. Был замечательный лес. Теперь он опустел. Ни зверей, ни птичьих голосов. Окружающая среда деградировала.
Естественно здесь будет перейти к экологическим материям. Но сегодняшняя тема – люди-организаторы, и я назову двоих. Принцесса Мария Анна Амалия Гессен-Гомбургская, в замужестве принцесса Прусская, родилась 13 октября 1785 года (ум. 1846). Попечительствовала детям-сиротам и заключенным берлинских тюрем. И при этом принадлежала к антинаполеоновской «партии войны», учредила Женский патриотический союз и обратилась с «Воззванием королевских принцесс к женщинам прусского государства». Французский физик Эжени Коттон, появившаяся на свет 13 октября 1881 года (ум. 1967), создала и возглавила Международную демократическую федерацию женщин. Весьма просоветскую.
А как же экология? «Читатель ждет уж рифмы «розы»? На вот, держи ее скорей». Круглая дата: 70-летие со дня рождения Роберта (Боба) Хантера (ум. 2005), канадского журналиста, одного из основателей и первого президента всемирно знаменитой независимой общественной организации «Гринпис» (Greenpeace, то есть «Зеленый мир»).
Хантер и его единомышленники заставили весь мир думать о природной среде и оборотной стороне наших технологий – мирных и военных. Заставили с помощью весьма экстравагантных акций, вроде приковывания себя к нефтяным платформам. А что при этом в аргументации гринписовцев от свободного разума и что от иррациональных страстей – разбираться придется долго. Хорошо, если злоба дня пройдет.
Обращу внимание на кое-какие мелочи. Канада, родина Хантера, – британский доминион. Название «Гринпис» – из английского языка. От Гринвичского меридиана, как ни крути, никуда не денешься.