В фильме «Речка Крокодила Гены» Леонид Шварцман снялся со своими героями. Это его мир.
Фото РИА Новости
Серьезное и смешное – это не противоположные полюса. Это взаимопроникающие, перетекающие одна в другую стороны действительности.
Актер Анатолий Солоницын, родившийся 30 августа 1934 года и рано ушедший из жизни (он умер в 1982-м), остался в памяти по фильмам и спектаклям глубоким, философским. В Ленкоме он играл, например, Гамлета в спектакле Андрея Тарковского. Это была не первая встреча Солоницына с прославленным режиссером. Напомню, что известность актеру принес его фильм «Андрей Рублев», где он сыграл заглавную роль. И проблематика этой картины, где сопрягались религиозные и культурно-философские вопросы, так или иначе проходит через все творчество как Тарковского, так и Солоницына. Потом в фильме Александра Зархи «26 дней из жизни Достоевского» Солоницын исполнил роль великого писателя. А в «Сталкере», снова у Тарковского, его персонаж назывался просто писателем. Разумеется, ищущим, пребывающим в кризисе. А разве бывают какие-то другие?
Теперь посмотрим, где тут по соседству обретаются смех и веселость. Вот они тут как тут.
Если в интернетовской поисковой программе набрать словосочетание «художник Шварцман», получим отсылку сразу к двоим нашим соотечественникам. Один – мэтр «другого искусства» Михаил Шварцман, автор многочисленных иератур, то бишь циклов живописи и графики, где древние магические культы переводятся на язык искусства. В общем, воплощенная серьезность. Другой – Леонид Шварцман, который родился 30 августа 1920 года. Фамилия его нельзя сказать что на слуху у всех, но работы известны решительно каждому. И если назвать их автора, ответом непременно будет улыбка. Герои этого художника анимационного кино куда известнее, нежели он сам.
Весь список оглашать необязательно. Достаточно назвать Крокодила Гену, который работает в зоопарке крокодилом, и Чебурашку, и старуху Шапокляк, и философствующего Удава, который равен 38 попугаям (плюс одно попугайское крылышко) и в задумчивости так подкладывает хвост под голову, что жест этот достоин роденовского Мыслителя. Смешно до колик и рождает ощущение самого настоящего катарсиса.
Кстати, о мультипликации. Для этого вида искусства сегодня еще одна дата: 30 августа 1877 года французский изобретатель Эмиль Рено получил патент на праксиноскоп – оптический прибор, который был предшественником рисованного кино.
А теперь вернусь к крокодилу. Вечному персонажу мировой культуры и искусства. Знаменитый британский физик Эрнест Резерфорд, родившийся 30 августа 1871 года (ум. 1937), удостоился от своих студентов прозвища «Крокодил». Как вы думаете, почему? За добрый нрав. Студенты рассудили по логике смеха. И когда в 1933 году в Кембридже построили здание лаборатории для Петра Капицы, резерфордовского ученика и друга, то на стене по заказу последнего был высечен огромный крокодил. Гены тогда еще не было, а Чуковского скульптор, вероятно, не читал. Вот такие бывают в мире культуры сближения и совпадения.
Потом, в речи о Резерфорде, Капица сказал, что годы работы с автором планетарной модели атома были самыми счастливыми в его жизни. И заметил: «Я не могу вспомнить другого ученого, в лаборатории которого воспитывалось бы столько крупных физиков. История науки показывает, что крупный ученый – это не обязательно большой человек, но крупный учитель не может не быть большим человеком».
Резерфорд вошел в историю науки как отец ядерной физики. Эта последняя, как известно, получила широчайшее практическое применение (уже после смерти Резерфорда), во многом изменила статус науки в современном мире и сам этот современный – а теперь уже постсовременный – мир. И, по словам того же Капицы, «в год смерти Резерфорда безвозвратно ушла та счастливая и свободная научная работа, которой мы так наслаждались в годы нашей молодости. Наука потеряла свою свободу. Она стала производительной силой. Она стала богатой, но она стала пленницей, и часть ее покрывается паранджой. Я не уверен, продолжал ли бы сейчас Резерфорд по-прежнему шутить и смеяться».
Вот так. Хоть физики и продолжают шутить, все же можно позавидовать крокодилу из мультика...
И еще один незаурядный человек, чьи работы прокладывали путь в мир сегодняшний. Это американский инженер Джон Уильям Мокли, один из создателей первого электронного компьютера. Он родился 30 августа 1907 года (ум. 1980). Компьютер этот назывался ENIAC и появился в 1946 году. Потом были другие, постепенно они из лабораторных экспериментальных изделий становились коммерческими. И сам Мокли работал в ряде фирм этого профиля. А как у инженера у него была еще одна задача: научить компьютер воспринимать уравнения в традиционном, а не закодированном виде. Увы, не получилось. Интересно, а юмор они когда-нибудь научатся понимать? А шутить?