0
1400
Газета День в Истории Интернет-версия

02.09.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 2–4 сентября

Тэги: история, литература, медицина


история, литература, медицина Лев Николаевич и Софья Андреевна, при всех оговорках, – пара. Две крупные личности.
П.И.Бирюков. Биография Л.Н.Толстого. Т. 4, ч. 2. М., 1922

Что-то нынче в календаре погромыхивает. На Первой мировой войне 3 сентября 1914 года подводная лодка (немецкая) впервые потопила военный корабль (британский), попав торпедой в пороховой погреб. А ровно за полвека до этого, 3 сентября 1864-го, взорвалась лаборатория Альфреда Нобеля в Стокгольме, где он работал над созданием динамита. Погибли его брат и пятеро помощников.

Кстати, о Первой мировой. Французский политический деятель, историк и публицист Жан Жорес, родившийся 3 сентября 1859 года, стал, как говорят, ее первой жертвой – еще до начала боевых действий. В парижском кафе он был убит 31 июля 1914 года, накануне объявления о мобилизации. Стрелял националист, и его выбор жертвы был закономерен. Убеждения Жореса можно определить как тот общепринятый у тогдашней левой интеллигенции социализм – уязвимый, конечно, но незлокачественный. А к шовинизму Жорес был непримирим. Защищал капитана Дрейфуса, обвиненного антисемитами в шпионаже. И – один наперекор огромному большинству – выступил против патриотического угара в 1914-м.

По соседству – Федор Гааз, русский медик, выходец из Германии. Он родился 4 сентября 1780 года (ум. 1853) и прославился как старший врач московских тюремных больниц, по прозвищу «Святой доктор». Доктор, много лет положивший на то, чтобы арестантов, когда их ведут по этапу, не приковывали попарно к железному пруту. И почти все свои деньги тративший на благотворительность.

Когда речь идет о пацифизме или об отрицании жестокости и насилия, естественно приходит на ум имя Льва Толстого. А 3 сентября – день рождения Софьи Андреевны Толстой (1844–1919), его жены и помощницы. Она сама и ее отношения с мужем – вечная тема для толков и перетолков. Тут и литературоведение, и кино, и даже фольклор – вернее, стилизация под него. Помните? «Жил-был великий писатель/ Лев Николаич Толстой,/ Не ел он ни рыбы, ни мяса,/ Ходил по деревне босой.// Жена его Софья Андревна/ Обратно, любила поесть./ Она не ходила босая,/ Спасая фамильную честь...» Авторы – Алексей Охрименко, Сергей Кристи, Владимир Шрейберг. Но о жене Толстого писали и куда более именитые люди.

Например, Горький, посвятивший ей специальную статью. Он, конечно, не преминул провести там свою любимую мысль, что истину художникам следует не искать, а создавать. Но попутно высказал несколько более существенные суждения. «Лев Толстой, как все великие художники, относился к людям очень снисходительно; у него были... оценки, часто совершенно не совпадавшие с установленной моралью», – замечает Горький. Но вот Софья Андреевна была в этом отношении, так сказать, более традиционным человеком. Видела мелочность и ничтожество многих из тех, кто окружал Толстого. И это порождало трения между Львом Николаевичем и Софьей Андреевной. Такую же роль сыграло ее нежелание принять идеи позднего Толстого – отказ от собственности и многое другое.

Горький откровенно признается, что Софья Андреевна никогда не была ему симпатична. «Я подметил в ней ревнивое, всегда туго и, пожалуй, болезненно натянутое желание подчеркнуть свою неоспоримо огромную роль в жизни мужа». Бог ты мой, какие невинные бывают у смертных слабости. Все мы человеки. Разве не несовершенство наше составляет, в конце концов, неповторимость и ценность личности? Лишь каких-то границ не переходить. Собственно, Горький прямо пишет, что «грехи» Толстого не принижают его образ.

И тут очень важны слова о Софье Андреевне, которые принадлежат художнику Леониду Пастернаку, семью Толстых близко знавшему: «Она во многих отношениях была крупным, выдающимся человеком – в пару Льву Николаевичу... Софья Андреевна сама по себе была крупной личностью».

Конечно, Толстой – фигура исключительная, и это неизбежно проецируется на его окружение. Можно отыскать и не столь хрестоматийные случаи.

2 сентября 1857 года родился Иван Каблуков (ум. 1942), русский химик, почетный член АН СССР. Тематика его работ (теория растворов) большинству просвещенной публики безразлична. Если я скажу, что при большевиках его арестовывали, то это, может быть, вызовет толику интереса к фигуре преследуемого ученого, но ведь таких было много. Но есть в личности Ивана Каблукова деталь совершенно уникальная, штучная. Он послужил прототипом Человека рассеянного у Самуила Маршака («Вот какой рассеянный/ С улицы Бассейной!»). Причем рассеянность его детский классик, скажем так, несколько преувеличил. Но какая разница? Тут есть некоторое сходство с (псевдо)фольклором о Льве Николаевиче и Софье Андреевне, своего рода анекдотическая культура – в том значении этого последнего термина, которое используют микробиологи. А главное, хоть кому-нибудь от этой рассеянности разве было худо? Она в этом смысле стерильна. Не взрывается, будьте спокойны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
851
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2644
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1796
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1403

Другие новости