0
1175
Газета День в Истории Интернет-версия

19.08.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 19-21 августа

Тэги: история, литература


история, литература Ежи Анджеевский был писатель думающий. Привычные идеи он ставил под вопрос.
Фото с сайта www.archeologiafotografii.pl

Идет борьба Добра со Злом... Или Бобра с Козлом, согласно новейшей формулировке. Так или этак, все равно неотменимо присутствие библейского оригинала, где против Творца восстали обитатели преисподней.

20 августа 1667 года в Англии вышла в свет поэма Джона Мильтона «Потерянный рай», на этом вечном сюжете основанная. Потом на Мильтона опирались многие – сначала романтики, потом символисты, экспрессионисты. 21 августа 1871 года родился русский писатель Леонид Андреев (ум. 1919), которого относят как раз к числу последних, в повести «Иуда Искариот и другие» он обратился к христианскому мифу, еретически его переосмыслив. Там оказывается, что Иуда предал Христа не со зла, не по низости своей, исполненный любви. Как, впрочем, и мильтоновский Сатана был движим жаждою свободы. Наивные времена!

То был «мир неопровергнутых утверждений», по определению родившегося 20 августа 1886 года немецкого и американского философа и протестантского богослова Пауля Тиллиха (ум. 1965). Определению, которое хочется назвать классическим, но на самом деле оно постклассическое – по самому своему смыслу. Основания для пересмотра христианской картины мира у Тиллиха были – настоятельнее не бывает: в мире после Освенцима теология должна измениться. И Тиллих, эмигрант из нацистской Германии, стал одним из тех, кто взял на себя решение этой задачи. Одна из его работ называется «Мужество быть» – и существительное, и императивная форма глагола здесь очень важны. Философия Тиллиха продолжает традиции стоицизма и экзистенциализма. И, как всякая религиозная философия, она обращает человека к поиску Бога. Но Бог этот, если можно так сказать, не витающий над нами, а открываемый каждым в своей личной глубине. И заповеди Божьи, по Тиллиху, надо искать там же.

Легко сказать: ищи Бога и истину в себе самом! Многие сочтут, что Тиллиху было легко, он теоретик. У двух польских писателей памятные даты пришлись на эти дни. Болеслав Прус появился на свет 20 августа 1847 года (ум. 1912). Ужасов XX века он не застал, по всем признакам принадлежал к той эпохе, когда фундаментальные утверждения все еще были не опровергнуты. А в одном из наиболее известных своих романов – «Фараон» – изобразил Древний Египет, обойдясь с ним, впрочем, весьма вольно. Модернизировал, что называется. Роман этот – о философии истории, то есть о предмете из сегодняшней повестки дня.

А 19 августа года 1909-го родился Ежи Анджеевский (ум. 1983), автор романа «Пепел и алмаз», по которому поставил свой знаменитый фильм Анджей Вайда. И от этой писательской биографии впечатление такое, что развивалась она по старой прусовской канве, повторяя ее на новом уровне. Работал в социалистической Польше (Прус – в Российской империи). Был тесно связан с диссидентским движением, являлся одним из учредителей Комитета защиты рабочих (Прус – активный публицист и независимый издатель). Но вот проза его – вся пронизана увиденным и пережитым. Отправляться в Древний Египет не было надобности.

И вот еще что очень важно. Творчество Пруса подпитывалось национальным духом, трагедией утраченной независимости. Все это, конечно, продолжает звучать у Анджеевского, но совсем иначе, в непривычном регистре. Почему роман о войне и подполье назван «Пепел и алмаз»? Это цитата из стихов польского поэта Циприана Норвида. «Когда сгоришь, что станется с тобою:/ Уйдешь ли дымом в небо голубое,/ Золой ли станешь мертвой на ветру?..» И далее поэт загадывает: «Что пепел скрыл от нас? А вдруг/ Из пепла нам блеснет алмаз,/ Блеснет со дна своею чистой гранью...» Неопределенность. В фильме ей найдено идеальное соответствие: главный герой, смертельно раненный, умирает под Полонез Огинского – но на свалке. Национальный дух под знаком вопроса.

Но именем чего он ставится под сомнение? Вероятно, такими силами, котоые коренятся в глубине личности (см. выше о Тиллихе) и подсказывают, что так, а что не так. У них твердые, выношенные ориентиры. Все ведь, в конце концов, было в истории человечества несчетное число раз. Записано, заснято, сохранено в виде файлов. Подсчитано, отмерено, взвешено.

21 августа 1968 года войска СССР и других стран Варшавского договора вторглись в одну из союзных им стран, Чехословакию, чтобы подавить там либерализацию. Что, кому-то из сколько-нибудь вменяемых людей не было ясно хотя бы в глубине души, что делается гнусность, международное преступление? Кто не в силах до этого понимания дойти, тому уже ничто не поможет.

И точно так же обстоит дело с датой, исполняющейся 19–21 августа, – с двадцатилетием августовского путча и августовской победы, тех событий, о которых в этом номере говорится много. Перед нами ярко выраженный случай недоказуемой очевидности. Кому ясно, что защита Белого дома и свержение коммунистической власти были актом добра, тот не нуждается в дополнительных растолковываниях этого. Кто считает иначе, для кого абсолютная отрицательность тоталитаризма – идея неприемлемая, тому ничего не втолкуешь. Надо отдавать себе отчет: наше общество непоправимо расколото. По разные стороны раскола исповедуются разные понятия о том, что есть добро и что есть зло.

У человека от рождения есть право выбора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
906
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2705
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1848
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1458

Другие новости